Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Комментарий к Федеральному закону от 08.11.2005 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О таможенном тарифе”"


Федеральный закон

от 08.11.2005 N 144-ФЗ

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе"


Комментарий*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2006. - N 4. - С. 169.

В.П. Шавшина,
руководитель таможенной практики международной юридической компании DLA Piper Rudnick Gray Cary, доцент Санкт-Петербургского государственного университета, к.ю.н.
     
 К.А. Сизова,
советник государственной службы 2 класса, главный государственный таможенный инспектор Северо-Западного таможенного управления, к.ю.н.
     

4. Изменение содержания отдельных статей Закона

     
     В новой редакции ст. 19 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон), введенной Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", поновому трактуется понятие таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенная стоимость приравнивается теперь к понятию "стоимость сделки", под которой в свою очередь понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию и дополненная начислениями к цене.
     
     Понятием "стоимость сделки" заменен термин "цена сделки", который также означал фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар цену на момент пересечения им таможенной границы Российской Федерации (до порта или иного места ввоза).
     
     Различным в данных понятиях является момент определения таможенной стоимости товаров: в предыдущей редакции Закона - это цена на момент пересечения товаром таможенной границы, в новой же редакции Закона - это цена при продаже товаров на экспорт.
     
     В соответствии со ст. 19 Закона под фактически уплаченной или подлежащей уплате ценой за товары подразумевается общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. Это и важно, поскольку в практике таможенных органов используются различные способы уплаты платежей за приобретаемые товары, в том числе при использовании услуг дилерских и посреднических компаний. В ст. 19 Закона в настоящее время также прописано, что платежи могут осуществляться прямо или косвенно в любой форме покупателем продавцу или третьему лицу в пользу продавца.
     
     В целях таможенного контроля участникам внешнеэкономической деятельности, по-видимому, придется доказывать факт уплаты платежей в пользу продавца товаров, если уплата осуществляется третьему лицу.
     
     Новым в ст. 19 Закона является и то, что из условий ограничения применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами исключается условие обязательного документального подтверждения либо количественной определенности и достоверности данных, использованных декларантом при заявлении таможенной стоимости товаров. Это нововведение дает возможность декларантам отстаивать перед таможенным органом заявленный размер таможенной стоимости товаров по методу стоимости сделки с ввозимыми товарами в случае, если у таможенного органа возникают сомнения в достоверности представленных документов или если таможенный орган требует представления дополнительной информации в целях доказывания заявленной таможенной стоимости товаров.
     
     В новой редакции ст. 19 Закона изменилась также формулировка еще одного условия ограничения применения данного метода, когда участники сделки являются взаимосвязанными (в предыдущей редакции Закона - взаимозависимыми). В соответствии с предыдущей редакцией Закона данное условие не принималось во внимание, если эта взаимозависимость не повлияла на цену сделки, что должно было быть доказано декларантом. В новой же редакции ст. 19 Закона данное условие не применяется, если стоимость сделки приемлема для таможенных целей. Приемлемость стоимости сделки зависит от того, будет ли обнаружено, что взаимосвязь участников сделки все-таки оказала влияние на ее стоимость. При этом у декларанта остается в соответствии со ст. 19 Закона право доказать отсутствие влияния взаимосвязи участников сделки на стоимость сделки.
     

     В предыдущей редакции ст. 19 Закона указывались только компоненты, которые должны включаться в цену сделки, если они не были ранее включены. В новой редакции ст. 19 Закона содержится еще и перечень расходов, которые не включаются в таможенную стоимость товаров. Условиями невключения таких расходов в таможенную стоимость товаров является необходимость выделения расходов из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Кроме того, такие расходы должны быть заявлены и документально подтверждены декларантом.
     
     Изменения, внесенные в ст. 19 Закона в части дополнительных начислений к стоимости сделки, незначительны. Часть поименованных ранее в ст. 19 Закона конкретных компонентов (например, детали, полуфабрикаты, смазочные материалы, топливо) в новой редакции статьи отсутствует. В то же время в новой редакции Закона уточняются иные компоненты, например, страховая сумма заменена в ст. 19 Закона расходами на страхование в связи с международной перевозкой товаров.
     
