Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

    

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Налогообложение проектных услуг

     
     Российская организация заключила контракт с иностранной фирмой на оказание проектных услуг для строительства промышленной установки на территории Российской Федерации. Кроме того, российская организация оказывает услуги по получению заключения на проектную документацию от инспектирующих организаций. Являются ли вышеуказанные услуги объектом обложения НДС? Достаточно ли акта выполненных работ для подтверждения места оказания услуг за пределами территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом обложения НДС.
     
     На основании положений ст. 148 НК РФ в целях применения НДС местом реализации проектных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, местом реализации проектных услуг, оказанных российской организацией иностранной фирме в связи со строительством промышленной установки на территории Российской Федерации, территория Российской Федерации не является и такие услуги на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 148 НК РФ если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
     
     Услуги по получению заключений на проектную документацию от инспектирующих организаций рассматриваются как вспомогательные услуги по отношению к проектным услугам, поскольку они оказываются одной и той же организацией.
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации вспомогательных услуг территория Российской Федерации в данном случае не является, и соответственно операции по реализации данных услуг обложению НДС на территории Российской Федерации не подлежат.
     
     Согласно п. 4 ст. 148 НК РФ документами, подтверждающими место выполнения работ (оказания услуг), являются контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, а также документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг). В связи с этим для подтверждения правомерности невключения в налоговую базу по НДС стоимости вышеназванных услуг в налоговые органы должны быть представлены акт выполненных работ, контракт, заключенный российской организацией с иностранной фирмой, а также любые иные документы, не вызывающие сомнений у налоговых органов и подтверждающие факт оказания услуг.
     

Налогообложение при импорте продуктов переработки с территории Республики Беларусь

     
     Российская организация по договору подряда передает белорусскому предприятию материалы на давальческую переработку. Что является базой для исчисления НДС в момент ввоза продуктов переработки на территорию Российской Федерации? Имеет ли право российская организация в данном случае принимать к вычету уплаченный в бюджет НДС?
     
     В соответствии со ст. 3 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004), ратифицированного Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ, при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь НДС взимается в Российской Федерации, за исключением товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые согласно законодательству Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на территорию Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 Раздела I "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке взимания косвенных налогов), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004, налоговая база по НДС по продуктам переработки, ввозимым на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, определяется как стоимость работ (услуг) по переработке товаров. При этом вышеуказанная стоимость увеличивается на следующие расходы (если такие расходы не были включены в стоимость услуг по переработке):
     
     - расходы по доставке продуктов переработки, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование;
     
     - страховая сумма;
     
     - стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с продуктами переработки;
     
     - стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
     
     Пунктом 8 Раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов предусмотрено, что суммы косвенных налогов, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон. В связи с этим суммы НДС, уплаченные российским налогоплательщиком при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продуктов переработки, используемых для осуществления операций, облагаемых НДС, в том числе для реализации товаров на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ.
     
     Каким образом можно принять к вычету НДС по товарам, возвращаемым покупателем, не являющимся плательщиком НДС?
     
     В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, подлежат вычету в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. При этом согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм этого налога.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что лица, не являющиеся плательщиками НДС, счета-фактуры не выставляют, суммы НДС по товарам, возвращаемым этими лицами, у продавца товаров к вычету не принимаются.
     
     В то же время следует отметить, что на основании п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, в выставленные счета-фактуры могут вноситься изменения, которые должны заверяться подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
     
     Таким образом, в случае возврата товаров покупателем, не являющимся плательщиком НДС, продавцу товаров следует внести соответствующие изменения в ранее выставленные счета-фактуры по этим товарам.

О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     

Налогообложение товаров, работ, связанных с работами, осуществляемыми непосредственно в космическом пространстве

     
     Российская организация совместно с российскими организациями - соисполнителями выполняет в рамках государственного контракта подготовительные наземные работы, технологически связанные с работами, осуществляемыми непосредственно в космическом пространстве. Каков порядок обложения НДС вышеуказанных работ у российской организации и ее соисполнителей?
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве, обложение НДС производится по налоговой ставке в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 7 ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, работы, осуществляемые в рамках государственного контракта как российской организацией, так и ее соисполнителями, облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0 %.
     
     Российская организация в рамках государственного заказа реализует другой российской организации на территории Российской Федерации товары, которые впоследствии используются при выполнении работ и оказании услуг в космическом пространстве. Применяется ли к этим операциям налоговая ставка в размере 0 %, предусмотренная п. 1 ст. 164 НК РФ?
     
     Перечень операций, облагаемых НДС по налоговой ставке в размере 0 %, установлен п. 1 ст. 164 НК РФ. При этом операции по реализации на территории Российской Федерации товаров в рамках государственного заказа, которые впоследствии могут быть использованы для выполнения работ (оказания услуг) в космическом пространстве, данным перечнем не предусмотрены. В связи с этим в отношении таких товаров, реализуемых российской организацией в соответствии с государственным контрактом, налоговая ставка в размере 0 % не применяется.
     
     Согласно ст. 164 НК РФ вышеуказанные операции подлежат обложению НДС по налоговой ставке в размере 18 %.
     

Налогообложение товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь

     
     Российская организация ввозит товары с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Перевозка товаров осуществляется российской транспортной организацией. Перевозчик выставляет счета-фактуры с НДС по транспортным услугам. Включаются ли в налоговую базу по НДС расходы по транспортировке товаров? Учитывается ли в этом случае при расчете налоговой базы по ввозимым товарам НДС, уплаченный перевозчику?
     
     Согласно п. 2 Раздела I "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов налоговая база для целей уплаты НДС определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров. При этом стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.
     
     При определении стоимости приобретенных товаров в цену сделки включаются следующие расходы (если такие расходы не были включены в цену сделки):
     
     - расходы по доставке товаров, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров;
     
     - страховая сумма;
     
     - стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемыми товарами;
     
     - стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.
     
     Таким образом, расходы на услуги по транспортировке товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, включаются в налоговую базу для расчета НДС по вышеуказанным товарам.
     
     Если услуги по транспортировке товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации оказываются по договору, заключенному российским покупателем с российским перевозчиком, то расходы по транспортировке ввозимых товаров включаются покупателем в налоговую базу для исчисления НДС по таким товарам без учета этого налога.
     
     Российская организация приобретает у белорусской организации, не зарегистрированной на территории Российской Федерации, исключительные права на программные компоненты. Каков порядок налогообложения вышеуказанных операций на территории Российской Федерации у российской организации в связи с вступлением в действие с 1 января 2005 года Соглашения от 15.09.2004?
     
     Согласно ст. 5 Соглашения от 15.09.2004 порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении операций по выполнению работ, оказанию услуг действуют нормы национальных законодательств государств - участников этого Соглашения.
     
     Учитывая, что до настоящего времени вышеуказанный протокол не вступил в силу, операции по реализации российской организации исключительных авторских прав на использование программных компонентов подлежат обложению НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. Так, согласно подпункту 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг) по передаче, предоставлению патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав признается территория Российской Федерации, если покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Поэтому местом реализации услуг по предоставлению российской организации исключительных авторских прав на использование программных компонентов, оказываемых белорусской организацией, осуществляющей деятельность за пределами территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации и соответственно такие услуги являются объектом обложения НДС на территории Российской Федерации.
     
     На основании ст. 161 НК РФ российская организация, приобретающая у иностранного лица работы (услуги), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, является налоговым агентом, который должен исчислять и уплачивать НДС в бюджет в порядке, установленном данной статьей Кодекса.