Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Сдаем налоговую отчетность без ошибок


Сдаем налоговую отчетность без ошибок

Ю.М. Лермонтов,
советник налоговой службы II ранга

    

1. Общие положения

     
     Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность могут представляться налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета:
     
     - на бумажных носителях (лично или через его уполномоченного представителя) либо в виде почтового отправления с описью вложения;
     
     - в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи либо на электронных носителях записи).
     
     Налоговые декларации и бухгалтерская отчетность представляются по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам их представления в электронном виде.
     
     При представлении налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде налогоплательщики руководствуются положениями ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), ст. 13 и 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Порядком представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденным приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169, а также Методическими рекомендациями об организации и функционировании системы представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи,  утвержденными приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-32/705@.
     
     Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на бумажных носителях считается дата их фактического представления в налоговый орган или дата отправки заказного письма с описью вложения.
     
     Сотрудник налогового органа, принявший налоговую декларацию, проставляет по просьбе налогоплательщика на остающихся у налогоплательщика копиях налоговых деклараций отметку о принятии налоговой декларации и дату ее представления.
     
     Датой представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности считается дата их отправки по телекоммуникационным каналам связи, зафиксированная в подтверждении специализированного оператора связи; при этом отчетность на бумажных носителях не представляется.
     
     Налоговый орган подтверждает факт представления налогоплательщиком налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде, высылая по телекоммуникационным каналам связи квитанцию об их приеме, после проверки требований, предъявляемых к оформлению документов.
     
     Налогоплательщик может обратиться в налоговый орган с просьбой распечатать налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, представленные по телекоммуникационным каналам связи, и заверить их в установленном порядке.
     
     При представлении в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на электронных носителях представление бумажных экземпляров налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности является обязательным.
     

2. Требования к оформлению документов и прием налоговых деклараций

     
     При приеме налоговой декларации и бухгалтерской отчетности сотрудник налогового органа проверяет налоговую декларацию на наличие ряда обязательных реквизитов, а именно:
     
     - полного наименования (Ф.И.О. физического лица, даты его рождения) налогоплательщика;
     
     - идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);
     
     - кода причины постановки на учет (КПП) - для юридических лиц;
     
     - периода, за который представляются налоговые декларации и бухгалтерская отчетность;
     
     - подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя.
     
     В случае отсутствия в представленных налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов сотрудник налогового органа, принимающий документы, должен в устной форме предупредить налогоплательщика или его представителя об этом и предложить внести необходимые изменения.
     
     Сотрудник налогового органа не вправе отказать в принятии налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, за исключением случая представления вышеуказанных документов не по установленной форме.
     
     При отказе налогоплательщика (его представителя) внести необходимые изменения в налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность на стадии приема, а также в случае представления налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности по почте и отсутствия в них какого-либо из вышеуказанных реквизитов налоговый орган в трехдневный срок с даты регистрации должен письменно уведомить налогоплательщика о необходимости представления им документа по форме, утвержденной для данного документа, в следующих случаях:
     
     - отсутствие в представленных налогоплательщиком налоговых декларациях и бухгалтерской отчетности какого-либо из вышеуказанных реквизитов;
     
     - нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа, делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом, наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации-налогоплательщика) или его представителя исправлений;
     
     - составление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности на иных языках, кроме русского;
     
     - несовпадение сведений о постоянно действующем исполнительном органе юридического лица и сведений о руководителе юридического лица, подписавшем налоговую декларацию и бухгалтерскую отчетность, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
     
     По истечении шести дней после установленного законодательством о налогах и сборах срока представления в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности работники отдела камеральных проверок осуществляют сверку списка состоящих на учете налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность в соответствующий срок, с данными об их фактическом представлении с использованием автоматизированной системы.
     
     По результатам вышеуказанной сверки отдел камеральных проверок в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам п. 4 ст. 31 НК РФ, вызывает налогоплательщиков на основании письменного уведомления в налоговый орган для дачи пояснений по обстоятельствам, связанным с неисполнением ими законодательства о налогах и сборах (непредставление налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в установленный срок).
     
     После получения налоговой декларации она вводится в информационные ресурсы налоговых органов и поступает в отдел камеральных проверок.
     
     Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда после завершения налогового периода меняются формы налоговых деклараций. У любого бухгалтера возникает резонный вопрос: на каких бланках сдавать декларации - на старых или на новых? С подобной ситуацией столкнулись многие налогоплательщики в этом году, например, применительно к декларации по единому социальному налогу. Так, Минфин России утвердил форму налоговой декларации только 10 февраля 2005 года приказом N 21н, а государственную регистрацию в Минюсте России этот документ прошел только 24 февраля 2005 года.
     
     В соответствии с письмом ФНС России от 11.02.2005 N ММ-6-01/119@:
     
     - налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговой декларации при представлении ее по форме, утвержденной в установленном порядке, действующей на дату представления;
     
     - если после принятия налоговым органом налоговой декларации утверждается новая форма налоговой декларации или в действующую форму вносятся изменения и (или) дополнения, представления налогоплательщиком налоговой декларации по вновь утвержденной форме не требуется.
     

3. Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию

     
     Порядок внесения дополнений и изменений в налоговую декларацию регулируется ст. 81 НК РФ, которая предусматривает, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести в налоговую декларацию необходимые дополнения и изменения.
     
     На титульных листах форм деклараций, которые применяют начиная с 2004 года, имеется строка "Вид документа", по которой фиксируется информация о том, какая декларация сдается налогоплательщиком - первоначальная или уточненная. Так, в первоначальной декларации по этой строке проставляется цифра "1", а в уточненной - цифра "3", а через дробь после цифры "3" - порядковый номер уточненной декларации. Например, если налогоплательщик сдает декларацию по НДС за февраль 2006 года во второй раз, то по строке "Вид документа" он должен указать "3/2".
     
     Если налогоплательщик сдает уточненную декларацию за периоды, предшествовавшие 2004 году, то применяются формы, действовавшие на соответствующую отчетную дату.
     
     Уточненные налоговые декларации сдаются также по налогам, которые начисляют нарастающим итогом с начала года, то есть налоговый период по которым равен году (налог на прибыль, налог на имущество, единый социальный налог).
     

4. Штрафы за непредставление декларации

     
     В случае несвоевременного представления налоговой декларации на организацию налагается штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ, а на должностных лиц организации (руководителя или главного бухгалтера) - административный штраф согласно ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
     
     Так, в соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.
     
     Согласно п. 2 ст. 119 НК РФ если декларация не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления, то это влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 % суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
     
     В соответствии с письмом МНС России от 28.09.2001 N ШС-6-14/734 налоговый орган не может привлечь налогоплательщика к ответственности одновременно на основании п. 1 и п. 2 ст. 119 НК РФ.
     
     Налогоплательщик может столкнуться с ситуацией, когда по итогам налогового (отчетного) периода он не получил, например, прибыли и у него нет суммы налога к начислению. Но так как штраф исчисляется согласно ст. 119 НК РФ в процентном отношении от суммы налога, то и штраф должен равняться нулю. По мнению налоговой службы, приведенному в письме МНС России от 04.07.2001 N 14-3-04/1279-Т890, так как в п. 1 ст. 119 НК РФ установлена минимальная сумма штрафа - 100 руб., на эту сумму и в подобном случае штрафуется налогоплательщик, но только при условии, что он опоздал с подачей налоговой декларации менее чем на 180 дней. Если же он сдал декларацию позже, то штраф с него вообще не взимается, поскольку в п. 2 ст. 119 НК РФ минимальная сумма штрафа не установлена.
     
     В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ за несвоевременное представление налоговой декларации на должностное лицо организации-налогоплательщика налагается штраф от 3 до 5 МРОТ (от 300 до 500 руб.).
     
     Для освобождения от ответственности при подаче уточненной декларации за неуплату или неполную уплату сумм налога, предусмотренной ст. 122 НК РФ, налогоплательщику необходимо:
     
     - уплатить недостающую сумму налога;
     
     - уплатить соответствующую данной сумме налога сумму пеней;
     
     - представить в налоговые органы уточненную декларацию, причем сделать это после уплаты налога и пеней.
     
     При этом освобождение от ответственности за неуплату или неполную уплату сумм налога возможно только при условии, что все вышеперечисленные действия совершены до того момента, когда налогоплательщику стало известно об обнаружении факта недоплаты налоговыми органами или о назначении выездной налоговой проверки.
     
