Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об оплате уставного капитала (уставного фонда) организации, занимающейся производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции


Об оплате уставного капитала (уставного фонда) организации, занимающейся производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции

     
     И.Б. Королева,
юрист
     

1. Изменения, внесенные в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

     
     С 1 января 2006 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 102-ФЗ). Изменения, внесенные в законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по мнению законодателей, должны упорядочить процесс производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, либерализировать алкогольный рынок, повысить качество алкогольной и спиртосодержащей продукции и минимизировать негативные последствия функционирования подпольного рынка алкогольной продукции.
     
     В соответствии с новыми законодательными нормами отменен институт квотирования. Одновременно законодателем введен уведомительный (в отличие от существующего ранее разрешительного порядка) порядок осуществления закупок и поставок этилового спирта.
     
     С 1 января 2006 года отменена маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками. В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками. Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками.
     
     Новеллой законодательства о государственном регулировании производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является норма, предусматривающая необходимость декларирования объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 14 Закона N 171-ФЗ). Порядок представления деклараций определен постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
     
     Кроме того, в Законе N 171-ФЗ изменены порядок осуществления лицензирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, виды деятельности, подлежащие лицензированию, сроки действия лицензий и т.д.
     

2. Лица, которым разрешено заниматься производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

     
     Одной из особенностей нового законодательства о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции стало исключение индивидуальных предпринимателей из числа участников алкогольного рынка. По смыслу п. 1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции могут осуществляться только организациями при наличии соответствующих лицензий.
     
     Как следует из п. 2 ст. 1 Закона N 171-ФЗ, под организациями понимаются юридические лица, определение которых дано в п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), а именно: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
     

3. Требования, предъявляемые к организациям, занимающимся производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции

     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ производством и оборотом (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) могут заниматься казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн руб. При этом вышеуказанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
     
     Водка может производиться казенными предприятиями, а также иными организациями, имеющими оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 50 млн руб.
     
     На основании вышеизложенной нормы можно установить требования, предъявляемые к организациям, занимающимся производством и оборотом алкогольной продукции:
     
     1) требования относительно оплаченного уставного капитала (уставного фонда), установленные п. 2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, не распространяются на организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, то есть продажу алкогольной продукции для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (п. 1 ст. 492 ГК РФ);
     
     2) требования п. 2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ не распространяются на деятельность организаций, которые осуществляют производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта до 15% объема готовой продукции.
     
     При этом под алкогольной продукцией в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона N 171-ФЗ понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).
     
     Таким образом, если содержание этилового спирта в алкогольной продукции составляет 15 или менее процентов объема готовой продукции, требования, предъявляемые к размеру оплаты уставного капитала (уставного фонда), на организации, занимающиеся производством и оборотом такой продукции, не распространяются;
     
     3) ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) организации, установленное п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
     
     Закон N 171-ФЗ не устанавливает, какие организации следует считать расположенными в районах Крайнего Севера.
     
     В НК РФ часто используется категория "место нахождения организации". Так, в соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
     
     Аналогичная норма приводится в п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
     
     Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
     
     Согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
     
     Таким образом, по общему правилу, местом нахождения юридического лица считается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, указанного его учредителями в заявлении о государственной регистрации.
     
     Эту норму можно использовать при установлении места расположения организации, в том числе расположения в районах Крайнего Севера.
     
     Ввиду того что представительства и филиалы не являются юридическими лицами, на них положения об оплаченном уставном капитале (уставном фонде) не распространяются.
     
     Если организация, зарегистрированная в районе Крайнего Севера, создает филиал или представительство, расположенное вне места нахождения организации (как установлено гражданским законодательством), ограничение относительно уставного капитала (уставного фонда), введенное п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, на нее не распространяется.
     
     В то же время следует отметить, что п. 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ не содержит положения о том, что его требование не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
     
     Поэтому если организация, зарегистрированная в районе Крайнего Севера, осуществляет производство водки, она обязана соблюдать требование относительно оплаты уставного капитала (уставного фонда) в размере не менее 50 млн руб., установленное п. 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ;
     
     4) организации, желающие осуществлять производство водки, должны иметь оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 50 млн руб.
     
