Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Определение налоговой базы по операциям реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг


Определение налоговой базы по операциям реализации ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг


В.Е. Мурзин,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

1. Условия признания цены сделки рыночной

     
     В соответствии с п. 6 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) для целей налогообложения в отношении ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, принимается фактическая цена реализации или иного выбытия данных ценных бумаг при условии выполнения следующих действий.
     
     Первый шаг. Налогоплательщик должен найти информацию о стоимости аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов при условии, что таковая имеется.
     
     При наличии такой информации цена сделки будет признана рыночной при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
     
     1) если фактическая цена соответствующей сделки находится в интервале цен по аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаге, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев;
     
     2) если отклонение фактической цены соответствующей сделки находится в пределах 20 % в сторону повышения или понижения от средневзвешенной цены аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, рассчитанной организатором торговли на рынке ценных бумаг согласно установленным им правилам по итогам торгов на дату заключения такой сделки или на дату ближайших торгов, состоявшихся до дня совершения соответствующей сделки, если торги по этим ценным бумагам проводились у организатора торговли хотя бы один раз в течение последних 12 месяцев.
     
     Если будет получена информация о наличии аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, по сравнению с той, в отношении которой заключена сделка, возникает вопрос, почему такая ценная бумага не выставлена на торги. Причиной тому может быть, например, осуществление процедуры допуска ценной бумаги к обращению у организатора торговли. Отсутствие такой информации требует подтверждения со стороны, например, организатора торговли. Читателям журнала необходимо обратить внимание на ссылку, содержащуюся в постановлении Президиума ВАС РФ от 25.05.2004 N 13860/03, согласно которой сведения об отсутствии в период сделок с обыкновенными именными акциями рассматриваемых предприятий и акциями иных предприятий угледобывающей отрасли аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги подтверждались фондовой биржей РТС, Московской межбанковской валютной биржей, Санкт-Петербургской валютной биржей и Сибирской межбанковской валютной биржей. Но налогоплательщикам бывает сложно получить такие сведения от организаторов торговли, которые не обязаны представлять подобные данные. В связи с этим возможна ситуация, при которой будет отсутствовать информация о наличии аналогичной (идентичной, однородной) ценной бумаги, но не в силу того, что такие ценные бумаги отсутствуют, а в результате того, что организатор торговли просто не предоставил такую информацию. Для применения второго шага налогоплательщикам необходимо будет иметь копии запросов, направленных соответствующим организаторам торговли.
     
     Второй шаг. В случае отсутствия информации о результатах торгов по аналогичным (идентичным, однородным) ценным бумагам фактическая цена сделки принимается для целей налогообложения, если она отличается не более чем на 20 % от расчетной цены этой ценной бумаги, которая может быть определена на дату заключения сделки с ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета. Для определения расчетной цены акции налогоплательщиком самостоятельно или с привлечением оценщика должны использоваться методы оценки стоимости, предусмотренные законодательством Российской Федерации, для определения расчетной цены долговой ценной бумаги, - в частности ставка рефинансирования Банка России. Если налогоплательщик определяет расчетную цену акции самостоятельно, то он должен закрепить используемый метод оценки стоимости ценных бумаг в учетной политике.
     
     Пункт 6 ст. 280 НК РФ не предусмотрел наступления налоговых последствий для случая, если для определения налоговой базы не может быть принята фактическая цена реализации ценных бумаг.
     

2. Определение расчетной цены акций

     
     Расчетная цена акций определяется с целью ее сравнения с фактической ценой продажи акций и необходима для того, чтобы сделать вывод о допустимости принятия для исчисления налоговой базы цены акций, по которой они были фактически проданы налогоплательщиком, либо о необходимости корректировки цены.
     
     Расчет стоимости акций по величине чистых активов является одним из возможных методов оценки акций и может применяться только наряду с иными методами, предусмотренными законодательством, что косвенно следует из положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности".
     
