Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности


О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности*1

     _____
     *1 Продолжение. Начало см.: Налоговый вестник. - 2006. - N 2. - С. 88.


И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга


2.5. Налогообложение услуг общественного питания


     Согласно ст. 346.27 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к услугам общественного питания относятся услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга.

     Таким образом, в целях исчисления налоговой базы по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) в отношении результатов предпринимательской деятельности по оказанию услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, под услугами общественного питания подразумеваются услуги питания, оказываемые ресторанами, кафе, столовыми, закусочными, барами и предприятиями (объектами организации общественного питания) других типов, имеющими залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкальное обслуживание, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда и т.д.), оказываемые данными предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.

     Исходя из этого действие системы налогообложения в виде ЕНВД распространяется на всех налогоплательщиков, оказывающих вышеуказанные услуги общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, независимо от того, является оказание данных услуг для таких налогоплательщиков основным видом предпринимательской деятельности или сопутствующим, а также от места расположения этих объектов (в обособленных нежилых помещениях, предназначенных только для этих целей, или в обособленных нежилых помещениях, используемых преимущественно для ведения других видов предпринимательской деятельности).

     Учитывая данное обстоятельство, налогоплательщики, осуществляющие, например, предпринимательскую деятельность в сфере игорного и развлекательного бизнеса, предусматривающую оказание клиентам комплекса платных услуг по организации и проведению досуга, в том числе и услуг общественного питания через бары, рестораны и кафе, размещенные в помещениях (залах) игорных и развлекательных заведений (ночные клубы, развлекательные центры, казино и т.д.), признаются в части оказываемых услуг общественного питания плательщиками ЕНВД, если они соблюдают условия и ограничения, предусмотренные подпунктом 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

     Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью до 150 кв.м, должны использовать физический показатель базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей".

     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

     Поэтому при определении величины данного физического показателя базовой доходности вышеуказанные налогоплательщики учитывают площади всех специально оборудованных помещений объекта организации общественного питания и прилегающих к нему открытых площадок, предназначенных для оказания вышеприведенных услуг (включая площади зала обслуживания посетителей, занятые специальным переносным оборудованием для приготовления кулинарной продукции в присутствии посетителей, а также оборудованием для раздачи и подогрева готовой кулинарной продукции) и иных фактически используемых данными налогоплательщиками помещений такого объекта в целях организации общественного питания.

     При этом площади данных помещений определяются налогоплательщиками на основе правоустанавливающих и инвентаризационных документов, перечисленных выше (см. подраздел 2.4 настоящей статьи // Налоговый вестник. - 2006. - N 2. - С. 94-95).

     В связи с этим если услуги общественного питания оказываются налогоплательщиками в обособленных залах обслуживания посетителей объектов нежилого недвижимого имущества (в том числе объектов, используемых в основном для других целей, например для ведения деятельности в сфере игорного и развлекательного бизнеса), то при исчислении налоговой базы по ЕНВД данные налогоплательщики должны учитывать площадь таких залов.

     Если же для оказания услуг общественного питания вышеуказанные налогоплательщики используют часть иных помещений принадлежащих им (арендованных ими) объектов нежилого недвижимого имущества [например, помещений игорных и развлекательных заведений, предназначенных для оказания услуг по организации и проведению досуга (танцевальных, бильярдных, зрительных залов и т.п.)] и при этом размещенные в них объекты организации общественного питания (например, бары или буфеты) конструктивно не обособлены, то при исчислении налоговой базы по ЕНВД налогоплательщики должны учитывать общую площадь таких помещений.

     Если налогоплательщики осуществляют предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания через принадлежащие им (арендованные ими) объекты организации общественного питания, имеющие несколько обособленных залов обслуживания посетителей площадью до 150 кв.м, то они определяют величину физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей" по совокупности площадей данных залов, указанных в правоустанавливающих и инвентаризационных документах на эти объекты.

