Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на прибыль

     
     Н.Н. Белова
     
     К организации, состоящей на налоговом учете в одном из субъектов Российской Федерации, присоединилась организация, состоящая на налоговом учете в другом субъекте Российской Федерации.
     
     Правопреемник обнаружил в поданной присоединенной организацией декларации по налогу на прибыль организаций неотражение или неполноту отражения сведений, а равно ошибки, приводящие к занижению (завышению) суммы налога.
     
     В какой налоговый орган должна представляться указанная уточненная декларация по налогу на прибыль организаций: в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника или в налоговый орган, в котором на учете стояла присоединенная организация?
     
     В соответствии со ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
     
     Согласно п. 3 ст. 57 ГК РФ в случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена только с согласия уполномоченных государственных органов.
     
     При этом юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
     
     При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 50 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязанность по уплате налогов реорганизованного юридического лица исполняется его правопреемником (правопреемниками) в порядке, установленном настоящей статьей Кодекса.
     
     Исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом вышеуказанных обязанностей (п. 2 ст. 50 НК РФ).
     
     При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).
     

     Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую де-кларацию.
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 НК РФ).
     
     При этом если предусмотренное в п. 1 ст. 81 НК РФ заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
     
     Если предусмотренное в п. 1 ст. 81 НК РФ заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если вышеуказанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 81 Кодекса, либо о назначении выездной налоговой проверки.
     
     Если предусмотренное п. 1 ст. 81 НК РФ заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, налогоплательщик освобождается от ответственности, если он сделал это заявление до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 вышеназванной статьи Кодекса, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при условии, что он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени до подачи такого заявления.
     
     Учитывая вышеизложенное, при обнаружении правопреемником в поданной присоединенной организацией налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению (завышению) суммы налога, подлежащей уплате, правопреемник обязан (вправе) внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию присоединенной организации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Таким образом, уточненная налоговая декларация по присоединенной организации представляется в налоговый орган по месту учета организации-правопреемника.
     

     Российская организация осуществляет деятельность в сфере производства и распространения видеопродукции. Кроме того, организация передает авторские права на произведение и распространение фильмов компаниям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территориях других государств, в том числе стран СНГ.
     
     Каким образом подлежит зачету сумма налога, выплаченная за пределами Российской Федерации с доходов от источников Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины?
     
     В соответствии со ст. 311 НК РФ доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
     
     При определении налоговой базы расходы, произведенные российской организацией в связи с получением доходов от источников за пределами Российской Федерации, вычитаются в порядке и размерах, установленных главой 25 НК РФ.
     
     Суммы налога на прибыль, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, уплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 7 НК РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то принимаются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 20 Соглашения от 21.04.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение) если лицо с постоянным местопребыванием в Российской Федерации получает доходы в Республике Беларусь, которые в соответствии с положениями Соглашения могут облагаться налогом в Республике Беларусь, сумма налога на этот доход, подлежащая уплате в Республике Беларусь, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога Российской Федерации на такой доход, рассчитанного в соответствии с ее налоговым законодательством и правилами.
     
     Аналогичное положение также предусмотрено Конвенцией от 18.10.1996 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал и Соглашением от 08.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов.
     

     Учитывая вышеизложенное, при уплате организацией налога на прибыль организаций в Российской Федерации зачет суммы налога на прибыль, уплаченного с доходов от источников в Республике Беларусь, Республике Казахстан, Украине на территории вышеуказанных государств, предоставляется, если такие доходы подлежали налогообложению в этих государствах в соответствии с положениями упомянутых Соглашений и Конвенции.
     
     Зачет налога на прибыль, предусмотренный вышеуказанными Соглашениями и Конвенцией, производится на основании представленных российской организацией Налоговой декларации о доходах, полученных российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, по форме, утвержденной приказом МНС России от 23.12.2003 N БГ-3-23/709@, и документов, предусмотренных для этих целей п. 3 ст. 311 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 311 НК РФ зачет налога на прибыль производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, - заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, - подтверждения налогового агента.
     
