Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     Т.Я. Кобзева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Может ли организация учесть расходы, связанные с переводом первичных учетных документов, заполненных на иностранном языке, а также связанные с переводом наименований товаров на русский язык, при налогообложении прибыли?
     
     В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации" организации обязаны вести официальное делопроизводство на территории Российской Федерации на русском языке.
     
     В соответствии со ст. 17 вышеуказанного Закона официальная переписка и иные формы официальных взаимоотношений между государственными органами, организациями, предприятиями, учреждениями субъектов Российской Федерации с адресатами в Российской Федерации ведутся на государственном языке Российской Федерации.
     
     При этом согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.
     
     Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
     
     Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык.
     
     В соответствии со ст. 65 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ) таможенное оформление товаров, включая заполнение документов для таможенных целей, производится на русском языке.
     
     При этом федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, вправе определять иные случаи, в которых таможенные органы могут принимать и использовать для таможенных целей документы и сведения на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов.
     
     Порядок заполнения грузовой таможенной декларации установлен Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной приказом ГТК России от 21.08.2003 N 915.
     
     Из вышеприведенного можно сделать вывод, что осуществление перевода на русский язык реквизитов таможенной декларации, включая наименования поставщиков, регламентируется таможенными органами.
     

     Статьей 252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлены требования к расходам, подлежащим отнесению на затраты:
     
     - расходы должны быть экономически оправданны и выражены в денежной форме;
     
     - расходы должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     При этом главой 25 НК РФ предусмотрен открытый перечень расходов, которые могут быть учтены налогоплательщиком при налогообложении прибыли.
     
     На основании вышеизложенного организация может учесть расходы, связанные с переводом текстов документов и наименований товаров на русский язык, при условии соблюдения требований ст. 252 НК РФ и представления документов, подтверждающих расходы, оформленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом перевод первичных документов на русский язык обязателен.
     
     В то же время в случае сомнения в достоверности сведений, которые содержатся в документах, составленных на иностранном языке, налоговый орган может истребовать у организации-налогоплательщика согласно ст. 88 и 93 НК РФ подлинный документ и его перевод.
     
     При этом такой перевод, сделанный как профессиональными переводчиками, так и специалистами самой организации, владеющими данным языком, должен быть заверен у нотариуса в общеустановленном порядке.
     
Т.М. Гуркова
     
     Можно ли учитывать в расходах для целей налогообложения прибыли затраты на приобретение патента на изобретение в случае передачи прав на использование изобретения сторонней организации за плату?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 257 НК РФ нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     
     Пунктом 5 ст. 38 НК РФ определено, что в целях исчисления налога на прибыль под услугой следует понимать деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
     
     Таким образом, если предоставление за плату права на патент на изобретение организация может квалифицировать в целях налогообложения в качестве услуги, то право на патент на изобретение, предоставленное за плату, должно рассматриваться как используемое в оказании услуг. Это позволяет без обращения к понятиям патентного законодательства квалифицировать полученный патент в качестве нематериального актива организации, поскольку он соответствует условиям, указанным в п. 3 ст. 257 НК РФ.
     
     Если же квалификация операции по предоставлению за плату прав, вытекающих из патентов на изобретения, в качестве услуги невозможна, то налогоплательщикам необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с п. 5 ст. 270 НК РФ не признаются затратами в целях исчисления налога на прибыль расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества. При этом под амортизируемым имуществом подразумеваются согласно ст. 256 НК РФ в том числе результаты интеллектуальной деятельности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода. В таком случае расходы по приобретению исключительных прав на изобретение, создаваемое как в целях использования для производства продукции или нужд управления, так и в целях его последующего предоставления другим организациям за плату, должны рассматриваться в качестве расходов по приобретению (созданию) амортизируемого имущества.
     
     При этом ст. 259 НК РФ установлено, что амортизация по амортизируемому имуществу определяется налогоплательщиками отдельно по каждому объекту такого имущества ежемесячно в установленном настоящей статьей Кодекса порядке линейным или нелинейным методом. С учетом норм п. 1 ст. 258 НК РФ сроком полезного использования признается период, в течение которого объект амортизируемого имущества служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
     
     В рассматриваемом случае организация должна установить срок полезного использования объекта амортизируемого имущества исходя из условий получения патента, а именно из срока его действия.
     
