Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения


Некоторые особенности применения упрощенной системы налогообложения

     
     И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

1. Общие условия применения упрощенной системы налогообложения

     
     Предусмотренная главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) упрощенная система налогообложения является специальным налоговым режимом, применяемым налогоплательщиками на добровольной основе.
     
     При применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уплачивают налог, исчисленный по результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (без учета результатов от осуществления видов предпринимательской деятельности, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход).
     
     Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от уплаты налога на прибыль, налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных индивидуальными предпринимателями от осуществляемой предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого индивидуальными предпринимателями для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога (для индивидуальных предпринимателей - с полученных ими доходов, а также с выплат и иных вознаграждений, начисляемых в пользу нанятых ими физических лиц).
     
     При этом налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не освобождаются от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предусмотренной Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также от обязанности по уплате иных установленных на территории Российской Федерации налогов.
     
     Кроме того, при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных ст. 24 НК РФ, а также от обязанностей по ведению кассовых операций в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным решением Совета Директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, и от обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
     

2. Налогоплательщики

     
     Плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, организации и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, учрежденные согласно законодательствам иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
     
     Индивидуальными предпринимателями признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
     
     Согласно п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) под юридическим лицом подразумевается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
     
     Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
     
     Таким образом, при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ, некоммерческие организации имеют право применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями.
     
     Право перехода на упрощенную систему налогообложения предоставляется организациям, получившим по итогам 9 месяцев года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения, доходы, устанавливаемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, в размере, не превышающем 15 млн руб.*1.
     _____
     *1 В соответствии с п. 2 ст. 346.12 НК РФ величина предельного размера доходов, ограничивающая право организации перейти на упрощенную систему налогообложения, подлежит индексации на коэффициент-дефлятор, устанавливаемый на каждый следующий календарный год и учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации за предыдущий календарный год, а также на коэффициенты-дефляторы, применявшиеся в соответствии с данным пунктом ст. 346.12 настоящего Кодекса ранее. Коэффициент-дефлятор устанавливается и публикуется в порядке, определяемом Правительством РФ (согласно приказу Минэкономразвития России от 03.11.2005 N 284 коэффициент-дефлятор на 2006 год установлен равным 1,132, поэтому для целей перехода с 1 января 2007 года на упрощенную систему налогообложения ограничение по размеру полученных доходов за 9 месяцев 2006 года составляет 16 980 000 руб.).
     

     Согласно ст. 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, устанавливаемые согласно ст. 250 НК РФ. При определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с НК РФ.
     
     Таким образом, организации должны учитывать в вышеуказанных целях доходы от реализации и внереализационные доходы, полученные ими от всех осуществляемых видов предпринимательской деятельности, в том числе от видов предпринимательской деятельности, переведенных на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
     
     Индивидуальные предприниматели вправе перейти на упрощенную систему налогообложения независимо от размера полученных ими за вышеуказанный период времени доходов от осуществляемой предпринимательской деятельности.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщики, переведенные по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, имеют право применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом установленные подпунктами 15 и 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ ограничения по переходу на упрощенную систему налогообложения (средняя численность наемных работников и остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) устанавливаются такими налогоплательщиками исходя из всех осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.
     
     Упрощенную систему налогообложения не имеют права применять:
     
     а) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.
     
     В соответствии со ст. 55 ГК РФ под представительством понимается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.
     
     Под филиалом подразумевается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
     
     Представительства и филиалы являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     
     Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места (места, созданные на срок более одного месяца).
     
     Таким образом, право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется организациям, имеющим обособленные подразделения, являющиеся юридическими лицами, наделенные имуществом, а также функциями филиалов и представительств и указанные в качестве таковых в учредительных документах создавших их организаций.
     
     Организации, имеющие иные обособленные подразделения, имеют право применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях;
     
     б) банки;
     
     в) страховщики.
     
     Отношения между лицами, занимающимися видами деятельности в сфере страхового дела, отношения по осуществлению государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела, регулируются Законом РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).
     
     Согласно ст. 4.1 Закона N 4015-1 участниками отношений, регулируемых этим Законом, являются, в частности, страховые организации (страховщики), страховые агенты и страховые брокеры.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона N 4015-1 страховщиками признаются юридические лица, созданные согласно законодательству Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном этим Законом порядке.
     
