Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении внешнеэкономической деятельности


О налогообложении внешнеэкономической деятельности


С.В. Плужникова,  
зам. начальника отдела Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Представительство иностранного юридического лица занимается на территории Российской Федерации предконтрактной подготовкой (согласованием технических условий, технических спецификаций на материалы и оборудование, изучением рынка, поиском новых партнеров). Контракты и договоры подписываются только головной организацией. Что касается представительства, то оно заключает только договоры, необходимые для обеспечения деятельности офиса (договор аренды помещения, договор на поставку питьевой воды, договор на предоставление услуг связи). Приводит ли вышеуказанная деятельность к образованию постоянного представительства и возникает ли объект обложения налогом на прибыль в отношении денежных средств, выделяемых ежемесячно на расчетный счет для содержания представительства?
     
     Как следует из ситуации, представительство иностранного юридического лица занимается предконтрактной подготовкой: согласованием технических условий, технических спецификаций на материалы и оборудование, изучением рынка, поиском новых партнеров. При этом контракты заключаются головной организацией, а договоры, необходимые только для обеспечения деятельности офиса (договор аренды помещения, договор на доставку питьевой воды, до- говор на предоставление услуг связи), - данным представительством.
     
     Согласно ст. 306 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под постоянным представительством для целей налога на прибыль понимается любое обособленное подразделение или иное место деятельности иностранной организации, через которое иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Основные признаки понятия "постоянное представительство" полностью согласуются с признаками, данными в межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения.
     
     Таким образом, постоянным представительством иностранной организации может быть признано любое место самостоятельной деятельности иностранной организации, удовлетворяющее признакам, установленным в ст. 306 НК РФ.
     
     Представительство иностранной организации, о котором идет речь в ситуации, заключает контракты только для обеспечения собственной деятельности и не осуществляет на регулярной основе предпринимательскую деятельность.  В связи с этим такого рода деятельность не образует постоянного представительства данного иностранного юридического лица.
     
     Банк привлек от нерезидентов - юридических лиц с местом пребывания в странах, с которыми у него нет международных договоров, предусматривающих льготный режим налогообложения, долгосрочные вложения до 2010 года с ежемесячным начислением и выплатой процентов с возвратом привлеченных средств. В настоящее время ведутся переговоры о переуступке вышеназванными нерезидентами - юридическими лицами долгосрочных вложений нерезидентам - юридическим лицам, находящимся в странах, с которыми заключены международные договоры об избежании двойного налогообложения. Может ли банк ко всей сумме начисленных к моменту переуступки процентов применить ст. 312 НК РФ, если в ходе переуступки он получит извещение об изменении владельцев и подтверждение соответствующего иностранного государства о местопребывании данного нерезидента?
     
     Согласно ст. 312 НК РФ при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Данное подтверждение должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.
     
     При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 ст. 312 НК РФ, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженной ставке.
     
     Таким образом, банк, о котором идет речь в ситуации, может применить ко всей сумме процентов, начисленных к моменту переуступки, ст. 312 НК РФ, если к моменту переуступки банк получит извещение об изменении владельцев средств и подтверждение их постоянного местонахождения в иностранном государстве, с которыми Российская Федерация заключила межправительственные договоры (соглашения) об избежании двойного налогообложения.
     
     Просим подтвердить правильность нашей позиции: при рассмотрении норм Соглашения от 05.12.1998 между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал доход, выплачиваемый иностранной организации - участнику общества с ограниченной ответственностью при выходе участника из общества подпадает под определение вида дохода в соответствии со ст. 22 Соглашения.
     
     Согласно ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" участник общества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти из этого общества независимо от согласия других его участников или общества.
     
     В случае выхода участника из общества с ограниченной ответственностью его доля переходит к этому обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. При этом общество с ограниченной ответственностью обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества с ограниченной ответственностью за год, в течение которого было подано вышеуказанное заявление, либо с согласия участника общества с ограниченной ответственностью выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.
     
     Согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.
     
     Однако в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Пунктом 2 ст. 38 НК РФ установлено, что под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.
     
     Пунктом 2 ст. 3 "Общие определения" Соглашения от 05.12.1998 между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (далее - Соглашение) закреплено, что при применении Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, не определенный в нем, имеет то значение, в зависимости от контекста, которое придается ему законодательством этого Государства в отношении налогов, к которым применяется настоящее Соглашение.
     
     Таким образом, поскольку ст. 13 "Доходы от отчуждения имущества" Соглашения в данном случае применяться не может в связи с тем, что согласно ст. 38 НК РФ понятие "имущественные права" исключено из понятия "имущество", то, по нашему мнению, применению подлежит ст. 22 "Другие доходы" Соглашения. В связи с вышеизложенным вышеуказанный доход подлежит налогообложению исключительно в стране резидентства получателя дохода, то есть в Республике Кипр.
     
     Китайская организация, являющаяся авиационным перевозчиком с нахождением головного офиса в Китайской Народной Республике, имеет представительство в г. Москве. Для проживания сотрудников китайская организация арендует жилые помещения в Москве. По нашему мнению, сотрудники представительства авиакомпании должны быть освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц независимо от времени их пребывания на территории Российской Федерации в течение года. Так ли это?
     
     Как следует из ситуации, для проживания сотрудников представительства организация арендует жилые помещения в г. Москве.
     
     Согласно п. 1 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Согласно п. 1 ст. 14 "Зависимые личные услуги" Соглашения от 27.05.1994 между Правительством РФ и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы жалованье, заработная плата и другие подобные вознаграждения, получаемые лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, облагаются налогом только в этом Договаривающемся Государстве, если только работа по найму не осуществляется в другом Договаривающемся Государстве. Если работа по найму осуществляется таким образом, полученное в связи с этим вознаграждение может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве.
     
     Кроме того, вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве, облагается налогом только в первом упомянутом Государстве, если:
     
     а) получатель находится в другом Договаривающемся Государстве в течение периода или периодов, не превышающих в совокупности 183 дней в соответствующем календарном году;
     
     б) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, не являющегося лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве; и
     
     в) расходы по выплате вознаграждения не несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель имеет в другом Договаривающемся Государстве.
     
     Таким образом, если сотрудники представительства находятся на территории Российской Федерации более 183 дней в календарном году, доходы, полученные в натуральной форме в связи с выполнением сотрудниками представительства своих трудовых обязанностей в Российской Федерации, подлежат налогообложению в соответствии с российским налоговым законодательством.