Л.П. Павлова
     
     Отчисления на содержание региональной службы по тарифам учитывались в 2004 году для целей налогообложения прибыли. В связи с изменением законодательства об электроэнергетике правомерно ли было учитывать вышеуказанные отчисления для целей налогообложения прибыли с 1 января 2005 года?
     
     В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2005 года, финансирование федерального органа исполнительной власти в области регулирования тарифов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется за счет средств, предусматриваемых на эти цели соответственно федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации.
     
     Следовательно, отчисления коммерческих организаций на содержание органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов - региональной службы по тарифам не должны были уменьшать у этих организаций налоговую базу по налогу на прибыль в 2005 году.
     
М.М. Щербинина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Какие организации в целях применения ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ следует считать сельскохозяйственными товаропроизводителями?
     
     Статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующих порядке и размере:
     
     - в 2004-2005 годах - 0%;
     
     - в 2006-2008 годах - 6%;
     
     - в 2009-2011 годах - 12%;
     
     - в 2012-2014 годах - 18%;
     
     - начиная с 2015 года - в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ.
     
     В целях главы 25 НК РФ применяется понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", данное в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", согласно ст. 1 которого сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
     
     Каким документом следует руководствоваться при оценке произведенной сельскохозяйственной продукции в целях применения ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ для определения понятия "сельскохозяйственный товаропроизводитель"?
     
     При оценке произведенной организацией сельскохозяйственной продукции налогоплательщикам следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, в соответствии с п. 203 которых готовая продукция может оцениваться в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной себестоимости или по нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции.
     
     При оценке организацией произведенной сельскохозяйственной продукции в общем объеме производимой продукции не учитываются работы и услуги, оказанные этой организацией.
     
     Подлежит ли обложению налогом на прибыль по пониженным ставкам прибыль, полученная сельскохозяйственным товаропроизводителем по деятельности, связанной с реализацией произведенной и переработанной на давальческих началах другим предприятием сельскохозяйственной продукции?
     
     Если организация является согласно Федерального закону от 08.12.1995 N 193-ФЗ сельскохозяйственным товаропроизводителем и реализует как сельскохозяйственную продукцию, так и промышленную продукцию (полученную этой организацией в результате переработки сырья из собственной выращенной сельскохозяйственной продукции), то эта организация имеет право применять в отношении прибыли, полученной по такой деятельности, ставки налога на прибыль, установленные ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ.
     
     Если организация передает сельскохозяйственную продукцию в переработку другому предприятию на давальческих началах и в дальнейшем ее реализует, то прибыль, полученная от реализации этой продукции, облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В каком порядке следует принять к вычету суммы НДС, уплаченные при осуществлении расходов, связанных с выращиванием многолетних насаждений?
     
     На основании п. 1 ст. 172 НК РФ суммы НДС по приобретаемым материальным ресурсам подлежат вычетам после принятия этих материальных ресурсов на учет. При этом вычеты сумм НДС, предъявленных продавцами налогоплательщику по основным средствам, производятся в полном объеме после принятия основных средств на учет.
     
     Таким образом, одним из условий принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при приобретении основных средств, является их постановка на учет в качестве основных средств.
     
     В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств должны выполняться следующие условия: использование в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд организации либо для предоставления за плату во временное владение и пользование или во временное пользование; использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
     
     Фактические затраты, связанные с приобретением за плату, сооружением и изготовлением самой организацией основных средств, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации), отражаются по дебету счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции со счетами учета расходов.
     
     Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предусмотрено, что при принятии основных средств к бухгалтерскому учету на основании надлежаще оформленных документов фактические затраты, связанные с приобретением, сооружением и изготовлением самой организацией основных средств, списываются с кредита счета учета вложений во внеоборотные активы в корреспонденции с дебетом счета учета основных средств.
     
     В то же время Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, допускается принимать к бухгалтерскому учету в качестве основных средств с выделением на отдельном субсчете к счету учета основных средств объекты недвижимости, по которым закончены капитальные вложения, оформлены соответствующие первичные документы по приемке-передаче, документы переданы на государственную регистрацию и которые фактически эксплуатируются.
     

