Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,  
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Начисление амортизации  по капитальным вложениям  в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений

     
     В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ (в ред. от 06.06.2005 N 58-ФЗ) амортизируемым имуществом в целях налогообложения признаются в том числе капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя. Можно ли распространять данную норму НК РФ на учет капитальных вложений, произведенных до вступления в силу положений п. 10 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ и не списанных на затраты?
     
     Правомерно ли возобновлять начисление амортизации по капитальным вложениям в арендованные объекты основных средств в форме неотделимых улучшений после пролонгации договора аренды?
     
     В соответствии со ст. 623 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), если арендатор произвел за счет собственных средств и с согласия арендодателя улучшения арендованного имущества, не отделимые без вреда для имущества, он имеет право после прекращения договора на возмещение стоимости этих улучшений, если иное не предусмотрено договором аренды.
     
     Стоимость неотделимых улучшений арендованного имущества, произведенных арендатором без согласия арендодателя, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено законом.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) с 1 января 2006 года амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных арендатором с согласия арендодателя.
     
     Таким образом, с 1 января 2006 года капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя в арендованные основные средства в форме неотделимых улучшений, подлежат амортизации и признаются расходами арендатора в целях налогообложения.
     
     Капитальные вложения арендатора в арендованное амортизируемое имущество в форме неотделимых улучшений, произведенные до 1 января 2006 года, амортизации для целей налогообложения не подлежат.
     
     По нашему мнению, вышеуказанные новации, введенные с 1 января 2006 года, должны действовать в течение всего срока действия до- говора аренды с учетом его пролонгации.
     

Учет арендатором расходов в виде неотделимых улучшений арендованного имущества

     
     Вправе ли был банк отнести в 2005 году к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, затраты в форме неотделимых улучшений арендованного имущества и квалифицировать их как расходы на ремонт основных средств в соответствии с п. 1 ст. 260 НК РФ?
     
     Согласно договору банк был обязан компенсировать арендодателю его затраты на страхование переданных в аренду помещений или застраховать в пользу арендодателя риски гибели и повреждения переданных в аренду помещений на весь срок действия договора. Мог ли банк отнести на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, расходы на страхование или затраты на возмещение расходов арендодателя на страхование помещения, переданного в аренду?
     
     В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
     
     Таким образом, капитальный ремонт арендованного имущества производит либо сам арендодатель, либо арендатор, но за счет средств арендодателя.
     
     В 2005 году расходы банка в виде произведенных арендатором неотделимых улучшений арендованного имущества не признавались расходом для целей налогообложения прибыли.
     
     Признать вышеуказанные расходы затратами на капитальный ремонт и отнести их на расходы, учитывавшиеся в соответствии со ст. 260 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), также было нельзя, поскольку арендованное имущество не принадлежало арендатору на праве собственности, и согласно ст. 616 ГК РФ затраты арендатора на капитальный ремонт в конечном счете подлежали возмещению арендодателем.
     
     Произведенные банком капитальные вложения в арендованное имущество в виде неотделимых улучшений не подлежали в 2005 году амортизации.
     
     Согласно Закону N 58-ФЗ с 1 января 2006 года капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, указанные в абзаце первом п. 1 ст. 256 НК РФ, амортизируются в следующем порядке:
     
     - капитальные вложения, стоимость которых возмещается арендатору арендодателем, амортизируются арендодателем в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса;
     
     - капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств в соответствии с Классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ.
     
     Неотделимые улучшения в арендованное имущество потому и называются неотделимыми, что по окончании срока аренды они не могут быть отделены от арендуемого имущества и остаются вместе с арендованным имуществом в собственности арендодателя.
     
     Как следует из ситуации, арендатор сам произвел капитальные вложения в арендованное имущество с согласия арендодателя, но без возмещения им произведенных затрат, так что никакой передачи имущества арендатору в этом случае не было.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 263 НК РФ в целях налогообложения признаются расходы налогоплательщика на добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных).
     
     Вышеуказанные расходы включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в размере фактических затрат.
     

Корректировка налоговой базы  по операциям с ценными бумагами

     
     Законом N 58-ФЗ внесены изменения в ст. 250 и 265 НК РФ, согласно которым не признаются доходы (расходы) по переоценке ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте.
     