     Страховыми агентами являются постоянно проживающие на территории Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность на основании гражданско-правового договора физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые представляют страховщика в отношениях со страхователем и действуют от имени страховщика и по его поручению в соответствии с предоставленными полномочиями, а страховыми брокерами - постоянно проживающие на территории Российской Федерации и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица или российские юридические лица (коммерческие организации), которые действуют в интересах страхователя (перестрахователя) или страховщика (перестраховщика) и осуществляют деятельность по оказанию услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования) между страховщиком (перестраховщиком) и страхователем (перестрахователем), а также с исполнением вышеуказанных договоров. При оказании услуг, связанных с заключением договоров страхования (перестрахования), страховой брокер не имеет права одновременно действовать в интересах страхователя и страховщика.
     
     Страховые брокеры могут осуществлять иную не запрещенную законом деятельность, связанную со страхованием, за исключением деятельности в качестве страхового агента, страховщика, перестраховщика.
     
     В соответствии со ст. 971 ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершать от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
     
     Согласно ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.
     
     Таким образом, деятельность, осуществляемая страховыми агентами и страховыми брокерами на основе заключенных со страховщиками (перестраховщиками, страхователями) договоров поручения, агентских и иных аналогичных договоров, должна рассматриваться в качестве вспомогательной деятельности в сфере страхового дела, а страховые агенты и страховые брокеры - в качестве посредников (доверенных лиц) в правоотношениях между страховщиками (перестраховщиками) и страхователями.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что вспомогательная деятельность в сфере страхового дела не отнесена главой 26.2 НК РФ к видам предпринимательской деятельности, не подпадающим под действие упрощенной системы налогообложения, страховые агенты, действующие от имени и по поручению страховщиков, а также страховые брокеры, действующие в интересах и по поручению страховщиков (перестраховщиков, страхователей), могут переходить на упрощенную систему налогообложения на общих с другими налогоплательщиками основаниях;
     
     г) негосударственные пенсионные фонды;
     
     д) инвестиционные фонды;
     
     е) профессиональные участники рынка ценных бумаг.
     
     Особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируются Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ).
     
     В соответствии со ст. 2 Закона N 39-ФЗ профессиональными участниками рынка ценных бумаг являются только юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 данного Закона.
     
     Исходя из этого индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с извлечением доходов от совершения сделок купли-продажи ценных бумаг, имеют право применять упрощенную систему налогообложения на общих с другими налогоплательщиками основаниях;
     
     ж) ломбарды;
     
     з) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.
     
     К подакцизным товарам относятся товары, перечисленные в п. 1 ст. 181 НК РФ.
     
     Полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия вышеуказанных стандартов для отдельно добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
     
     Полезным ископаемым также признается продукция, являющаяся результатом разработки месторождения, получаемая из минерального сырья с применением перерабатывающих технологий, являющихся специальными видами добычных работ, а также перерабатывающих технологий, отнесенных в соответствии с лицензией на пользование недрами к специальным видам добычных работ (ст. 337 НК РФ).
     
     К общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определяемые федеральными органами государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации (ст. 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах");
     
     и) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
     
     к) частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;
     
     л) организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" соглашение о разделе продукции является договором, согласно которому Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение вышеуказанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями вышеуказанного Закона;
     
     м) организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) согласно главе 26.1 НК РФ;
     
     н) организации, доля участия других организаций в которых составляет более 25 %. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%; на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации", а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с названным Законом.
     
     Согласно ст. 48 ГК РФ в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, финансируемые собственником. К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
     
     К коммерческим организациям с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом относятся хозяйственные товарищества и общества. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ).
     
     Согласно ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
     
     При этом в отличие от хозяйственных товариществ и обществ имущество государственного и муниципального унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
     
     В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" учредителем унитарного предприятия может выступать Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
     
     Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов. Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления согласно актам, определяющим компетенцию таких органов.
     
     Учитывая, что вышеуказанные учредители унитарных предприятий не могут быть признаны организациями в том смысле, в котором ст. 11 НК РФ использует данный термин, а также то обстоятельство, что имущество унитарных предприятий не распределяется по вкладам (долям, паям), данные предприятия имеют право применять упрощенную систему налогообложения на общих с другими налогоплательщиками основаниях.
     