     Наличие у налогоплательщиков нескольких договоров аренды (субаренды) залов обслуживания посетителей, расположенных в одном объекте организации общественного питания, имеющем несколько обособленных залов площадью до 150 кв.м, является основанием для учета площадей таких залов при установлении величины вышеупомянутого физического показателя базовой доходности отдельно по каждому арендованному ими в данном объекте организации общественного питания залу обслуживания посетителей.

     Аналогичный порядок применяется и в случае, если налогоплательщики осуществляют предпринимательскую деятельность по оказанию услуг общественного питания в нескольких принадлежащих им (отдельно арендованных ими) объектах организации общественного питания, имеющих залы обслуживания посетителей площадью до 150 кв.м.

     При этом в целях применения ЕНВД площадь зала обслуживания посетителей в каждом объекте организации общественного питания не должна превышать 150 кв.м.

     Налогоплательщики, оказывающие услуги общественного питания одновременно через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью до 150 кв.м, и объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью свыше 150 кв.м, привлекаются к уплате ЕНВД только в отношении оказываемых ими услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью до 150 кв.м.

     Доходы, полученные такими налогоплательщиками от оказания услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей площадью свыше 150 кв.м, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ, на основе данных раздельного учета доходов и расходов.

     Читателям журнала следует также иметь в виду, что согласно п. 13 приложения А  ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35, под буфетом понимается структурное подразделение предприятия общественного питания, предназначенное для реализации мучных кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и ограниченного ассортимента блюд несложного приготовления.

     Таким образом, в соответствии с главой 26.3 НК РФ услуги общественного питания, оказываемые через буфеты, подпадают под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

     При этом налоговая база по ЕНВД в отношении услуг общественного питания, оказываемых через данные объекты организации общественного питания, исчисляется в следующем порядке:

     - в отношении буфетов, имеющих залы обслуживания посетителей площадью до 150 кв.м, - с применением физического показателя базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей";

     - в отношении буфетов, не имеющих залов обслуживания посетителей, - с применением физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя"; данный физический показатель базовой доходности применяется также в отношении иных объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под объектами организации общественного питания, не имеющими залов обслуживания посетителей, понимаются объекты организации общественного питания, не имеющие специально оборудованных помещений (открытых площадок) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров (киоски, палатки и т.д.).

2.6. Установление физического показателя базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя"


     В целях исчисления налоговой базы по ЕНВД под физическим показателем базовой доходности "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" понимается среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих (с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера) в тех сферах предпринимательской деятельности налогоплательщика, по которым индивидуальный предприниматель уплачивает ЕНВД, определяемая применительно к Порядку заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения, утвержденному постановлением Росстата от 03.11.2004 N 50.

     При установлении налогоплательщиками величины данного физического показателя базовой доходности средняя (среднесписочная) численность работников административно-управленческого персонала (руководителей, работников финансовых, экономических, маркетинговых и иных служб) и вспомогательного (обслуживающего) персонала (дворников, уборщиц, охранников, сторожей, водителей служебного транспорта и т.д.), участвующих одновременно во всех видах предпринимательской деятельности таких налогоплательщиков, распределяется ими по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной средней (среднесписочной) численности работников, непосредственно участвующих в каждом таком виде их деятельности.

     Пример 1.

     В январе 2006 года среднесписочная численность работников организации составила 410 чел., в том числе среднесписочная численность административно-управленческого персонала - 28 чел.; вспомогательного (обслуживающего) персонала - 40 чел.; работников, занятых в деятельности организации, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, - 200 чел.; работников, занятых в деятельности, облагаемой налогами согласно общему режиму, - 142 чел.

     1. Определяем общую среднесписочную численность работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персонала:

     28 чел. + 40 чел. = 68 чел.

     2. Устанавливаем среднесписочную численность работников организации без учета общей среднесписочной численности работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персонала:
     
     410 чел. - 68 чел. = 342 чел.

     3. Рассчитываем удельный вес общей среднесписочной численности работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персонала в среднесписочной численности работников, занятых в деятельности организации, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, и в деятельности, облагаемой налогами согласно общему режиму:

     (68 чел. : 342 чел.) х 100 = 19,9 %.