     Читателям журнала следует иметь в виду, что подтверждение, указанное в п. 1 ст. 311 НК РФ, действует в течение налогового периода, в котором оно представлено налоговому агенту.
     
     Доходы от реализации авторских прав учитываются при формировании налоговой базы, налог на прибыль организаций с которой исчисляется по ставкам, установленным п. 1 ст. 284 НК РФ, и подлежит зачислению в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     При этом сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5 %, зачисляется в федеральный бюджет, а сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5 %, - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Следовательно, сумма налога с доходов от источников в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Украине, подлежащая налогообложению в соответствии с вышеуказанными Соглашениями и Конвенцией и выплаченная согласно законодательству данных государств, подлежит зачету при уплате организацией налога на прибыль в Российской Федерации в части как федерального бюджета, так и бюджета субъекта Российской Федерации.
     
     Следует ли относить расходы по уплате налога на прибыль организаций в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и учитывать в целях налогообложения прибыли или вышеуказанные расходы должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса, где приведены расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли. К числу таких расходов относятся расходы в виде суммы налога на прибыль организаций, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
     
     Следовательно, расходы по уплате налога на прибыль организаций должны производиться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
     

О налоге на добавленную стоимость


О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     В настоящее время право подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации по НДС, предоставлено руководителю организации и главному бухгалтеру. Российская организация - налогоплательщик имеет многофилиальную структуру, поэтому представляет в налоговые органы ежемесячно налоговую декларацию по НДС более чем на 120 листах. Возможно ли в этом случае подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в декларации, подписью уполномоченного представителя организации?
     
     Исключение уполномоченного представителя организации из перечня лиц, подтверждающих достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации по НДС, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 03.03.2005 N 31н, объясняется следующими нормами законодательства о налогах и сборах.
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения. При этом на основании подпункта 4 п. 1 данной статьи Кодекса именно на налогоплательщиков возложена обязанность по представлению в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
     
     Пунктом 1 ст. 26 НК РФ допускается участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
     
     Однако ст. 80 НК РФ, предусматривающая порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, не содержит положений, на основании которых уполномоченный представитель мог бы подтверждать достоверность и полноту сведений, содержащихся в налоговой декларации. В п. 2 данной статьи НК РФ только перечислены способы представления налоговой декларации налогоплательщиком в налоговый орган, и наряду с передачей налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи, а также в виде почтового отправления с описью вложения, указывается в том числе передача налоговой декларации через представителя.
     
     Кроме того, согласно п. 7 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за то или иное нарушение законодательства о налогах и сборах действия (бездействие) его представителя расцениваются как действия (бездействие) самого налогоплательщика.
     

     Таким образом, ответственность за достоверность и полноту сведений, содержащихся в налоговой декларации, может нести только сам налогоплательщик.
     
     На основании п. 1 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять вышеуказанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В силу ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" правами законных представителей обладают единоличные исполнительные органы (генеральные директора, директора, президенты) акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью.
     
     Учитывая вышеизложенное, для представления уполномоченному представителю права на подтверждение достоверности и полноты сведений, содержащихся в налоговой декларации по НДС, правовых оснований не имеется.
     
     Таким образом, достоверность и полнота сведений, указанных в налоговой декларации по НДС, подтверждается подписью руководителя и главного бухгалтера организации.

Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и\
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Организация, являющаяся плательщиком НДС, приобрела в августе 2005 года оборудование с целью сдачи его в аренду. В этом же месяце данное оборудование было полностью оплачено и принято к учету. На момент принятия оборудования к учету у организации не было оборотов по реализации товаров (работ, услуг) и, как следствие, налоговая база по НДС не определялась. Имела ли право организация принять в августе 2005 года на основании выставленного поставщиком счета-фактуры к вычету суммы НДС, уплаченные при приобретении данного оборудования? Если организация не будет осуществлять в течение определенного срока операции по реализации товаров (работ, услуг), то по истечении какого периода она будет вправе произвести вычет сумм налога, уплаченного при приобретении данного оборудования?
     