     Таким образом, по основным средствам (многолетним насаждениям) суммы НДС, уплаченные при осуществлении расходов, связанных с выращиванием многолетних насаждений, можно принимать к вычету после подачи документов на государственную регистрацию прав на приобретенное имущество.
     
     В каком порядке следует принимать к вычету суммы НДС, которые были уплачены в бюджет унитарным предприятием, заключившим трехсторонний договор аренды помещений, находящихся у данного предприятия в хозяйственном ведении?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС. При этом на основании ст. 143 и п. 1 ст. 153 НК РФ плательщиками данного налога являются организации, реализующие произведенные или приобретенные на стороне товары (работы, услуги).
     
     Необходимо отметить, что согласно п. 3 ст. 161 НК РФ предусмотрен особый порядок уплаты НДС, согласно которому плательщиками этого налога признаются не арендодатели, а арендаторы имущества при предоставлении в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления. При этом в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 N 384-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО “Дизайн-группа “Интерьер Флора” на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации" поясняется, что вышеуказанный порядок уплаты налога применяется в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, то есть составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях.
     
     Что касается услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, то в отношении таких услуг НК РФ особенностей не предусмотрено. В связи с этим при оказании услуг по предоставлению в аренду федерального недвижимого имущества, закрепленного за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, плательщиками НДС являются данные предприятия, а не арендаторы имущества.
     
     По вопросу вычета уплаченного НДС следует отметить, что в соответствии с п. 2 и 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, как предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам) продавцами этих товаров (работ, услуг), так и уплаченные налогоплательщиком в бюджет в качестве налогового агента. Поэтому если организация осуществляет операции по реализации товаров (работ, услуг), облагаемые НДС, то суммы этого налога, уплаченные организацией в бюджет за услуги по аренде помещений, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     
     Должен ли быть составлен счет-фактура при получении частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров организацией, которая освобождена от обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ?
     
     Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей плательщика НДС, счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм данного налога.
     
     Порядок составления счетов-фактур, а также журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги продаж и книги покупок предусмотрен Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее - Правила).
     
     Так, п. 16 Правил установлено, что продавцы ведут книгу продаж, предназначенную для регистрации счетов-фактур [контрольных лент контрольно-кассовой техники, бланков строгой отчетности при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) населению], составляемых продавцом при совершении операций, признаваемых объектами, которые облагаются НДС, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения).
     
     На основании п. 18 Правил при получении денежных средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), получатель этих средств выписывает счет-фактуру, который регистрируется в книге продаж. При этом в соответствии с п. 13 Правил счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансов или иных платежей с указанием соответствующей суммы НДС.
     
     Организация, которая освобождена от обязанностей плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ, не исчисляет суммы НДС при получении частичной оплаты в счет предстоящей поставки товаров в соответствии с п. 2 ст. 162 настоящего Кодекса. При этом при отгрузке товаров данная организация выставляет счета-фактуры без указания сумм НДС и соответственно не имеет права на вычет сумм НДС.
     
     Таким образом, у данной организации не возникает необходимости составления счетов-фактур при получении частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров.
     

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Российская организация заключила в 2005 году договор с иностранной фирмой, согласно которому российская организация должна исследовать российский и международный рынки товаров. Надо ли организации уплачивать НДС в бюджет?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен положениями ст. 148 НК РФ в зависимости от видов выполняемых работ (оказываемых услуг).
     
     Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, услуги по исследованию рынка товаров относятся к маркетинговым услугам.
     
     В соответствии с нормами ст. 148 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) местом реализации маркетинговых услуг признавалась территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая оказывала услуги, осуществлялась на территории Российской Федерации. При этом место осуществления деятельности продавца услуг определялось на основе государственной регистрации.
     
     Таким образом, до 1 января 2006 года местом реализации маркетинговых услуг, оказывавшихся российской организацией иностранной фирме, признавалась территория Российской Федерации, и такие услуги являлись объектом обложения НДС.
     
     С 1 января 2006 года на основании Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" место реализации вышеуказанных услуг определяется по месту осуществления деятельности покупателя услуг.
     