     В соответствии с параграфом 5 главы 4 ГК РФ к некоммерческим организациям относятся потребительские кооперативы (ст. 116), общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 117), фонды (ст. 118), учреждения (ст. 120), а также объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 121).
     
     Согласно ст. 66 ГК РФ хозяйственными обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью;
     
     о) организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек.
     
     Средняя численность нанятых работников устанавливается налогоплательщиками по состоянию на 1 октября года, в котором ими подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, и позднее по итогам каждого отчетного (налогового) периода по налогу применительно к Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50;
     
     п) организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн руб.
     
     При этом в составе таких основных средств и нематериальных активов учитываются основные средства и нематериальные активы, подлежащие амортизации и признаваемые амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов устанавливается налогоплательщиками-организациями по состоянию на 1 октября года, в котором ими подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, и позднее по итогам каждого отчетного (налогового) периода по налогу;
     
     р) бюджетные учреждения.
     
     В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными учреждениями признаются организации, созданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов;
     
     с) иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
     
     Право перехода на упрощенную систему налогообложения не предоставляется иностранным организациям, имеющим любые обособленные подразделения, в том числе те обособленные подразделения, которые не являются юридическими лицами и не указаны в качестве таковых в учредительных документах создавших их иностранных организаций.
     
     Что касается налогоплательщиков, получивших в периоде применения общего режима налогообложения освобождение от исполнения обязанностей по уплате НДС, то следует отметить, что п. 2 и 3 ст. 346.12 НК РФ установлен исчерпывающий перечень условий и ограничений, при несоблюдении которых налогоплательщики лишаются права на применение упрощенной системы налогообложения.
     
     Наличие у налогоплательщиков освобождения от исполнения обязанностей по уплате НДС главой 26.2 НК РФ к таким условиям и ограничениям не отнесено.
     
     В связи с этим налогоплательщики, имеющие на дату перехода на упрощенную систему налогообложения такое освобождение, имеют право применять данный специальный налоговый режим на общих с другими налогоплательщиками основаниях.
     

3. Порядок и условия начала и прекращения применения упрощенной системы налогообложения

     
     Переход налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения осуществляется в заявительном порядке.
     
     В период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, с которого налогоплательщики изъявили желание применять упрощенную систему налогообложения, они подают в налоговые органы по месту их нахождения (для организаций) или по месту их жительства (для индивидуальных предпринимателей) заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения по рекомендуемой форме N 26.2-1 (далее - заявление по форме N 26.2-1)*1.
     _____
     *1 Здесь и далее ссылки на рекомендуемые формы, утвержденные приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.

     
     Выбор объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиками до начала налогового периода, в котором ими впервые будет применена упрощенная система налогообложения. В случае принятия решения об изменении ранее избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщики обязаны в письменном виде уведомить об этом налоговые органы до 20 декабря года, предшествующего году, с которого они будут впервые иметь право на применение упрощенной системы налогообложения.
     
     Заявления по форме N 26.2-1 подаются вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями в пятидневный срок с даты их постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет, выданном налоговым органом в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 84 НК РФ.
     
     При выполнении этих условий данные организации и индивидуальные предприниматели имеют право применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с даты постановки их на учет в налоговом органе.
     
     Каких-либо дополнительных условий и ограничений по процедуре перехода на упрощенную систему налогообложения для данной категории налогоплательщиков НК РФ не установлено.
     
     В связи с этим налогоплательщики - физические лица, прошедшие в течение календарного года перерегистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей в связи с возобновлением ранее прекращенной ими предпринимательской деятельности, признаются вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями и, следовательно, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения в вышеуказанном порядке.
     
     Организации и индивидуальные предприниматели, которые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (нормативными правовыми актами муниципальных образований) до окончания текущего календарного года утратили обязанность уплачивать единый налог на вмененный доход, вправе на основании заявления по форме N 26.2-1 перейти на упрощенную систему налогообложения с начала того месяца, в котором они утратили такую обязанность.
     
