Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Приказ Минфина России от 31.01.2006 N 19н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения"


Приказ Минфина России

от 31.01.2006 N 19н

"Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения"*1

     _____
     *1 В связи с большим объемом текст официального документа не приводится.


Зарегистрирован в Минюсте России
20 февраля 2006 года, регистр. N 7523


Комментарий

В.И. Янченко

     

1. Общие особенности представления налоговой отчетности по единому социальному налогу

     
     1. В соответствии со ст. 240 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым периодом по единому социальному налогу (ЕСН) признается календарный год, а отчетными периодами являются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Все налогоплательщики обязаны представлять по окончании года налоговую декларацию по ЕСН (далее - декларация по ЕСН).
     
     В случае начисления выплат в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, заключенным на выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам такие налогоплательщики, как индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, должны также заполнить и представить в налоговый орган декларацию по ЕСН с выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц.
     
     Кроме того, по итогам года индивидуальные предприниматели и адвокаты представляют декларацию по ЕСН непосредственно в части собственных доходов от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
     
     Сроки представления отчетности и уплаты ЕСН также различны для разных категорий налогоплательщиков.
     
     В случае начисления выплат в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам за выполнение работ, оказание услуг декларация по ЕСН должна была быть представлена организациями (включая коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации), индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, не позднее 30 марта 2006 года.
     
     Кроме того, данные налогоплательщики должны представить до 1 июля 2006 года копии декларации по ЕСН в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).
     
     Налоговый орган должен сделать в этом случае на копии декларации для представления в ПФР отметку о ее принятии.
     
     Индивидуальные предприниматели, адвокаты с доходов от предпринимательской или иной профессиональной деятельности представляют декларацию по ЕСН не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Налоговая отчетность по ЕСН должна представляться на формах, утвержденных приказами Минфина России.
     
     Лицами, производящими выплаты физическим лицам, декларация по ЕСН должна быть представлена по итогам 2005 года по форме, утвержденной приказом Минфина России от 31.01.2006 N 19н.
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 6 ст. 244 НК РФ коллегии адвокатов, адвокатские бюро и юридические консультации по итогам налогового периода не позднее 30 марта 2006 года должны были представить в налоговый орган данные об исчисленных суммах ЕСН с доходов адвокатов за прошедший налоговый период 2005 года по форме, утвержденной приказом Минфина России от 06.02.2006 N 23н.
     
     2. Если в состав организации включены обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, то такие обособленные подразделения исполняют на основании п. 8 ст. 243 НК РФ обязанность организации по уплате ЕСН, а также по представлению отчетности, в том числе деклараций по ЕСН, по месту своего нахождения в части выплат и вознаграждений в пользу физических лиц, относящихся к соответствующему обособленному подразделению.
     
     Таким образом, и головная организация, и ее обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, обязаны представлять по итогам года в налоговые органы по месту своего нахождения декларацию по ЕСН. Каких-либо особенностей представления декларации по ЕСН обособленными подразделениями в данном случае не имеется.
     
     Если в состав организации включены обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, или если у них хотя бы один из вышеперечисленных признаков отсутствует, то организация обязана представлять отчетность по ЕСН централизованно в налоговый орган по месту своего нахождения с учетом данных всех таких обособленных подразделений.
     
     Иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории Российской Федерации через свои представительства.
     
     Согласно п. 2.1.1.2 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124, иностранная организация, осуществляющая деятельность на территориях, подконтрольных различным налоговым органам, обязана встать на учет в каждом налоговом органе той территории, на которой осуществляется ее деятельность.
     
     Если на территории Российской Федерации расположено несколько представительств иностранной организации, то на одно из них, имеющее отдельный баланс, расчетный счет и начисляющее выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, иностранной организацией может быть возложена обязанность головного представительства, производящего уплату налогов и представление налоговой отчетности по ЕСН по месту своего нахождения за себя и за представительства, не имеющие отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
     
     В данном случае головное представительство иностранной организации должно представить декларацию по ЕСН в налоговый орган по месту своего нахождения с учетом данных представительств, не имеющих отдельного баланса, расчетного счета и не начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
     
     3. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, полномочия которого должны быть согласно ст. 26 НК РФ документально подтверждены.
     
     Пунктом 2 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы передавать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.
     
