Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добычу полезных ископаемых


О налоге на добычу полезных ископаемых


Е.В. Грызлова,
ведущий специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     

Оценка стоимости добытых полезных ископаемых

     
     Как оценить стоимость добытых полезных ископаемых для определения налоговой базы, если часть выручки от реализации полезных ископаемых получена в иностранной валюте?
     
     В соответствии со ст. 340 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется тремя способами:
     
     1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
     
     2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
     
     3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
     
     При проведении оценки стоимости добытого полезного ископаемого налогоплательщикам следует иметь в виду, что если в налоговом периоде, за который осуществляется исчисление налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), налогоплательщиком производится реализация добытого полезного ископаемого, то оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого осуществляется исходя из выручки налогоплательщика от вышеуказанной реализации.
     
     В свою очередь, выручка определяется на основании цен реализации с учетом положений ст. 40 НК РФ без НДС (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники СНГ) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки (п. 3 ст. 340 НК РФ).
     
     В соответствии с п. 3 ст. 340 НК РФ если выручка от реализации добытого полезного ископаемого получена в иностранной валюте, то она пересчитывается в валюту Российской Федерации по курсу, установленному Банком России на дату реализации добытого полезного ископаемого, определяемую в зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов согласно ст. 271 или ст. 273 НК РФ.
     

Применение косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого

     
     Добывающая организация просит разъяснить порядок применения косвенного метода определения количества добытого полезного ископаемого и принципы, обосновывающие выбор данного метода.
     
     В соответствии со ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно.
     
     При этом количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого устанавливается по полезному ископаемому, в отношении которого в данном налоговом периоде завершен технологический процесс по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь).
     
     Статья 339 НК РФ устанавливает два метода определения количества добытого полезного ископаемого:
     
     - прямой - посредством применения измерительных средств и устройств;
     
     - косвенный, который определяется расчетно по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье.
     
     Методическими рекомендациями по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденными приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170, разъяснено, что количество добытого полезного ископаемого определяется по данным геолого-маркшейдерского учета, а также учета, ведущегося в соответствии с отраслевыми методическими указаниями по учету добычи полезного ископаемого.
     
     Так, например, порядок измерения и учета при добыче нефти регулируется Инструкцией по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерений количества и показателей качества нефти РД 153-39.4-042-99 от 14.04.2000, утвержденной Минтопэнерго России, а порядок измерения и учета при добыче твердых полезных ископаемых регулируется Типовыми методическими указаниями по определению и учету потерь твердых полезных ископаемых при добыче.
     
     Если применение прямого метода для определения количества добытого полезного ископаемого невозможно, применяется косвенный метод.
     
     Применяемый метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется в течение всей его деятельности по добыче полезного ископаемого. Изменение метода определения количества добытого полезного ископаемого возможно только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии их добычи.
     

Определение количества добытого полезного ископаемого при применении прямого метода для расчета НДПИ

     
     Горнодобывающее предприятие просит разъяснить, как следует определять количество добытого полезного ископаемого при прямом методе для расчета НДПИ.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом.
     
     Количество добытого в налоговом периоде полезного ископаемого определяется по полезному ископаемому, в отношении которого в данном налоговом периоде завершен технологический процесс по его добыче (извлечению) из недр (отходов, потерь).
     
     В целях главы 26 НК РФ технологический процесс по добыче конкретного полезного ископаемого на конкретном месторождении полезных ископаемых определяется в техническом проекте разработки данного месторождения полезных ископаемых и включает, помимо самой операции по извлечению минерального сырья из недр (отходов, потерь), комплекс технологических операций (процессов) по доведению фактически извлеченного минерального сырья до соответствующего стандарта качества в границах горного отвода.
     
     Выбранный метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется в течение всей его деятельности по добыче полезных ископаемых. При этом налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что изменение утвержденного метода определения количества добытого полезного ископаемого возможно только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии их добычи.
     
     При прямом методе определения количества добытого полезного ископаемого учитываются фактические потери полезного ископаемого.
     
     Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, устанавливаемым по завершении полного технологического цикла по его добыче.
     
     При этом фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором производилось их измерение, в размере, определенном по итогам проведенного измерения.
     
     Если применение прямого метода для установления количества добытого полезного ископаемого невозможно, то применяется косвенный метод.
     

