Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О государственной пошлине


О государственной пошлине*1

     _____
     *1 См. также комментарий В.В. Киселева к Федеральному закону от 31.12.2005 N 201-ФЗ // НВ: комментарии... - 2006. - N 4. - С. 2-10.

     

А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Федеральным законом от 31.12.2005 N 201-ФЗ "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон  “О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения”" (далее - Закон N 201-ФЗ) внесены изменения и дополнения в главу 25.3 "Государственная пошлина" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), направленные на урегулирование норм, касающихся исчисления и уплаты государственной пошлины.
     
     По мнению автора настоящей статьи, наиболее важными являются следующие изменения и дополнения, внесенные в главу 25.3 НК РФ.
     
     1. Главой 25.3 НК РФ не был ранее определен порядок возврата из бюджета излишне уплаченных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами, что приводило к многочисленным конфликтам между плательщиками государственной пошлины, налоговыми органами и другими администраторами поступлений государственной пошлины.
     
     В результате в различных регионах Российской Федерации существовала различная процедура возврата из бюджета плательщикам излишне уплаченных сумм государственной пошлины, не администрируемой налоговыми органами: в одних регионах возвраты производились органами федерального казначейства на основании решений администраторов поступлений государственной пошлины, в других - в соответствии с решениями налоговых органов, а в некоторых субъектах Российской Федерации возвраты таких сумм вовсе не производились.
     
     Пункт 3 ст. 333.40 НК РФ изложен Законом N 201-ФЗ в новой редакции, согласно которой заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина, с приложением документов, подтверждающих ее уплату.
     
     Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом федерального казначейства на основании решения о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, принимаемого органом (должностным лицом), осуществляющим действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
     
     Иной порядок возврата излишне уплаченных сумм государственной пошлины установлен по делам, рассматриваемым судами и мировыми судьями. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.
     
     К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
     
     Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты.
     
     Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате государственной пошлины.
     
     2. В ФНС России до последнего времени поступало много писем, заявлений и жалоб граждан на действия нотариусов, которые при удостоверении договоров купли-продажи недвижимого имущества или выдаче свидетельства о праве на наследство такого имущества в целях исчисления государственной пошлины требовали от граждан представления документов, подтверждающих только рыночную стоимость недвижимого имущества. Такие обращения были вызваны тем, что положениями главы 25.3 НК РФ вопрос об исчислении и уплате государственной пошлины при удостоверении купли-продажи недвижимого имущества не был урегулирован должным образом.
     
     Законом N 201-ФЗ в подпункт 5 п. 1 ст. 333.25 НК РФ внесены изменения, согласно которым по выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в подпунктах 7-10 данного пункта ст. 333.25 Кодекса. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не имеют права определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).
     
     В случае представления нескольких документов, выданных организациями (органами) или специалистами-оценщиками (экспертами), приведенными в подпунктах 7-10 п. 1 ст. 333.25 НК РФ, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из вышеуказанных стоимостей имущества.
     
     3. Много граждан обращалось в налоговые органы по поводу уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение доверенностей на получение пенсий и пособий, за государственную регистрацию рождения, за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей.
     
     В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 201-ФЗ:
     
     - ст. 333.38 НК РФ дополнена п. 14, предусматривающим освобождение физических лиц от уплаты государственной пошлины за нотариальное удостоверение доверенности на получение пенсий и пособий;
     
     - п. 1 ст. 333.39 НК РФ дополнен положением, согласно которому физические лица освобождаются от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию рождения, смерти, включая выдачу свидетельств;
     
     - п. 2 ст. 333.39 НК РФ дополнен положением, предусматривающим освобождение органов управления образованием, опеки и попечительства и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав от уплаты государственной пошлины за внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, составленные в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в отношении их умерших родителей, включая выдачу свидетельств.
     
     4. У малоимущих граждан вызывали недовольство размеры государственной пошлины, установленные подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, - 500 руб. за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества физическим лицам.
     
     Законом N 201-ФЗ п. 1 ст. 333.35 НК РФ дополнен подпунктом 15, согласно которому от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, за совершение действий, предусмотренных подпунктом 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, за исключением государственной регистрации ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество.
     
     Основанием для предоставления данной льготы является документ, выданный в установленном порядке.
     
     5. В практике работы налоговых органов много вопросов возникало по поводу уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию доли в праве собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме.
     
     Законом N 201-ФЗ п. 1 ст. 333.33 НК РФ дополнен подпунктом 20.1, которым определен размер государственной пошлины за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме в сумме 50 руб.
     