     При отсутствии у бюджетной организации расчетного счета централизованная бухгалтерия при оформлении расчетных документов на уплату ЕСН в полях "ИНН" и "КПП" плательщика указывает соответственно значения показателей ИНН и КПП бюджетной организации, которые присвоены ей в установленном порядке, а в поле "Плательщик" - наименование централизованной бухгалтерии, которой открыт счет в банке для учета операций со средствами федерального бюджета, с которого будут списаны денежные средства.
     
     Таким образом, если централизованная бухгалтерия выступает уполномоченным представителем бюджетной организации, то заполнение платежных поручений на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется строго в соответствии с установленным порядком.
     
     В таком случае налоговая декларация по ЕСН бюджетной организации может быть представлена законным или уполномоченным представителем налогоплательщика, то есть централизованной бухгалтерией.
     
     4. Если организация ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). За этот период организация должна представить декларацию по ЕСН.
     
     5. Если индивидуальный предприниматель, осуществляющий выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, прекращает свою деятельность до конца налогового периода, он обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности представить в налоговый орган декларацию по ЕСН для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за период с начала года по день подачи вышеуказанного заявления включительно.
     
     В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката он обязан в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в налоговый орган декларацию по ЕСН за период с начала налогового периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката включительно.
     
     Представление декларации по ЕСН налогоплательщиками, не производящими выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, осуществляется по месту постановки на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица на территории Российской Федерации.
     
     6. В соответствии со ст. 54 и 81 НК РФ в случае обнаружения ошибок (искажений) налогоплательщик обязан пересчитать налоговые обязательства и представить в налоговый орган корректирующую отчетность по ЕСН.
     
     Внесение налогоплательщиком дополнений и изменений в отчетность по ЕСН при обнаружении в текущем налоговом периоде неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок (искажений), допущенных при исчислении налоговой базы по ЕСН, применении налоговой ставки, определении суммы авансовых платежей по ЕСН, подлежащей уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, или иных ошибок, повлекших завышение или занижение подлежащей уплате суммы ЕСН, производится путем представления корректирующей отчетности за соответствующий прошлый отчетный или налоговый период, в которой отражаются налоговые обязательства с учетом внесенных дополнений и изменений.
     
     Такая отчетность представляется в налоговый орган на бланке установленной формы, действующей в том отчетном или налоговом периоде, за который производится перерасчет налоговых обязательств по ЕСН.
     
     Таким образом, если после представления декларации по итогам 2005 года налогоплательщик обнаружит ошибки как за предыдущие годы, так и за 2005 год, он вправе исправить свои ошибки и представить в налоговый орган корректирующие декларации с учетом дополнений и изменений.
     
     7. Особенностью расчета доли ЕСН, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), является уменьшение исчисленного ЕСН на сумму расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных налогоплательщиком.
     
     Кроме того, в расчете этой доли ЕСН учитываются суммы возмещений произведенных расходов, полученных налогоплательщиком от исполнительного органа ФСС РФ.
     
     Если в ходе контрольных мероприятий, проведенных органом ФСС РФ по итогам 2005 года, часть произведенных налогоплательщиком расходов на цели обязательного социального страхования не приняты данным Фондом к зачету, то налогоплательщик обязан пересчитать (увеличить) ЕСН к уплате в ФСС РФ и представить корректирующую налоговую отчетность по ЕСН за тот период, в котором допущено неправомерное завышение расходов.
     
     Если в период времени, когда налогоплательщик перешел на специальные налоговые режимы и уже не являлся плательщиком ЕСН, от исполнительного органа ФСС РФ получены сведения о суммах расходов на цели социального страхования, не принятых к зачету, или о суммах расходов, которые возмещены вышеуказанным органом ФСС РФ, то налогоплательщик обязан внести изменения в бухгалтерский учет и представить корректирующий расчет либо декларацию по ЕСН за тот период, в котором расходы им были завышены, или за период, за который расходы были возмещены данным Фондом, то есть за период, когда такой налогоплательщик был плательщиком ЕСН.
     
     Поскольку строки 0700-0840 декларации по ЕСН, которая заполняется налогоплательщиками, и достоверность их показателей контролируются исполнительным органом ФСС РФ, то они корректируются только с учетом камерально проверенных сумм ФСС РФ.
     
     После проверки и принятия данным органом вышеуказанных сумм, которые также отражаются в Расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ, утверждена постановлением ФСС РФ от 22.12.2004 N 111), представляемой налогоплательщиком-страхователем в ФСС РФ, налогоплательщик теряет право на их корректировку.
     