     Вправе ли банк не производить корректировку налоговой базы по операциям с ценными бумагами в иностранной валюте за предыдущие налоговые периоды (с 2002 по 2004 год) при внесении изменений в учетную налоговую политику на 2005 год?
     
     При рассмотрении вопросов переоценки ценных бумаг, стоимость которых номинирована в иностранной валюте, включая ценные бумаги, приобретенные до 1 января 2002 года, а также внесения соответствующих изменений в учетную налоговую политику налогоплательщикам необходимо руководствоваться письмом Минфина России от 26.10.2005 N 03-03-02/118 "О налогообложении ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте", которым разъясняется порядок определения налоговой базы по операциям с ценными бумагами, не реализованными по состоянию на дату вступления в силу Закона N 58-ФЗ, то есть на 15 июля 2005 года.
     
     По ценным бумагам, реализованным до 15 июля 2005 года, налоговая база в связи с принятием Закона N 58-ФЗ не должна была пересчитываться. По ценным бумагам, не реализованным на 15 июля 2005 года, налоговая база по налогу на прибыль также не пересчитывалась в связи с выплатами процентного (купонного) дохода от эмитента, произведенными до 15 июля 2005 года, которые были ранее включены в налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     При этом налогоплательщики, производившие до 15 июля 2005 года переоценку ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, в связи с вступлением в силу положений Закона N 58-ФЗ были вправе самостоятельно определить и закрепить в своей учетной политике:
     
     - право представлять в налоговые органы уточненные декларации за истекшие налоговые периоды 2002-2004 годов и отчетные периоды 2005 года до 15 июля 2005 года;
     
     - право воспользоваться положениями, предусмотренными п. 3 ст. 3 Закона N 58-ФЗ.
     
     Если налогоплательщик, производивший переоценку ценных бумаг, использует право, предоставленное п. 3 ст. 3 Закона N 58-ФЗ, и не пересчитывает налоговую базу по налогу на прибыль за предыдущие налоговые (отчетные) периоды путем представления уточненных деклараций, то по ценным бумагам, не реализованным по состоянию на 15 июля 2005 года, налоговая база по операции реализации после этой даты рассчитывается следующим образом.
     
     Сумма прибыли, исчисленная в виде разницы между ценой реализации (выбытия) и ценой приобретения ценной бумаги с учетом затрат, связанных с ее приобретением и реализацией, уменьшается (увеличивается) на сумму положительного (отрицательного) сальдо от данной переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги. При реализации ценных бумаг с убытком, сумма которого определена в виде разницы между ценой реализации и ценой покупки с учетом затрат на приобретение и реализацию бумаг, организация вправе уменьшить (увеличить) сумму налоговой базы по налогу на прибыль на сумму положительного (отрицательного) сальдо от переоценки в доле, приходящейся на реализованные ценные бумаги.
     
     В налоговом учете расходы по приобретению ценных бумаг (включая накопленный купонный доход, уплаченный продавцу ценной бумаги при ее приобретении), отражаются по курсу Банка России на дату их принятия к учету (по ценным бумагам, приобретенным до 1 января 2002 года, - по курсу Банка России на 31 декабря 2001 года).
     
     Суммы переоценок ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, фиксируются налогоплательщиками по курсу Банка России на дату, предшествовавшую дате вступления в силу рассматриваемых изменений, то есть на 14 июля 2005 года, или по курсу Банка России на дату окончания предшествовавшего отчетного периода, то есть на 30 июня 2005 года. В данном случае выбор даты должен был быть зафиксирован в учетной налоговой политике.
     

Учет расходов по охране здания

     
     Вправе ли банк признать для целей налогообложения прибыли расходы по охране здания, если гражданско-правовой договор заключен с территориальным управлением Российского объединения инкассации "Росинкас"?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 настоящего Кодекса, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Так, подпунктом 6 п. 1 ст. 264 НК РФ (в ред. от 06.06.2005 N 58-ФЗ) предусмотрено, что к прочим расходам относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).
     