     В предыдущей редакции (до 01.01.2006) п. 6 ст. 280 НК РФ отсутствует норма, касающаяся обязательного расчета дохода, основанного исключительно на цене акций, определяемой применительно к стоимости чистых активов эмитентов, или исходя из ставки рефинансирования Банка России - для долговых ценных бумаг.
     
     В части второй п. 6 ст. 280 НК РФ метод чистых активов, приходящихся на соответствующую акцию, назван в редакции ст. 280 Кодекса, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ),  частным случаем расчета цены акций. Но он является единственно определенным, поскольку основан на нормативном правовом акте. Иные названные в нем показатели, влияющие на расчетную цену акций, такой определенности лишены, поэтому они только могут влиять на расчетную цену акции, исчисленную вышеуказанным способом, что нуждается в подтверждении доказательствами. Эти показатели, источниками которых могут служить договоры об отчуждении ценных бумаг с данными о дате, цене и условиях сделки, информация о номинальной стоимости ценных бумаг и цене, по которой они ранее отчуждались, могут иметь значение и могут непосредственно учитываться при расчете рыночной цены акции, помимо данных эмитента акций о величине чистых активов и о количестве выпущенных акций.
     
     Номинальная стоимость акций, приобретенных акционерами, соответствует минимальному размеру имущества акционерного общества, гарантирующего интересы его кредиторов.
     
     Величина чистых активов, приходящихся на одну акцию, отражает состояние имущества акционерных обществ.
     
     Показатель величины чистых активов, приходящихся на соответствующую акцию, не может сам по себе оцениваться в качестве единственной величины, определяющей в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях рыночную цену акций, но оказывает влияние на наиболее вероятную цену акций, по которой они могут быть проданы.
     
     Скорректированная расчетная цена акции может быть признана доходом, если исчисленный результат соответствует уровню рыночных цен - наиболее вероятной цене, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции в случае, если стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, и на сумме сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Данный вывод сделан автором на основе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
     
     Принципы определения цены товаров, работ, услуг для целей налогообложения приведены в ст. 40 НК РФ, нормы которой используются для оценки стоимости акций.
     
     Согласно п. 14 ст. 40 НК РФ положения, предусмотренные п. 3 и 10 этой статьи Кодекса, применяются при определении рыночных цен ценных бумаг с учетом особенностей, изложенных в главе 25 НК РФ.
     
     НК РФ признает рыночной ценой товара цену, сложившуюся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п. 4 ст. 40 настоящего Кодекса).
     
     Согласно п. 10 ст. 40 НК РФ в случае отсутствия на соответствующем рынке сделок с идентичными (однородными) товарами или из-за отсутствия предложений на этом рынке товаров либо при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия или недоступности информационных источников рыночная цена товара, работы, услуги определяется на основе метода цены последующей реализации или затратного метода.
     
     При невозможности использования метода цены последующей реализации товара, работы, услуги используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, устнавливается как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
     
     НК РФ предписывает участникам налоговых правоотношений рассчитывать налоговые обязательства на основе рыночных цен с использованием установленных настоящим Кодексом методов. На применение рыночных цен в целях определения налоговой базы ориентирует участников этих отношений и п. 6 ст. 274 НК РФ.
     
     При недостаточности оснований для корректировки фактической цены реализации ценной бумаги и, как следствие, - налоговой базы по этой операции по правилам, установленным в п. 6 ст. 280 НК РФ, допустимо осуществить ее на основе условных методов расчета цены, установленных ст. 40 настоящего Кодекса.
     
     При затратном методе используется показатель прибыли, который обычен для деятельности купли-продажи ценных бумаг, но налогоплательщику бывает очень сложно определить общеэкономический показатель прибыли по деятельности, связанной с куплей-продажей на рынке ценных бумаг. Источниками такой информации могут служить данные официальных органов статистики, ФСФР России, Банка России по итогам работы профессиональных участников рынка ценных бумаг за последние сопоставимые периоды, а также информация с торговых площадок организаторов торговли и фондовых бирж, зарегистрированных в Российской Федерации.
     
     Еще одна проблема, с которой непременно столкнется налогоплательщик при применении абзаца четвертого п. 6 ст. 280 НК РФ, заключается в понимании последнего предложения вышеуказанного пункта ст. 280 Кодекса, которым налогоплательщику предлагается установить используемый метод оценки стоимости акции и закрепить его в учетной политике, то есть предлагается установить только один метод оценки стоимости акций. При этом в предыдущем предложении рассматриваемого абзаца п. 6 ст. 280 НК РФ предусматривается возможность использования методов оценки ценных бумаг на основе законодательства Российской Федерации. По мнению автора, нельзя закрепить в учетной политике, формируемой в начале года, один метод оценки стоимости акции, не зная конкретной ситуации, с которой столкнется в своей хозяйственной деятельности налогоплательщик. Поэтому выходом из этой ситуации может быть использование такой редакции учетной политики, которая позволит применять метод оценки ценных бумаг в отношении конкретной ситуации. Однако такое утверждение весьма дискуссионно, поскольку для этого должен быть изменен п. 6 ст. 280 НК РФ, в то время как закрепление одного метода оценки стоимости ценной бумаги в учетной политике является требованием закона. В крайнем случае (хоть это и будет связано с дополнительными издержками) можно заранее установить, что налогоплательщик будет использовать услуги независимого оценщика, а уж каким методом последний будет определять стоимость акции, законом не устанавливается. Безусловно, в данном случае ответственность за правильность исчисления налогов на основе данных независимого оценщика все равно лежит на налогоплательщике, поэтому метод оценки должен быть обоснован. Независимый оценщик будет нести другую ответственность, но не перед налоговой инспекцией, а перед налогоплательщиком, поэтому обезопасить себя налогоплательщик может путем использования возможностей, предоставленных уже не налоговым законодательством, а гражданским (сходная ситуация с ответственностью доверительного управляющего при сообщении сведений учредителю доверительного управления для исчисления последним налогов).
     
     Кроме того, услуги независимого оценщика оказываются на возмездной основе, поэтому их стоимость может быть включена налогоплательщиком в отдельную налоговую базу по операциям с ценными бумагами. Причем слово "может" в данном случае не оговорка. Так, например, оценка стоимости ценной бумаги проведена независимым оценщиком, но реализации данной ценной бумаги по каким-то причинам не было. К таким расходам, по всей видимости, будут применяться нормы ст. 252 НК РФ, и налогоплательщику необходимо будет обосновывать совершение данных расходов, которые в итоге не привели к какому-то результату. Одновременно возникает вопрос: как часто можно нести такие расходы (на оплату услуг по независимой оценке), если акции не будут продаваться? Возможно, такие расходы придется отнести к не учитываемым при расчете налоговой базы.
     

3. Определение расчетной цены долговых ценных бумаг (облигаций, векселей)

     
     В новой редакции п. 6 ст. 280 НК РФ отсутствует предписание налогоплательщику, касающееся обязательного расчета дохода (выручки от реализации) по долговым ценным бумагам, основанного исключительно на ставке рефинансирования Банка России, поскольку в редакции данного пункта ст. 280 Кодекса применяется словосочетание "может быть использована".
     
     Иными словами, выводы, которые можно было сделать в отношении неприменимости метода чистых активов для акций как единственного, можно сделать и в отношении долговых ценных бумаг, то есть показатель ставки рефинансирования Банка России не должен рассматриваться как единственно возможный.
     
     Хотелось бы обратить внимание на позицию Минфина России, изложенную в письме от 06.10.2005 N 03-06-04/2/73, которую автор не разделяет. Суть позиции Минфина России заключается в том, что если банк осуществляет операции по покупке-продаже номинированных в иностранной валюте долговых ценных бумаг иностранных эмитентов, то ввиду того, что с 1 января 2006 года при определении расчетной цены долговых ценных бумаг рыночная величина ссудного процента заменена ставкой рефинансирования Банка России и других экономических показателей для определения расчетной цены долговой ценной бумаги главой 25 НК РФ не предусмотрено, во всех случаях налогоплательщикам следует использовать ставку рефинансирования Банка России.
     