     8. Если налогоплательщик, применявший упрощенную систему налогообложения, утратил право на ее применение в течение налогового периода, то согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ он считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено превышение дохода 15 млн руб. или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов 100 млн руб.
     
     Например, если налогоплательщик утратил право на применение упрощенной системы налогообложения 25 ноября 2005 года, то он должен был представить в налоговый орган декларацию по ЕСН по исчисленным суммам ЕСН за октябрь, ноябрь и декабрь 2005 года.
     
     Плательщикам единого сельскохозяйственного налога следует иметь в виду, что если по итогам истекшего налогового периода 2005 года доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составила менее 70%, то они обязаны представлять декларацию по ЕСН в целом за 2005 год.
     
     9. При отсутствии объекта налогообложения налогоплательщики должны иметь в виду следующее.
     
     Обязанность представлять налоговую отчетность по ЕСН обусловлена не наличием суммы этого налога к уплате, а положениями главы 24 НК РФ, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков ЕСН.
     
     Данная позиция подтверждается решением ВАС РФ от 03.02.2004 N 16125/03.
     
     Главой 24 НК РФ налогоплательщику не предоставлено право не подавать декларацию по ЕСН в случае отсутствия суммы налога к уплате.
     
     Таким образом, налогоплательщик в случае отсутствия у него объекта налогообложения был обязан представлять в налоговый орган "нулевую" декларацию по ЕСН за 2005 год.
     

2. Подготовка налогоплательщиком декларации по ЕСН для сдачи в налоговый орган

     
     Декларация по ЕСН представляется в налоговый орган на бумажном носителе или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Декларация по ЕСН на бумажном носителе может быть представлена в налоговые органы налогоплательщиком лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
     
     При отправке отчетности по ЕСН по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, при передаче отчетности по телекоммуникационным каналам связи - дата ее отправки.
     
     Перед представлением декларации по ЕСН в налоговый орган налогоплательщику целесообразно уточнить следующее:
     
     - установить фактическое наличие всех листов отчетности, обязанность представления которых установлена приказом Минфина России.
     
     При этом если при сдаче в налоговый орган не окажется какого-либо листа отчетности, то налоговый инспектор, принимающий налоговую отчетность, не имеет права отказать в ее принятии по причине отсутствия в ее составе какого-либо листа;
     
     - установить наличие обязательных реквизитов отчетности [полного наименования налогоплательщика, ИНН налогоплательщика, КПП (для юридических лиц), периода, за который представляется отчетность, подписей лиц, которые подтверждают достоверность и полноту сведений, отраженных в данной отчетности налогоплательщика].
     
     Достоверность и полнота сведений, отраженных в декларации по ЕСН, подтверждаются руководителем и главным бухгалтером организации в специальном поле титульного листа и каждого из разделов, при этом помимо их подписи проставляются полностью фамилия, имя, отчество вышеназванных лиц и указывается дата подписания декларации.
     
     Если в организации не имеется главного бухгалтера, то достоверность и полнота сведений, указанных в декларации по ЕСН, подтверждаются подписью бухгалтера, осуществляющего ведение в организации бухгалтерского учета, либо руководителя специализированной организации (централизованной бухгалтерии) или бухгалтера-специалиста, осуществляющих на договорных началах ведение в организации бухгалтерского учета.
     
     Достоверность и полнота сведений должны быть подтверждены в каждом разделе декларации по ЕСН. При этом все разделы декларации должны быть подтверждены подписями одних и тех же лиц, а не тех лиц, которые у налогоплательщика отвечают за достоверность конкретных сведений декларации;
     
     - установить полноту заполнения иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов.
     
     Если декларация по ЕСН представляется физическим лицом, у которого отсутствует ИНН, то титульный лист заполняется им на странице 002 в следующем порядке:
     
     а) фамилия, имя, отчество указываются полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность налогоплательщика;
     
     б) для взаимодействия налогового органа с физическим лицом приводится номер контактного телефона с кодом города; при наличии домашнего и служебного телефонов указываются оба номера;
     
     в) дата рождения (число, месяц, год) и место рождения отражаются в соответствии с  записью в документе, удостоверяющем личность.
     