     В предыдущей редакции ст. 20 Закона одним из условий возможности определения таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделки с идентичными товарами было условие ввоза идентичных товаров одновременно с оцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров. В измененной редакции этой статьи Закона данный срок не имеет четких временных границ и определен следующим образом: "в тот же или соответствующий ему период времени". При этом в новой редакции ст. 20 Закона речь идет не о сроке ввоза товаров, а о сроке их продажи на экспорт и сроке вывоза в Российскую Федерацию.
     
     В новой редакции ст. 20 Закона не раскрывается понятие "идентичные товары", в том числе не указываются наиболее весомые признаки этого понятия (качество, производитель и т.д.).
     
     В ст. 20 Закона приведен еще один критерий проведения таможенной оценки товаров с помощью стоимости сделки с идентичными товарами - продажа товара на том же коммерческом уровне, что предполагает оптовую, розничную и иную продажу товаров. Причем если не выявлено продаж на одном коммерческом уровне, можно использовать стоимость сделки с идентичными товарами, проданными на ином коммерческом уровне и (или) в иных количествах, при условии проведения корректировки такой стоимости, учитывающей вышеназванные различия.
     
     Важным является то, что стоимость идентичных товаров может в настоящее время корректироваться в зависимости от разницы в понесенных расходах, обусловленной различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных видах транспорта.
     
     В новой редакции ст. 21 Закона отсутствует определение "однородные товары" и применяется критерий определения таможенной стоимости товара на основе стоимости сделки с однородными товарами на одном коммерческом уровне продажи.
     
     Одинаковым в ст. 20 и 21 Закона является следующее условие применения таможенными органами методов по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами: стоимостью сделки с идентичными (или однородными) товарами является таможенная стоимость товаров, принятая таможенным органом в соответствии со ст. 19 Закона.
     
     Условиями применения метода вычитания в соответствии с новой редакцией ст. 22 Закона являются невозможность определения таможенной стоимости товаров на основании ст. 19, 20 и 21 этого нормативного акта и неиспользование обратного порядка применения метода вычитания и метода сложения.
     
     В отличие от предыдущей редакции ст. 22 Закона, в которой при использовании данного метода принималась цена единицы товара, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары продавались наибольшей партией на территории Российской Федерации не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров, в новой редакции этой статьи Закона применяется при определении таможенной стоимости товаров цена единицы товара, по которой наибольшее совокупное количество товаров продается в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществлялся ввоз оцениваемых товаров. Различным здесь является как период времени применения метода, так и объемы продажи идентичных, однородных и оцениваемых товаров.
     
     Согласно новой редакции ст. 22 Закона из стоимости сделки могут в настоящее время вычитаться суммы налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов.
     
     Новая редакция ст. 23 Закона раскрывает источники получения сведений о суммах и расходах, которые включаются в расчетную стоимость товаров. Например, расходы по изготовлению и приобретению материалов и расходы на производство определяются на основе сведений о производстве оцениваемых товаров, представленных производителем или от его имени. Источниками получения сведений о суммах и расходах, которые включаются в расчетную стоимость товаров, могут быть в том числе коммерческие счета производителя.
     
     В соответствии с новой редакцией ст. 23 Закона таможенные органы не имеют права требовать от иностранных лиц без их согласия представления документов для подтверждения расчетной стоимости товаров.
     
     Впервые в ст. 24 Закона появилось положение о том, что при определении таможенной стоимости товаров допускается гибкость в применении методов, предусмотренных в данном нормативном акте. Это означает, что некоторые не особо значимые условия применения того или иного метода могут не учитываться при определении таможенной стоимости товаров.
     
     В ст. 24 Закона приведены в большем количестве по сравнению с предыдущей редакцией этого нормативного документа цены, которые не могут приниматься в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров. В этот перечень вошли, например, минимальные таможенные стоимости и цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей.
     
