Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

Т.В. Назарова
     

Налогообложение доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации

     
     Являются ли плательщиками налога на доходы физических лиц физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации: частные (индивидуальные) предприниматели (без образования юридического лица) - граждане Украины, зарегистрированные как частные предприниматели на территории Украины, с которыми российская организация заключает на территории Украины договоры на оказание транспортно-экспедиционных услуг при перевозке грузов в международном сообщении (из Украины в Россию)?
     
     Обязана ли российская организация исчислять по вышеуказанным договорам и перечислять в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, исчисленную исходя из суммы оплаты транспортно-экспедиционных услуг?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) физическое лицо, находящееся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, не является налоговым резидентом Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 209 НК РФ у физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, объектом налогообложения является доход, полученный от источников в Российской Федерации.
     
     При этом ст. 7 НК РФ установлено, что если международным договором, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом, то применяются правила и нормы международных до-говоров Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 8 "Доходы от международных перевозок" Соглашения от 08.02.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предотвращении уклонений от уплаты налогов (далее - Соглашение от 08.02.1995) доходы, полученные резидентом Договаривающегося Государства от эксплуатации в международных перевозках транспортных средств, указанных в подпункте "е" п. 1 ст. 3 Соглашения, облагаются налогом только в этом Государстве.
     
     В понимании Соглашения от 08.02.1995 термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, осуществляемую резидентом Договаривающегося Государства, кроме случая, если перевозка осуществляется между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве.
     
     Таким образом, если индивидуальный предприниматель - налоговый резидент Украины занимается перевозкой грузов из Украины в Российскую Федерацию, то в соответствии с Соглашением от 08.02.1995 его доходы подлежат налогообложению по месту резидентства индивидуального предпринимателя, то есть в Украине.
     
     Следовательно, российская организация, заключившая договор на перевозку грузов наемным автомобильным транспортом из Украины в Российскую Федерацию с частным предпринимателем Украины, который не является налоговым резидентом Российской Федерации, не должна облагать налогом на доходы физических лиц в Российской Федерации доход, полученный украинским предпринимателем от оказания транспортно-экспедиционных услуг.
     

Порядок налогообложения компенсационных выплат

     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц выплаты надбавок за вахтовый метод работы? Означает ли отмена постановления Минтруда России от 29.06.1994 N 51, что организации должны самостоятельно утверждать нормы выплаты вахтовых надбавок и соответственно не облагать надбавки в пределах этих норм налогом на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных согласно законодательству Российской Федерации), включая компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Согласно редакции ст. 302 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), действовавшей до 1 января 2005 года, работникам, выполнявшим работы вахтовым методом, выплачивалась взамен суточных надбавка за вахтовый метод работы за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты, а также за фактические дни нахождения в пути от места расположения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно.
     
     Постановление Минтруда России от 29.06.1994 N 51 "О нормах и порядке возмещения расходов при направлении работников предприятий, организаций и учреждений для выполнения монтажных, наладочных, строительных работ, на курсы повышения квалификации, а также за подвижной и разъездной характер работы, за производство работ вахтовым методом и полевых работ, за постоянную работу в пути на территории Российской Федерации" было признано постановлением Минтруда России от 26.04.2004 N 60 утратившим силу.
     
     В соответствии со ст. 138 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”" надбавка взамен суточных за вахтовый метод работы выплачивается с 1 января 2005 года работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета, - в размере и порядке, устанавливаемых Правительством РФ; работникам организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, - в размере и порядке, устанавливаемых соответственно органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления; работникам организаций, не относящихся к бюджетной сфере, - в размере и порядке, устанавливаемых работодателем.
     
     Постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 N 51 определены размер и порядок выплаты надбавки за вахтовый метод работы работникам организаций, финансируемых из федерального бюджета (согласно п. 5 данного постановления оно вступило в силу с 1 января 2005 года).
     