     По результатам рассмотрения поданных налогоплательщиками заявлений по форме N 26.2-1 налоговые органы в месячный срок со дня их поступления (п. 12.2 Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 N 452) в письменном виде уведомляют налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения (рекомендуемые формы уведомлений N 26.2-2 и 26.2-3).
     

     В случае изменения решения о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщики имеют право до начала года (налогового периода по налогу), с которого предполагают перейти на применение упрощенной системы налогообложения, отозвать ранее поданные ими заявления. В этом случае исчисление и уплата налогов такими налогоплательщиками будет осуществляться в очередном календарном году в общеустановленном или ином предусмотренном действующим законодательством о налогах и сборах порядке.
     
     Если же налогоплательщики не отозвали до начала налогового периода по налогу ранее поданные ими заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения, то они считаются перешедшими с начала календарного года (налогового периода по налогу) на упрощенную систему налогообложения.
     
     При этом налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода самостоятельно отказаться от ее применения и перейти на иной режим налогообложения.
     
     Исключением является система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, на которую налогоплательщики обязаны перейти в случае осуществления на территории соответствующих муниципальных образований видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 ст. 346.26 НК РФ.
     
     В то же время, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщиков, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и подпунктами 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысят 20 млн руб.*1 и (или) в течение отчетного (налогового) периода налогоплательщики нарушат условия и ограничения, предусмотренные п. 3 и 4 ст. 346.12 Кодекса, такие налогоплательщики считаются утратившими право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором они допустили вышеуказанные превышение и (или) нарушения.
     _____
     *1 Величина предельного размера доходов, ограничивающая право налогоплательщиков на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, подлежит индексации в порядке, указанном в примечании "1"; в 2006 году величина предельного размера доходов (20 млн руб.) не подлежит индексации на установленный Минэкономразвития России коэффициент-дефлятор (1,132).
     
     Об утрате права на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения и переходе на иной режим налогообложения налогоплательщики обязаны в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором они допустили превышение (нарушение) вышеуказанных условий и ограничений, в письменном виде сообщить в налоговый орган (рекомендуемая форма сообщения N 26.2-5).
     
     По окончании налогового периода по налогу налогоплательщики могут добровольно отказаться от применения упрощенной системы налогообложения и перейти на иной режим налогообложения (за исключением системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход), уведомив об этом в письменном виде налоговый орган (рекомендуемая форма уведомления N 26.2-4) не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения.
     
     Налогоплательщики, добровольно отказавшиеся от применения упрощенной системы налогообложения, а равно налогоплательщики, утратившие право на ее дальнейшее применение, вправе (при соблюдении условий и ограничений, предусмотренных ст. 346.12 и 346.13 НК РФ) вновь вернуться к применению упрощенной системы налогообложения не ранее начала календарного года, следующего за календарным годом, в котором истек годичный срок после добровольного отказа от применения упрощенной системы налогообложения (утраты права на ее применение).
     

4. Объекты налогообложения

     
     Объектами налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения признаются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе самостоятельно избрать тот или иной объект налогообложения.
     
     При этом избранный объект налогообложения должен быть указан налогоплательщиками в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения по форме N 26.2-1.
     
     Данный порядок не распространяется на налогоплательщиков, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом.
     
     Для таких налогоплательщиков с 1 января 2006 года установлен объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     При этом вышеуказанный объект налогообложения подлежит обязательному применению не только налогоплательщиками, заключившими договоры простого товарищества или договоры доверительного управления имуществом после 1 января 2006 года, но и налогоплательщиками, заключившими данные до- говоры в период с 1 января 2003 года по 1 января 2006 года.
     
     В связи с этим налогоплательщики, перешедшие до 1 января 2006 года на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы и заключившие в течение этого периода времени договоры простого товарищества или договоры доверительного управления имуществом, были обязаны до окончания 2005 года письменно уведомить налоговые органы об изменении ранее избранного ими объекта налогообложения либо расторгнуть данные договоры.
     
     В противном случае вышеуказанные налогоплательщики утратили с 1 января 2006 года право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения.
     
     Если вышеуказанные налогоплательщики заключат данные договоры после 1 января 2006 года (в течение текущего налогового периода), то исходя из положений п. 1 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ они утратят право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором были заключены данные договоры.
     

(Окончание следует)