     Поэтому сначала налогоплательщику необходимо уплатить сумму налога, причитающуюся к уплате по декларации, и соответствующую ей сумму пеней, а уже потом представить в налоговый орган уточненную декларацию.
     
     Однако налогоплательщик может забыть уплатить пени при уплате суммы налога по уточненной декларации. Правомерно ли в этом случае наложение штрафа? Единого мнения по этому вопросу нет. Так, одни специалисты считают, что штрафные санкции правомерны, другие полагают, что штраф может быть наложен только за неуплату сумм налога, а не пеней.
     
     Пример.
     
     Налоговым органом проведена камеральная проверка представленной налогоплательщиком уточненной декларации по НДС и установлена неуплата пеней. Налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности.
     
     Позиция налогового органа. Штраф начислен правомерно.
     
     Позиция налогоплательщика. Статьей 122 НК РФ не предусмотрено привлечение лица к ответственности за неуплату пеней.
     
     Позиция суда. В ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату налогоплательщиком сумм налога. Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, налогоплательщик привлечен к ответственности за неуплату в установленный законодательством о налогах и сборах срок доначисленной суммы пеней. Однако НК РФ не предусматривает ответственности за такое деяние.
     
     Решение налогового органа подлежит отмене.
     

(постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.05.2003 по делу N А56-31662/02)

     
     Однако ряд судов делают противоположные выводы [см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19.01.2004 по делу N А56-23948/03, от 23.12.2003 по делу N А56-21110/03; ФАС Западно-Сибирского округа от 10.11.2004 по делу N Ф04-7987/2004(6118-А27-33), от 06.09.2004 по делу N Ф04-5483/2004(А75-3542-35)].
     
     Читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее.
     
     Согласно п. 42 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", если в предыдущем периоде у налогоплательщика имеется переплата определенного налога, которая перекрывает или равна сумме того же налога, заниженной в последующем периоде и подлежащей уплате в тот же бюджет, и вышеуказанная переплата не была ранее зачтена в счет иных задолженностей по данному налогу, состав правонарушения, предусмотренный ст. 122 НК РФ, отсутствует, поскольку занижение суммы налога не привело к возникновению задолженности перед бюджетом в части уплаты конкретного налога.
     
     Но зачесть переплату можно только по соответствующему уровню бюджетной системы.
     

5. Приостановление операций по счетам налогоплательщика

     
     Приостановление операций по счетам означает прекращение банком всех расходных операций, за исключением операций по исполнению обязанности по уплате налогов и иных операций, имеющих преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджет и внебюджетный фонд.
     
     Решение о приостановлении операций по счетам в случае непредставления налогоплательщиком налоговой отчетности в налоговый орган принимается в течение двух недель по истечении установленного налоговым законодательством срока сдачи соответствующей налоговой декларации.
     
     Соответственно по истечении двух недель с момента истечения срока представления соответствующей декларации налоговый орган формирует список налогоплательщиков, не представивших отчетность, а также проекты решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Решение подписывается руководителем налогового органа (его заместителем), заверяется гербовой печатью и направляется в банк. Так как значительная часть налогоплательщиков представляет налоговую отчетность путем почтовых отправлений, налоговый орган не отправляет в банк вышеуказанные решения непосредственно по истечении двухнедельного срока, а некоторое время ожидает поступления отчетности.
     
     Решение о приостановлении операций по счетам в банке направляется налоговым органом с одновременным уведомлением налогоплательщика под роспись либо другим способом, свидетельствующим о получении им решения.
     
     В решении о приостановлении операций по счетам излагаются обстоятельства существа установленного факта нарушения с указанием номера и даты направленного требования об уплате налога, вынесенного решения налогового органа о взыскании.
     
     В случае неисполнения банком решения налогового органа ему грозит ответственность, установленная ст. 134 НК РФ, - 20 % от суммы, перечисленной в соответствии с платежным поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности.
     
     При наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика банк не имеет права открыть этому налогоплательщику новые счета. Если банк все же открыл новый счет, ему грозит ответственность, установленная п. 1 ст. 132 НК РФ, в виде штрафа в сумме 10 000 руб.
     
     Решение о приостановлении операций по счетам действует с момента получения банком такого решения, подлежит безусловному исполнению и действует до отмены налоговым органом этого решения.
     
     Банк освобождается от ответственности перед налогоплательщиком за убытки, понесенные последним в результате исполнения решения налогового органа.