     Следовательно, за период после отмены постановления Минтруда России от 29.06.1994 N 51 (с 26.04.2004) до 1 января 2005 года данная надбавка подлежала обложению налогом на доходы физических лиц.
     
     С 1 января 2005 года:
     
     - по организациям, финансируемым из федерального бюджета, надбавка за вахтовый метод в размерах, установленных постановлением Правительства РФ от 03.02.2005 N 51, не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц;
     
     - по организациям, финансируемым из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, до установления размера и порядка выплаты надбавок за вахтовый метод работы соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, надбавка за вахтовый метод облагается налогом на доходы физических лиц на общих основаниях;
     
     - по организациям, не относящимся к бюджетной сфере, данная надбавка не облагается налогом на доходы физических лиц в размере и порядке, установленных работодателем.
     
     Облагается ли налогом на доходы физических лиц стоимость проезда к месту проведения отпуска детей работников авиакомпаний, не достигших возраста 18 лет и находящихся на иждивении, бывших работников авиакомпаний, имеющих звание заслуженных работников, а также пенсионеров, отработавших в гражданской авиации 30 лет и более и ушедших на пенсию с авиапредприятий, получающих ежегодно бесплатный билет для проезда к месту проведения отдыха согласно коллективному договору?
     
     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     В соответствии со ст. 164 ТК РФ под компенсацией понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
     
     В связи с этим стоимость льготных авиабилетов, предоставляемых работникам организации и членам их семей при следовании к месту проведения отпуска, санаторно-курортного лечения и обратно, на основании действующего в настоящее время постановления Совмина СССР от 25.06.1971 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом" следует рассматривать в качестве дополнительных выплат, которые не носят характера возмещения затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, то есть не являются по своему содержанию компенсационными выплатами.
     
     Согласно подпункту 1 п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе отдыха в интересах налогоплательщика.
     
     Таким образом, суммы оплаты авиапредприятиями своим работникам и членам их семей, включая бывших работников, льготных билетов при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом, подлежат включению в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц единовременная выплата семьям при рождении второго ребенка в размере 50 000 руб., при рождении третьего ребенка - 100 000 руб., установленная законодательным актом субъекта Российской Федерации, если финансирование таких расходов осуществляется за счет средств областного и местного бюджетов?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Согласно пункту "ж" части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     
     В соответствии с частью 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
     
     Следовательно, Законом N 81-ФЗ предусмотрена возможность установления законами субъектов Российской Федерации дополнительных видов материальной поддержки семей с детьми.
     
     При этом Закон N 81-ФЗ не содержит запрета на установление законами субъектов Российской Федерации иных, отличающихся от установленных этим Законом, видов дополнительных пособий и выплат гражданам, имеющим детей.
     
     Закон N 81-ФЗ также не содержит положений, устанавливающих предельный размер каких-либо выплачиваемых в соответствии с законами субъектов Российской Федерации пособий и выплат гражданам, имеющим детей.
     
     В п. 1 ст. 217 НК РФ не приведены положения, устанавливающие, что не подлежат налогообложению только те виды установленных законами субъектов Российской Федерации пособий и выплат, которые аналогичны установленным федеральными законами, и что такие пособия и выплаты не освобождаются от налогообложения только в том размере, который соответствует размеру аналогичных видов пособий и выплат, установленных федеральными законами.
     
     Учитывая вышеизложенное, установленные законом субъекта Российской Федерации дополнительные виды единовременных выплат семьям, имеющим детей, не подлежат налогообложению на основании п. 1 ст. 217 НК РФ как государственные пособия и иные выплаты, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Взимается ли налог на доходы физических лиц с денежного вознаграждения за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", кроме выплат, предусмотренных данным Федеральным законом, Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, могут устанавливаться надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим, которые являются дифферинцированными в зависимости от нахождения в подчинении военнослужащих личного состава, сложности, объема и важности выполняемых ими задач.
     