     Организации, не имеющие в соответствии со ст. 11 Закона N 171-ФЗ необходимого оплаченного уставного капитала, не имеют права осуществлять производство и оборот алкогольной продукции. В соответствии с абзацем двенадцатым п. 1 ст. 20 Закона N 171-ФЗ нарушение требований п. 2.1 и 2.2 ст. 11 этого Закона является основанием для приостановления лицензирующим органом действия соответствующей лицензии.
     
     Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 171-ФЗ лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является в том числе невыполнение решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии.
     
     Таким образом, если организация не выполнит решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии, лицензирующий орган будет иметь право обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии организации.
     
     Очевидно, что введение законодателем нормы, приведенной в ст. 11 Закона N 171-ФЗ, направлено на ужесточение требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции.
     
     У участников алкогольного рынка часто возникает вопрос: распространяются ли ограничения относительно оплаченного уставного капитала (уставного фонда), установленные п. 2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, на организации, осуществляющие оборот водки?
     
     В соответствии с п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ производством и оборотом (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) могут заниматься казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн руб.
     
     Согласно п. 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ производством водки могут заниматься казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 50 млн руб.
     
     Хотя Закон N 171-ФЗ не устанавливает ограничений относительно оплаченного уставного капитала (уставного фонда) организаций, осуществляющих оборот водки, ФНС России имеет иное мнение, приведенное в письме от 22.11.2005 N ШТ-6-07/973@ "Разъяснение по уставному капиталу", согласно абзацу пятому которого анализ положений п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ позволяет сделать вывод, что оборотом водки могут заниматься только казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн руб.
     
     Вышеприведенная позиция ФНС России не нашла понимания у некоторых специалистов, по мнению которых из п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ нельзя сделать вывод, что организации, осуществляющие оборот водки, обязаны иметь оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн руб. (за исключением случая, если организация осуществляет иные виды деятельности, которые подпадают под действие вышеуказанной нормы).
     
     Если бы законодатель хотел включить организации, осуществляющие оборот водки, в круг субъектов, на которых распространяются требования относительно оплаченного уставного капитала (уставного фонда), установленные п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, то норма ст. 11 этого Закона могла бы иметь следующий вид: производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн руб. Вышеуказанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
     
     Производство и оборот водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 50 млн руб.
     
     Либо законодатель мог изложить вышеуказанную норму следующим образом: производство алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки), оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн руб.
     
     Вышеуказанное ограничение размера оплаченного уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.
     
     Производство водки вправе осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 50 млн руб.
     
     Учитывая, что водка занимает значительную часть рынка алкогольной продукции, законодательное исключение организаций, осуществляющих оборот водки, из сферы правового регулирования ст. 11 Закона N 171-ФЗ, по нашему мнению, не вполне оправданно, так как организации, осуществляющие оборот водки, ставятся вышеуказанной нормой в неравное положение с другими участниками рынка алкогольной и спиртосодержащей продукции.
     
     В то же время требование, касающееся увеличения уставного капитала (уставного фонда) организации, вряд ли может существенно улучшить ситуацию с повышением качества алкогольной продукции и уменьшить ее фальсификацию.
     
     Спорным представляется вопрос о том, с какого момента организации, осуществляющие производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, обязаны оплатить уставный фонд (уставный капитал) в соответствии с требованиями п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ: с 1 января либо с 1 июля 2006 года.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 102-ФЗ организации, имеющие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по состоянию на 1 января 2006 года, обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями Закона N 171-ФЗ и до 1 июля 2006 года оформить новые лицензии (за исключением лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).
     
     В письме ФНС России от 19.10.2005 N ШТ-6-07/885@ "О приведении деятельности организаций в соответствие с законодательством" указано, что в связи с вступлением в силу с 1 января 2006 года новой редакции Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие деятельность по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, обязаны привести свою деятельность в соответствие с лицензионными требованиями этого Закона.
     