     Таким образом, если расходы, связанные с оплатой услуг территориального управления Российского объединения инкассации "Росинкас" по охране здания банка, отвечают требованиям ст. 252 НК РФ, то они признаются в соответствии с подпунктом 6 п. 1 ст. 264 настоящего Кодекса в качестве прочих расходов для целей налогообложения прибыли.
     

Уточнение декларации при ликвидации обособленного подразделения

     
     В связи с вступлением в силу Закона N 58-ФЗ в ст. 288 НК РФ с 1 января 2006 года введен новый абзац, закрепляющий за налогоплательщиком право не производить распределение прибыли по обособленным подразделениям в случае их нахождения на территории одного субъекта Российской Федерации.
     
     Следует ли уточнять налоговую декларацию при ликвидации обособленного подразделения, показатели по которому учитывались при расчете доли прибыли, приходящейся на ответственное обособленное подразделение?
     
     Согласно п. 36 ст. 1 Закона N 58-ФЗ с 1 января 2006 года если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта Российской Федерации, то он может не производить распределение прибыли по каждому из этих подразделений. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта Российской Федерации, определяется в таком случае исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта Российской Федерации. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого субъекта Российской Федерации, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых обособленные подразделения налогоплательщика стоят на налоговом учете.
     
     Таким образом, начиная с 2006 года при применении налогоплательщиком вышеуказанного порядка распределения прибыли в бюджет субъекта Российской Федерации в случае ликвидации одного из обособленных подразделений, находящихся на территории одного и того же субъекта Российской Федерации, в течение отчетного (налогового) периода уточнять представленную декларацию не требуется.
     

Учет сумм начисленных процентов

     
     Организация взяла в банке кредит с выплатой 16% годовых. Сумма кредита была передана позднее по договору займа индивидуальному предпринимателю под 16% годовых.
     
     При расчете налоговой базы по налогу на прибыль организация учитывала в расходах начисленные проценты по кредитному договору в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза.
     
     По договору займа организация как займодавец включала начисленные суммы процентов в размере 16 % годовых в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Просим подтвердить правильность действий организации.
     
     В соответствии со ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, либо в случае отсутствия долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15% - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
     
     Таким образом, организация была вправе учитывать для целей налогообложения прибыли расходы в виде сумм начисленных процентов по кредиту, исчисленных в размере ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении долгового обязательства в рублях), а также доходы в виде сумм начисленных процентов по договору займа.
     
     Вышеуказанные доходы (расходы) в виде процентов учитываются в налоговом учете в соответствии с положениями ст. 328 НК РФ.
     
А.А. Назаров
     

Учет остаточной стоимости основного средства

     
     Остаточная стоимость основного средства, признанного у акционера амортизируемым имуществом и внесенного в качестве оплаты приобретаемых акций, составляет 10 000 руб. Включается ли у налогоплательщика-эмитента вышеуказанная остаточная стоимость основного средства в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию?
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, специальной одежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.
     
     Это означает, что стоимость имущества, которое у эмитента не признается амортизируемым, включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ стоимость приобретаемых акций (долей, паев) для целей главы 25 настоящего Кодекса признается равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета на дату перехода права собственности на вышеуказанное имущество (имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении признаются у передающей стороны для целей налогообложения.
     
     Таким образом, стоимость имущества, полученного налогоплательщиком-эмитентом в качестве оплаты эмитированных им акций, определяется по данным налогового учета налогоплательщика-акционера (передающей стороны) на дату перехода права собственности на это имущество.
     
     Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 настоящего Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией.
     
     Первоначальная стоимость основного средства устанавливается как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ), сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом.
     
     В связи с этим у налогоплательщика-эмитента первоначальная стоимость основного средства, полученного от акционера в качестве оплаты акций, признается равной его остаточной стоимости по данным налогового учета акционера на дату перехода права собственности на это основное средство.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     В рассматриваемом случае эмитент не признает полученное основное средство амортизируемым имуществом, поскольку по данным его налогового учета первоначальная стоимость данного основного средства составляет 10 000 руб.
     
     Следовательно, если остаточная стоимость основного средства, признанного акционером амортизируемым имуществом и внесенного в качестве оплаты приобретаемых акций, составляет 10 000 руб., то она включается у эмитента в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода этого средства в эксплуатацию.
     

