Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

О.Ф. Цибизова,  
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России      
         

Налогообложение услуг по транспортировке нефти

     Российская организация оказывает российским собственникам услуги по транспортировке нефти по территории Российской Федерации и территории Республики Казахстан. Для оказания услуг по транспортировке нефти по территории Республики Казахстан российская организация, действуя как агент собственников нефти, заключает договор на транспортировку с резидентом Республики Казахстан. Должна ли российская организация уплачивать НДС при оказании подобных услуг?
     
     В соответствии со ст. 5 Соглашения от 09.10.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (далее - Соглашение) порядок применения косвенных налогов при оказании услуг оформляется отдельным протоколом. До введения в действие такого протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон. При этом ст. 5 Соглашения установлен перечень услуг, облагаемых по налоговой ставке в размере 0%, независимо от норм налогового законодательства Российской Федерации и Республики Казахстан.
     
     В вышеуказанный перечень включены услуги по транспортировке товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны.
     
     Учитывая вышеизложенное, услуги по транспортировке по территории Российской Федерации нефти, вывозимой с таможенной территории Российской Федерации на таможенную территорию Республики Казахстан, оказываемые российской организацией собственнику нефти, облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0%.
     
     Что касается транспортировки нефти по территории Республики Казахстан, то, как следует из ситуации, данные услуги оказываются налогоплательщиком Республики Казахстан. При этом российская организация действует как агент собственников транспортируемой нефти.
     
     Учитывая, что до настоящего времени протокол, указанный в ст. 5 Соглашения, не вступил в силу, при определении порядка обложения НДС агентских услуг, оказываемых во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Казахстан, российским налогоплательщикам необходимо руководствоваться нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в частности нормами ст. 148 настоящего Кодекса о месте реализации работ (услуг).
     
     Так, на основании норм ст. 148 НК РФ местом реализации агентских услуг признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые оказывают услуги, осу-ществляется на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 2 ст. 148 НК РФ место осуществления деятельности организации, оказывающей агентские услуги, считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на основе государственной регистрации.
     
     Таким образом, местом реализации агентских услуг, оказываемых российскими организациями, признается территория Российской Федерации, и данные услуги на основании ст. 164 НК РФ подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации по налоговой ставке в размере 18%.
     
О.И. Шапошникова,  
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Налогообложение услуг, оказываемых российской организацией по спасению людей  за пределами территории Российской Федерации

     
     Российская организация оказывает услуги по спасению людей за пределами территории Российской Федерации, используя для этих целей морские суда. Каков порядок налогообложения таких услуг?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ. Так, на основании положений подпункта 5 п. 1 данной статьи НК РФ место реализации услуг по спасению людей, оказываемых российской организацией, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом согласно п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей данные услуги, признается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     
     Следовательно, местом реализации услуг, оказываемых российской организацией за пределами территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и соответственно такие услуги являются объектом обложения НДС, независимо от того, что фактически услуги оказываются с использованием морских судов, находящихся вне территориальных вод Российской Федерации. При этом в соответствии с п. 3 ст. 164 НК РФ данные операции подлежат обложению НДС по ставке в размере 18%.
     

Налогообложение  при перемещении товаров между Российской Федерацией  и Республикой Беларусь

     
     Российский индивидуальный предприниматель, имеющий освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС согласно ст. 145 НК РФ, реализует в Республику Беларусь российские товары. Обязан ли такой предприниматель представлять в налоговые органы налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0%?
     
     Формы налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость и порядки их заполнения утверждены приказом Минфина России от 28.12.2005 N 163н, зарегистрированным в Минюсте России 26.01.2006, регистр. N 7416.
     
     На основании Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% налоговые декларации представляются в налоговые органы плательщиками НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, российский индивидуальный предприниматель, освобожденный от исполнения обязанностей плательщика НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ, не обязан представлять в налоговые органы при осуществлении операций по реализации российских товаров на территорию Республики Беларусь налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 % по таким операциям.
     
     В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов хозяйствующие субъекты Республики Беларусь реализуют российским покупателям белорусские товары по налоговой ставке в размере 0%. В случае реализации таких товаров через российского комиссионера необходимо ли комиссионеру выставлять счета-фактуры российским покупателям с указанием ставки НДС в размере 0%?
     
     Согласно п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила N 914), при реализации товаров по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров от имени комиссионера, комиссионер выставляет покупателю счет-фактуру.
     
     В случае ввоза комиссионером, действующим по договору комиссии в интересах белорусского продавца, на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь белорусских товаров для реализации комиссионер должен выставить российскому покупателю белорусских товаров счет-фактуру, составленную на основании данных товаросопроводительных документов белорусского продавца с приложением копий соответствующих товаросопроводительных документов. При этом в графах "Налоговая ставка" и "Сумма налога" такого счета-фактуры проставляются прочерки, в графе "Страна происхождения" указывается страна происхождения белорусских товаров - Республика Беларусь.
     