     Если налогоплательщик указал документ, удостоверяющий личность, в котором нет сведений о дате и месте рождения, то эти показатели заполняются на основании свидетельства о рождении или другого документа, содержащего такие сведения;
     
     г) в строке "Гражданство" приводятся название страны, гражданином которой является декларант, и числовой код страны в соответствии со справочником (ОКСМ). При отсутствии гражданства записывается: "лицо без гражданства";
     
     д) в строке "Вид документа, удостоверяющего личность" указывается название документа (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) и отражается код документа в соответствии с приложением N 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, утвержденному приказом Минфина России от 31.01.2006 N 19н (далее - Порядок заполнения декларации по ЕСН); далее указываются те реквизиты, которые имеются в документе, удостоверяющем личность;
     
     е) место жительства в Российской Федерации приводится на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства (если указан не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность), с обязательным указанием почтового индекса и кода субъекта Российской Федерации в соответствии с приложением N 2 к Порядку заполнения декларации по ЕСН.
     
     Сведения, приведенные на странице 002 декларации по ЕСН в строке "Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю", заверяются подписью налогоплательщика, проставлением даты подписания.
     

3. Общие требования к заполнению налоговой отчетности по ЕСН

     
     В каждую строку и соответствующие ей графы налоговой отчетности по ЕСН должен быть вписан только один показатель. В случае отсутствия каких-либо показателей, предусмотренных налоговой отчетностью по ЕСН, в строке и соответствующей графе ставится прочерк. Все значения денежных показателей отражаются в целых числах в рублях без копеек.
     
     Если в налоговой отчетности делаются исправления, налогоплательщик обязан перечеркнуть неверное значение показателя, вписать правильное и поставить свою подпись [для организации - подписи должностных лиц (руководителя и главного бухгалтера)] под исправлением с указанием даты исправления. Все исправления должны быть заверены печатью организации (иностранная организация заверяет исправления штампом), или подписью индивидуального предпринимателя, или подписью физического лица, не признаваемого индивидуальным предпринимателем.
     
     Исправление ошибок с помощью корректирующей жидкости, других аналогичных средств не допускается.
     
     В декларации по ЕСН должна быть проставлена сквозная нумерация заполненных страниц в поле "Стр.".
     
     Полное наименование российской организации приводится в соответствии с указанным в учредительных документах (при наличии в наименовании латинской транскрипции таковая указывается); отражается полное наименование отделения иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации; при подаче декларации индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, фамилия, имя, отчество указываются полностью, без сокращений, в соответствии с документом, удостоверяющим личность.
     
     Налогоплательщик не заполняет в титульном листе раздел, который содержит сведения о представлении вышеуказанного документа и оформляется работником налогового органа.
     
     Налоговая отчетность по ЕСН, представляемая индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, не признаваемым индивидуальным предпринимателем, подписывается лично таким лицом.
     
     Если в представленной налогоплательщиком декларации по ЕСН отсутствует какой-либо из обязательных реквизитов, отдельные реквизиты документа заполнены нечетко, что приводит к их неоднозначному толкованию, имеются не оговоренные подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправления, то такая отчетность считается составленной с нарушениями требований, установленных приказом Минфина России от 31.01.2006 N 19н.
     
     В этом случае налоговый орган вправе направить налогоплательщику уведомление о необходимости представления налоговой отчетности по ЕСН по форме, утвержденной приказом Минфина России от 31.01.2006 N 19н, в установленный налоговым органом срок; такое уведомление может быть вручено налогоплательщику лично либо отправлено по почте.
     

4. Принципы заполнения декларации по ЕСН

     
     Форма декларации по ЕСН включает:
     
     - титульный лист;
     
     - Раздел 1 "Суммы налога, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды";
     
     - Раздел 2 "Расчет единого социального налога", который содержит восемь таблиц, отличных друг от друга по порядку формирования показателей граф;
     
     - Раздел 2.1 "Распределение налоговой базы (строка 0100) и численности физических лиц по интервалам шкалы регрессии";
     
     - Раздел 2.2 "Сводные показатели за налоговый период для расчета единого социального налога организациями, имеющими в своем составе обособленные подразделения, исполняющие обязанности организаций по уплате налога и представлению налоговой декларации";
     
     - Раздел 3 "Выплаты, начисленные налогоплательщиком в пользу физических лиц, являющихся инвалидами I, II или III группы, включаемые в строки 0400-0440 Раздела 2";
     
     - Раздел 3.1 "Расчет условий на право применения налоговых льгот, установленных подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Не все налогоплательщики должны проставлять в налоговой отчетности конкретные значения по всем установленным показателям. Так, например, страница 001 титульного листа, Разделы 1, 2, 2.1 декларации по ЕСН заполняются всеми налогоплательщиками, а страница 002 титульного листа - только физическими лицами, не признаваемыми индивидуальными предпринимателями, в случае отсутствия у них ИНН.
     