А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российский институт сотрудничает с иностранным университетом по договору поручения. Предметом договора являются поиск и привлечение на территории Российской Федерации абитуриентов, желающих пройти обучение по заочной образовательной программе с использованием технологии дистанционного обучения в иностранном университете, с выдачей по окончании обучения диплома этого университета. Кроме того, по договору российский институт заключает договоры со слушателями, получает денежные средства от слушателей в оплату обучения и перечисляет их иностранному университету. При этом институт заключает договоры со слушателями от имени и по поручению иностранного университета. Возникает ли объект обложения НДС у заказчика услуги как налогового агента при перечислении обучающимися денежных средств в российский институт в оплату обучения? Возникают ли у российского института обязанности налогового агента по исчислению НДС при перечислении денежных средств иностранному университету?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг в сфере образования признается территория Российской Федерации, если такие услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации. При этом положения подпункта 3 п. 1 ст. 148 НК РФ применяются вне зависимости от форм и способов получения образования.
     
     Как следует из вопроса, иностранный университет оказывает российским лицам (слушателям) услуги по обучению в заочной форме с использованием технологии дистанционного обучения и по окончании обучения выдает слушателю диплом университета. Поскольку вышеназванные услуги фактически оказываются на территории иностранного государства, то местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не является и эти услуги НДС в Российской Федерации не облагаются.
     
     Таким образом, обязанности налоговых агентов по исчислению и уплате НДС у российских налогоплательщиков (то есть у слушателей, перечисляющих денежные средства в российский институт в оплату обучения, и у самого российского института при перечислении денежных средств иностранному университету) не возникает.
     
     В каком порядке в 2006 году облагаются НДС услуги по перевозке грузов, оказываемые российскими транспортными организациями, если перевозки оказываются по территории иностранных государств без пересечения границы Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) по перевозке товаров в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ.
     
     До 1 января 2006 года существовал различный подход к определению места реализации услуг по перевозке (транспортировке) товаров в целях применения НДС в зависимости от вида транспорта, которым осуществлялась перевозка (транспортировка) товаров. Поэтому факт перевозки по территории иностранных государств без пересечения границы Российской Федерации (между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации) имел значение только при осуществлении перевозки морским и воздушным транспортом.
     
     В настоящее время согласно подпункту 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ (введен Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ, действует с 1 января 2006 года) местом реализации работ (услуг) по перевозке и (или) транспортировке, а также услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой [за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита], признается территория Российской Федерации, если такие услуги (работы) оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями и если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
     
     Исходя из данной нормы НК РФ местом реализации услуг по перевозке товаров по территории иностранных государств без пересечения границы Российской Федерации, оказываемых российскими перевозчиками независимо от вида транспорта, которым осуществляется перевозка, с 1 января 2006 года территория Российской Федерации не является и такие услуги не признаются объектом обложения НДС.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Организация оплатила в 2005 году стоимость обучения дочери своего сотрудника в институте. Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость такого обучения? Кто должен в этом случае исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет? Можно ли удержать сумму налога из заработной платы сотрудника организации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     Таким образом, оплата обучения дочери сотрудника организации подлежит обложению налогом на доходы физических лиц. Учитывая, что оплата обучения относится к доходам, полученным налогоплательщиками в натуральной форме, и то, что дочь сотрудника организации не состоит в трудовых отношениях с организацией, исчисление налога на доходы физических лиц производится налогоплательщиком самостоятельно.
     
     Общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется дочерью сотрудника организации самостоятельно на основании представляемой налоговой декларации по итогам налогового периода, то есть до 30 апреля 2006 года в налоговый орган по месту жительства (ст. 228 НК РФ). Представление налоговой декларации в данном случае является условием обязательным.
     
     Организация, оплатившая обучение сотрудника организации, представляет сведения на налогоплательщика по форме 2-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета.
     
     Налог на доходы физических лиц исчисляется налоговыми агентами из доходов, полученных непосредственно физическими лицами. Учитывая, что доход получила дочь сотрудника организации, то уплатить этот налог должна только она. Удержание налога на доходы физических лиц из заработной платы сотрудника организации неправомерно.
     
     Организация оплатила своей сотруднице в 2005 году лечение ее супруга в медицинском учреждении. Включается ли в налогооблагаемый доход сотрудницы организации стоимость такого лечения?
     