Учет потерь полезных ископаемых

     
     Имеет ли право горнодобывающее предприятие до утверждения годовых потерь полезных ископаемых учитывать их при расчете НДПИ, если МПР России не утверждаются (не по вине предприятия) нормативы потерь до начала планируемого года?
     
     Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, введенными в целях реализации главы 26 НК РФ с 1 января 2002 года постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921 (далее - Правила утверждения нормативов потерь), предусмотрено, что нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются МПР России по согласованию с Госгортехнадзором России в составе проектной документации.
     
     При этом нормативы потерь учитывают принятую схему и технологию разработки месторождения при добыче твердых полезных ископаемых.
     
     Кроме того, нормативы потерь твердых полезных ископаемых уточняются при подготовке годовых планов развития горных работ (годовых программ работ) в зависимости от конкретных горно-геологических условий, применяемых схем, способов и систем разработки участка месторождения, планируемого к разработке в предстоящем году.
     
     При отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
     
     Учитывая, что нормативы потерь утверждаются в порядке, определяемом Правительством РФ, до утверждения нормативов в вышеуказанном порядке налогообложение по налоговой ставке 0 % добытых полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых не производится.
     
     Как рассчитать нормативы потерь углеводородного сырья?
     
     Потери, возникающие при добыче полезных ископаемых, учитываются при определении налоговой базы для исчисления НДПИ. Под нормативными потерями полезных ископаемых в соответствии с п. 1 ст. 342 НК РФ признаются фактические потери полезных ископаемых при их добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     Правилами утверждения нормативов потерь предусмотрено, что нормативы потерь углеводородного сырья, в том числе связанных с обустройством месторождения, должны ежегодно утверждаться Минэнерго России по согласованию с МПР России и Госгортехнадзором России.
     
     При этом нормативы потерь учитывают принятую схему и технологию разработки месторождения.
     
     В соответствии с п. 5 вышеуказанных Правил Минэнерго России направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в МНС России в 10-дневный срок со дня их утверждения.
     
     До утверждения нормативов в вышеуказанном порядке налогообложение по налоговой ставке 0 % добытого углеводородного сырья в части нормативных потерь полезных ископаемых не производится.
     
     Из п. 66 Методических рекомендаций по применению главы 26 НК РФ можно сделать вывод, что НДПИ исчисляется отдельно при добыче углеводородного сырья в части нормативных потерь по ставке 0 % и отдельно в части добытого углеводородного сырья с учетом сверхнормативных потерь по налоговой ставке, установленной для данного углеводородного сырья.
     

Налогообложение нормативных потерь

     
     Должна ли организация - плательщик НДПИ при добыче минеральных вод, требующих водоподготовки, имеющая с 2000 года согласованные в установленном порядке ежегодные планы нормативов потерь и технологическую схему эксплуатации месторождения минеральных вод, платить за эти нормативные потери?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 342 НК РФ нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ.
     
     В Правилах утверждения нормативов потерь порядок утверждения нормативов потерь для целей налогообложения в отношении минеральной воды не установлен.
     
     Вместе с тем нормативы потерь при добыче минеральной воды согласуются с Ростехнадзором в составе годовых планов развития горных работ.
     
     Таким образом, вышеуказанные нормативы не являются нормативами, определенными ст. 342 НК РФ, и не подлежат налогообложению по налоговой ставке 0 %.
     

Налогообложение при добыче нескольких видов полезных ископаемых

     
     ОАО добывает несколько видов полезных ископаемых. Как исчислять НДПИ в данном случае?
     
     В соответствии со ст. 343 НК РФ сумма НДПИ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
     
     Статьей 342 НК РФ установлены налоговые ставки для различных видов полезных ископаемых.
     
     В соответствии со ст. 338 НК РФ налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому, устанавливаемому в соответствии со ст. 337 настоящего Кодекса.
     