     На основании п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации и подлежащие вычетам в случае приобретения товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС, уменьшали общую сумму этого налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 настоящего Кодекса.
     

     Согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма НДС исчислялась как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, которая определялась в соответствии со ст. 154-159 и 162 настоящего Кодекса. Поэтому если налогоплательщик не определял в налоговом периоде налоговую базу по НДС и соответственно не исчислял сумму этого налога, то принимать к вычету в этом налоговом периоде суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), у него оснований не имелось.
     
     Учитывая вышеизложенное, если организация не определяла в августе 2005 года сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, то суммы этого налога, уплаченные при приобретении оборудования, принятого на учет в августе 2005 года, вычету в этом месяце не подлежали. При этом следует отметить, что вышеуказанные налоговые вычеты можно произвести в том налоговом периоде, в котором будет исчислена сумма НДС по операциям, подлежащим налогообложению, но не позднее трех календарных лет с момента постановки на учет приобретенного оборудования, поскольку правомерность применения налоговых вычетов подтверждается налогоплательщиком в рамках проводимой налоговым органом камеральной или выездной налоговой проверки, которой в соответствии со ст. 87 НК РФ могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В связи с этим по оборудованию, оплаченному и принятому на учет в августе 2005 года, организация имеет право предъявить к вычету суммы НДС в порядке, установленном ст. 172 НК РФ, не позднее 31 декабря 2008 года.
     
     Подлежат ли обложению НДС услуги адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, оказываемые в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности? Если "да", то в каких случаях они выставляют счета-фактуры?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом обложения НДС. При этом операции, не подлежащие обложению этим налогом, предусмотрены ст. 149 НК РФ. Так, в соответствии с подпунктом 14 п. 3 данной статьи Кодекса не подлежит обложению НДС оказание услуг адвокатами, связанных с осуществлением ими профессиональной деятельности.
     
     В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. При этом согласно п. 1 ст. 21 данного Федерального закона адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, являющийся одной из форм адвокатского образования.
     
     Таким образом, услуги адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, оказываемые в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности, НДС не облагаются.
     
     Что касается составления счетов-фактур адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, то подпунктом 1 п. 3 ст. 169 НК РФ предусмотрено составление счетов-фактур при совершении операций, не подлежащих обложению НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ. Поэтому адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, при оказании услуг, связанных с осуществлением ими профессиональной деятельности, счета-фактуры составляют в порядке, установленном п. 5 ст. 168 НК РФ. При этом на основании п. 7 ст. 168 НК РФ в случае осуществления адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, наличных денежных расчетов за услуги, оказываемые непосредственно населению, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной, если они выдают покупателям услуг кассовые чеки.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности


А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Российский банк заключил с иностранным банком договор на предоставление кредита. В рамках данного договора российский банк возмещает иностранному банку его расходы, связанные с выдачей кредита, а именно расходы на юридические услуги, на печать и рассылку документации, на финансовые услуги, оказанные другими иностранными организациями. Должен ли российский банк удерживать НДС с сумм, перечисляемых в возмещение расходов иностранному банку? Возникает ли по возмещаемым расходам объект обложения НДС?
     
     Как следует из ситуации, договором на предоставление кредита, заключенным российским банком с иностранным банком, предусмотрено возмещение иностранному банку расходов, связанных с предоставлением кредита. В данном случае денежные средства, перечисляемые иностранному банку в качестве возмещения его расходов, следует рассматривать для целей применения НДС как оплату услуг, связанных с предоставлением кредита, налогообложение которых должно производиться в соответствии с нормами главы 21 НК РФ.
     
     Так, согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. При этом согласно положениям данной статьи НК РФ услуги по предоставлению межбанковского кредита не относятся к услугам, перечисленным в подпунктах 1-4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ, и, следовательно, в отношении таких услуг применяется положение подпункта 5 п. 1 ст. 148 настоящего Кодекса, согласно которому местом реализации услуг признается территория Российской Федерации только в случае, если деятельность организации, оказывающей услуги, осуществляется на территории Российской Федерации.
     