     В соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей, суммы, уплаченные общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
     

     Вышеуказанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков.
     
     Учитывая вышеизложенное, если организация оплатила лечение супруга сотрудницы организации в медицинском учреждении, имеющем соответствующую лицензию на оказание такого вида услуг, из денежных средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, такие суммы не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     Организация, в которой работал сотрудник до ухода на пенсию, в январе 2006 года выплатила ему материальную помощь в размере 3000 руб. и подарила электрический чайник стоимостью 2500 руб. Облагаются ли налогом на доходы физических лиц материальная помощь и подарок?
     
     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ с 1 января 2006 года не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 4000 руб., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период:
     
     - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
     
     - стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций либо индивидуальных предпринимателей.
     
     Таким образом, не подлежат налогообложению указанные в вопросе сумма материальной помощи и подарок, так как они не превышают установленный п. 28 ст. 217 НК РФ не облагаемый налогом на доходы физических лиц размер.
     
     Бывший сотрудник организации, уволившийся в связи с выходом на пенсию, получил от организации в 2006 году материальную помощь в размере 5000 руб. В каком размере облагается налогом эта материальная помощь?
     
     Пунктом 28 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, не превышающие 4000 руб.
     
     Если физическое лицо не работает, то на основании заявления, поданного в бухгалтерию организации, ему предоставляется и стандартный налоговый вычет в размере 400 руб., предусмотренный подпунктом 3 п. 1 ст. 218 НК РФ.
     
     В данном случае подлежит налогообложению сумма 600 руб. [5000 руб. - (4000 руб. + 400 руб.)]. Сумма исчисленного налога на доходы физических лиц составляет 78 руб. (600 руб. х 13%).
     
Н.И. Муравьева
     
     Организация заключила договоры аренды нежилых помещений с физическими лицами, как являющимися индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, так и не являющимися таковыми. При этом по условиям аренды уплата коммунальных и других платежей возложена на арендатора. Как в этих случаях исчислять и удерживать налог на доходы физических лиц?
     
     Статьей 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, являются налоговыми агентами. Исчисление и уплата сумм налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются на основании налоговой декларации, подаваемой налогоплательщиком в налоговый орган.
     
     В соответствии со ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, организация - арендатор нежилого помещения, производящая выплаты по договору аренды физическому лицу - арендодателю, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, является налоговым агентом и обязана исчислять, удерживать и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц со всех доходов налогоплательщика, в том числе с арендной платы и других платежей, которые организация-арендатор производит за физическое лицо, являющееся собственником нежилого помещения.
     
     Если арендодателем является индивидуальный предприниматель, предъявивший документы, подтверждающие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя на осуществление такого вида экономической деятельности, как "операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг", и документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, организация-арендатор не является налоговым агентом. Обязанность по исчислению и уплате налога с полученной арендной платы лежит на физическом лице - арендодателе. Если в свидетельстве у индивидуального предпринимателя такой вид деятельности не значится, то он не имеет права заключать договоры на сдачу принадлежащего ему недвижимого имущества в аренду в качестве индивидуального предпринимателя.
     

О специальных налоговых режимах

     
     И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Индивидуальный предприниматель осуществлял в 2005 году предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
     
     Какую площадь платной стоянки должен был учитывать индивидуальный предприниматель при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход - общую либо только фактически используемую в течение налогового периода для оказания данных услуг?
     
     В соответствии со ст. 346.26 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности могла применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи Кодекса, в том числе и в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках.
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) для целей главы 26.3 настоящего Кодекса под платными стоянками понимались площади (в том числе открытые и закрытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств.
     
     В соответствии со ст. 346.29 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход в отношении данного вида предпринимательской деятельности в качестве физического показателя базовой доходности использовался показатель "площадь стоянки  (в квадратных метрах)".
     
     В целях применения главы 26.3 НК РФ величина данного физического показателя базовой доходности определялась на основании имеющихся у налогоплательщика документов, содержащих необходимую информацию о правовых основаниях использования земельных участков под открытые (закрытые) платные стоянки и их площади [разрешение органов местной власти на размещение (строительство, возведение) стоянки, технический паспорт, справки органов технической инвентаризации (кадастра объектов недвижимости), планы, схемы, экспликации, документы, подтверждающие землеотвод под стоянку, договор аренды (субаренды) и т.д.].
     