     6. Глава 25.3 НК РФ не содержала положения о размере государственной пошлины за регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации.
     
     Законом N 201-ФЗ п. 1 ст. 333.28 НК РФ дополнен подпунктом 10.1, предусматривающим уплату государственной пошлины за регистрацию иностранного гражданина в Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в размере 1 руб. за каждые сутки пребывания на территории Российской Федерации, но не более 200 руб.
     
     7. Согласно п. 1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении деятельности осуществляется на основании соответствующих документов, в том числе документа об уплате государственной пошлины.
     
     Но глава 25.3 НК РФ не содержала положения, определяющего размер государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     Законом N 201-ФЗ п. 1 ст. 333.33 НК РФ дополнен подпунктом 8.1, согласно которому за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплачивается государственная пошлина в размере 20 % размера государственной пошлины, установленной подпунктом 8 данного пункта ст. 333.33 НК РФ (то есть в сумме 80 руб.).
     
     8. В соответствии со ст. 333.33 НК РФ за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя государственная пошлина уплачивается в размере 400 руб., за государственную регистрацию юридического лица [за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий], - 2000 руб.
     
     Подпунктом 9 п. 1 ст. 333.33 НК РФ была предусмотрена уплата государственной пошлины за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица (в размере 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию).
     
     Однако регистрирующие (налоговые) органы не изготавливают дубликатов свидетельств о государственной регистрации, а также не производят выдачу копий ранее выданного свидетельства с проставлением штампа "Дубликат".
     
     Подпункт 9 п. 1 ст. 333.33 НК РФ изложен Законом N 201-ФЗ в новой редакции, согласно которой за повторную выдачу свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или свидетельства о государственной регистрации юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере 20% размера государственной пошлины, уплаченной за государственную регистрацию.
     
     9. Законом N 201-ФЗ внесен ряд изменений и дополнений в главу 25.3 НК РФ, в которых более четко сформулированы и определены размеры государственной пошлины:
     
     - за государственную регистрацию нового пищевого продукта, материала, изделия - 1500 руб.;
     
     - за государственную регистрацию отдельного вида продукции, представляющего потенциальную опасность для человека, а также вида продукции, впервые ввозимого на территорию Российской Федерации, - 1500 руб.;
     
     - за рассмотрение ходатайства, предусмотренного антимонопольным законодательством, - 10 000 руб.;
     
     - за подачу надзорной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определение суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового дела без рассмотрения, о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50% размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
     
     10. Абзац первый п. 3 ст. 333.18 НК РФ изложен Законом N 201-ФЗ в новой редакции, согласно которой государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной и безналичной форме, иными словами, четко определено место уплаты государственной пошлины.
     
     11. Положения главы 25.3 НК РФ ранее не давали четкого ответа на вопрос: уплачивается государственная пошлина за государственную регистрацию перемены фамилии либо отчества физического лица или нет.
     
     Законом N 201-ФЗ подпункт 4 п. 1 ст. 333.26 НК РФ дополнен положением, согласно которому предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию перемены имени, включающего в себя фамилию, собственно имя и (или) отчество, в размере 200 руб.
     
     12. Закон N 201-ФЗ дополнил ст. 333.28 и 333.33 НК РФ положениями, устанавливающими размеры государственной пошлины:
     
     - за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации, - 1000 руб.;
     
     - за выдачу паспорта, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащего электронный носитель информации, гражданину Российской Федерации в возрасте до 14 лет - 500 руб.;
     
     - за государственную регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей удостоверения на ввозимое в Российскую Федерацию транспортное средство на срок до 6 месяцев - 100 руб.;
     
     - за выдачу свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов - 100 руб.;
     
     - за получение ресурса нумерации оператором связи:
     
     за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой радиосвязи в международном индикаторе - 100 000 руб.;
     
     за один код идентификации узловых элементов и оконечного оборудования из ресурса нумерации кодов пунктов сети сигнализации ОКС N 7 для фиксированной телефонной связи, подвижной радиотелефонной связи, подвижной радиосвязи и спутниковой радиосвязи в междугородном индикаторе - 10 000 руб.
     
     13. Статьей 333.41 НК РФ было установлено, что отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до 6 месяцев.
     
     Законом N 201-ФЗ внесено изменение в п. 1 ст. 333.41 НК РФ, в соответствии с которым отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица в пределах срока, установленного п. 1 ст. 64 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 ст. 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных данной статьей Кодекса, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.