     В целом изменения, внесенные в ст. 19-24 Закона, не поменяли сущность и количество применяемых таможенными органами методов определения таможенной стоимости товаров, а также не коснулись принципа последовательности применения этих методов.
     

5. Практика определения таможенной стоимости товаров

     
     В настоящее время в таможенных органах широко применяется система управления рисками, в том числе по вопросам определения таможенной стоимости товаров. В современных условиях основой процесса принятия решения по таможенной стоимости товаров призвана стать система управления рисками с целью обеспечения полноты уплаты таможенных платежей и соблюдения таможенного и налогового законодательства. Процесс управления рисками в области определения таможенной стоимости товаров включает следующие этапы:
     
     1) анализ имеющейся в распоряжении таможенных органов информации в целях выявления и прогнозирования стоимостных рисков, под которыми понимается вероятность совершения неправомерных действий участниками внешнеэкономической деятельности (например, недостоверное заявление таможенной стоимости товаров) в целях уклонения от уплаты таможенных платежей. Такие неправомерные действия участников внешнеэкономической деятельности связаны с нанесением ущерба конкурентоспособности отечественных производителей, с негативным влиянием на торгово-экономические и политические интересы государства;
     
     2) определение области стоимостного риска, а также мер по минимизации рисков. Под областью стоимостного риска понимаются отдельные сгруппированные объекты анализа, в отношении которых требуется применение отдельных форм (их совокупности) таможенного контроля, а также повышение эффективности качества таможенного администрирования, например усиление контроля таможенной стоимости путем установления контрольного уровня цены в отношении товаров группы 07 ТН ВЭД России (овощная продукция), происходящих из стран дальнего зарубежья;
     
     3) принятие мер, направленных на минимизацию рисков, выявляемых при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров. Данные меры по минимизации рисков подразделяются на прямые и косвенные. Прямые меры - это комплекс мероприятий, непосредственно связанных с выпуском товаров и применением мер по минимизации рисков, и отдельных форм таможенного контроля, установленных законодательно и осуществляемых централизованно (например, усиление таможенного досмотра как одной из формы осуществления таможенного контроля). Косвенные меры - это комплекс мероприятий, осуществляемых в процессе таможенного оформления товаров путем разработки и модернизации информационных таможенных технологий, применения мер тарифного и нетарифного регулирования, проведения организационных мероприятий и т.д. (запрос дополнительных документов, подтверждающих правомерность заявления таможенной стоимости товаров);
     
     4) формирование профилей стоимостных рисков. Профиль риска - это совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых форм таможенного контроля, направленных на минимизацию риска;
     
     5) разработка программных средств для формирования профилей рисков и проверки грузовой таможенной декларации на соответствие профилям рисков в электронном виде, осуществление анализа результатов применения мер по минимизации рисков и форм таможенного контроля, содержащихся в профилях рисков;
     
     6) оценка экономической эффективности, ожидаемой от внедрения системы управления рисками в области контроля таможенной стоимости, которая может быть определена путем исчисления показателя "сумма доначисленных таможенных платежей в результате контроля таможенным органом таможенной стоимости в рамках системы управления рисками".
     
     Таким образом, основной целью системы управления рисками в области контроля таможенной стоимости товаров является осуществление на практике эффективного таможенного контроля за обоснованностью заявления уровня таможенной стоимости, направленного на использование таможенной стоимости товаров как основного резерва пополняемости федерального бюджета страны.
     
     Существующие в настоящее время профили рисков направлены в большинстве своем на раскрытие фактов возможного заявления в грузовой таможенной декларации (а также в декларации таможенной стоимости) недостоверных сведений о таможенной стоимости ввозимых товаров, влияющего на размер причитающихся к уплате таможенных платежей, путем представления фальсифицированных документов либо коммерческих документов по внешнеторговой сделке не в полном объеме.
     