     Таким образом, если иное не вытекало из вышеуказанных документов, при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход налогоплательщиком, осуществлявшим предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, учитывалась общая площадь использовавшейся для оказания таких услуг платной стоянки.
     

     Налогоплательщик осуществлял в течение 2005 года розничную торговлю на арендованной им части торгового зала магазина площадью 15 кв.м через сборно-разборную конструкцию, оборудованную витриной и не предусматривающую доступа покупателей к товарам.
     
     Какой физический показатель базовой доходности в этом случае должен был быть использован налогоплательщиком при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход - "площадь торгового зала" или "торговое место"?
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) для целей главы 26.3 Кодекса под стационарной торговой сетью понималась торговая сеть, расположенная в специально оборудованных и предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образовывали строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям.
     
     К данной категории торговых объектов относились объекты организации торговли, как имевшие торговые залы (магазины, павильоны), так и не имевшие торговых залов (киоски, крытые рынки, ярмарки и т.п.).
     
     Под магазином понималось специально оборудованное стационарное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, а под павильоном - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.
     
     Исходя из этого иные объекты стационарной торговой сети, не соответствовавшие установленным главой 26.3 НК РФ понятиям магазина и павильона, следовало относить к объектам стационарной торговой сети, не имеющим торгового зала, либо к объектам нестационарной торговой сети.
     
     При исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход по виду предпринимательской деятельности "розничная торговля" в качестве физического показателя базовой доходности использовался показатель "площадь торгового зала (в квадратных метрах)" (в отношении объектов стационарной торговой сети, имеющих торговые залы) или "торговое место" (в отношении объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, а также в отношении объектов нестационарной торговой сети) (ст. 346.29 НК РФ).
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2006 года) под "торговым местом" понималось место, используемое для совершения сделок купли-продажи, а под "площадью торгового зала" - площадь всех помещений и открытых площадок, используемых налогоплательщиком для торговли, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производилось обслуживание посетителей.
     
     В целях применения главы 26.3 НК РФ к правоустанавливающим и инвентаризационным документам относились любые имевшиеся у налогоплательщика на стационарный объект организации торговли документы, содержавшие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию о правовых основаниях на пользование данным объектом [договор передачи, договор купли-продажи нежилого помещения; технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право ведения торговли на открытой площадке и т.д.].
     
     В связи с этим если налогоплательщик вел розничную торговлю на арендованной им части торгового зала магазина или павильона площадью до 150 кв.м, использовавшихся им для осуществления данной деятельности, объектом организации розничной торговли признавалась арендованная часть торгового зала магазина или павильона, а правоустанавливающим документом на данный объект организации розничной торговли - заключенный с арендодателем договор аренды.
     
     Поэтому если иное не было предусмотрено условиями сделки, исчисление налоговой базы по единому налогу на вмененный доход должно было осуществляться данным налогоплательщиком с использованием физического показателя базовой доходности "площадь торгового зала (в квадратных метрах)", величина которого определялась в соответствии с договором аренды.
     
     Как следует из вопроса, налогоплательщик осуществлял розничную торговлю товарами на арендованной им части торгового зала магазина через размещенную на ней легко возводимую сборно-разборную конструкцию, рассчитанную на одно торговое место, имевшую витрину для выкладки (демонстрации) образцов реализуемых товаров и не предусматривавшую непосредственного доступа покупателей к товарам внутри этой конструкции.
     
     Таким образом, в данном случае розничная торговля фактически осуществлялась данным налогоплательщиком не через арендованную им часть торгового зала магазина, а через размещенный на ней объект организации торговли, соответствовавший установленному главой 26.3 НК РФ понятию "палатка", которая для целей применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход признавалась объектом нестационарной торговой сети.
     
     При таких обстоятельствах данный налогоплательщик (вне зависимости от условий заключенного им договора аренды торговой площади) имел право при исчислении налоговой базы по единому налогу на вмененный доход использовать физический показатель базовой доходности "торговое место".