     Такой вывод, сделанный Минфином России, не совсем корректен, так как показатели ставок (ставка в долговом обязательстве, выраженная в иностранной валюте, и ставка Банка России, применяемая для долговых обязательств в рублях) не являются сопоставимыми. Процентная ставка по долговым обязательствам в иностранной валюте значительно ниже ставки рефинансирования, установленной Банком России. Ставка рефинансирования Банка России применяется в отношении долговых обязательств, ценных бумаг, кредитов, выдаваемых в рублях Российской Федерации. Даже в отношении расходов предусматривается специальная ставка, являющаяся нормативом. В связи с этим вполне обоснованным было бы использование, например, ставки ЛИБОР. Но, видимо, данную проблему можно было бы решить путем изменения законодательства, а до этого следует, по нашему мнению, утверждать, что расчетная цена долговой ценной бумаги может быть определена на дату заключения сделки с этой ценной бумагой с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения и цены ценной бумаги и иных показателей, информация о которых может служить основанием для такого расчета.
     
     В данном случае не требуется закрепления в учетной политике метода оценки для определения расчетной цены ценной бумаги, основанного на положениях закона. Это может быть волеизъявлением налогоплательщика и в конечном счете может стать предметом судебного разбирательства. Но это также может привести к ошибке налогоплательщика, поскольку сложно предположить все разновидности ситуаций, в которых может оказаться налогоплательщик при использовании разных видов долговых ценных бумаг (векселей, облигаций), основания их приобретения, а также ситуации на рынке в периоде продажи и т.д. Но если налогоплательщик заявил что-то в учетной политике, то он должен это выполнять.
     
     В отличие от ситуации с акциями, часть вторая п. 6 ст. 280 НК РФ является более неопределенной в отношении долговых ценных бумаг и может предполагать использование всего многообразия общепризнанных или прецедентных способов определения показателя расчетной цены. При этом может быть использована ставка рефинансирования Банка России. Очевидно, что изначально в условиях выпуска долговых ценных бумаг должна быть установлена их доходность. Соответственно поэтому в законодательстве используется общеизвестная процентная ставка, которой является ставка Банка России. Конечно, и данное положение касается не всех ситуаций, поскольку ставка Банка России может меняться по "длинным" долговым ценным бумагам и непонятно, какую ставку следует использовать. Но, по мнению автора, если следовать логике изменений, внесенных в ст. 269 НК РФ Законом N 58-ФЗ, по ценным бумагам, как правило, не предусматривается (не путать с новыми купонными периодами) изменение процентной ставки (дисконта), необходимо использовать ставку Банка России, действующую на дату выпуска ценной бумаги (когда выпуск признан состоявшимся).
     
     В рассматриваемом случае положения п. 6 ст. 280 НК РФ являются открытыми. Рассмотрим вышеприведенное на следующих примерах.
     
     Метод дисконтирования. Этот метод широко применяется для управленческого учета, для составления отчетности по международным стандартам финансовой отчетности и других целей и является признанным методом определения справедливой стоимости ценной бумаги на дату реализации.
     
     Общая формула дисконтирования, например, для дисконтных векселей имеет следующий вид:
     

NPV = N : (1 + R),

     
     где NPV - дисконтированная стоимость (справедливая стоимость) ценной бумаги;
     
     N - номинал ценной бумаги;
     
     R - ставка процента (согласно новой редакции закона это может быть ставка рефинансирования Банка  России);
     
     n - количество лет до погашения (в том числе дробное значение).
     
     Для ценных бумаг со сроком с даты приобретения до даты погашения менее года (но с полным количеством месяцев) может применяться следующая формула:
     

NPV = N : (1 + R х количество месяцев до погашения с даты расчета : 12).

     
     Для разных ценных бумаг (разных условий выпуска) данная формула может несколько изменяться. Кроме того, если срок реализации не кратен полному месяцу, в формуле используются показатель оставшихся дней и показатель 365 (366).
     
     Метод индикативных котировок. Этот метод может использоваться в случае, если имеется информация о крупных сделках реализации таких же ценных бумаг каких-либо крупных операторов на рынке ценных бумаг, в том числе внебиржевом. Согласно последнему абзацу Положения о налогообложении операций с облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ), утвержденного Минфином России N 12н, Госналогслужбой России N АП-4-05/1н от 26.02.1998, по ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, которыми являлись ОВГВЗ (в настоящее время ОВГВЗ тоже не обращаются на организованном рынке ценных бумаг), в целях определения рыночной цены продажи облигаций может быть использована информация о ценах купли-продажи, публикуемая в ежедневных бюллетенях "Государственные ценные бумаги" и "Интерфакс-финансы" издания Агентства финансовой информации, Агентства "Рейтер", а также в общероссийских изданиях "Финансовая газета", "Коммерсант-Дейли", "Экономика и жизнь" такими крупными операторами торговли ценными бумагами, как Сбербанк России, Внешторгбанк России, Внешэкономбанк СССР. В качестве рыночной цены принимается средняя цена купли-продажи облигаций определенного транша (выпуска) на день совершения сделки, рассчитанная по данным одного из вышеуказанных источников информации.
     
     Метод наращения процентных (дисконтных) доходов. Для определения расчетной цены долговых ценных бумаг можно применять, например для дисконтных векселей, механизм, использующий метод расчета наращенных (накопленных) сумм процентных выплат (доходов) к получению
     


   
     где Рц - расчетная цена ценной бумаги;
     
     N - номинальная стоимость приобретенной ценной бумаги;
     
     K - покупная стоимость ценной бумаги;
     
     T - количество дней от приобретения до погашения ценной бумаги;
     
     D - количество дней, прошедших после приобретения ценной бумаги до ее реализации (иного выбытия).
     
     При погашении долговой ценной бумаги в срок расчетная цена ценной бумаги не определяется.
     
     Показатель расчетной цены ценной бумаги определяется на дату заключения сделки с ценной бумагой (D) с учетом конкретных условий заключенной сделки, особенностей обращения (Т) и цены ценной бумаги (N, K).
     
     Фактическая цена реализации (выбытия) ценных бумаг. Этот метод применяется при невозможности использования предыдущих методов или в чрезвычайных обстоятельствах.
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее: несмотря на то что положения п. 6 ст. 280 НК РФ не влияют на действия налогоплательщиков в случае, если для определения налоговой базы не может быть принята фактическая цена реализации ценных бумаг, в Инструкции по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585, предусмотрена возможность для налогоплательщиков определять по таким ценным бумагам налоговую выручку исходя из расчетной цены, уменьшенной на 20 %, по аналогии с нормой, прописанной в НК РФ для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в последнем абзаце п. 5 ст. 280 Кодекса. Однако необходимо отметить, что в силу каких-то причин ВАС РФ в решении от 25.05.2004 N 13860/03 не предусмотрел такую возможность для Красноярской угольной компании.
     
     При этом необходимо также отметить следующее. Официально налоговые органы и Минфин России придерживаются фискального подхода в отношении применения показателя рыночной (расчетной) цены к фактической цене приобретения ценной бумаги. Механизм этот дискуссионный, но в любом случае никем не оспаривается норма ст. 252 НК РФ в отношении необходимости обоснования любых расходов налогоплательщика, к которым, в частности, относятся расходы на приобретение ценных бумаг. При этом предлагается исходить (при прочих равных условиях) из максимальной цены интервала цен сделок организатора торговли для ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и показателя расчетной цены ценной бумаги, увеличенной на 20 %, для ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг.