Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О контроле за трансфертным ценообразованием в странах ЕврАзЭС


О контроле за трансфертным ценообразованием в странах ЕврАзЭС


В.В. Гусев,  
заместитель Руководителя ФНС России, к.э.н.
     
Н.Т. Мамбеталиев,  
советник Секретариата ЕврАзЭС, к.т.н.
     
     Три объективных процесса определяют в настоящее время развитие мировой экономики: глобализация, транснационализация предпринимательской активности, интеграция на межгосударственном уровне. Эти процессы, протекающие в мировой экономике, определяют развитие экономик отдельных стран.
     
     Развитие межгосударственной экономической интеграции государств - членов ЕврАзЭС, способствуя устранению барьеров во взаимной торговле и стимулируя внешнеэкономическую деятельность (ВЭД) транснациональных компаний (ТНК), предоставляет возможность организациям применять различные формы и способы уклонения от уплаты налогов.
     
     Последствия экономической интеграции государств - членов ЕврАзЭС имеют двоякий характер:
     
     - с одной стороны, экономическая интеграция государств - членов ЕврАзЭС стимулирует устранение межгосударственных барьеров, препятствующих международной экономической деятельности;
     
     - с другой стороны, устранение межгосударственных барьеров, так же как и любое другое уменьшение контроля за ВЭД, чревато ростом возможностей и масштабов налоговых правонарушений.
     
     Пример тому - ТНК, которые в последнее время активизировали свою деятельность с целью минимизации уплаты налогов, пошлин и соответственно увеличения прибыли. К широко распространенным формам и способам уклонения от уплаты налогов относится манипулирование трансфертными ценами, использование разветвленной сети взаимозависимых (аффилированных) структур для управления доходами и расходами, способствующих минимизации уплаты налогов, пошлин и соответственно увеличению прибыли, а также оттоку капитала из стран, имеющих относительно стандартную налоговую нагрузку, в страны с так называемым благоприятным налоговым режимом и т.д.
     
     В данном случае перед государствами - членами ЕврАзЭС возникают проблемы, связанные с процессом регулирования перевода налогооблагаемых доходов за рубеж без ограничения  экспортно-импортных операций и с организацией контроля над трансфертным ценообразованием без излишнего вмешательства в деятельность ТНК.
     
     Наиболее часто применяются следующие схемы "увода" капитала с использованием оффшорных зон.
     

     Схема 1
     
     1. Организация-экспортер государства - члена ЕврАзЭС экспортирует товар по заниженным ценам покупателю, которым является организация, зарегистрированная в оффшорной зоне.
     
     2. Организация, зарегистрированная в оффшорной зоне, реализует товар конечному потребителю по мировым ценам, получая при этом основную прибыль, которая облагается в оффшорной зоне налогом по низкой ставке.
     
     Денежные средства от этой операции поступают в зарубежный банк, являющийся кредитором банка государства - члена ЕврАзЭС, финансирующего организацию-экспортера.
     
     Средства организации-экспортера, поступившие за экспорт продукции, идут на погашение ранее полученного кредита по завышенной ставке.
     
     В результате прибыль организации-экспортера облагается налогом по низкой ставке.
     
     Схема 2
     
     1. Организация-экспортер государства - члена ЕврАзЭС экспортирует товар по заниженным ценам покупателю, зарегистрированному в оффшорной зоне, которая вместо оплаты поставляет, например, оборудование.
     
     2. Организация, зарегистрированная в оффшорной зоне, реализует товар конечному потребителю по мировым ценам, получая при этом основную прибыль, которая облагается в оффшорной зоне налогом по низкой ставке.
     
     3. На денежные средства, полученные от этой операции, организация, зарегистрированная в оффшорной зоне, импортирует оборудование и услуги от аффилированной компании по намеренно завышенной стоимости.
     
     В результате прибыль, полученная из-за разницы в ценах, остается вне территории государства - члена ЕврАзЭС.
     
     Схема 3
     
     1. Организация-производитель государства - члена ЕврАзЭС продает товар по заниженным ценам убыточной организации государства - члена ЕврАзЭС.
     
     2. Организация-производитель государства - члена ЕврАзЭС получает оплату за товар от убыточной организации не полностью, в итоге образуется дебиторская задолженность. При этом организация-производитель государства - члена ЕврАзЭС также импортирует оборудование и услуги организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, по намеренно завышенным ценам.
     
     3. Убыточная организация государства - члена ЕврАзЭС в дальнейшем экспортирует этот же товар организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, но уже по рыночным ценам.
     
     4. Организация, зарегистрированная в оффшорной зоне, не полностью погашает плату за поставку товара и оказанные услуги; при этом она производит дальнейшую реализацию того же товара конечному потребителю по мировым ценам.
     
     В результате при банкротстве убыточной организации основная прибыль организации-производителя государства - члена ЕврАзЭС остается в оффшорной зоне.
     
     Схема 4
     
     1. Организация-производитель государства - члена ЕврАзЭС продает товар по бартеру организации, зарегистрированной в оффшорной зоне.
     
     2. В качестве оплаты за поставленный товар производитель государства - члена ЕврАзЭС получает от организации, зарегистрированной в оффшорной зоне, оборудование и услуги  (по бартеру), причем их реальная стоимость значительно ниже реальной стоимости экспортной продукции.
     
     3. Организация, зарегистрированная в оффшорной зоне, приобретает через свою аффилированную компанию оборудование и реализует по бартеру организации-производителю государства - члена ЕврАзЭС по неадекватно высокой цене. При этом разница от завышения цены освобождается от налогообложения или облагается налогом по низкой ставке.
     
     4. Организация, зарегистрированная в оффшорной зоне, реализует тот же товар конечному потребителю, но уже по мировым ценам.
     
     В результате прибыль организации, полученная в результате разницы в ценах, освобождается от налогообложения или облагается налогом по низким ставкам.
     
     Примечание. Часто организация, зарегистрированная в оффшорной зоне или в стране со льготным налогообложением, является аффилированной компанией крупного акционера или доверительного управляющего организации-производителя.
     
     Контроль за трансфертным ценообразованием необходим для того, чтобы ограничить возможности, а в идеале - не допускать применения ТНК так называемых искусственных цен, то есть цен, отличающихся от объективно формирующейся рыночной цены и используемых для более выгодного перевода прибыли в другие страны.
     
     Отсутствие международных договоров усложняет определение взаимозависимости (аффилированности) сторон или факта применения трансфертной цены и затрудняет раскрытие различных схем уклонения от уплаты налогов.
     
     В результате возникает необходимость усиления взаимодействия налоговых служб стран ближнего и дальнего зарубежья с целью координации усилий по пресечению незаконного уклонения организаций от уплаты налогов.
     
     Что же надо сделать для осуществления соответствующего контроля и координации действий налоговых служб различных стран?
     
     В сложившихся в настоящий момент экономических реалиях не всегда можно доказать взаимозависимость сторон. Причины тому -  отсутствие или невозможность обмена соответствующей информацией между налоговыми и таможенными органами стран ЕврАзЭС для выявления форм взаимозависимости (аффилированности) сторон и т.д.
     
     Такую информацию часто трудно получить, особенно в случае, если сделки осуществляются между организациями, относящимися к юрисдикции государств, которые предоставляют им условия чрезмерного "благоприятствования", не предъявляют достаточных требований к прозрачности деловых операций и к обмену информацией. Большое значение в контроле за трансфертным ценообразованием имеет содействие государств - членов ЕврАзЭС в раскрытии информации о расходах по транспортировке (экспедированию, погрузке, разгрузке, перевалке, хранению) товаров при экспорте, обмен информацией по технологии переработки сырья и т.д.
     
     В настоящее время контроль за ТНК и вертикально интегрированными структурами (холдингами) осуществляется в государствах - членах ЕврАзЭС путем их отнесения к категории крупных налогоплательщиков на основании финансово-экономических показателей деятельности, их постановки на учет посредством перевода во вновь создаваемые с учетом отраслевой принадлежности специализированные инспекции и т.д.
     
     Тем не менее налоговым службам государств - членов ЕврАзЭС необходимо не только иметь национальные законодательные нормы для предотвращения злоупотреблений в целях манипулирования налогооблагаемым доходом, сведения к минимуму сумм роялти, импортных и экспортных пошлин, тарифов и других выплат, но и создавать нормативно-правовые условия для согласования мер, форм и методов содействия друг другу в данной сфере.
     
     В этой связи в развитие положений действующего межправительственного Соглашения об обмене информацией между налоговыми и таможенными органами государств - членов  ЕврАзЭС от 25 января 2002 года разработан Протокол об обмене информацией по контролю за трансфертным ценообразованием между налоговыми и таможенными органами государств - членов ЕврАзЭС (далее - Протокол), который в настоящее время подписывается главами правительств стран Сообщества в рабочем порядке.
     
     Основываясь на нормах данного Протокола, налоговые службы государств - членов ЕврАзЭС повышают эффективность контроля за перемещением товаров во взаимной торговле, обеспечивают прозрачность экспортно-импортных операций, что позволяет отслеживать объемы закупки и реализации организациями различных товаров и услуг, а также сравнивать их цены с ценами реализации (покупки) других организаций на национальном и мировом рынках.
     
     В Протоколе даны следующие определения:
     
     - трансфертная цена - цена на товары (работы, услуги), которая отличается от объективно сформированной при совершении международных сделок рыночной (свободной) цены;
     
     - контроль за трансфертным ценообразованием - государственный контроль, осуществляемый компетентными органами для установления факта применения трансфертных цен на товары (работы, услуги) при совершении международных сделок с целью дальнейшей корректировки налоговой базы в соответствии с национальным законодательством.
     
     Компетентными органами определены налоговые и таможенные органы государств - членов ЕврАзЭС.
     
