Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.С. Лобачева,  
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Освобождение от налогообложения деятельности по показу кинофильмов

     
     Необходимо ли наличие лицензии для освобождения от обложения НДС деятельности по показу кинофильмов в кинотеатрах, осуществляемой учреждением культуры?
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, оказываемые учреждениями культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.
     
     Согласно п. 6 ст. 149 НК РФ для освобождения от обложения НДС операций, перечисленных в данной статье Кодекса, требуется наличие лицензии на те виды деятельности, которые лицензируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, Федеральный закон “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" лицензирование деятельности по публичному показу аудиовизуальных произведений в кинозале не предусмотрено, то для применения вышеуказанного освобождения наличие лицензии не требуется.
     
     Освобождаются ли от обложения НДС операции по реализации входных билетов на показ кинофильмов, осуществляемые индивидуальными предпринимателями?
     
     В соответствии с подпунктом 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождаются услуги в сфере культуры и искусства, в том числе реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, оказываемые учреждениями культуры и искусства. При этом данным подпунктом п. 2 ст. 149 НК РФ установлен перечень организаций, которые относятся к учреждениям культуры и искусства в целях применения НДС.
     
     Так, к учреждениям культуры и искусства относятся театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, театральные и концертные кассы, цирки, библиотеки, музеи, выставки, дома и дворцы культуры, клубы, дома кино, литератора, композитора. Таким образом, согласно подпункту 20 п. 2 ст. 149 НК РФ от обложения НДС освобождены операции по реализации входных билетов, формы которых соответствуют бланкам строгой отчетности, на посещение кинофильмов, осуществляемые вышеуказанными учреждениями. При этом освобождение от обложения НДС предоставляется в случае присвоения организациям кода вида экономической деятельности, свидетельствующего об отнесении вида их деятельности к деятельности в сфере культуры и искусства.
     
     Что касается операций по реализации входных билетов на показ кинофильмов, осуществляемых индивидуальными предпринимателями, то освобождение таких операций от обложения НДС ст. 149 НК РФ не предусмотрено.
     
М.Н. Хромова,  
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложение услуг, оказываемых предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства

     
     В каком порядке облагаются НДС оказываемые предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства услуги по приему загрязняющих веществ со сточными водами в систему городской канализации в пределах и сверх установленных нормативов?
     
     На основании постановления Правительства РФ от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" средства, взимаемые с абонентов на основании заключенных договоров на отведение сточных вод и загрязняющих веществ через системы канализации населенных пунктов, являются платой за такие услуги. При этом данным постановлением Правительства РФ предусмотрена корректировка размера платы за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций по реализации товаров (работ, услуг), которые не облагаются НДС. Операции по оказанию услуг предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства по приему загрязняющих веществ со сточными водами в систему городской канализации в данный перечень не включены.
     
     Таким образом, услуги по приему загрязняющих веществ со сточными водами в систему городской канализации в пределах и сверх установленных нормативов, оказываемые предприятиями водопроводно-канализационного хозяйства, подлежат обложению НДС. В связи с этим денежные средства (абонентская плата), поступающие на счета организаций водопроводно-канализационного хозяйства в счет оплаты вышеуказанных услуг, подлежат включению в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
     

Возможность введения в план счетов дополнительного синтетического счета

     
     Можно ли ввести в план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия дополнительный синтетический счет, предназначенный для учета НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2006 года?
     
     Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) по состоянию на 1 января 2006 года плательщики НДС обязаны были провести инвентаризацию дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31 декабря 2005 года включительно. По результатам инвентаризации должны были быть определены дебиторская задолженность за реализованные, но неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, операции по реализации (передаче) которых признаются объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, и кредиторская задолженность за неоплаченные товары (работы, услуги), имущественные права, принятые к учету до 1 января 1006 года, в составе которой имеются суммы НДС, предъявленные к оплате продавцами товаров (работ, услуг) и имущественных прав и подлежащие налоговому вычету в соответствии с главой 21 Кодекса.
     
     Согласно п. 8 ст. 2 Закона N 119-ФЗ плательщики НДС, устанавливавшие до 1 января 2006 года момент определения налоговой базы как день оплаты по товарам (работам, услугам), имущественным правам, принятым на учет до 1 января 2006 года, производят налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном ст. 172 настоящего Кодекса, при наличии документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 2 Закона N 119-ФЗ плательщики НДС, устанавливавшие до 1 января 2006 года момент определения налоговой базы как день отгрузки, производят вычеты сумм НДС, не оплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, которые были приняты ими на учет до 1 января 2006 года, в 1-м полугодии 2006 года равными долями.
     