Представление уточненной налоговой декларации по обособленному подразделению после его ликвидации

     
     Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     При применении вышеуказанного пункта ст. 80 НК РФ у налогоплательщика, имеющего обособленные подразделения, может встретиться следующая ситуация.
     
     В результате реформирования организации часть ее обособленных структурных подразделений была ликвидирована, и организация сняла с налогового учета в налоговых органах по месту нахождения этих подразделений.
     
     Налогоплательщик уточнил налоговые декларации по налогу на прибыль организаций (то есть распределил соответствующие суммы налога к начислению или уменьшению), касавшиеся вышеуказанных подразделений. Затем в соответствии с письмом МНС России от 15.09.2004 N 02-3-07/151@ "О предоставлении уточненных деклараций по налогу на прибыль по местонахождению ликвидированных обособленных подразделений организации" он направил уточненные декларации в инспекции ФНС России, в которые представлялись соответствующие первичные декларации, с целью уплаты (возврата) налога по месту нахождения ликвидированных обособленных подразделений. Однако инспекции ФНС России по месту нахождения ликвидированных обособленных подразделений отказывались принять уточненные налоговые декларации, мотивируя свои действия тем, что налогоплательщик с налогового учета был снят и соответствующие карточки лицевых счетов по налогу на прибыль закрыты. В связи с этим возникает вопрос: каков должен быть порядок представления измененных деклараций в налоговые органы, а также порядок зачета (возврата) налога на прибыль организаций за прошлые налоговые периоды по ликвидированным обособленным подразделениям?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
     
     Следовательно, после снятия организации с учета в налоговом органе в связи с ликвидацией обособленного подразделения уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций по данному обособленному подразделению представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (головной организации).
     
     Вопрос о зачете (возврате) налога, излишне уплаченного по месту нахождения ликвидированного обособленного подразделения, должен рассматриваться налоговым органом, на учете в котором стоит налогоплательщик (юридическое лицо - головная организация).
     

Представление уточненной налоговой декларации при реорганизации юридического лица

     
     В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ если налогоплательщик обнаруживает в поданной им налоговой декларации неотражение или неполноту отражения сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, он обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     При применении вышеуказанного пункта ст. 81 НК РФ у налогоплательщиков часто возникают вопросы. Рассмотрим следующую ситуацию.
     
     Организации А и Б состоят на налоговом учете в разных городах субъекта Российской Федерации. Организация А реорганизована путем присоединения к организации Б, о чем внесена запись в единый государственный реестр юридических лиц 15 декабря 2004 года. По месту нахождения организации А создано обособленное подразделение организации Б. В феврале 2005 года по месту нахождения структурного подразделения (бывшая организация А) были выявлены ошибки в декларации по налогу на прибыль организаций за девять месяцев 2004 года, то есть за отчетный период, когда организация А состояла на учете как самостоятельный налогоплательщик. На дату обнаружения ошибки карточки лицевых счетов в разрезе бюджетов по налогу на прибыль организации А (самостоятельной организации) в информационной базе после проведения сверки расчетов закрыты. Учитывая вышеизложенное, а также требования ст. 81 и п. 1 ст. 54 НК РФ, каков порядок представления уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в случае обнаружения правопреемником (то есть после проведения процедуры реорганизации юридического лица путем присоединения его к другому юридическому лицу) ошибки в налоговом учете организации А? В какой налоговый орган (по месту нахождения организации или по месту нахождения обособленного подразделения) и от имени какой организации (от имени организации А или от имени правопреемника) необходимо представить уточненную декларацию за девять месяцев 2004 года?
     
     Организация А была присоединена 15 декабря 2004 года к организации Б и стала ее обособленным подразделением. В феврале 2005 года организация Б выявила ошибки в налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, поданной организацией А, за девять месяцев 2004 года.
     
     Согласно п. 1 ст. 50 НК РФ обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном вышеуказанной статьей Кодекса.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 50 НК РФ при присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо.
     
     Согласно п. 2 ст. 50 НК РФ правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него данной статьей Кодекса обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
     
     Следовательно, в рассматриваемом случае, если организация Б обнаружила в поданной организацией А декларации неотражение или неполноту отражения сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению суммы налога, подлежащей уплате, она должна была внести необходимые дополнения и изменения в декларацию организации А.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемом случае после снятия организации А с учета в налоговом органе в связи с реорганизацией уточненная декларация организации А за девять месяцев 2004 года представляется организацией-правопреемником в налоговый орган по месту своего учета.
     