     В соответствии с Протоколом налоговые органы смогут:
     
     - проводить мониторинг сделок, по которым могут быть применены трансфертные цены;
     
     - вести информационную базу данных по рыночным ценам на товары (работы, услуги);
     
     - проводить проверки отклонения цен на товары (работы, услуги);
     
     - корректировать объект налогообложения при установлении факта отклонения цены сделки от рыночной цены;
     
     - осуществлять доначисление и взыскание сумм налогов и других обязательных платежей, штрафов и пени в связи с корректировкой объектов налогообложения;
     
     - предоставлять в таможенную службу своей страны сведения по установленным фактам применения трансфертного ценообразования для проведения таможенными органами доначисления и взыскания сумм таможенных платежей с доходов, заниженных при применении трансфертных цен.
     
     В свою очередь, таможенные службы могут осуществлять следующие меры контроля:
     
     - вести электронную базу данных грузовых таможенных деклараций (ГТД) по товарам и предоставлять данные по товарам (работам, услугам) в налоговые службы своей страны;
     
     - участвовать совместно с налоговыми органами в документальных проверках трансфертного ценообразования в пределах своей компетенции;
     
     - доначислять и взыскивать суммы таможенных платежей с доходов, заниженных при применении трансфертных цен по данным налоговых органов, в соответствии с таможенным законодательством.
     
     Мониторинг сделок проводится на основе данных ГТД таможенных органов и данных, предоставляемых участниками международных деловых операций. Для определения рыночных цен на товары (работы, услуги) используются официально признанные источники информации.
     
     На основе получаемой информации создается база данных по ценам на основные виды реализуемой продукции. При этом доступ к информационным источникам, таким как "Reuters", "Metal Bulletin" и др., обеспечивает достоверной информацией по текущим мировым ценам, что дает возможность создания базы данных для исчисления реальных цен и обоснования фактов трансфертного ценообразования.
     
     Учитывая, что в сферу действия Протокола попадают физические и юридические лица, сделки которых регулируются, помимо налогового и таможенного законодательства, гражданским процессуальным законодательством, и поскольку в данном случае затрагиваются компетенции двух и более ведомств, указанный Протокол  подписан на межправительственном уровне.
     
     В дальнейшем эффективными средствами обеспечения системы контроля за уплатой налогов крупными налогоплательщиками и за трансфертным ценообразованием в государствах - членах ЕврАзЭС признаются:
     
     - гармонизация (сближение, унификация) налоговых законодательств:
     
     - изучение мирового опыта и анализ налогообложения крупных налогоплательщиков, тенденций в области трансфертного ценообразования;
     
     - проведение мониторинга изменений законодательств государств - членов ЕврАзЭС по вопросам трансфертного ценообразования и уплаты налогов крупными налогоплательщиками;
     
     - выработка предложений по гармонизации законодательств по вопросам уплаты налогов крупными налогоплательщиками, трансфертного ценообразования, отнесению лиц (физических, юридических) к взаимозависимым (аффилированным);
     
     - согласование критериев отнесения хозяйствующих субъектов к крупным налогоплательщикам;
     
     - совершенствование механизма уплаты и распределения налогов вертикально интегрированных компаний (холдингов) - крупных налогоплательщиков;
     
     - гармонизация (сближение, унификация) процедур налогового администрирования:
     
     - выработка предложений по совершенствованию структуры налоговых органов в части создания специализированных структурных подразделений по налоговому контролю за крупными налогоплательщиками и трансфертным ценообразованием;
     
     - создание системы эффективного предварительного (камерального) налогового контроля крупных налогоплательщиков, включая формирование унифицированной налоговой отчетности, для целей анализа их экономической деятельности;
     
     - согласование порядка налоговых корректировок при установлении факта взаимозависимых (аффилированных) лиц;
     
     - подготовка предложений по оптимизации и упрощению форм и методов проведения налогового контроля за крупными налогоплательщиками;
     
     - подготовка предложений по совершенствованию электронного мониторинга за уплатой налогов крупными налогоплательщиками;
     
     - согласование перечня официальных источников информации о рыночных ценах на товары, работы и услуги;
     
     - совершенствование информационного обмена:
     
     - анализ практики информационного обмена между налоговыми службами по вопросам администрирования крупных налогоплательщиков;
     
     - согласование состава и структуры реквизитов для обмена информацией по вопросам администрирования крупных налогоплательщиков;
     
     - создание интегрированных электронных сис-тем налогового мониторинга за трансфертным ценообразованием и крупными налогоплательщиками;
     
     - внедрение унифицированных методов работы налоговых органов посредством перехода на методы электронного представления налоговой отчетности, электронной передачи и обработки сведений о суммах поступивших налогов и платежей;
     
     - совершенствование взаимодействия налоговых и таможенных органов:
     
     - совершенствование нормативно-правовой базы взаимодействия налоговых и таможенных органов по вопросам трансфертного ценообразования;
     
     - совершенствование информационного обмена между налоговыми и таможенными органами по вопросам трансфертного ценообразования;
     
     - проведение совместных контрольных мероприятий в указанной сфере;
     
     - организация обмена опытом работы:
     
     - обмен опытом работы по контролю за трансфертным ценообразованием и по практике администрирования крупных налогоплательщиков;
     
     - создание специальных курсов повышения квалификации;
     
     - проведение совещаний-семинаров по формам и методам контроля за уплатой налогов крупными налогоплательщиками и за трансфертным ценообразованием.