     В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности.
     
     При этом следует отметить, что организация может уточнять содержание субсчетов, приведенных в Плане счетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
     
     Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из вышеназванной Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.
     
     Учитывая вышеизложенное, оснований для введения дополнительного синтетического счета для учета НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным до 1 января 2006 года, в настоящее время не имеется.
     

Восстановление сумм НДС  по материально-производственным запасам

     
     Принимая во внимание специфику деятельности сельского хозяйства, которая зависит от климатических условий, правомерно ли не восстанавливать принятые ранее к вычету суммы НДС по материально-производственным запасам (семена, ГСМ и т.д.), использованным для посева сельскохозяйственных культур, которые погибли в результате стихийного бедствия (наводнения)?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом другому лицу, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     
     Таким образом, выбытие товаров (в том числе посевов сельскохозяйственных культур) в связи с их уничтожением (гибель из-за климатических условий) объектом обложения НДС не является.
     
     Пунктом 2 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Таким образом, суммы НДС по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, не признаваемых объектами обложения НДС, вычету не подлежат. В связи с этим ранее принятые к вычету суммы НДС по материально-производственным запасам, использованным для посева сельскохозяйственных культур, которые погибли в результате стихийного бедствия, подлежат восстановлению.
     

Налогообложение оплаты услуг по эксплуатации домового хозяйства

     
     Включаются ли в налоговую базу по НДС средства (членские и вступительные взносы), взимаемые товариществом собственников жилья со своих членов и направляемые на оказание услуг (выполнение работ), связанных с эксплуатацией данного домового хозяйства?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом согласно вышеуказанному пункту 1 ст. 146 НК РФ объектами обложения НДС также признаются выполнение работ и оказание услуг для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     Таким образом, услуги по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемые сторонними организациями в домах товариществ собственников жилья и подлежащие обложению НДС, должны оплачиваться товариществами собственников жилья с учетом этого налога. При оказании вышеназванных услуг собственными силами товарищества за счет целевых взносов его членов следует исчислять НДС в общеустановленном порядке.
     
     Статьями 153 и 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) на членов товарищества собственников жилья возложена обязанность внесения платы за жилое помещение, которая включает плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и платы за коммунальные услуги.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 155 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, теплоснабжение. При этом п. 2 ст. 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за вышеуказанные коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
     
     Таким образом, организации - товарищества собственников жилья выполняют функции по сбору платы за коммунальные услуги. Аналогичные функции выполняются товариществом собственников жилья в рамках договоров на выполнение работ, оказание услуг по содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляемых сторонними организациями и индивидуальными предпринимателями.
     
     Учитывая вышеизложенное, средства, взимаемые товариществом собственников жилья со своих членов в оплату оказанных услуг (выполненных работ) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории, технической инвентаризации жилого дома, коммунальных услуг, услуг по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, капитальному ремонту жилого дома, включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке.
      

Налогообложение работ по осуществлению рубок лесов, выполняемых лесхозами органов исполнительной власти в рамках их исключительных полномочий

     
     Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения вышеуказанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
     
     Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов определены положениями ст. 46, 47, 49 Лесного кодекса Российской Федерации (ЛК РФ). При этом работы, выполняемые лесхозами органов исполнительной власти, к данным полномочиям не относятся.
     
     В соответствии со ст. 91 ЛК РФ лесхозы федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства обязаны осуществлять уход за лесами, проводить работы по селекции, лесному семеноводству и сортоиспытанию ценных древесных пород, повышению плодородия почв, предотвращению водной и ветровой эрозии почв, заболачивания, засоления и других процессов, ухудшающих состояние земель, а также иные работы по улучшению породного состава лесов, повышению их продуктивности и защитных свойств, а также осуществлять рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок. При этом выполнение вышеуказанных работ исключительными обязанностями лесхозов не является.
     
     Учитывая вышеизложенное, для применения в отношении работ, выполняемых лесхозами, вышеуказанной нормы подпункта 4 п. 2 ст. 146 НК РФ правовых оснований не имеется.