     Денежное вознаграждение военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, выплачиваемое на основании постановления Правительства РФ от 09.02.2004 N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", не относится к компенсационным выплатам и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
     
     Таким образом, денежное вознаграждение за участие в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     

Особенности налогообложения выплат, осуществляемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

     
     Возникает ли у физического лица обязанность по уплате налога на доходы физических лиц при выплате ему пенсии после 1 января 2005 года за счет взносов, перечисленных организацией-работодателем на солидарный пенсионный счет по договору негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному в 1998 году между негосударственным пенсионным фондом, имеющим соответствующую лицензию, и организацией (банком)?
     
     В соответствии со ст. 213.1 НК РФ с 1 января 2005 года налогом на доходы физических лиц облагаются пенсии, выплачиваемые физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с негосударственными пенсионными фондами, независимо от вида счета (именной или солидарный), на который работодателем перечислялись пенсионные взносы за физических лиц.
     
     Согласно ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода в денежной форме определяется, в частности, как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. Таким образом, негосударственный пенсионный фонд является с 1 января 2005 года налоговым агентом и должен удерживать налог с выплат физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями с негосударственными пенсионными фондами в пользу этих физических лиц. При этом не имеет значения, когда у физического лица возникло пенсионное основание: до 1 января 2005 года или после вышеуказанной даты, поскольку под термином "по правоотношениям, возникшим после 1 января 2005 года" в целях исчисления налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 223 НК РФ следует понимать дату выплаты дохода, то есть выплаты пенсии либо уплаты пенсионных взносов, перечисленных организацией в 2005 году.
     
     Физическое лицо - получатель пенсии через негосударственный пенсионный фонд при исчислении облагаемой суммы дохода вправе получить у одного налогового агента стандартные налоговые вычеты в размерах, установленных ст. 218 НК РФ, на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на стандартные налоговые вычеты.
     

Предоставление стандартных налоговых вычетов

     
     Организация приняла на работу для прохождения производственной практики студентку профессионального училища с января 2005 года со сдельной оплатой труда. В связи со сложившимися семейными обстоятельствами она приступила к работе только в апреле 2005 года, и за апрель ей была начислена заработная плата. С какого месяца следовало предоставлять стандартный налоговый вычет в размере 400 руб.: с момента принятия на работу, то есть с января 2005 года, либо с момента получения дохода, то есть с апреля?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 Кодекса. Следовательно, в случае отсутствия доходов, подлежащих налогообложению, оснований для предо-ставления налогоплательщику стандартных налоговых вычетов не имеется. При этом перерасчет налога на доходы физических лиц за прошлые налоговые периоды в отношении тех работников, у которых налогооблагаемый доход отсутствовал, при сохранении трудовых отношений с работодателем производить не следует.
     
     Применительно к рассматриваемой ситуации стандартный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 3 п. 1 ст. 218 НК РФ, должен был предоставляться налогоплательщику начиная с заработной платы, начисленной за апрель 2005 года, и должен был действовать до месяца, в котором доход, исчисленный нарастающим итогом с начала года, превысил 20 000 руб.
     
     В каком порядке следует предоставлять стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 НК РФ, если в отдельных месяцах налогового периода сумма стандартных налоговых вычетов, на которые работник организации имеет право, превысит доход за эти месяцы?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 настоящего Кодекса. Следовательно, в случае отсутствия доходов, подлежащих налогообложению, оснований для предоставления налогоплательщику стандартных налоговых вычетов не имеется.
     
     Стандартные налоговые вычеты, установленные ст. 218 НК РФ, предоставляются налогоплательщику за каждый месяц налогового периода, то есть стандартный налоговый вычет уменьшает налоговую базу на соответствующий установленный размер вычета. Стандартный налоговый вычет не предоставляется в случае отсутствия выплат за данный месяц.
     
     Согласно ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
     
     Таким образом, если работнику организации за какой-то месяц налогового периода произведено начисление заработной платы в сумме, не превышающей размер полагающегося ему стандартного налогового вычета за данный месяц, то налог за этот месяц не удерживается, а неиспользованная часть стандартного налогового вычета на следующие месяцы не переносится.
     