     4. Определяем долю (в целых единицах) общей среднесписочной численности работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персонала, приходящуюся:

     - на среднесписочную численность работников, занятых в деятельности организации, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД:

     (200 чел. х 19,9) : 100 = 40 чел.;

     - на среднесписочную численность работников, занятых в деятельности организации, облагаемой налогами согласно общему режиму:

     (142 чел. х 19,9) : 100 = 28 чел.

     5. Устанавливаем среднесписочную численность работников, занятых в деятельности организации, подпадающей под действие системы налогообложения в виде ЕНВД, и в деятельности, облагаемой налогом согласно общему режиму, с учетом соответствующей каждому виду деятельности доли общей среднесписочной численности работников административно-управленческого и вспомогательного (обслуживающего) персонала:

     200 чел. + 40 чел. = 240 чел.;

     142 чел. + 28 чел. = 170 чел.

     6. Проверяем правильность произведенного расчета:

     240 чел. + 170 чел. = 410 чел.

     При осуществлении индивидуальным предпринимателем самостоятельно видов предпринимательской деятельности, облагаемых ЕНВД, величина вышеуказанного физического показателя базовой доходности за каждый календарный месяц налогового периода принимается равной единице.

     В случае осуществления индивидуальным предпринимателем таких видов предпринимательской деятельности одновременно в нескольких отдельно расположенных местах (на территории различных муниципальных образований) с привлечением на основе гражданско-правовых договоров наемных работников и (или) других субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей) величина данного физического показателя базовой доходности по каждому месту осуществления деятельности принимается равной средней (среднесписочной) за каждый календарный месяц налогового периода численности всех работников (в том числе других субъектов предпринимательской деятельности), участвующих в этой деятельности, включая индивидуального предпринимателя.

     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что субъекты предпринимательской деятельности, заключившие с индивидуальным предпринимателем договоры гражданско-правового характера о выполнении работ (оказании услуг), подпадающих под действие системы налогообложения в виде ЕНВД (за исключением договоров поручения, а также агентских договоров, в соответствии с условиями которых юридические и иные действия совершаются агентами от имени и за счет принципалов), рассматриваются для целей налогообложения в качестве самостоятельных плательщиков ЕНВД. Исчисление и уплата ЕНВД осуществляются такими субъектами предпринимательской деятельности на общих для всех плательщиков этого налога основаниях.

2.7. Налогообложение автотранспортных услуг


     В целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД под транспортными средствами понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К транспортным средствам не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.

     Под количеством имеющихся на праве собственности или ином праве [владения, пользования и (или) распоряжения] транспортных средств понимается количество автотранспортных средств (но не более 20 единиц), находящихся у налогоплательщиков на балансе [за исключением транспортных средств, переданных во временное владение и (или) пользование по договорам аренды либо арендованных ими для осуществления предпринимательской деятельности по оказанию автотранспортных услуг].

     Под физическим показателем базовой доходности "количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов" понимается количество автотранспортных средств (из числа имеющихся), которое фактически используется налогоплательщиками в течение налогового периода по ЕНВД для осуществления перевозок пассажиров и грузов.

     Таким образом, в целях исчисления налоговой базы по ЕНВД в отношении результатов предпринимательской деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, налогоплательщики, осуществляющие данный вид предпринимательской деятельности, учитывают только то количество автотранспортных средств (из числа имеющихся), которое они фактически используют в течение налогового периода по ЕНВД для перевозки пассажиров и грузов.

     Автотранспортные средства (из числа имеющихся), не задействованные налогоплательщиками по тем или иным объективным причинам (нахождение в ремонте, прохождение технического осмотра, отсутствие заказов и т.д.) в осуществляемой ими в течение налогового периода (календарного месяца налогового периода) предпринимательской деятельности, не учитываются при определении величины данного физического показателя базовой доходности.

2.8. Налогообложение услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств


     При применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств читателям журнала следует иметь в виду, что данный вид предпринимательской деятельности включает три самостоятельные группы услуг, которые на практике могут оказываться налогоплательщиками как в комплексе (в рамках единого технологического процесса), так и раздельно либо в любом их сочетании.