     Российская организация заключила с белорусской организацией договор комиссии, согласно которому российская организация обязуется ввезти белорусский товар на территорию Российской Федерации, реализовать его и перечислить белорусской компании средства за реализованный товар. Уплачивается ли комиссионером при ввозе белорусских товаров на территорию Российской Федерации НДС?
     
     В соответствии с нормами раздела I "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке взимания косвенных налогов), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004), ратифицированного Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ, обязанность по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, возложена на налогоплательщиков, приобретающих такие товары. Поэтому в случае ввоза товаров с территории Республики Беларусь комиссионером, действующим по договору комиссии в интересах белорусского продавца, НДС комиссионером не уплачивается.
     
     Российская организация на основании договора комиссии с белорусским собственником реализуемых товаров ввозит на территорию Российской Федерации товары и реализует их российским организациям. Согласно нормам Соглашения от 15.09.2004 обязанность по уплате НДС по ввозимым товарам возложена на покупателя. Комиссионер не является покупателем ввозимых товаров. Какие в этом случае документы должен представить комиссионер покупателям таких товаров?
     
     На основании раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов обязанность по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, возложена на налогоплательщиков, приобретающих такие товары.
     
     Таким образом, при ввозе товаров с территории Республики Беларусь комиссионером, действующим по договору комиссии в интересах белорусского продавца, обязанность по уплате НДС по этим товарам исполняется российским покупателем данных товаров.
     
     Согласно п. 24 Правил N 914 при реализации товаров по договору комиссии, предусматривающему продажу товаров от имени комиссионера, комиссионер выставляет покупателю счет-фактуру.
     
     Следовательно, комиссионер должен выставить российскому покупателю белорусских товаров счет-фактуру, составленный на основании данных товаросопроводительных документов белорусского продавца с приложением копий соответствующих товаросопроводительных документов.
     
     Российская организация приобрела белорусские товары и ввезла их на территорию Российской Федерации. По ввезенным товарам после их принятия к учету необходимо уплатить НДС. При этом на момент возникновения обязанности по уплате этого налога в отношении ввезенных товаров у организации имеется переплата по НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Возможно ли такую переплату по НДС зачесть в счет исполнения обязанности по уплате этого налога по товарам, ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь?
     
     Нормами Соглашения от 15.09.2004 по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, предусмотрено взимание НДС, осуществляемое налоговыми органами. При этом на налогоплательщиков, приобретающих вышеуказанные товары, возложена обязанность уплачивать НДС в бюджет денежными средствами не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров. В качестве документа, подтверждающего фактическую уплату налога в бюджет, в налоговые органы должна представляться выписка банка.
     
     Иные формы уплаты НДС по ввозимым товарам (включая зачет ранее уплаченных в федеральный бюджет сумм НДС в счет уплаты данного налога по ввозимым с территории Республики Беларусь товарам), нормами Соглашения от 15.09.2004 и Положения о порядке взимания косвенных налогов не предусмотрены.
     
     Учитывая вышеизложенное, действующий порядок уплаты НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не предусматривает зачет переплаты по НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в счет исполнения обязанности по уплате данного налога по ввозимым товарам.
     

Налогообложение агентских услуг, связанных с заключением договоров страхования

     
     Российская организация приобретает у иностранной компании, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, агентские услуги, связанные с заключением договоров страхования. Каков порядок налогообложения вышеуказанных услуг на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен положениями ст. 148 НК РФ. Так, согласно подпункту 5 п. 1 данной статьи НК РФ место реализации агентских услуг определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 ст. 148 НК РФ установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей данные услуги, признается территория Российской Федерации, в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
     
     Таким образом, местом реализации агентских услуг, связанных с заключением договоров страхования, приобретаемых российской организацией у иностранной организации, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не признается и соответственно такие услуги обложению НДС на территории Российской Федерации не подлежат.
     

Включение суммы НДС в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли

     
     Иностранная организация, имеющая на территории Российской Федерации представительство, приобретает у российской организации рекламные услуги. Однако иностранная организация приобретает эти рекламные услуги без участия представительства. Каков в этом случае порядок обложения НДС рекламных услуг?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ, согласно которым местом реализации рекламных услуг является место деятельности организации, приобретающей такие услуги. При этом местом деятельности покупателя таких услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя услуг на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места нахождения постоянного представительства (если услуги оказаны через это постоянное представительство).
     
     Как следует из ситуации, иностранная организация, приобретающая рекламные услуги, имеет на территории Российской Федерации представительство. Но рекламные услуги оказываются этой иностранной организации без участия представительства данной организации на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, рекламные услуги, оказываемые российской организацией иностранной организации, приобретающей данные услуги без участия представительства, расположенного на территории Российской Федерации, не являются объектом обложения НДС на территории Российской Федерации.