Налогообложение страховых выплат

     
     В каком порядке производится уплата налога на доходы физических лиц со страховой выплаты по полису страхования жизни, полученной от иностранной страховой компании, не имеющей лицензии в Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога.
     
     При этом специального определения постоянного представительства для целей главы 23 НК РФ не предусмотрено. В связи с этим термин "постоянное представительство" следует понимать в общепринятом смысле.
     
     Так, в соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:
     
     - с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
     
     - с проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
     
     - с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
     
     - с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п. 4 ст. 306 НК РФ.
     
     Если иностранная компания, осуществляющая страховую деятельность на территории Российской Федерации, является резидентом государства, в отношениях Российской Федерации с которым действует соглашение (договор) об избежании двойного налогообложения, наличие постоянного представительства определяется с учетом положений соответствующего международного договора.
     
     Таким образом, если деятельность иностранной компании, осуществляемая на территории Российской Федерации, подпадает под вышеуказанные признаки постоянного представительства, то такая компания является налоговым агентом и в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ обязана при осуществлении страховых выплат исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
     
     Если иностранная компания, осуществляющая страховую деятельность, не является постоянным представительством и соответственно налоговым агентом, то физические лица обязаны самостоятельно исчислить и уплатить налог исходя из сумм полученного дохода в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ, путем подачи налоговой декларации. Физическое лицо, не представившее налоговую декларацию, может быть привлечено к ответственности согласно ст. 119 НК РФ.
     

Налогообложение доходов, полученных от продажи ценных бумаг

     
     Организация - профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет деятельность по покупке ценных бумаг путем заключения договоров купли-продажи акций с акционерами - физическими лицами, которые отчуждают принадлежащие им на праве собственности ценные бумаги и получают от организации причитающиеся им на основании договора денежные средства.
     
     Можно ли считать продажу принадлежащих физическому лицу акций прекращением выплат, указанных в ст. 228 НК РФ, до конца налогового периода? Обязано ли физическое лицо в пятидневный срок со дня прекращения таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде либо по окончании календарного года? Обязана ли организация представить справку о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ по запросу физического лица ранее окончания календарного года?
     
     Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами установлен п. 8 ст. 214.1 НК РФ и обязателен для брокеров, доверительных управляющих или иных лиц, совершающих операции по до- говору поручения, комиссии или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика.
     
     Исчисление и уплата налога с доходов, полученных налогоплательщиком от реализации ценных бумаг, находившихся в его собственности, в результате заключения договоров купли-продажи ценных бумаг непосредственно с покупателем-организацией, производится на основании налоговой декларации, подаваемой физическим лицом в налоговый орган по окончании налогового периода в соответствии со ст. 228 НК РФ.
     
     В таком случае расчет налоговой базы производится налогоплательщиком самостоятельно по окончании налогового периода с учетом положений, установленных п. 3 и 4 ст. 214.1 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 214.1 НК РФ доход налогоплательщика от операций купли-продажи ценных бумаг определяется как разница между суммой, полученной от реализации ценных бумаг, и суммой документально подтвержденных расходов на их приобретение, реализацию и хранение.
     
     Если вышеуказанные расходы не могут быть подтверждены документально, налогоплательщик вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ.
     
     Поскольку налогообложение доходов от операций купли-продажи ценных бумаг регламентируется ст. 214.1 НК РФ, налогоплательщик, получивший доход от продажи ценных бумаг, в случае, если налоговый агент не удержал сумму налога, обязан представить налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 настоящего Кодекса, то есть не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     При этом общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, подлежит уплате не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
     
     В соответствии со ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по мес-ту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. На налоговых агентов также возложена обязанность выдачи физическим лицам по их заявлениям справок о полученных ими доходах и удержанных суммах налога.
     