Заполнение платежного поручения на уплату налога на прибыль, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации

     
     При заполнении платежного поручения на уплату налога на прибыль, подлежащего уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, у налогоплательщиков возникает много вопросов. Рассмотрим следующую ситуацию.
     
     У организации "Вымпел" в шести субъектах Российской Федерации имеется более сотни обособленных подразделений, не имеющих отдельных балансов и расчетных счетов и зарегистрированных в 45 инспекциях ФНС России. Организация в централизованном порядке производит исчисление и уплату налога на прибыль организаций за каждое свое обособленное подразделение.
     
     До 2004 года форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций позволяла обобщать показатели обособленных подразделений, расположенных в одном муниципальном образовании, и по согласованию с налоговым органом, администрирующим платежи на данной территории, производить начисление вышеуказанного налога в сводной декларации, включавшей все обособленные подразделения, расположенные на этой территории. В данном случае уплата налога также производилась одним платежным поручением по каждому коду бюджетной классификации в каждый налоговый орган.
     
     С 2004 года изменилась форма декларации, и организация стала исчислять и уплачивать налог за каждое свое обособленное подразделение по отдельности. В каждый налоговый орган представлялось такое количество деклараций и платежных поручений, которое соответствовало количеству обособленных подразделений, по месту нахождения которых организация состояла на учете в налоговом органе. Так как налогоплательщиком являлась организация, то в поле 102 платежных поручений на перечисление налога организация указывала свой КПП. Информация о том, за какое обособленное подразделение производилась уплата налога, а также КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения указывались в поле "Назначение платежа" как дополнительная информация, необходимая для идентификации назначения платежа. Тем не менее при сверке платежей по итогам 2004 года выяснилось, что вышеуказанные платежные поручения не идентифицировались в соответствии с указаниями организации, так как при электронной обработке расчетных документов, переданных организацией в органы Федерального казначейства, не определялось поле "Назначение платежа". Как в этой связи организации следовало правильно заполнять расчетные документы на перечисление налога за обособленные подразделения, не имевшие отдельных балансов и расчетных счетов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, по месту своего нахождения без распределения вышеуказанных сумм по обособленным подразделениям.
     

     Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, по месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации.
     
     Вышеприведенные положения не изменялись с момента введения в действие главы 25 НК РФ.
     
     В связи с этим составление организацией "Вымпел" до 2004 года сводных деклараций по налогу на прибыль организаций по своим обособленным подразделениям, расположенным в одном муниципальном образовании, не соответствовало требованиям НК РФ.
     
     Что касается оформления платежных документов, то согласно п. 1 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н, налогоплательщики при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации отражают информацию в полях "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Плательщик" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103), "Получатель" (16) в соответствии с вышеназванными Правилами.  В частности, в поле 102 указывается значение КПП налогоплательщика.
     
     Пунктом 2.1.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, установлено, что код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации при постановке на учет:
     
     - по месту нахождения вновь созданного юридического лица (в том числе путем реорганизации) одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика;
     
     - по месту нахождения обособленных подразделений на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).
     
     В связи с вышеизложенным в платежном поручении на перечисление суммы налога на прибыль, подлежащей уплате по месту нахождения организации, налогоплательщик должен указать в поле "КПП" КПП плательщика, присвоенный организации при постановке на учет по месту ее нахождения. Соответственно в платежном поручении на перечисление вышеуказанной суммы, подлежащей уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, налогоплательщик в поле "КПП" плательщика должен указать КПП, присвоенный организации при постановке на учет по месту нахождения этого подразделения.
     
     Одновременно сообщаем, что разъяснения порядка заполнения платежных поручений при уплате налога на прибыль организацией по месту нахождения ее обособленного подразделения даны в письме МНС России от 03.07.2003 N ФС-6-10/734@ "О заполнении платежных поручений при уплате налогов (сборов) организацией по месту нахождения ее обособленного подразделения и бюджетной организацией".