Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 27.12.2005 N 192-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"


Федеральный закон

от 27.12.2005 N 192-ФЗ

"О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

    
Принят Государственной Думой 16 декабря 2005 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2005 года

     
     Внести в абзац первый пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4148; 2003, N 28, ст. 2875; N 50, ст. 4846; 2004, N 41, ст. 3993; 2005, N 1, ст. 17; N 25, ст. 2425) изменение, заменив слова "2006 года" словами "2008 года".
     

Президент Российской Федерации     
В. Путин

     
     Москва, Кремль     
27 декабря 2005 года     
N 192-ФЗ

     

Комментарий

     
     Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

     
     Федеральным законом от 27.12.2005 N 192-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"" в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) внесено изменение, продлевающее срок переоформления прав на земельные участки. Теперь юридические лица, за исключением указанных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) юридических лиц (муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления), обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или приобрести их в собственность, а религиозные организации, кроме того, - переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2008 года.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что права на земельные участки оформ-ляются в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ: для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на этот участок с приложением его кадастровой карты.
     
     Исполнительный орган государственной власти (орган местного самоуправления) в двухнедельный срок со дня поступления заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Если нет кадастровой карты земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты, содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления вышеуказанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом его фактически используемой площади в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков, естественных границ земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка вышеуказанным лицам и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании этого проекта устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты земельного участка.
     
     Плательщиками земельного налога являются лица, определенные ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). При применении ст. 388 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать земельный налог и которые отвечают признакам п. 2 ст. 11 настоящего Кодекса:
     
     - российские организации;
     
     - иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);
     
     - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;
     
     - индивидуальные предприниматели (зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты).
     
     Основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются документы, удостоверяющие права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения. При этом читателям журнала следует иметь в виду, что:
     
     1) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, преду-смотренным законодательством Российской Федерации (ст. 15 ЗК РФ);
     
     2) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
     
     Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. В то же время право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (ст. 20 ЗК РФ);
     
     3) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам на праве пожизненного наследуемого владения не допускается, за исключением перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству.
     
     В то же время право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие ЗК РФ, сохраняется (ст. 21 ЗК РФ).
     
     Вышеуказанные права на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31 января 1998 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
     
     Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа (ст. 2 Закона N 122-ФЗ).
     
     Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 5 Закона N 122-ФЗ).
     
     Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 года, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом N 122-ФЗ.
     
     Государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, является юридически действительной (ст. 6 Закона N 122-ФЗ).
     
     В случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Закона N 122-ФЗ, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков [ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"; далее - Закон N 141-ФЗ].
     
     К таким документам относятся:
     
     - Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
     
     - Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";
     
    - Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";
     
     
- Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";
     
     
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
     
     
При этом читателям журнала следует иметь в виду, что постановления Совмина РСФСР от 17.09.1991 N 493, Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 и Указ Президента Российской Федерации от 27.10.1993 N 1767 отменены постановлением Правительства РФ от 23.12.2002 N 919 и Указом Президента Российской Федерации от 25.02.2003 N 250.
     
     Однако выданные государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования землей, а также свидетельства о праве собственности на землю признаются действительными в связи с указанием на это в Законе N 137-ФЗ и ст. 8 Закона N 141-ФЗ.
     
     Что касается налогообложения земельных участков, на которые прекращены права, то читателям журнала необходимо иметь в виду следующие нормы законодательства.
     
     На основании п. 1 ст. 45 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены ст. 53 этого Кодекса.
     
     При этом в соответствии с п. 1 ст. 53 ЗК РФ отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет прекращение соответствующего права.
     
     Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Поэтому организация может оставаться плательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.