     На основании вышеизложенного управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации было поручено проконтролировать приведение уставного капитала (уставного фонда) организаций в соответствие с данным законодательством, а именно: уставный капитал должен быть оплаченным и должен быть подтвержден соответствующим банковским документом.
     
     По смыслу абзацев шестого - девятого письма ФНС России от 22.11.2005 N ШТ-6-07/973@ норма, приведенная в ст. 3 Закона N 102-ФЗ, не предоставляет право организациям осуществлять до 1 июля 2006 года производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, установленных Законом N 171-ФЗ.
     
     Таким образом, ФНС России считает, что требования п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ относительно оплаты уставного капитала (уставного фонда) являются обязательными для организаций, осуществляющих производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции с 1 января 2006 года. При этом организации должны переоформить лицензии до 1 июля 2006 года.
     
     По мнению многих организаций - производителей алкогольной продукции, приведение уставного капитала (уставного фонда) в соответствие с нормами ст. 11 Закона N 171-ФЗ может быть осуществлено до 1 июля 2006 года, так как именно такой срок установлен ст. 3 Закона N 102-ФЗ для переоформления лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Если бы эта норма распространялась на производителей алкогольной продукции с 1 января 2006 года, то организации должны были бы до 1 января 2006 года увеличить свой уставный капитал (уставный фонд), что повлекло бы нарушение прав предпринимателей на свободу конкуренции и осуществление экономической деятельности, поскольку внесенные в Закон N 171-ФЗ изменения, касающиеся уставного капитала (уставного фонда), до 1 января 2006 года еще не действовали. Данное мнение подтверждается п. 1 ст. 4 ГК РФ, в соответствии с которым акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, если это прямо предусмотрено законом.
     
     С учетом вышеизложенного организации считают не соответствующими законодательству решения лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии по причине нарушения требований п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, которые вынесены до 1 июля 2006 года, аргументируя свою позицию следующим образом. Если лицензиат (организация) на момент вступления в силу (1 января 2006 года) новых положений Закона N 171-ФЗ (в том числе об уставном капитале или уставном фонде) уже имел действующую лицензию, то он должен привести свою деятельность в соответствие с новыми требованиями Закона о лицензировании и до 1 июля 2006 года переоформить лицензию. Положения Закона N 102-ФЗ, определяющие новые лицензионные требования, не устанавливают, что до момента приведения организациями, имевшими действующие лицензии по состоянию на 1 января 2006 года, своей деятельности в соответствие с новыми требованиями Закона действие ранее выданных этим организациям лицензий приостанавливается.
     
     У организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной продукции, возникает следующий вопрос: обязана ли была организация, осуществлявшая до 1 января 2006 года производство и оборот алкогольной продукции, увеличить свой уставный капитал (уставный фонд), если после 1 июля 2006 года она не планирует осуществление заявленного вида деятельности?
     
     С учетом вышеприведенной позиции ФНС России относительно момента увеличения уставного капитала (уставного фонда) представляется, что такая организация обязана увеличить уставный капитал (уставный фонд) в соответствии с требованиями п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, поскольку этот Закон не исключает такие организации из круга субъектов, для которых выполнение требований ст. 11 Закона N 171-ФЗ обязательно.
     

4. Требования, предъявляемые к уставному капиталу (уставному фонду) организаций, занимающихся производством и оборотом алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции

     
     В соответствии с нормами ГК РФ о юридических лицах уставный капитал и уставный фонд могут формироваться только у коммерческих организаций (в частности, у общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия). Поэтому из числа участников производственной деятельности и деятельности по обороту алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции исключены потребительские кооперативы.
     
     Согласно ст. 116 ГК РФ потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
     
     В соответствии со ст. 1 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" паевой взнос - это имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными или иными правами, имеющими денежную оценку; паевой фонд - это фонд, состоящий из паевых взносов, вносимых пайщиками при создании потребительского общества или вступлении в него и являющихся одним из источников формирования имущества потребительского общества.
     