     Следовательно, организация обязана выдать справку о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ по письменному запросу налогоплательщика, в том числе ранее окончания календарного года.
     

Налогообложение доходов от сдачи в аренду имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности

     
     Следует ли начислять налог на доходы физическому лицу с оплаты за обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, если данное физическое лицо сдает в аренду свой автомобиль организации, которая производит страхование этого автомобиля и использует транспортное средство в течение всего срока договора аренды?
     
     Статьями 208 и 209 НК РФ установлено, что доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Согласно ст. 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. В соответствии со ст. 646 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства без экипажа, арендатор несет расходы на содержание арендованного транспортного средства и его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с эксплуатацией транспортного средства.
     
     При заключении договора страхования автомобиля объектом страхования являются имущественные интересы лица (в данном случае организации), о страховании которого заключен договор, связанные с владением, пользованием, распоряжением транспортным средством, при повреждении или уничтожении (угоне, краже) наземного транспортного средства.
     
     Таким образом, если срок действия договора страхования автомобиля не превышает срока аренды, определенного договором, заключенным между организацией и физическим лицом, у последнего объекта налогообложения в виде стоимости взноса по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств не возникает в связи с тем, что при наступлении страхового случая с арендованным автомобилем страховое возмещение получает организация, обязанная согласно ст. 622 ГК РФ вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором она его получила. При этом в договоре обязательного страхования гражданской ответственности арендованного автомобиля в качестве страхователя должна быть указана организация.
     

Представление сведений по форме N 2-НДФЛ и перечисление налога на доходы физических лиц

     
     Представительство иностранной компании зарегистрировано и поставлено на учет в г. Москве. В связи с организацией стационарных мест в г. Санкт-Петербурге был создан информационный офис компании (подразделение компании), который не имеет собственных банковских рублевых и валютных счетов в российских банках, иных денежных средств. Организация учета, расчет и выплата заработной платы, а также иных начислений сотрудникам этого подразделения компании по договорам гражданско-правового характера осуществляются бухгалтерией московского представительства. Заработная плата перечисляется сотрудникам подразделения компании в г. Санкт-Петербург с расчетного счета из г. Москвы. В бюджет какого города должна осуществляться уплата налога на доходы физических лиц - сотрудников подразделения компании, а также куда должны представляться сведения о доходах этих физических лиц?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 58 НК РФ порядок уплаты федеральных налогов устанавливается в соответствии с данной статьей Кодекса применительно к каждому налогу.
     
     В части уплаты налога на доходы физических лиц согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ. Указанные в п. 1 ст. 226 НК РФ постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации признаются налоговыми агентами и соответственно обязаны согласно п. 2 ст. 230 Кодекса представлять в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов.
     
     При этом п. 7 ст. 226 НК РФ установлено, что налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. О применении действия вышеуказанной нормы НК РФ для постоянных представительств иностранных организаций в Российской Федерации в Кодексе прямых указаний не содержится. В связи с этим сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого работникам этих обособленных подразделений.
     
     Следовательно, если постоянное представительство иностранной организации, находящееся в г. Москве, производит начисление и выплату заработной платы российским сотрудникам обособленного подразделения представительства, расположенного и осуществляющего деятельность в г. Санкт-Петербурге, то перечисление удержанных платежей по налогу на доходы физических лиц должно осуществляться в бюджет г. Санкт-Петербурга, а представление соответствующих сведений о доходах физических лиц должно осуществляться в налоговый орган по месту учета (регистрации) представительства.
     
     Как надо было правильно заполнить справку о доходах физического лица по форме N 2-НДФЛ, отражая налог на доходы физических лиц, исчисленный с заработной платы за декабрь 2004 года, но удержанный при фактической выплате заработной платы в следующем году: сумма, указанная в п. 6.5 "Долг по налогу за налогоплательщиком", или сумма, указанная в п. 3.6 "Сумма налога исчисленная", должна быть равна сумме, приведенной в п. 3.7 "Сумма налога удержанная"?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором, то есть исчисление сумм налога с заработной платы производится налоговым агентом в конце того месяца, за который был начислен такой доход.
     
     Согласно п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно при фактической выплате дохода, то есть удержание налога происходит в момент выдачи заработной платы.
     
     Следовательно, налог с заработной платы за декабрь 2004 года, выплаченной в январе 2005 года, должен был быть удержан и перечислен в бюджет в январе 2005 года при фактической выплате дохода. Однако сумму налога, как начисленную, так и удержанную, следовало отразить в налоговой карточке за 2004 год, поскольку этот налог был исчислен с дохода 2004 года.
     
     Таким образом, при заполнении справки о доходах физического лица за 2004 год (далее - Справка о доходах) по соответствующему коду дохода должна была быть отражена начисленная заработная плата за декабрь; также должны были быть заполнены строки "Сумма налога исчисленная" и "Сумма налога удержанная" независимо от того, что фактически налог должен был быть перечислен в соответствующий бюджет в январе следующего года.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что если на момент заполнения Справки о доходах налог на доходы физических лиц исчислен, но не удержан и соответственно не перечислен в бюджет, то в этой форме неудержанная сумма налога не отражается. Такой порядок учета применяется для правильной корректировки суммы налога и дохода налогоплательщика за конкретный налоговый период с учетом налоговых вычетов, установленных ст. 219 и подпунктом 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, относящихся к этому налоговому периоду.
     
     Если налог на доходы физических лиц был удержан и перечислен после представления Справки о доходах за 2004 год в налоговый орган, то налоговый агент должен был представить сведения о доходах физических лиц в виде новой справки взамен ранее представленной. При оформлении новой справки следовало проставить ее новые номер и дату составления.
     

Налогообложение доходов, полученных в натуральной форме и в виде материальной выгоды

     
     Организация заключила договоры с негосударственными дошкольными учреждениями на содержание детей сотрудников. Стоимость услуг за одного ребенка согласно договорам составляет 3000 руб. и не является родительской платой. Каждый родитель уплачивает родительскую плату до-школьному учреждению лично в размере 350 руб. ежемесячно. Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость неоплаченных услуг за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении (2650 руб.), учитывая, что постановление Верховного Совета Российской Федерации от 06.03.1992 N 2464-1 "Об упорядочении платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях и о финансовой поддержке системы этих учреждений" утратило силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Пунктом 2 ст. 211 НК РФ предусмотрено, что оплата (полностью или частично) стоимости товаров (работ, услуг) в интересах налогоплательщика за счет средств организации является доходом, полученным в натуральной форме, подлежащим включению в налоговую базу такого физического лица для исчисления налога на доходы физических лиц по ставке 13 %. Принципиальным положением для возникновения данного дохода является то, что размер дохода должен быть определен применительно к налогоплательщику (то есть оплата должна быть персонифицирована).
     
     Организации имеют право осуществлять затраты на содержание объектов социальной сферы в индивидуальном порядке, а также затраты, направленные на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц (обезличенно), путем содержания объектов социальной сферы, включая детские сады. Во втором случае средства направляются непосредственно данному объекту на его нужды [например, дополнительное дотирование с целью ограничения цен на товары (работы, услуги)], а не физическим лицам. В таком случае невозможно определить доход, приходящийся на конкретное физическое лицо, и соответственно объекта обложения налогом на доходы физических лиц не возникает.
     
     Если работодатель оплачивает стоимость услуг за содержание детей своих сотрудников в негосударственных дошкольных учреждениях, то он как налоговый агент обязан определить налоговую базу, исчислить и удержать налог на доходы физических лиц с данных сотрудников на момент оплаты этих услуг. При этом в налогооблагаемую базу не включается уплаченная каждым родителем плата в размере 350 руб.
     
     Физическое лицо заключило договор на привлечение заемных средств в долларах США от организации-нерезидента, не имеющей представительства и не зарегистрированной на территории Российской Федерации. Процентная ставка по договору - 6 % годовых, период действия договора - один год, срок уплаты процентов - в конце срока действия договора.
     
