Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Назарова

    
Порядок налогообложения компенсационных выплат

     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость бесплатно выдаваемого молока или других равноценных продуктов по установленным нормам работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и стоимость лечебно-профилактического питания, предоставляемого работникам, занятым на работах с особо вредными условиями труда?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     Согласно ст. 222 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, на работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно лечебно-профилактическое питание по установленным нормам.
     
     Постановлением Минтруда России от 31.03.2003 N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда" определено, что организации обязаны обеспечить бесплатную выдачу 0,5 л молока одному работнику за смену независимо от ее продолжительности.
     
     Работники должны получать бесплатное молоко или другие равноценные пищевые продукты в дни фактической занятости на работах, связанных с наличием на рабочем месте производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утверждаемым Минздравсоцразвития России.
     
     При этом нельзя заменять молоко денежной компенсацией и другими продуктами, кроме равноценных, предусмотренных нормами бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, а также выдавать молоко за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпускать его на дом.
     
     Перечень равноценных молоку пищевых продуктов утверждается Правительством РФ.
     
     Таким образом, стоимость молока или других равноценных продуктов, а также лечебно-профилактического питания, бесплатно выдаваемых работникам, занятым на работах с вредными и особо вредными условиями труда, подпадает под понятие компенсационных выплат и не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц согласно п. 3 ст. 217 НК РФ.
     
     Организация оказывает услуги в области охраны труда по заявкам предприятий. Для выполнения работ организация постоянно командирует персонал на предприятия заказчиков. В ряде случаев для выполнения работ организация привлекает физических лиц - работников сторонних организаций, находящихся в очередных отпусках, и заключает с ними трудовые договоры на выполнение конкретного объема работ.
     
     Подлежат ли налогообложению командировочные расходы вышеуказанных лиц, для которых данная организация не является основным местом работы?
     
     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат, в частности связанных с оплатой расходов на командировки, включая суточные. При этом данная норма НК РФ действует только в отношении лиц, состоящих с организацией в трудовых и приравненных к ним отношениях (то есть лиц, которые состоят в штате организации).
     
     Из содержания ситуации следует, что организация направляет работников другой организации для выполнения работ на предприятия заказчиков. Эта поездка не подпадает под определение командировки, данное в ст. 166 ТК РФ. Следовательно, все оплаченные организацией затраты по ней не будут признаваться возмещением командировочных расходов и подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
     
     Одновременно сообщаем, что в случае заключения договоров гражданско-правового характера налогоплательщики имеют право согласно п. 2 ст. 221 НК РФ на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с оказанием указанных услуг, включая расходы по проезду и проживанию, перечень которых предусмотрен договором.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы ежемесячных доплат к пенсии государственных служащих за счет средств областного бюджета, установленные законодательным актом субъекта Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством. Таким образом, пенсия за выслугу лет, предусмотренная ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ  "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", для лиц, замещавших государственные должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, не облагается налогом на доходы физических лиц.
     
     При этом пенсии за выслугу лет по государственным должностям субъекта Российской Федерации и муниципальным должностям муниципальной службы пенсионным законодательством не предусмотрены.
     
     Кроме того, нормами Федеральных законов от 08.01.1998 N 8-ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" также не предусмотрены доплаты к пенсиям государственных и муниципальных служащих.
     
     Следовательно, суммы ежемесячной доплаты к государственной пенсии, выплачиваемые работникам государственных служб за счет бюджета субъекта Российской Федерации на основании соответствующего законодательного акта, не подпадают под действие п. 2 ст. 217 НК РФ и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке. Таким образом, отделение Пенсионного фонда Российской Федерации, выплачивающее доплаты к пенсии за счет средств областного бюджета, является налоговым агентом и обязано удержать налог на доходы физических лиц с сумм таких выплат в пользу физических лиц.
     

Особенности налогообложения выплат по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

     
     Негосударственным пенсионным фондом заключены договоры негосударственного пенсионного обеспечения с юридическими лицами, устанавливающие обязанность фонда выплачивать пенсии ежемесячно с момента назначения пенсии физическим лицам. При этом имелись случаи поступления в 2005 году пенсионных дел участников, пенсия которым была назначена вкладчиком в 2004 году. Например, распоряжение вкладчика на выплату пенсии поступило в негосударственный пенсионный фонд 14 февраля 2005 года, а в распоряжении указано, что пенсия назначена с 1 августа 2004 года. Негосударственный пенсионный фонд произвел начисление пенсии в марте 2005 года за каждый месяц прошедшего налогового периода (с 1 августа 2004 года по 31 декабря 2004 года) и каждый месяц текущего налогового периода (с 1 января 2005 года по 28 февраля 2005 года). В марте 2005 года была осуществлена выплата пенсии единой суммой за все месяцы с августа 2004 года по февраль 2005 года включительно.
     
     Как в вышеприведенной ситуации следует применять стандартные налоговые вычеты при единовременной выплате негосударственной пенсии за 2004 и 2005 годы? Каким образом отражаются в налоговой карточке формы N 1-НДФЛ доход в виде единовременной выплаты и стандартные налоговые вычеты (за каждый месяц отдельно или общей суммой за все месяцы начисления негосударственной пенсии)?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 213.1 НК РФ с 1 января 2005 года при определении налоговой базы учитываются суммы пенсий, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в денежной форме (за исключением оплаты труда) определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
     
     Следовательно, пенсии, перечисленные негосударственными пенсионными фондами после 1 января 2005 года по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с негосударственными пенсионными фондами, подлежат налогообложению независимо от даты возникновения отношений по негосударственному пенсионному обеспечению.
     
     Как следует из ситуации, негосударственным пенсионным фондом в марте 2005 года была осуществлена выплата пенсии, начисленной с 1 августа 2004 года по 28 февраля 2005 года. В таком случае при заполнении налоговой карточки формы N 1-НДФЛ по соответствующему коду дохода за март 2005 года отражается общая сумма выплаченной пенсии. При этом налоговая база в целях исчисления налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму стандартного налогового вычета за один месяц, в котором получен доход, то есть за март 2005 года, при условии получения дохода в размере, не превышающем 20 000 руб.
     

Стандартные налоговые вычеты

     
     По условиям договора о вкладе "Срочный пенсионный на 2 года Сбербанка России" начисление и выплата процентов производятся ежеквартально за предшествующие три месяца. Например, выплата процентов, произведенная в январе, включает причитающиеся налогоплательщику проценты за предшествующие месяцы (октябрь, ноябрь, декабрь). В каком порядке отражается данная выплата процентного дохода в формах налоговой отчетности и в каком размере предоставляется стандартный налоговый вычет?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в денежной форме (за исключением оплаты труда) определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
     
     Согласно условиям вклада "Срочный пенсионный на 2 года Сбербанка России" проценты причисляются к остатку вклада по истечении каждого трехмесячного периода, определяемого с даты открытия каждого счета по вкладу, а также по истечении основного (пролонгированного) срока. Вкладчик может получать проценты, причисленные к остатку вклада.
     
     Из ситуации следует, что в январе налогоплательщику была осуществлена выплата процентов, начисленных по договору о вкладе "Срочный пенсионный на 2 года Сбербанка России" за предшествующие три месяца (октябрь, ноябрь, декабрь).
     
     В таком случае при заполнении налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц формы N 1-НДФЛ по соответствующему коду дохода отражается за январь общая сумма выплаченного процентного дохода. При этом налоговая база уменьшается на сумму стандартного налогового вычета за один месяц, в котором получен доход, то есть за январь.
     
     Перерасчет налоговой базы по налогу на доходы физических лиц при выплате единовременного дохода, который включает причитающиеся налогоплательщику доходы за предшествующие месяцы, применяется только в случае выплаты заработной платы, поскольку согласно п. 2 ст. 223 НК РФ датой фактического получения заработной платы признается последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором.
     

Налогообложение доходов, полученных в натуральной форме и в виде материальной выгоды

     
     Организация открыла лицевые счета в системе пластиковых карт для выплаты своим сотрудникам заработной платы; при этом договор на обслуживание заключен между организацией и банком. Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц оплата организацией стоимости годового обслуживания банковских карт работников, а также комиссионного вознаграждения за обслуживание карточных счетов сотрудников, открытых для ежемесячного перечисления на них заработной платы с расчетного счета организации?
     
     В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 136 ТК РФ установлено, что заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случая, если иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором.
     
     Заработная плата за выполнение трудовых обязанностей в соответствии с трудовым договором (контрактом) является доходом физического лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц, независимо от способа ее выплаты: непосредственно из кассы организации или путем перечисления банку. При этом оплата организацией услуг банка за обслуживание карточных счетов работников, предназначенных для получения заработной платы, не является доходом работников и, следовательно, налогом на доходы физических лиц не облагается.
     
     Что следует понимать под единовременной материальной помощью, оказываемой физическим лицам благотворительным фондом: помощь, оказываемая один раз независимо от периода, либо помощь, оказываемая один раз в течение налогового периода (календарного года)?
     
     Согласно п. 8 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи (в денежной или натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
     
     Согласно Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная помощь осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы, а также содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности.
     
     Таким образом, единовременная материальная помощь, оказываемая в виде благотворительной помощи зарегистрированными в установленном порядке благотворительными организациями, с 1 января 2005 года не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым периодом в целях определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц признается календарный год. Следовательно, единовременной материальной помощью, освобождаемой от налогообложения, признается такая материальная помощь, которая предоставляется налогоплательщику на определенные цели не более одного раза в налоговом периоде по одному основанию.
     
     Из ситуации следует, что выплата благотворительным фондом материальной помощи конкретным физическим лицам производится не единовременно, а в течение календарного года несколько раз по мере поступления денежных средств в благотворительный фонд.
     
     Вышеуказанные выплаты материальной помощи не соответствуют критериям, установленным п. 8 ст. 217 НК РФ, как производимые только один раз, поэтому подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.