     При этом в отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
     
     ОАО осуществляет добычу углеводородов, в том числе нефти, газового конденсата. Согласно п. 2 ст. 342 НК РФ газовый конденсат облагается НДПИ по ставке 17,5 % от стоимости добытого полезного ископаемого. В связи с малыми объемами добычи газового конденсата и отсутствием у ОАО отдельного трубопровода для его поставки потребителям добытый газовый конденсат по подводящим трубопроводам поступает в единый магистральный нефтепровод, смешивается с добытой нефтью и направляется на цели реализации. Таким образом, смешанный с нефтью газовый конденсат реализуется в составе и по цене нефти: стоимость газового конденсата в налоговом учете ОАО равняется объему добытого газового конденсата, умноженному на цену нефти, определенную исходя из выручки от реализации нефти. Учитывая изложенное, ОАО просит разъяснить, следует ли в данном случае рассчитывать налогооблагаемую базу по НДПИ при добыче газового конденсата исходя из выручки от реализации нефти?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
     
     Как следует из ситуации, организация осуществляет добычу нефти и газового конденсата, которые согласно подпункту 3 п. 2 ст. 337 НК РФ являются отдельными объектами налогообложения.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 342 НК РФ при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья налогообложение производится по ставке в размере 17,5 %, в то время как по нефти согласно действующему законодательству ставка установлена в размере 419 руб. за 1 тонну. Поэтому НДПИ должен начисляться по нефти и газовому конденсату отдельно. При этом исключений из данного порядка в случае добычи газового конденсата в малых объемах и при отсутствии отдельного трубопровода для его поставки потребителям не установлено.
     
     Учитывая вышеизложенное, налоговая база должна рассчитываться при исчислении НДПИ при добыче газового конденсата исходя из объема добытого газового конденсата и цены его фактической реализации, то есть цены реализованной нефти.
     

Порядок зачисления лицензионных сборов

     
     ОАО просит разъяснить порядок зачисления в 2005 году лицензионных сборов исходя из нижеследующего. С 1 января 2005 года Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что лицензионные сборы зачисляются только в доход федерального бюджета; при этом зачисление указанных сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации не предусмотрено. В то же время в бюджетной классификации определен код 00011302022020000130 "Прочие лицензионные сборы, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации".
     
     В соответствии с изменениями, внесенными в Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в доход бюджетов субъектов Российской Федерации подлежат зачислению суммы сбора за выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения.
     
     В соответствии со ст. 42 Закона РФ "О недрах" сумма сбора за выдачу лицензий на пользование недрами поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.
     
     В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" сборы за выдачу лицензий на пользование недрами по вышеуказанным участкам недр зачисляются по нормативу 100 % в бюджеты субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на этих участках.
     
     Кроме того, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, вышеуказанный сбор перечисляется на код бюджетной классификации "000 1 12 02102 01 0000 120. Прочие платежи при пользовании недрами, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации" с обязательным указанием кода администратора в первых трех разрядах данного кода бюджетной классификации.
      

Определение суммы прямых и косвенных расходов

     
     Как определяется сумма прямых и косвенных расходов, произведенных организацией, занимающейся добычей полезных ископаемых и применяющей при исчислении их стоимости способ оценки исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых?
     
     При установлении расчетной стоимости налогоплательщиком используется порядок признания доходов и расходов, применяемый для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Согласно ст. 318 НК РФ к прямым расходам относятся материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 п. 1 ст. 254 настоящего Кодекса; расходы на оплату труда персонала, участвующего в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг (ст. 255 НК РФ), а также суммы начисленного единого социального налога (ст. 264 НК РФ); суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (ст. 258-259 НК РФ).
     
     Подпунктами 1-3, 7 п. 4 ст. 340 НК РФ введены ограничения на включение вышеуказанных расходов в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых: к затратам на добычу относятся только прямые расходы, связанные с добычей полезных ископаемых: материальные затраты, расходы на оплату труда, суммы единого социального налога, суммы начисленной амортизации.
     
     Состав и общая сумма косвенных расходов определяются в порядке, установленном главой 25 НК РФ, а включение косвенных расходов в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых производится с учетом особенностей, установленных главой 26 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 340 НК РФ сумма косвенных расходов распределяется между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
     
     К косвенным расходам, относящимся к добытым полезным ископаемым, следует отнести материальные расходы (п. 1, кроме подпунктов 1 и 4, ст. 254 НК РФ), расходы на ремонт основных средств (ст. 260 НК РФ), расходы на освоение природных ресурсов (ст. 261 НК РФ), прочие расходы (ст. 264, 265 НК РФ).
     
     Вместе с тем косвенные расходы, непосредственно поименованные в подпунктах 1, 4, 5, 7 п. 4 ст. 340 НК РФ и связанные с добычей полезных ископаемых, а также внереализационные расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, указанные в подпункте 6 п. 4 ст. 340 настоящего Кодекса, в полном объеме включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых.