Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ошибки налогоплательщиков при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджет


Ошибки налогоплательщиков при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджет


     М.Н. Михайлов,

советник налоговой службы Российской Федерации III ранга


     Полнота и своевременность уплаты налогов в бюджет во многом зависят от правильности перечисления платежей, от четкого и точного заполнения налогоплательщиками платежных документов и от соответствующего четкого разнесения данных платежей в лицевых счетах налогоплательщиков, которые ведутся в налоговых органах. Вместе с тем для обеспечения эффективного взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами с целью правильного и своевременного отражения в лицевых счетах налогоплательщиков поступивших в бюджет сумм налогов необходимо знание нормативных документов, которые определяют порядок работы налоговых органов с лицевыми счетами налогоплательщиков и поступившими от них платежными документами по перечислению платежей в бюджет.
     
     С 1 августа 2005 года утратил силу приказ МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов".
     
     Вместо этого документа введен в действие приказ ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ "Об утверждении Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом".
     
     На первый взгляд может показаться, что эти документы, регламентирующие межведомственные отношения между налоговыми органами и органами федерального казначейства и устанавливающие порядок организации работ по формированию базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее - карточка "РСБ") местного и регионального уровня в налоговых инспекциях, не касаются налогоплательщиков.
     
     Но учитывая, что одной из основных задач взаимодействия между налоговыми органами и органами федерального казначейства являются организация работы с невыясненными поступлениями и идентификация платежей в бюджеты, от чего зависит порядок начисления пеней за несвоевременное перечисление платежей в бюджет и сумм пеней, которые начисляются конкретным налогоплательщикам, данные документы выходят за рамки внутриведомственных и межведомственных взаимоотношений.
     
     Пример.
     
     Налогоплательщик перечислил сумму единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет. В платежном поручении, заполняемом в соответствии с приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", в поле под номером 104 указывается показатель кода бюджетной классификации (КБК) согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации. Показатель КБК единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, обозначается как 18210201010011000110. Однако предположим, что налогоплательщик ошибся и, например, пропустил в данном показателе одну цифру.
     
     Согласно приказу Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" поступления по расчетным документам, в которых указан несуществующий КБК, то есть неклассифицированные поступления, учитываются как невыясненные поступления.
     
     Иными словами, единый социальный налог, перечисленный на ошибочный КБК, попадет не в карточку "РСБ" налогоплательщика, а на невыясненные поступления. В этом случае у налогоплательщика возникает недоимка по единому социальному налогу, хотя вышеуказанная сумма и была перечислена в бюджет.
     
     Каков же выход из данной ситуации?
     
     В нашем случае налогоплательщик должен подать заявление в налоговый орган с просьбой зачислить перечисленный единый социальный налог по назначению. Однако зачет вышеуказанной суммы осуществится согласно п. 4 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в течение пяти дней после получения письменного заявления налогоплательщика. Будут ли в данной ситуации начислены налогоплательщику пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет?
     
     В этой связи следует отметить, что в утратившем силу приказе МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 и во вступившем в действие приказе ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ имеются два различных подхода к данной ситуации.
     
     Согласно приказу МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 пени на суммы платежей, не внесенные в бюджет (не списанные с расчетного счета налогоплательщика) в установленные сроки уплаты, начислялись за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за днем, установленным для уплаты налога, по день фактической уплаты включительно.
     
     Таким образом, руководствуясь приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411, налогоплательщик, предъявив в налоговый орган банковскую выписку, из которой следовало, что денежные средства на уплату налога с его расчетного счета были списаны своевременно, мог избежать начисления и уплаты пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет.
     
     Иными словами, налогоплательщик, ошибочно перечисливший в нашем примере единый социальный налог на несуществующий КБК, освобождался согласно приказу МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 от уплаты пени за несвоевременное перечисление единого социального налога. Такая же ситуация складывалась и с платежами по другим налогам.
     
     Что же касается приказа ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@, то в нем делается ссылка на приказ Минфина России от 24.11.2004 N 106н, обязывающий плательщиков - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и иных физических лиц оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с Правилами, утвержденными вышеназванным приказом Минфина России для данных категорий плательщиков.
     
     Расчетные документы, оформленные плательщиками с нарушениями Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, считаются согласно приказу ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ поступившими не по принадлежности. На практике это означает, что даже самая незначительная техническая ошибка в заполнении полей платежных документов, особенно в части показателей КБК, влечет зачисление данных платежей на невыясненные поступления и, как следствие, начисление пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет.
     
     Таким образом, налогоплательщик, допустивший ошибку в КБК единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, должен заплатить пени за несвоевременное перечисление налоговых платежей в бюджет, несмотря на то что с его расчетного счета денежные средства были списаны банком своевременно.
     