     Индикаторами риска, то есть необходимыми условиями для применения профиля риска, в отношении вопросов таможенной стоимости товаров являются, во-первых, код товара в соответствии с ТН ВЭД России, а во-вторых, стоимость за единицу товара. Иными словами, для определенного кода товара устанавливается контрольный уровень индекса таможенной стоимости (ИТС) в долларах США за 1 кг. Иногда ИТС подразделяется на два уровня: для товаров, происходящих из стран дальнего зарубежья, и для товаров, происходящих из стран СНГ (например, такая градация свойственна для плодовоовощной продукции). В иных случаях контрольный уровень таможенной стоимости товаров не зависит от страны происхождения товара (например, в отношении молочной продукции, фотопленок, насосов, кондиционеров и др.).
     
     Достаточно часто на практике применяются профили рисков в отношении товаров, ввозимых из стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Индонезия, Таиланд и др.), что связано с достаточно большим количеством правонарушений в части занижения таможенной стоимости импортируемых товаров.
     
     Могут применяться следующие прямые меры по минимизации рисков, связанных с недостоверным заявлением сведений по таможенной стоимости товаров:
     
     - проверка представленных декларантом в подтверждение заявленных сведений о таможенной стоимости документов и сведений, которая осуществляется в соответствии с Инструкцией по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной приказом ГТК России от 18.06.2004 N 696;
     
     - получение пояснений по условиям продажи и цены сделки, а также о влияющих на цену физических и качественных характеристиках товара (см. Положение о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденное приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399);
     
     - затребование у декларанта в соответствии с п. 4 ст. 323 Таможенного кодекса Российской Федерации дополнительных документов для подтверждения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров. В обязательном порядке таможенный орган должен затребовать у декларанта:
     
     1) прайс-лист фирмы-изготовителя;
     
     2) таможенную декларацию страны отправления;
     
     3) банковские платежные документы по оплате счетов-фактур в отношении декларируемой партии товаров или применительно к предыдущим поставкам товаров в адрес получателя;
     
     - самостоятельное определение таможенным органом таможенной стоимости товаров в случае, если декларант не представил в установленные сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными;
     
     - последующий контроль таможенной стоимости товаров, осуществляемый структурным подразделением таможни по контролю таможенной стоимости товаров после выпуска товаров и не позднее определенного количества дней с направлением на таможенный пост заключения о правомерности либо неправомерности принятого решения по таможенной стоимости выпущенных товаров, то есть проведение повторного контроля.
     
     В связи с тем что таможенная стоимость товаров зависит от присвоенного товару определенного классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД России, одной из мер, направленных на минимизацию риска занижения таможенной стоимости, будет являться обязательное принятие таможенным органом решения о правильности классификации товаров, в том числе в случае расхождений заявленных в грузовой таможенной декларации сведений о стоимости товаров со сведениями, содержащимися в таможенных, транспортных и коммерческих документах.
     
     Кроме того, одной из наиболее эффективных мер, направленных на минимизацию риска заявления недостоверных сведений о стоимости товаров, является проведение таможенного досмотра, целью которого является идентификация товара (то есть удостоверение в том, что фактически ввозится именно тот товар, который декларируется). В каждом профиле риска приводятся объем досмотра, степень досмотра (выборочное взвешивание, пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием), использование фото-, аудио-, видеозаписывающей и иной аппаратуры, а также частота и периодичность досмотра товарных партий.
     
     В настоящее время таможенными органами проводится всесторонний анализ таможенного оформления так называемых товаров дефицита с целью усиления контроля таможенной стоимости за этими товарами. Под термином "товары дефицита" (по стоимости) понимаются товары, средняя стоимость которых при импорте в Российскую Федерацию значительно ниже средней стоимости этих товаров по данным экспортеров (см. приказ ФТС России от 12.01.2006 N 5 "О контрольных показателях эффективности деятельности региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, на 2006 год").
     
     Таким образом, перед таможенными органами в настоящее время стоит задача сокращения расхождений в средней стоимости*1 1 кг и (или) дополнительной единицы измерения (кг, куб.м) товаров дефицита при их импорте в Российскую Федерацию из стран-партнеров и при экспорте товаров из стран-партнеров в Российскую Федерацию.
     _____
     *1 Под средней стоимостью (за единицу товара) понимается отношение суммарной статистической стоимости к общему количеству товара в килограммах либо в дополнительных единицах измерения.
     