     Согласно п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации, места нахождения постоянного представительства в Российской Федерации (если услуги оказываются через это постоянное представительство).
     
     Таким образом, местом реализации услуг по предоставлению кредита, оказываемых иностранным банком российскому банку, территория Российской Федерации не является, и соответственно их реализация не признается объектом обложения НДС на территории Российской Федерации.
     

     В соответствии с п. 3 ст. 148 НК РФ если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), то местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации услуг, связанных с предоставлением кредита, оказываемых иностранным банком, территория Российской Федерации не является, и такие услуги не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     
     Российская организация (принципал) заключила договор с другой российской организацией (агентом), в соответствии с которым агент от своего имени, но за счет принципала должен поставить товар на склад принципала.
     
     Во исполнение агентского договора агент заключает договор поставки с иностранным поставщиком и уплачивает таможенному органу таможенные платежи за ввозимый на таможенную территорию Российской Федерации товар, в том числе НДС. На сумму налога, уплаченную таможенному органу, агент выставляет принципалу счет-фактуру от своего имени, в котором указывает сумму таможенной пошлины и сумму НДС, уплаченные таможенному органу при растаможивании товара принципала.
     
     Имеет ли право агент уплачивать НДС при таможенном оформлении ввозимого товара? Имеет ли право в вышеизложенной ситуации принципал принять к вычету НДС, уплаченный агентом при таможенном оформлении импортного товара, который принадлежит принципалу?
     
     Обязан ли агент регистрировать в книге покупок таможенную декларацию на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату НДС таможенному органу?
     
     Статьей 143 НК РФ предусмотрено, что плательщиками НДС являются лица, признаваемые плательщиками этого налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ТК РФ).
     
     Согласно ст. 328 ТК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации плательщиками таможенных пошлин и НДС являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные пошлины, налоги. При этом на основании п. 1 ст. 126 ТК РФ в качестве декларанта вправе выступать лица, наделенные правом владения и (или) правом пользования товарами на таможенной территории Российской Федерации, а также иные лица, выступающие в качестве, достаточном в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и (или) ТК РФ для совершения юридически значимых действий от собственного имени с товарами, находящимися под таможенным контролем.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     

     Таким образом, агент, заключающий договор поставки товаров с иностранным лицом от своего имени, но за счет и по поручению принципала, имеет право уплачивать НДС при ввозе этих товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
     
     Что касается вычета НДС по вышеуказанным товарам, то в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории, подлежат вычету в случае использования ввезенных товаров для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС. В случае уплаты НДС таможенным органам агентом у принципала НДС принимается к вычету после принятия на учет ввезенных товаров при наличии документов, подтверждающих уплату этого налога агентом за принципала, а также грузовой таможенной декларации (ее копии) на ввозимые товары, оформленные в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления или временного ввоза.
     
     Что касается регистрации в книге покупок таможенной декларации, то на основании п. 7 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, книга покупок, предназначенная для регистрации счетов-фактур, ведется в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету покупателями товаров. При этом п. 10 вышеназванных Правил предусмотрено, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в книге покупок регистрируются таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС.
     
     Принимая во внимание, что суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, у агента к вычету не принимаются, таможенная декларация на ввозимые товары и платежные документы, подтверждающие фактическую уплату таможенному органу НДС, в книге покупок агентом не регистрируются. Данные документы подлежат регистрации в книге покупок у принципала в целях определения суммы НДС, предъявляемой к вычету.

О.В. Прокудина,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     

     Основное направление деятельности организации - оказание услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), по их адаптации, модификации, а также их поддержке, в том числе иностранным организациям. Являются ли с 1 января 2006 года объектом обложения НДС операции по реализации вышеуказанных услуг?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Согласно Федеральному закону от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2006 года местом реализации услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации признается территория Российской Федерации, если покупатель таких работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, местом реализации услуг (выполнения работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, оказанных российской организацией иностранной организации, территория Российской Федерации не признается, и реализация таких услуг на территории Российской Федерации с 1 января 2006 года освобождаются от обложения НДС.
     