     Еще более неприятную ситуацию для налогоплательщика влечет ошибочное указание в платежных документах КБК платежа, зачисляемого в иные бюджеты.
     
     Пример.
     
     Налогоплательщик предполагает перечислить налог на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, за исключением доходов, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, на КБК 18210102021011000110. Однако он ошибочно указывает в назначении платежа КБК единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, - 18210501010011000110.
     
     Однако поступления по КБК 18210102021011000110 и по КБК 18210501010011000110 зачисляются в разные бюджеты, а согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачеты излишне уплаченных сумм налогов производятся при условии, что эти суммы направляются в тот же бюджет. Следовательно, произвести зачет излишне уплаченных сумм из КБК 18210501010011000110 на КБК 18210102021011000110 не представляется возможным. В результате у налогоплательщика в карточке "РСБ" по КБК 18210102021011000110 возникнет недоимка, а по КБК 18210501010011000110 возникнет переплата.
     
     Что же делать налогоплательщику, попавшему в подобную ситуацию?
     
     К сожалению, в данном случае ему придется вторично уплатить налог на доходы физических лиц (который он должен был уплатить) на правильный КБК, а также уплатить пени, начисленные за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. После погашения задолженности налогоплательщик должен подать в налоговый орган заявление о возврате на свой расчетный счет ошибочно перечисленных налоговых платежей по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.
     
     Кроме того, обращаем внимание читателей журнала на письмо ФНС России от 14.07.2005 N 10-3-03/3184@, которое со ссылкой на ст. 45 НК РФ и ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" запрещает налоговым органам при неправильном заполнении налогоплательщиком в платежном документе поля 101 "Статус лица, оформившего документ" [если налогоплательщик, не являясь налоговым агентом, ошибочно заполнил поле 101 расчетного документа значением "02" (налоговый агент)] разносить вышеуказанный платеж в карточку "РСБ" со статусом "01" и рекомендует относить данный платеж к разряду невыясненных платежей. Иными словами, если налогоплательщик неправильно указал данные в поле расчетного документа 101 "Статус лица, оформившего документ", вышеуказанный платеж не попадет в карточку "РСБ" налогоплательщика и в данной карточке у налогоплательщика возникнет недоимка с соответствующим начислением пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. Хотя данное письмо ФНС России не носит нормативного характера, налоговые инспекции руководствуются им при решении вопроса о корректировке статуса налогоплательщика.
     
     Из вышеприведенного можно сделать вывод, что правильное заполнение платежных документов на перечисление налоговых платежей является важной частью ведения финансово-хозяйственной деятельности как физических, так и юридических лиц и помогает избежать прямых финансовых потерь в виде начисления пени за платежи, которые у налогоплательщика своевременно списаны с расчетного счета.
     
     Однако ведение финансово-хозяйственной деятельности организаций неразрывно связано с их взаимодействием с банками и другими кредитными организациями, особенно в части перечисления платежей в бюджет.
     
     Согласно п. 4 ст. 60 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по исполнению поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.
     
     Рассмотрим случаи ненадлежащего исполнения банком обязанностей по исполнению поручений налогоплательщика на перечисление налогов в бюджеты Российской Федерации.
     
     Достаточно часто ошибки при перечислении платежей в бюджет допускаются не налогоплательщиками, а банками, которые исполняют соответствующие поручения налогоплательщиков.
     
     Согласно п. 2 Раздела V приложения к приказу ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@ если в ходе осуществления мероприятий по выяснению платежей плательщик в письменном виде заявит, что ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании электронных платежных документов и приложит копию оформленного им расчетного документа, налоговый орган обязан направить в банк уведомление об ошибочном указании информации и необходимости представления в налоговый орган документов, подтверждающих или опровергающих факты, приведенные в заявлении плательщика. При получении из банка документов, подтверждающих заявление плательщика о надлежащем исполнении обязанности по уплате налога (сбора), осуществляется перерасчет пеней, начисленных плательщику из-за ошибки, допущенной банком.
     
     Пример.
     
     Банк указал несуществующий КБК в платежном поручении налогоплательщика. Как уже было сказано выше, согласно приказу Минфина России от 16.12.2004 N 116н данный платеж учитывается как неклассифицированные невыясненные поступления. В карточке "РСБ" налогоплательщика возникает недоимка, и начисляются пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет.
     
     В этом случае налогоплательщик подает в налоговый орган заявление с просьбой зачислить вышеуказанные денежные средства по назначению, сообщает в этом же заявлении об ошибке, допущенной банком, и, ссылаясь на приказ ФНС России от 12.05.2005 N ШС-3-10/201@, просит пересчитать пени за несвоевременное перечисление платежей в бюджет. К данному заявлению он прикладывает копию оформленного им расчетного документа.
     
     При поступлении ответа из банка налоговая инспекция произведет перерасчет пеней за несвоевременное перечисление платежей в бюджет.