     В этой связи оказание налогоплательщиками таких услуг в комплексе либо раздельно [одна или две группы услуг (в любом сочетании) из числа предусмотренных вышеуказанным видом предпринимательской деятельности] является основанием для привлечения данных налогоплательщиков к уплате ЕНВД.

2.9. Налогообложение платных услуг по хранению транспортных средств


     Согласно ст. 346.27 НК РФ под платными стоянками понимаются площади (в том числе открытые и крытые площадки), используемые в качестве мест для оказания платных услуг по хранению транспортных средств.

     В соответствии со ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках, в качестве физического показателя базовой доходности используется "площадь стоянки (в квадратных метрах)".

     В целях применения главы 26.3 НК РФ величина данного физического показателя базовой доходности определяется на основании имеющихся у налогоплательщика документов, содержащих необходимую информацию о правовых основаниях использования земельных участков под открытые (закрытые) платные стоянки и об их площади [разрешение органов местной власти на размещение (строительство, возведение) стоянки, технический паспорт, справки органов технической инвентаризации (кадастра объектов недвижимости), планы, схемы, экспликации, документы, подтверждающие землеотвод под стоянку, договор аренды (субаренды) и т.п.].

     Таким образом, если иное не следует из вышеуказанных документов, при исчислении налоговой базы по ЕНВД налогоплательщик, осуществляющий данный вид предпринимательской деятельности, учитывает общую площадь используемой для оказания таких услуг платной стоянки.

2.10. Налогообложение предпринимательской деятельности по распространению и размещению наружной рекламы


     В целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы к стационарным техническим средствам наружной рекламы относятся любые выполненные в виде конструкций носители рекламной информации, размещенные на объектах недвижимого имущества (земля, здания, строения, сооружения и т.п.), прочно связанные с такими объектами и не подлежащие перемещению в течение установленного договором срока их размещения в соответствующих рекламных местах.

     К данным техническим средствам наружной рекламы относятся, в частности, щитовые установки, каркасные настенные и наземные панно, флаговые композиции и навесы, крышевые установки, кронштейны, афишные тумбы, электронные и световые табло, маркизы, транспаранты-перетяжки, остекленные плоскости остановочных павильонов наземного пассажирского транспорта, стенды и каркасные панно, размещенные на стационарных ограждениях.

     Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к физическим и юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

     Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание, что главой 26.3 НК РФ не предусмотрено каких-либо ограничений по видам рекламной информации, подлежащим распространению и (или) размещению налогоплательщиками для целей применения ими системы налогообложения в виде ЕНВД, под действие данного специального налогового режима подпадает распространение и (или) размещение любой наружной рекламы, в том числе рекламы, носящей социальную направленность.

     Что касается размещаемой на вывесках информации об изготовителе, исполнителе или продавце [фирменное наименование организации, место ее нахождения (юридический адрес), режим работы и т.д.], то исходя из норм ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), устанавливающей обязанность вышеуказанных лиц доводить данную информацию до сведения потребителей, а также из норм Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ такая информация не является рекламой и, следовательно, ее размещение на принадлежащих этим лицам вывесках не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

     В аналогичном порядке рассматривается информация учреждений культуры, образования и здравоохранения, размещаемая на принадлежащих им стационарных технических средствах и объектах нежилого недвижимого имущества.

     Согласно ст. 346.27 НК РФ под площадью информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, за исключением наружной рекламы с автоматической сменой изображения, подразумевается площадь нанесенного изображения, под площадью информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения - площадь экспонирующей поверхности, а под площадью информационного поля электронных табло наружной рекламы - площадь светоизлучающей поверхности.

     В связи с этим при определении величины физического показателя базовой доходности в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы с любым способом нанесения изображения учитывается площадь всех нанесенных на информационное поле (информационные поля) стационарного технического средства наружной рекламы изображений.

     При установлении величины физического показателя базовой доходности в отношении предпринимательской деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы с автоматической сменой изображения или посредством электронных табло учитывается площадь поверхности соответствующих стационарных технических средств наружной рекламы, на которой экспонируется (воспроизводится или демонстрируется) рекламная информация.