     Российская организация заключает с белорусскими организациями договоры о переработке ими давальческого сырья. Согласно законодательству Республики Беларусь до 5 июля 2005 года ставка НДС в размере 0 % не применялась в случае оказания экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого  сырья российским организациям. С 5 июля 2005 года в связи с вступлением в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь налоговая ставка в размере 0 % применяется в отношении экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья российским организациям. Каков порядок применения НДС в отношении услуг по переработке давальческого сырья, оказанных белорусскими организациями на территории Республики Беларусь?
     
     Порядок применения НДС во взаимных торговых отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь регулируется положениями Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004).
     
     Согласно ст. 5 Соглашения от 15.09.2004 порядок взимания косвенных налогов при выполнении работ и оказании услуг устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола при определении порядка обложения НДС работ (услуг), выполняемых (оказываемых) во взаимной торговле Российской Федерации и Республики Беларусь, российским налогоплательщикам необходимо руководствоваться нормами ст. 148 НК РФ.
     
     Так, на основании подпункта 2 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, признается территория Российской Федерации, если имущество находится на территории Российской Федерации. В связи с тем, что переработка давальческого сырья осуществляется на территории Республики Беларусь, местом реализации услуг по переработке этого сырья территория Российской Федерации не признается.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание положения ст. 146 НК РФ, операции по реализации услуг по переработке давальческого сырья, оказываемых белорусскими организациями на территории Республики Беларусь, обложению НДС на территории Российской Федерации не подлежат независимо от размера налоговой ставки, применяемой в отношении этих услуг на территории Республики Беларусь. При этом следует отметить, что возмещение сумм НДС, уплаченных хозяйствующим субъектам Республики Беларусь за услуги по переработке давальческого сырья, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не предусмотрено.
     
     В соответствии с п. 2 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004, НДС подлежит уплате в российский бюджет при ввозе продуктов переработки на территорию Российской Федерации. При этом на основании п. 2 раздела I вышеназванного Положения налоговая база по ввозимым на территорию Российской Федерации продуктам переработки определяется как стоимость услуг по переработке.
     

Налогообложение внешнеэкономической деятельности

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Российская организация заключила договор аренды нежилого помещения в  г. Москве, по которому арендодателем выступает австрийская компания с постоянным местонахождением в Австрийской Республике. Здание принадлежит на праве собственности арендодателю, который состоит на учете по месту нахождения недвижимого имущества. Арендодатель не осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного представительства. Может арендодатель самостоятельно исчислять и уплачивать налог на доходы непосредственно в Австрийской Республике или российская организация выступает в данной ситуации в качестве налогового агента?
     
     Как следует из вопроса, австрийская компания - арендодатель имеет в собственности здание, находящееся на территории г. Москвы, и сдает его в аренду другим компаниям.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции от 13.04.2000 между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал доходы, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства от недвижимого имущества, находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве.
     
     Если предприятие одного государства передает в аренду сооружение, не имея для этой арендной деятельности постоянного места деятельности в другом государстве, то арендованное сооружение не образует постоянное представительство.
     
     Кроме того, согласно подпункту 7 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации от сдачи в аренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты дохода, в соответствии с российским налоговым законодательством.
     
     Российская организация приобрела иностранную компанию. По итогам года российская организация получила прибыль и ей были начислены дивиденды. Должна ли российская организация уплачивать налог с суммы дивидендов?
     
     Согласно п. 1 ст. 43 НК РФ дивидендом признается любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения (в том числе в виде процентов по привилегированным акциям), по принадлежащим акционеру (участнику) акциям (долям) пропорционально долям акционеров (участников) в уставном (складочном) капитале этой организации.
     

     Согласно п. 1 ст. 275 НК РФ если источником дохода налогоплательщика является иностранная организация, то сумма налога в отношении полученных дивидендов определяется налогоплательщиком самостоятельно исходя из суммы полученных дивидендов и ставки, предусмотренной подпунктом 2 п. 3 ст. 284 НК РФ.
     
     Налог удерживается с полной суммы выплаты дохода в виде дивидендов по ставке 15 %.
     

Об акцизах


И.А. Давыдова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Организация, имеющая свидетельство, сдала другой организации в аренду часть принадлежащего ей хранилища нефтепродуктов, в котором она также хранит нефтепродукты. В случае если у организации-арендодателя отсутствуют собственные нефтепродукты (бензин той или иной марки), она реализует бензин, принадлежащий арендатору, не заключая при этом с арендатором ни договора займа, ни договора купли-продажи (и соответственно не принимая вышеуказанный бензин к учету). Впоследствии арендодатель возвращает вышеуказанные объемы бензина арендатору. Являются ли объемы бензина, взятые у арендатора "взаймы", но без оформления соответствующего договора, объектом обложения акцизами у арендодателя?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признается получение нефтепродуктов лицами, имеющими свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство), в том числе путем приобретения нефтепродуктов в собственность.
     
     Согласно ст. 807 ГК РФ вещи, переданные заемщику по договору займа, становятся его собственностью. Следовательно, получение организацией, имеющей свидетельство, нефтепродуктов по договору займа является подлежащей обложению акцизами операцией по приобретению этих нефтепродуктов в собственность. Соответственно полученные по договору займа нефтепродукты должны быть оприходованы, то есть приняты к учету в установленном порядке.
     
     Вместе с тем в соответствии со ст. 808 ГК РФ, если займодавцем является юридическое лицо, договор займа должен заключаться в письменной форме.
     
     Поскольку договор займа нефтепродуктов между организацией - арендодателем хранилища и организацией-арендатором в письменной форме не заключен, нефтепродукты, взятые "в долг" у арендатора арендодателем, не могут рассматриваться как переданные в собственность последнему по договору займа и соответственно не подлежат обложению акцизами.
     
     Одновременно читателям журнала следует иметь в виду, что поскольку согласно п. 8 ст. 200 НК РФ налоговым вычетам подлежат только суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов лицом, имеющим свидетельство, то при реализации этим лицом нефтепродуктов, не приобретенных им в собственность (то есть не оприходованных, не принятых к учету в установленном порядке и т.д.), вычеты акцизов не производятся.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     При исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц организацией применялись стандартные налоговые вычеты, в том числе вычеты на иждивенцев в размере 400 руб. на основании неправильно составленных сотрудниками заявлений. К налоговой проверке были представлены заявления работников на соответствующие вычеты; при этом данные заявления были сформулированы некорректно и была дана неверная ссылка на статьи НК РФ. Так, для предоставления стандартного налогового вычета на иждивенцев в заявлениях работников делалась ссылка на п. 3 и 4 ст. 218 НК РФ. Правомерны ли действия организации, предоставлявшей стандартные вычеты на основании вышеуказанных заявлений?
     
     Пунктом 3 ст. 218 НК РФ установлено, что стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.
     
     Пункт 4 ст. 218 НК РФ предусматривает возможность перерасчета налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьей Кодекса.
     
     Таким образом, п. 3 и 4 ст. 218 НК РФ, ссылка на которые дана в тексте заявлений на предоставление вычетов, не позволяют определить тип стандартного вычета, запрашиваемого работником. Порядок и условия предоставления вычетов в размере 400 руб. и 600 руб. приведены в подпунктах 3 и 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
     
     Следовательно, организация должна запросить у работников заявления на предоставление стандартных вычетов с уточненной формулировкой в части указания размеров запрашиваемых вычетов и ссылок на соответствующие статьи НК РФ.
     
     Организация оплачивала обучение детей своих работников в высшем учебном заведении. Удержание налога на доходы физических лиц с работников организации осуществлялось внесением наличных денежных средств в кассу организации. При этом с учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, в бухгалтерском учете делались проводки: Д-т 50 "Касса" К-т 68 "Расчеты по налогам и сборам". Правомерны ли действия организации?
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать сумму исчисленного налога.
     
     Налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате вышеуказанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (п. 4 ст. 226 НК РФ).
     
     Согласно п. 6 ст. 226 НК РФ налоговые агенты должны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
     
     В рассматриваемом случае удержание налога на доходы физических лиц производилось не из дохода, полученного работником в виде оплаты за обучение в учебном заведении, а из собственных средств физического лица.
     
     Исходя из вышеизложенного удержание организацией налога на доходы физических лиц через кассу за счет наличных денежных средств работника, а не из его непосредственного дохода является неправомерным.

Л.А. Брандт,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Включаются ли в подлежащий налогообложению доход работника суточные, установленные коллективным договором?
     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
     
     ВАС РФ, рассматривая данный вопрос, в решении от 26.01.2005 по делу N 16141/04 указал следующее.
     
     Нормы суточных, а также порядок их установления применительно к налогу на доходы физических лиц законодательством о налогах и сборах не определены.
     
     Общий порядок установления норм суточных предусмотрен трудовым законодательством.
     
     Статья 168 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя по возмещению работнику расходов, связанных со служебной командировкой, в частности дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных), порядок и размеры возмещения которых определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
     
     Такие выплаты (для их квалификации в качестве суточных в соответствии с действующим законодательством) должны в любом случае иметь характер компенсационных, то есть должны быть направлены на возмещение работнику дополнительных расходов, связанных с выполнением поручения работодателя вне места постоянного жительства.
     
     Из вышеуказанного решения ВАС РФ следует, что суточные, установленные коллективным договором и являющиеся в соответствии с действующим законодательством компенсационными выплатами, не включаются в доход работника, подлежащий налогообложению.
     
     Возникает ли обязанность у налогоплательщика - индивидуального предпринимателя по представлению налоговой декларации в случае, если он не осуществляет предпринимательскую деятельность в течение соответствующего налогового периода; если отсутствует доход от предпринимательской деятельности; если отсутствует сумма налога к доплате?
     
     Обязанность по представлению налогоплательщиком декларации установлена подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ. Из содержания абзаца первого п. 3 ст. 229 НК РФ следует, что налогоплательщик - индивидуальный предприниматель в случае прекращения деятельности, предусмотренной в ст. 227 НК РФ, до конца налогового периода обязан в пятидневный срок со дня прекращения такой деятельности представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в налоговом периоде.
     
     Таким образом, законодатель установил специальный срок для представления декларации индивидуальными предпринимателями, прекратившими предпринимательскую деятельность до конца налогового периода.
     
     Если индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в течение всего налогового периода, но при этом доход или сумма налога к доплате отсутствуют, он обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию в срок, установленный п. 1 ст. 229 НК РФ, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     Согласно п. 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", поскольку требование предъявлено о взыскании штрафа за неисполнение обязанности по представлению налоговой декларации, ссылки ответчика на своевременное исполнение им другой обязанности (по уплате налога) не имеют правового значения для решения вопроса об обоснованности данного требования.
     
     Таким образом, налогоплательщик - индивидуальный предприниматель обязан представлять налоговую декларацию в случае, если он не осуществляет предпринимательскую деятельность в течение соответствующего налогового периода, а также в случае, если у него отсутствует доход от предпринимательской деятельности и сумма налога к доплате.
     

О налоге на имущество организаций


Н.А. Гаврилова,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Применяется ли льгота по налогу на имущество организаций по объектам, которые не вошли в Перечень имущества, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504, но являются составной частью магистральных трубопроводов?
     
     При предоставлении организациям льготы по налогу, установленной п. 11 ст. 381 НК РФ в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью вышеуказанных объектов, следует иметь в виду, что льготированию подлежит составляющее вышеприведенные объекты имущество, включенное в соответствующий перечень имущества, утвержденный постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 504.
     