     Раздел 2.2 заполняют организации, имеющие обособленные подразделения, исполняющие обязанности организации по исчислению, уплате ЕСН и представлению налоговой отчетности по ЕСН; обособленными подразделениями организации он не заполняется.
     
     Раздел 3 заполняют налогоплательщики, применяющие налоговые льготы в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 239 НК РФ, Раздел 3.1 - налогоплательщики, применяющие налоговые льготы согласно подпункту 2 п. 1 ст. 239 НК РФ.
     
     Поскольку данные, связанные с постановкой на учет в налоговом органе российского налогоплательщика, отражаются в отчетности по другим налогам, то у налогоплательщика не вызовет трудностей заполнение информации по ИНН и КПП согласно Свидетельству о постановке на учет в налоговом органе, в том числе по иностранной организации.
     
     Если налогоплательщик после сдачи декларации по ЕСН представляет в налоговый орган при обнаружении ошибок корректирующие декларации, то при заполнении реквизита "Вид документа" он приводит в первой ячейке "3" (корректирующий) с отражением через дробь (во второй ячейке) номера, указывающего, какая по счету декларация с учетом внесенных изменений и дополнений представляется в налоговый орган (например, 3/1, 3/2, 3/3 и т.д.).
     
     При представлении первичной декларации по ЕСН в первой ячейке приводится "1", а вторая ячейка не заполняется.
     

5. Заполнение Раздела 1 "Суммы налога, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды"

     
     Показатели по суммам начисленных платежей по ЕСН Раздела 1 декларации по ЕСН должны отражаться в строгом соответствии с итоговыми суммами Раздела 2, которые подлежат уплате в соответствующие бюджеты. Именно с этих сумм начинается выверка налоговыми органами основных показателей декларации по ЕСН; именно эти суммы заносятся в карточки "Расчеты с бюджетом" плательщика ЕСН (см. Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утвержденные приказом ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@) как начисленные к уплате, а затем производится проверка правильности их расчета.
     
     При этом в Разделе 1 декларации по ЕСН отражаются значения по исчисленным налогоплательщиком суммам за каждый месяц последнего квартала налогового периода, подлежащим уплате в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
     
     По строке 001 Раздела 1 указываются:
     
     - для организаций (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования), применяющих общий режим налогообложения, - 01.
     
     Это значит, что такой налогоплательщик исчисляет ЕСН по ставкам таблицы 1 п. 1 ст. 241 НК РФ. Это также свидетельствует о том, что налогоплательщик должен исчислить ЕСН в отношении всех выплат и иных вознаграждений по всем видам деятельности с учетом особенностей главы 24 НК РФ, так как у него нет видов деятельности, переведенных на специальные налоговые режимы;
     
     - для организаций (кроме сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования), применяющих общий режим налогообложения и одновременно специальные налоговые режимы, - 11.
     
     Это означает, что налогоплательщик исчисляет ЕСН по ставкам, указанным в таблице 1 п. 1 ст. 241 НК РФ. Но, учитывая, что он одновременно применяет специальные налоговые режимы, он должен исчислить ЕСН с выплат и иных вознаграждений с учетом особенностей главы 24 НК РФ только по видам деятельности, не переведенным на специальные налоговые режимы.
     
     Однако начислять страховые взносы на обязательное пенсионное страхование он должен в полном объеме. В то же время в целях исчисления налогового вычета по ЕСН налогоплательщик должен вести раздельный учет выплат и иных вознаграждений. Налоговый вычет должен быть заявлен в декларации по ЕСН только в отношении выплат в части общего налогового режима;
     

     - для адвокатских образований, представляющих декларацию по ЕСН с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, - 31.
     
     Это свидетельствует о том, что коллегии адвокатов, адвокатские бюро, юридические консультации в случае, если имеются два вида ЕСН (начисленного, во-первых, с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, и, во-вторых, с доходов адвокатов), обязаны представить в налоговый орган по итогам года, помимо декларации по ЕСН для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, форму "Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов", утвержденную приказом Минфина России от 06.02.2006 N 23н.
     
     При этом в отношении каждой категории лиц применяются разные ставки ЕСН.
     
     Более того, в отношении адвокатов в целях исчисления ЕСН в федеральный бюджет налоговый вычет не определяется и не применяется.
     