     При этом для вышеуказанных целей не имеет значения количество экспонируемых (воспроизводимых или демонстрируемых) на поверхности таких стационарных технических средств наружной рекламы изображений.

     К документам, подтверждающим ведение деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, а также величину вышеуказанных физических показателей базовой доходности, относятся любые имеющиеся у налогоплательщика документы, содержащие необходимую информацию о правовых основаниях использования тех или иных стационарных технических средств наружной рекламы, их типе (разновидности) и основных характеристиках [паспорт рекламного места, эскизы или дизайн-проекты рекламных конструкций, договоры аренды (субаренды) стационарных технических средств наружной рекламы, разрешения на размещение стационарных технических средств наружной рекламы (договоры на право размещения стационарных технических средств наружной рекламы), договоры на оказание услуг по предоставлению и (или) использованию принадлежащих налогоплательщику (арендованных или используемых им по иным правовым основаниям) стационарных технических средств наружной рекламы для размещения рекламной информации и т.д.].

     В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

     Исходя из этого предпринимательская деятельность, связанная с распространением и (или) размещением наружной рекламы без использования стационарных технических средств наружной рекламы [изображения, нанесенные непосредственно на плоскость стен или на иную поверхность (например, на поверхность крыш зданий, сооружений или строений), покрытие тротуаров улиц различными красящими веществами или пленочными материалами, изготовление наземных панно из дорожно-строительных материалов; воспроизведение изображения на поверхности земли, плоскостях стен и в объеме с помощью проекционных установок и т.д.], не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.

     Если организации и индивидуальные предприниматели извлекают доходы не только от деятельности, связанной с оказанием услуг по распространению и (или) размещению наружной рекламы, но и от передачи по договорам аренды (субаренды) во временное владение и (или) пользование другим хозяйствующим субъектам принадлежащих им (арендованных или используемых ими на иных правовых основаниях) стационарных технических средств наружной рекламы, они привлекаются к уплате ЕНВД только в части результатов их деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы. Полученные такими организациями или индивидуальными предпринимателями доходы в виде арендных платежей облагаются налогами согласно общему режиму либо в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ, на основе данных раздельного учета полученных ими доходов и понесенных ими расходов.

     При этом организации и индивидуальные предприниматели, получившие по договорам аренды (субаренды) во временное владение и (или) пользование стационарные технические средства наружной рекламы для целей извлечения доходов от деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы, привлекаются к уплате ЕНВД на общих с другими налогоплательщиками, осуществляющими данный вид предпринимательской деятельности, основаниях.

2.11. Определение технически сложных товаров бытового назначения


     К технически сложным товарам бытового назначения относятся бытовые товары, требующие определенных условий хранения и продажи в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

2.12. Налогообложение бытовых услуг


     При применении системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг читателям журнала необходимо иметь в виду, что отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025 (далее - Правила бытового обслуживания), в соответствии с Законом N 2300-1.

     В соответствии с п. 1 Правил бытового обслуживания под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

     Под исполнителем понимаются организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

     Правила бытового обслуживания распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда.

     Согласно п. 1 ст. 730 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.

     Таким образом, для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД налогоплательщиками, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бытовых услуг, признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные услуги, классифицированные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163, в группе услуг населению 01 "Бытовые услуги" на основе договоров бытового подряда.

     В соответствии с п. 2 ст. 470 ГК РФ если договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).

     Согласно ст. 5 Закона N 2300-1 гарантийный срок - это период времени, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные ст. 18 и 29 данного Закона, в частности требование по безвозмездному устранению недостатков приобретенного товара.

     Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе предъявить вышеуказанное требование изготовителю (продавцу) или организации, выполняющей на основании договора с ним функции изготовителя (продавца) (ст. 18 Закона N 2300-1).
     
     Если гарантия качества товара предусмотрена условиями договора купли-продажи товара, обязанность по безвозмездному устранению недостатков товара (осуществлению гарантийного ремонта) возлагается на изготовителя (продавца) или организацию, выполняющую на основании договора с ним функции изготовителя (продавца), вне зависимости от того, кто непосредственно будет осуществлять гарантийный ремонт данного товара - вышеуказанные лица или иное лицо, действующее по их поручению (на основании заключенного с ними договора).