     Если имущество поименовано в данном перечне, соответствует коду по Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359, и примечанию перечня, то оно подлежит льготированию согласно п. 11 ст. 381 НК РФ.
     
     Определение признака льготирования имущества, относящегося к соответствующему разделу вышеуказанного перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ и кода по ОКОФ в соответствии с данным перечнем производится при условии совпадения фактического наименования имущества и примечания перечня, а также в случае если данное имущество является согласно проектно-сметной документации на объект неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в данный перечень.
     

О государственной пошлине


А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     В каком размере уплачивается государственная пошлина при подаче физическим лицом жалобы в Конституционный Суд Российской Федерации и каковы реквизиты для уплаты государственной пошлины по делу, которое будет рассматривать такой суд?
     
     Статьей 24 Федерального закона от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон N 127-ФЗ) определено, что до внесения соответствующих изменений в ст. 39 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (далее - Закон N 1-ФКЗ) государственная пошлина при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации уплачивается в размерах и порядке, которые установлены Законом N 1-ФКЗ.
     
     Статьей 39 Закона N 1-ФКЗ предусмотрена уплата государственной пошлины при обращении гражданина с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации в размере одного минимального размера оплаты труда.
     
     При этом согласно данной статье Закона N 1-ФКЗ Конституционный Суд Российской Федерации может освободить гражданина от уплаты государственной пошлины либо уменьшить ее размер.
     
     Реквизиты для уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, следующие:
     
     - код бюджетной классификации - 182 1 08 02010 01 1000 110;
     
     - банк получателя - Отделение 1 Московского ГТУ Банка России;
     
     - счет - 401018108 00000010041;
     
     - БИК - 044583001;
     
     - ИНН и КПП получателя средств - ИФНС России N 10 по г. Москве 7710047253/771001001;
     
     - получатель - УФК по г. Москве (ИФНС России N 10 по г. Москве);
     
     - код по ОКАТО муниципального территориального образования - 45286585000.
     
     Подлежит ли уплате государственная пошлина при подаче гражданами в суды общей юрисдикции заявлений о защите своих избирательных прав? Если государственная пошлина по таким заявлениям уплачивается, то в каком размере?
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 1 ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ГПК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, освобождались граждане, подававшие заявления о защите своих избирательных прав и права на участие в референдуме.
     
     Законом N 127-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2005 года, часть вторая НК РФ дополнена главой 25.3 "Государственная пошлина", а ст. 89 ГПК РФ изложена в новой редакции.
     
     Положениями главы 25.3 НК РФ и ст. 89 ГПК РФ (в новой редакции) льгота по государственной пошлине, предоставлявшаяся судами при рассмотрении заявлений граждан о защите своих избирательных прав и права на участие в референдуме, не установлена.
     
     Согласно Федеральному закону от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации отнесены к государственным органам, действуют на постоянной основе и являются юридическими лицами. Формирование участковых комиссий осуществляется вышестоящими комиссиями на основе предложений, указанных в п. 2 ст. 22 данного Закона, а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.
     
     Таким образом, при подаче гражданином в суд общей юрисдикции заявления о защите своих избирательных прав государственная пошлина должна уплачиваться в размере, установленном подпунктом 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, как при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, в размере 100 руб.
     
     Может ли уплачиваться государственная пошлина при подаче искового заявления в арбитражный суд физическим лицом - представителем юридического лица, которому денежные средства выданы под отчет по платежному документу формы N ПД (налог)?
     
     В соответствии со ст. 333.16 и 333.17 НК РФ плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы, организации и должностные лица совершают юридически значимые действия.
     
     Пунктом 3 ст. 333.18 НК РФ установлено, что государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
     
     Согласно разъяснению Банка России N 151-Т, МНС России N ФС-18-10/2 от 12.11.2002 организации уплачивают налоги и сборы самостоятельно в безналичной форме со своих банковских счетов, открытых в кредитных организациях, филиалах кредитных организаций, учреждениях Банка России (далее - банки), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     Налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для их перечисления на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
     
     Президиум ВАС РФ в п. 18 информационного письма от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами гла