     Возникает ли у физического лица - резидента доход в виде материальной выгоды при привлечении заемных средств в долларах США от организации-нерезидента?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, налоговая база по налогу на доходы физических лиц рассчитывается как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 % годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Если физическое лицо является налоговым резидентом Российской Федерации, то доход в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от организации-нерезидента, подлежит налогообложению на общих основаниях в соответствии с положениями п. 2 ст. 212 НК РФ по ставке 35 %. Определение налоговой базы осуществляется на день уплаты процентов по полученным заемным средствам, но не реже чем один раз в календарный год.
     
     По доходу в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами, полученными от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, налогоплательщик самостоятельно определяет налоговую базу, исчисляет и уплачивает налог на доходы физических лиц на основании налоговой декларации, представляемой в налоговый орган по месту жительства налогоплательщика не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором был получен доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах по заемным средствам.
      
     Условиями долгосрочного (более одного налогового периода) кредитного договора установлено, что, если в течение срока действия настоящего договора ставка рефинансирования, устанавливаемая Банком России, изменится, процентная ставка по договору считается автоматически измененной. Датой изменения процентной ставки по кредитному договору считается дата изменения ставки рефинансирования Банка России. Проценты по кредитному договору уплачиваются ежемесячно.
     
     С какой суммой должна сравниваться сумма ежемесячно уплачиваемых процентов при определении дохода в виде материальной выгоды: с суммой процентов, исчисленных исходя из трех четвертых ставки рефинансирования на дату выдачи кредита, или с суммой процентов, исчисленных исходя из трех четвертых ставки рефинансирования, действующей на дату уплаты процентов по кредиту?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, налоговая база по налогу на доходы физических лиц рассчитывается как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Из содержания вышеприведенной нормы НК РФ следует, что при определении материальной выгоды применяется ставка рефинансирования Банка России, установленная на дату получения заемных (кредитных) средств, независимо от того, менялась ли она в течение срока пользования этими средствами.
     
     Следовательно, в рассматриваемой ситуации при определении материальной выгоды на день уплаты процентов по полученным кредитным средствам сумма ежемесячно уплаченных процентов за кредит должна сравниваться с суммой процентов, исчисленных исходя из трех четвертых ставки рефинансирования Банка России на дату выдачи кредитных средств.
     

Применение налоговой ставки при получении выигрыша

     
     В целях привлечения покупателей индивидуальный предприниматель провел рекламную акцию по розыгрышу 36 кг валюты Российской Федерации среди покупателей, совершивших покупки стоимостью свыше 1000 руб. В результате проведенной рекламной акции физическое лицо, которое приобрело фотоаппарат, стало участником розыгрыша и выиграло приз стоимостью 200 000 руб. По какой налоговой ставке подлежит обложению налогом на доходы физических лиц денежный приз?
     
     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению налогом на доходы физических лиц стоимость подарков, полученных налогоплательщиком от организаций или индивидуальных предпринимателей, а также стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг), в сумме, не превышающей 4000 руб. за налоговый период.
     
     Согласно ст. 226 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доход, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 2 ст. 224 НК РФ стоимость выигрыша или приза, получаемого в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, свыше 4000 руб. облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 35 %.
     
     В рассматриваемой ситуации физическому лицу, получившему по итогам рекламной акции денежный приз стоимостью 200 000 руб., необходимо уплатить налог на доходы физических лиц со стоимости приза, превышающей 4000 руб., по ставке 35 %.
     
     Уплата не удержанных налоговым агентом сумм налога производится физическим лицом, получившим доходы, на основании налогового уведомления, направленного налогоплательщику налоговыми органами, в сроки, указанные в п. 5 ст. 228 НК РФ: первый платеж - не позднее 30 дней с даты вручения налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, второй платеж - не позднее 30 дней после первого срока уплаты.