     При этом договор на выполнение гарантийного ремонта (договор бытового подряда) между потребителем (покупателем) и исполнителем в данном случае не заключается (п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").

     В связи с этим предпринимательская деятельность, связанная с выполнением работ и оказанием услуг (в том числе классифицированных Классификатором ОК 002-93 в группе услуг населению 01 "Бытовые услуги") по безвозмездному со стороны покупателей устранению выявленных ими в течение гарантийного срока недостатков приобретенных товаров на основе заключенного с изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), договора на гарантийное обслуживание тех или иных групп товаров, не может быть отнесена к предпринимательской деятельности в сфере оказания бытовых услуг, и, следовательно, в отношении ее не может быть применена система налогообложения в виде ЕНВД.

     Налогообложение результатов такой деятельности осуществляется в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 НК РФ.

2.13. Определение величины физического показателя базовой доходности "площадь спального помещения"


     Для целей главы 26.3 НК РФ под спальными помещениями следует понимать помещения, используемые для временного размещения и проживания физических лиц [квартиры; комнаты в квартирах и частных домах; номера в гостиницах и кемпингах; частные дома и коттеджи (или их части); строения и сооружения, размещенные на приусадебных участках, и т.п.].

     Под физическим показателем базовой доходности "площадь спального помещения (в квадратных метрах)" следует понимать общую площадь переданных по договорам аренды (субаренды) для временного размещения и проживания физических лиц спальных помещений. Данная площадь определяется налогоплательщиками на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на такие помещения [договоров купли-продажи квартир, частных домов, гостиниц, кемпингов и т.п.; технических паспортов на указанные объекты; планов, схем, экспликаций, договоров аренды (субаренды) и т.п.].

     При определении величины вышеуказанного физического показателя базовой доходности в отношении объектов гостиничного типа (гостиницы, кемпинги, общежития, пансионаты и т.п.) из общей площади таких объектов налогоплательщиками исключаются площади помещений, находящихся в общем пользовании проживающих (общие коридоры, санузлы, душевые и сауны, комнаты бытового обслуживания, столовые, рестораны и т.д.), а также площади административных и хозяйственных помещений данных объектов.

2.14. Налогообложение стационарных торговых мест


     В целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД под стационарным торговым местом следует понимать часть площади (в том числе конструктивно обособленную и оснащенную специальным оборудованием) объекта стационарной торговой сети, не имеющего торгового зала [крытого рынка (ярмарки), торгового комплекса, торгового центра, крытого спортивного сооружения, железнодорожного вокзала и т.п.], передаваемую хозяйствующему субъекту на основе договора аренды (субаренды) во временное владение и (или) пользование для осуществления розничной торговли или для дальнейшей передачи другому хозяйствующему субъекту.

     При этом оплата стоимости разовых талонов на право ведения розничной торговли через стационарные торговые места, расположенные на крытых рынках и ярмарках, должна рассматриваться в качестве арендной платы за временное владение и (или) пользование вышеуказанными торговыми местами, и, следовательно, налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с передачей на таких условиях во временное владение и (или) пользование стационарных торговых мест, должны переводиться на систему налогообложения в виде ЕНВД.

     Продовольственные, а также вещевые рынки и ярмарки, расположенные на обособленных земельных участках (открытых площадках), не признаются для вышеуказанных целей объектами стационарной торговой сети, и, следовательно, деятельность данных хозяйствующих субъектов по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД.

     Если здание (его часть) крытого рынка либо иного аналогичного объекта организации розничной торговли сдается в аренду одному или нескольким хозяйствующим субъектам с правом дальнейшей сдачи расположенных в нем стационарных торговых мест в субаренду, то к уплате ЕНВД привлекаются только хозяйствующие субъекты - арендаторы, сдавшие арендованные ими стационарные торговые места данного рынка в субаренду. При дальнейшей передаче данных торговых мест в субаренду к уплате ЕНВД привлекается каждый последующий арендодатель.

(Продолжение следует)