     Адвокатские кабинеты представляют декларацию по ЕСН только с выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, авторским договорам, в общеустановленном порядке (ст. 243 НК РФ), а налоговую отчетность по ЕСН с доходов адвокатов - в порядке, установленном ст. 244 настоящего Кодекса;
     
     - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяющих общий режим налогообложения, - 02.
     
     Эти налогоплательщики могут исчислять ЕСН по пониженным ставкам согласно таблице 2 п. 1 ст. 241 НК РФ, а сельскохозяйственные товаропроизводители и родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера могут применять пониженные тарифы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
     
     - для сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций народных художественных промыслов и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяющих общий режим налогообложения и одновременно специальные налоговые режимы, - 12.
     
     Такие налогоплательщики исчисляют ЕСН по пониженным ставкам согласно таблице 2 п. 1 ст. 241 НК РФ с выплат и иных вознаграждений с учетом особенностей главы 24 настоящего Кодекса только по видам деятельности, не переведенным на специальные налоговые режимы.
     

     В целях исчисления налогового вычета по ЕСН они должны вести раздельный учет выплат и иных вознаграждений. Налоговый вычет должен быть заявлен в декларации по ЕСН только в отношении выплат в части общего режима налогообложения;
     
     - для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения, - 03.
     
     Это означает, что индивидуальные предприниматели обязаны уплачивать налог и представлять декларацию по ЕСН, исчисленному с выплат и вознаграждений, в таком же порядке, что и организации, с применением таких же ставок;
     
     - для индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения и одновременно специальные налоговые режимы, - 13.
     
     В целях исчисления ЕСН с выплат и вознаграждений индивидуальный предприниматель должен применять порядок, аналогичный применяемому категорией 11, если налогоплательщик не относится к сельскохозяйственным товаропроизводителям, или 12, если таковым является;
     
     - для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - 04.
     
     По строке 010 приводится код административно-территориального образования, на территории которого осуществляется уплата ЕСН, в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления.
     
     Кроме того, в Разделе 1 отражаются по строкам 020 коды бюджетной классификации, на которые зачисляются суммы ЕСН, подлежащие уплате, в соответствии с законодательством Российской Федерации о бюджетной классификации.
     
     Показатели строк 030, 040, 050, 060 Раздела 1 переносятся из Раздела 2 декларации по ЕСН, а именно:
     
     - по строкам 030 - суммы ЕСН, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за налоговый период:
     
     - в федеральный бюджет - из графы 3 строки 0600;
     
     - в ФСС РФ - из графы 3 строки 0900;
     
     - в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - из графы 5 строки 0600;
     
     - в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС) - из графы 6 строки 0600;
     
     - по строкам 040 - суммы ЕСН, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за первый месяц последнего квартала налогового периода:
     

     - в федеральный бюджет - из графы 3 строки 0620;
     
     - в ФСС РФ - из графы 3 строки 0920;
     
     - в ФФОМС - из графы 5 строки 0620;
     
     - в ТФОМС - из графы 6 строки 0620;
     
     - по строкам 050 - суммы ЕСН, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за второй месяц последнего квартала налогового периода:
     
     - в федеральный бюджет - из графы 3 строки 0630;
     
     - в ФСС РФ - из графы 3 строки 0930;
     
     - в ФФОМС - из графы 5 строки 0630;
     
     - в ТФОМС - из графы 6 строки 0630;
     
     - по строкам 060 - суммы ЕСН, подлежащие уплате в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды за третий месяц последнего квартала налогового периода:
     
     - в федеральный бюджет - из графы 3 строки 0640;
     
     - в ФСС РФ - из графы 3 строки 0940;
     
     - в ФФОМС - из графы 5 строки 0640;
     
     - в ТФОМС - из графы 6 строки 0640.
     

6. Заполнение Раздела 2 "Расчет единого социального налога"

     
     Раздел 2 декларации по ЕСН заполняется всеми плательщиками ЕСН.
     
     Если налогоплательщики осуществляют наряду с деятельностью, облагаемой налогами согласно общему режиму, виды деятельности, облагаемые налогами в соответствии со специальными налоговыми режимами, то они отражают все показатели в декларации по ЕСН начиная с показателя "Налоговая база за налоговый период, всего" только по видам деятельности, по которым применяется общий режим налогообложения.
     