     Так как в потребительских кооперативах уставный капитал (уставный фонд) не формируется, они не имеют права осуществлять производство и оборот алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции.
     
     Нередко у организаций возникает следующий вопрос: распространяется ли требование относительно оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не менее 50 млн руб., установленное п. 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ, на казенные предприятия?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 115 ГК РФ в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).
     
     Согласно ст. 12 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.
     
     Таким образом, требование относительно оплаченного уставного капитала (уставного фонда), установленное ст. 11 Закона N 171-ФЗ, на казенные предприятия не распространяется.
     
     В новой редакции Закона N 171-ФЗ четко не определено, за счет какого имущества может формироваться уставный капитал (уставный фонд) организации, а также какой документ, подтверждающий наличие у организации оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 2.1 и 2.2 ст. 11 этого Закона, должен представляться для получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции.
     
     В соответствии с п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ производством и оборотом (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 % объема готовой продукции (за исключением водки) могут заниматься казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн руб. Производством водки могут заниматься казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 50 млн руб.
     
     Согласно п. 1 ст. 19 Закона N 171-ФЗ для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и указанных в п. 2 ст. 18 этого Закона, организация представляет в лицензирующий орган в том числе документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 9 ст. 8 и п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ.
     
     Согласно п. 1 и 2 ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также должны содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.
     
     По смыслу ст. 11 Федерального закона "Об акционерных обществах", ст. 12 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" устав общества должен содержать сведения о размере уставного капитала общества.
     
     Согласно п. 4 ст. 9 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" устав государственного или муниципального предприятия должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
     
     Таким образом, в качестве документа, подтверждающего оплату уставного капитала (уставного фонда), в лицензирующий орган может быть представлена копия устава, заверенная в установленном порядке.
     
     Относительно формирования уставного капитала (уставного фонда) организации, осуществляющей производство и оборот алкогольной продукции, за счет имущества, отличного от денежных средств, необходимо отметить следующее.
     
     Согласно п. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ уставный капитал (уставный фонд) организации должен составлять не менее 10 (50) млн руб.
     
     Как было отмечено ранее, в соответствии с положениями гражданского законодательства Российской Федерации о юридических лицах правила, действующие в отношении уставного капитала (уставного фонда), могут распространяться на хозяйственные товарищества и общества (в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества) и унитарные предприятия.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
     
     Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях. В уставном капитале общества определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.
     
     Согласно ст. 15 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
     
     Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более двухсот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "Об акционерных обществах" уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
     
     Согласно ст. 34 данного Федерального закона оплата акций, распределяемых среди учредителей общества при его учреждении, дополнительных акций, размещаемых посредством подписки, может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными правами, имеющими денежную оценку.
     
     Денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций при учреждении общества, производится по соглашению между учредителями. При оплате дополнительных акций неденежными средствами денежная оценка имущества, вносимого в оплату акций, производится советом директоров.
     
     При оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества должен привлекаться независимый оценщик, если иное не установлено федеральным законом.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 12 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставный фонд государственного или муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку.
     
     Согласно п. 2 ст. 13 вышеуказанного Федерального закона уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке государственному или муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" увеличение уставного фонда государственного или муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого собственником имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
     
     Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации предусматривает возможность формирования уставного капитала (уставного фонда) организации за счет денежных средств, ценных бумаг, других вещей или имущественных прав либо иных прав, имеющих денежную оценку.
     
     В то же время в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
     
     Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам гражданского оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
     
     Согласно ст. 1 Закона N 171-ФЗ государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, на обеспечение нужд потребителей в вышеуказанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
     
     Таким образом, ст. 11 Закона N 171-ФЗ об оплате уставного капитала в рублях необходимо толковать буквально, поскольку ограничение гражданских прав организаций предусмотрено ст. 1 этого Закона.
     