     Контроль таможенной стоимости товаров заключается в увеличении средней стоимости за 1 кг (и/или за дополнительную единицу измерения) по сравнению с предыдущим периодом в отношении товаров:
     
     - происходящих из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности из Китая (в настоящее время этот перечень содержит 16 наименований товаров);
     
     - происходящих из стран Европейского союза (в настоящее время данный перечень содержит 3 наименования товаров) и т.д.
     
     Процесс разработки перечней товаров дефицита основан на сопоставительном анализе данных таможенной статистики внешней торговли Российской Федерации с данными стран-партнеров и включает несколько этапов:
     
     1) определение товаров, по которым имеется значительное занижение данных, полученных российскими таможенными органами;
     
     2) формирование проекта перечня товаров дефицита, в случае если имеется значительное занижение данных, полученных российскими таможенными органами, по стоимости импортируемых товаров и не имеется расхождения в количестве импортируемых товаров;
     
     3) исключение товаров из дальнейшего анализа в случае, если не имеется значительного занижения данных, полученных российскими таможенными органами, по стоимости импортируемых товаров и (или) расхождения в количестве импортируемых товаров.
     
     На практике при определении таможенной стоимости оценочными методами таможенные органы часто подменяют цену сделки контрольным показателем, указанным в профилях риска или в перечне товаров дефицита. Но этот контрольный уровень стоимости товаров, устанавливаемый таможенными органами, может рассматриваться только в качестве ориентировки для контроля таможенной стоимости товаров.
     
     В целях выявления вышеуказанных расхождений данных перед ФТС России стоит задача внедрения новых информационных технологий таможенного администрирования и предварительного информирования, кардинально меняющих работу таможенных органов, которые должны быть направлены на обеспечение качественно нового уровня управления таможенной деятельностью, максимальный перевод ФТС России на электронные формы взаимодействия с участниками торговли.
     
     Получение информации о стоимости и иных сведений о товарах до их ввоза на таможенную территорию Российской Федерации позволяет таможенным органам заранее определять объекты, подлежащие контролю, выявлять возможные риски и концентрировать усилия только на том, что необходимо проверять, не задерживая товары, которые не требуют углубленной проверки. По прогнозам ФТС России, предварительное информирование таможенных органов о стоимости товаров будет способствовать сокращению расхождений статистических данных между Российской Федерацией и странами-контрагентами на 10 % ежегодно.
     
     Необходимо отметить, что законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное указание таможенными органами в графах таможенных документов (в декларации таможенной стоимости и в корректировке таможенной стоимости) конкретных источников ценовой информации. Таким образом, любое самостоятельное решение таможенного органа при определении таможенной стоимости, отличной от заявленной декларантом, должно быть обеспечено достоверной ценовой информацией, которой таможенный орган располагал и применял.
     
     Поэтому таможенные органы должны обладать достоверной ценовой информацией, необходимой для принятия обоснованных и законных решений по таможенной стоимости товаров в целях обеспечения полноты уплаты таможенных платежей. В ныне действующей системе контроля таможенной стоимости сбор и анализ ценовой информации о стоимости товаров на мировом рынке осуществляются путем взаимодействия с производителями товаров, различными ассоциациями и объединениями, а также посредством использования доступных источников ценовой информации (каталоги, справочники, российские и международные специализированные издания).
     
     Новая система контроля таможенной стоимости, которую предполагается использовать в будущем, позволит исключить фактор субъективизма, так как предусматривает алгоритм работы, при котором таможенный инспектор в автоматическом режиме запрашивает и сравнивает те данные по таможенной стоимости, которые заявил участник внешнеторговой деятельности, с данными, которыми располагают общеизвестные мировые компании, имеющие опыт работы с таможенными службами других стран и обладающие достоверной ценовой информацией.
     
     Одновременно в ФТС России будет создана единая база данных справочных цен на основные товары и услуги. Она будет постоянно расширяться и поддерживаться в актуализированном режиме с учетом изменений конъюнктуры рынка.