     Следует сразу оговориться, что выплаты, освобождаемые от налогообложения в соответствии со ст. 239 НК РФ, отражаются по строкам 0100-0140 в полной сумме; также в полной сумме отражаются выплаты и вознаграждения по строкам 0400-0440.
     
     В расчет ЕСН и налоговой базы по этому налогу не включаются следующие суммы: выплаты, не отнесенные к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в налоговом периоде; выплаты, не уменьшающие налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в налоговом периоде (ст. 270 НК РФ); суммы, не подлежащие налогообложению в налоговом периоде в соответствии с п. 1 и 3 ст. 238 НК РФ; суммы, освобождаемые от обложения ЕСН в налоговом периоде согласно п. 2 ст. 245 НК РФ. При этом суммы, указанные в п. 3 ст. 245 НК РФ, не включаются в налоговую базу по ЕСН только для исчисления этого налога в федеральный бюджет.
     
     По строке 0100 отражается налоговая база по ЕСН нарастающим итогом за налоговый период в соответствии со ст. 237 НК РФ.
     
     Это означает, что по данной строке должны быть отражены начисленные выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных выше) вне зависимости от формы, в которой они осуществлялись, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Если налогоплательщики производили выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), то при расчете налоговой базы по ЕСН такие выплаты должны быть учтены как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, которая исчислена исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) должна быть включена соответствующая сумма НДС, а для подакцизных товаров - соответствующая сумма акцизов.
     
     В части авторского договора налоговая база по ЕСН определяется в соответствии со ст. 210 НК РФ с учетом расходов, предусмотренных п. 3 ст. 221 настоящего Кодекса.
     
     Необходимо учитывать, что налоговая база в целом по ЕСН суммируется исходя из выплат и вознаграждений, начисленных отдельно по каждому физическому лицу с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
     
     Если согласно ст. 252 и 255 НК РФ какая-либо выплата включается в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, налогоплательщик не вправе самостоятельно отнести ее на расходы, не уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, и не включить ее в налоговую базу по ЕСН.
     
     Следует также отметить, что на выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц за счет целевых поступлений, норма п. 3 ст. 236 НК РФ не распространяется. Суммы таких выплат облагаются ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Это связано с тем, что по деятельности, финансируемой за счет целевых поступлений, налоговая база по прибыли не формируется.
     
     Итак, в налоговую базу по ЕСН включаются выплаты или расходы на оплату труда, сформированные в ст. 255 НК РФ.
     
     Рассмотрим некоторые из них. Так, например, согласно ст. 255 НК РФ к ним относятся:
     
     - суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда;
     
     - начисления стимулирующего характера, в том числе премии за производственные результаты, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде и иные подобные показатели;
     
     - начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе надбавки к тарифным ставкам и окладам за работу в ночное время, работу в многосменном режиме, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, за сверхурочную работу и работу в выходные и праздничные дни, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов;
     
     - единовременные вознаграждения за выслугу лет (надбавки за стаж работы по специальности) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     - надбавки, обусловленные районным регулированием оплаты труда, в том числе начисления по районным коэффициентам и коэффициентам за работу в тяжелых природно-климатических условиях;
     
     - расходы на оплату труда, сохраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика;
     
     - расходы на оплату труда за время вынужденного прогула или время выполнения нижеоплачиваемой работы в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
     
     - другие виды выплат.
     
     Налогоплательщик может допустить ошибки при определении налоговой базы по работникам, которые участвуют в видах деятельности, облагаемых налогами согласно общему и специальному режимам налогообложения. Если с помощью прямого счета выделить суммы выплат, начисленные работникам по каждому виду деятельности, нельзя, то для целей исчисления ЕСН налогоплательщик ежемесячно определяет сумму таких выплат пропорционально выручке, полученной от видов деятельности, облагаемых налогами согласно общему режиму налогообложения, в совокупном объеме выручки организации. Удельный вес выручки, как правило, определяется по суммам выручки нарастающим итогом с начала года по соответствующий месяц.
     
     Садоводческим, садово-огородным, гаражно-строительным и жилищно-строительным кооперативам (товариществам) при подготовке декларации по ЕСН следует учитывать, что с 1 января 2005 года налоговая база по ЕСН у них увеличилась на суммы выплат и вознаграждений, выплачиваемых лицам, выполняющим работы (услуги) для вышеуказанных кооперативов (товариществ).
     
     Обложению ЕСН подлежат также выплаты в натуральной форме товарами собственного производства - сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, которые до 1 января 2005 года не облагались ЕСН.
     