     В то же время ФНС России придерживается иной позиции относительно оплаты уставного капитала (уставного фонда) организации.
     
     В соответствии с письмом ФНС России от 13.12.2005 N ШТ-6-07/1045 для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в качестве документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда), организация представляет в лицензирующий орган следующие документы:
     
     - при оплате уставного капитала (уставного фонда) деньгами - справку банка, подтверждающую зачисление на расчетный счет денег в оплату уставного капитала, подписанную руководителем и главным бухгалтером банка, а также копии первичных платежных документов;
     
     - при оплате уставного капитала (уставного фонда) неденежными средствами - копию документа, подтверждающего право собственности акционера (участника) на имущество, с приложением отчета об оценке объектов оценки и акта приема-передачи имущества;
     
     - при увеличении уставного капитала (уставного фонда) за счет собственных средств  (в частности, за счет нераспределенной прибыли) - копию протокола заседания органа управления организации, в котором зафиксировано соответствующее решение об изменении уставного капитала (уставного фонда), с приложением баланса организации, на основании которого принято решение о капитализации, и баланса на последнюю отчетную дату, отражающего увеличение уставного капитала (уставного фонда).
     
     При этом копией является документ, заверенный нотариально или органом, его выдавшим.
     
     В рамках рассмотрения вопроса об оплате уставного капитала (уставного фонда) читателям журнала следует обратить внимание еще на один вопрос, касающийся требования налоговых органов о представлении организациями при подаче заявки на выдачу федеральных специальных марок документа, подтверждающего оплату уставного капитала (уставного фонда) в соответствии со ст. 11 Закона N 171-ФЗ.
     
     Пунктом 2 ст. 12 Закона N 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9 % объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке.
     
     Для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организация должна представить в государственный орган, уполномоченный Правительством РФ, или в таможенный орган следующие документы:
     
     - заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со ст. 2 Закона N 171-ФЗ, содержания этилового спирта в ней, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок;
     
     - справку налогового органа об отсутствии у организации задолженности по уплате налогов и сборов или справку таможенного органа об отсутствии у организации задолженности по уплате таможенных платежей;
     
     - отчет об использовании ранее выданных марок в установленной Правительством РФ форме;
     
     - копию лицензии;
     
     - копии сертификатов соответствия технических средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему;
     
     - копию договора (контракта) поставки алкогольной продукции (для организации, осуществляющей импорт алкогольной продукции);
     
     - подтверждение в порядке, установленном Правительством РФ, правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака;
     
     - обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     При этом не допускается требовать от организации при выдаче марок иные документы.
     
     Аналогичное положение содержится также в п. 4.1 постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками".
     
     Несмотря на установление исчерпывающего перечня документов, представляемых для приобретения федеральных специальных марок, на практике налоговые органы наряду с вышеуказанными документами нередко требуют представления документа, подтверждающего оплату уставного капитала в соответствии со ст. 11 Закона N 171-ФЗ. С учетом вышеизложенных норм требование лицензирующего органа о необходимости представления документа, подтверждающего оплату уставного капитала (уставного фонда), для принятия решения о выдаче федеральных специальных марок является, по нашему мнению, неправомерным.
     
     В случае отказа лицензирующего органа в выдаче федеральных специальных марок по причине непредставления организацией документа, подтверждающего оплату уставного капитала (уставного фонда), такое решение может быть обжаловано в лицензирующий орган или в суд в соответствии со ст. 22 Закона N 171-ФЗ.
     
     Требования, касающиеся оплаты уставного капитала (уставного фонда), установлены также п. 9 ст. 8 Закона N 171-ФЗ, согласно которому производство этилового спирта имеют право осуществлять казенные предприятия, а также иные организации, имеющие оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее 10 млн руб.
     
     В отличие от п. 2.1 ст. 11 Закона N 171-ФЗ в вышеуказанной норме отсутствует положение о том, что данное ограничение размера оплаченного уставного капитала не распространяется на организации, расположенные в районах Крайнего Севера.