Заполнение примечания по строке 1000 декларации

     
     Если налогоплательщик производил выплаты и иные вознаграждения, указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ, которые не признавались объектом налогообложения в соответствии с п. 3 ст. 236 настоящего Кодекса, то он должен отразить их в примечании по строке 1000 декларации.
     
     Перечень выплат, относящихся к расходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли и не признаваемым объектом обложения ЕСН, установлен ст. 270 НК РФ, в том числе:
     
     - выплаты в виде сумм начисленных налогоплательщиком работникам дивидендов и других сумм распределяемого дохода;
     
     - выплаты в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
     
     - выплаты в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
     
     - суммы, направляемые на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам;
     
     - выплаты в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов в соответствии с решениями Правительства РФ, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно [за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случая, если бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами];
     
     - суммы, направляемые на оплату ценовых разниц при реализации по льготным ценам (тарифам) (ниже рыночных цен) товаров (работ, услуг) работникам и другие.
     
     Графа 3 одинакова для федерального бюджета и фондов медстраха. В ней также отражаются суммы, не включаемые в строку 0100.
     
     В графе 3 строки 1100 налоговой декларации (в части федерального бюджета и фондов медицинского страхования) должны отражаться выплаты, указанные в п. 1 ст. 238 НК РФ, а именно:
     

     - государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
     
     - все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных:
     
     с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья;
     
     с бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива или соответствующего денежного возмещения;
     
     с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия;
     
     с оплатой стоимости питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парад-ной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях;
     
     с увольнением работников, включая компенсации за неиспользованный отпуск;
     
     с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников;
     
     с трудоустройством работников, уволенных в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, реорганизацией или ликвидацией организации;
     
     с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
     
     При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым физическим лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой компании;
     

     - суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками - финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, - в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации;
     
     - стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
     
     - стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании;
     
     - стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников, и т.д.
     
     В подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ перечислены условия, при которых суммы компенсационных выплат не включаются в налоговую базу по ЕСН.
     
     Во-первых, необходимо наличие обстоятельств, указанных в подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, в связи с которыми выплачивается компенсация.
     
     Во-вторых, нормы компенсационных выплат должны быть установлены федеральным законодательством, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, определенных законодательством Российской Федерации).
     
     В-третьих, компенсационная выплата должна соответствовать понятию "компенсация", приведенному в ст. 164 Трудового кодекса Российской Федерации: компенсация - это возмещение расходов, понесенных работником при выполнении им трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     В силу п. 3 ст. 238 НК РФ налоговая база по ЕСН, уплачиваемому в ФСС РФ, меньше налоговой базы по ЕСН, уплачиваемому в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования, на сумму вознаграждений, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по авторским договорам.
     

     Поэтому помимо выплат, производимых согласно п. 1 ст. 238 НК РФ, в графе 4 строки 1100 (не включаются также в налоговую базу по ЕСН) в части ФСС РФ отражаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым и авторским договорам (п. 3 ст. 238 НК РФ).
     
     В примечании по строке 1100 должна быть отражена сумма пособий по временной нетрудоспособности работников вследствие заболеваний или травм (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), выплачиваемая за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя.
     
     Налогоплательщики - организации, индивидуальные предприниматели, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, при исчислении ЕСН должны включить в налоговую базу выплаты и иные вознаграждения, начисленные им за этот период в пользу физических лиц, вне зависимости от того, в каком налоговом периоде они выплачены.
     
     Налогоплательщики - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, должны включить в налоговую базу для исчисления ЕСН выплаты и иные вознаграждения, выплаченные в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по трудовым и гражданско-правовым договорам.
     
     Налогоплательщики, указанные в п. 2 ст. 245 НК РФ, отражают по строке 0100 выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым и авторским договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям).
     
     Суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, производимых в пользу физических лиц, указанных в п. 2 ст. 245 НК РФ, отражаются налогоплательщиками в примечании по строке 1200 в графах 3, 4 и не отражаются по строкам  0100-0140 в графах 3, 4, 5 и по строкам 0400-0440 в графах 3, 4.
     
     По строкам 0100-0140 в графе 3 и по строкам 0400-0440 в графе 3 не отражаются и в налоговую базу для исчисления ЕСН, подлежащего уплате в федеральный бюджет, не включаются суммы денежного содержания прокуроров и следователей, а также судей федеральных судов и мировых судей субъектов Российской Федерации.