Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     

О взимании косвенных налогов при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь

     
     15 сентября 2004 года в г. Астане было подписано Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг. Когда вышеуказанное Соглашение вступило в действие?
     
     28 декабря 2004 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 181-ФЗ "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг".
     
     Согласно ст. 9 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004) оно вступило в силу одновременно с даты последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами необходимых внутригосударственных процедур.
     
     Обмен ратификационными грамотами по дипломатическим каналам Сторонами был завершен 1 января 2005 года.
     
     Таким образом, Соглашение от 15.09.2004 вступило в силу с 1 января 2005 года.
     
     Каков срок проставления налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, выставляемых российскими налогоплательщиками белорусским покупателям товаров?
     
     Проставление отметок на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами для белорусских покупателей, предусмотренное Положением о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о порядке взимания косвенных налогов), являющимся неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004, осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н "О проставлении налоговыми органами отметок на счетах-фактурах и заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов" (далее - Порядок проставления отметок на счетах-фактурах).
     
     Согласно вышеуказанному Порядку отметки на счетах-фактурах, представленных налогоплательщиками в налоговые органы по месту постановки на учет, проставляются должностными лицами налоговых органов в срок не позднее пяти рабочих дней с даты представления в налоговые органы счетов-фактур и заявлений в произвольной форме с просьбой о проставлении отметок на таких счетах-фактурах.
     
     Положением о порядке взимания косвенных налогов предусмотрено проставление налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, выставляемых российскими налогоплательщиками белорусским покупателям товаров. Каким образом осуществляется проставление отметок на счетах-фактурах, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы?
     
     Отметки на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами для белорусских покупателей и представленных налогоплательщиками в налоговые органы по месту постановки на учет, проставляются налоговыми органами согласно Порядку проставления отметок на счетах-фактурах, которым предусмотрено, что отметки на счетах-фактурах производятся должностными лицами налоговых органов посредством проставления на каждом счете-фактуре штампа "Зарегистрировано" с указанием даты регистрации и регистрационного номера, удостоверяемых подписью должностного лица налогового органа, проставившего отметку.
     
     До изготовления штампа отметки производятся посредством проставления на счетах-фактурах даты регистрации, регистрационного номера, удостоверяемых гербовой печатью налогового органа и подписью руководителя (его заместителя) налогового органа.
     
     Положением о порядке взимания косвенных налогов предусмотрено проставление налоговыми органами отметок на счетах-фактурах, выставляемых российскими налогоплательщиками белорусским покупателям товаров. На всех ли счетах-фактурах, составленных российскими налогоплательщиками - продавцами товаров для белорусских покупателей, должны проставляться такие отметки?
     
     Отметки на счетах-фактурах, составленных российскими продавцами для белорусских покупателей, проставляются налоговыми органами согласно Порядку проставления отметок на счетах-фактурах после представления налогоплательщиками в налоговые органы по месту постановки на учет соответствующих счетов-фактур.
     
     Пунктом 7 вышеуказанного Порядка определено, что если в графе 10 счета-фактуры, представленного налогоплательщиком в налоговый орган, указана иная, нежели Российская Федерация, страна происхождения, то такие счета-фактуры вручаются (направляются по почте) налогоплательщику или его представителю без проставления на них отметки налогового органа.
     
     Таким образом, отметки налоговых органов проставляются на счетах-фактурах, составленных российскими налогоплательщиками для белорусских покупателей, по тем товарам, страной происхождения которых признается Российская Федерация.
     
     Российская организация, использующая освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, ввозит товар с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации. Уплачивает ли в данном случае российская организация НДС?
     
     Порядок взимания НДС при ввозе товаров с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации регулируется нормами Соглашения от 15.09.2004 и Положения о порядке взимания косвенных налогов.
     
     Пунктом 1 раздела I вышеуказанного Положения установлено, что взимание косвенных налогов (включая НДС) по товарам, ввозимым на территорию государства одной Стороны c территории государства другой Стороны, осуществляется налоговыми органами по месту постановки на учет налогоплательщиков, включая налогоплательщиков, плательщиков налогов, сборов и пошлин, применяющих специальные режимы налогообложения.
     
     Таким образом, налогоплательщик, использующий освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь уплачивает НДС по данным операциям.
     
     Российская организация, перешедшая на упрощенную систему налогообложения, уплатила НДС при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь. Имеет ли право российская организация на вычет вышеуказанных сумм НДС?
     
     Пунктом 8 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов предусмотрено, что суммы НДС, уплаченные по товарам, ввозимым с территории государства одной из Сторон на территорию государства другой Стороны, подлежат вычетам в порядке, предусмотренном национальным законодательством государств Сторон.
     
     На территории Российской Федерации обложение НДС регулируется нормами главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Применение налоговых вычетов осуществляется в соответствии с порядком, установленным ст. 171, 172 и 176 НК РФ, которыми предусмотрено, что право на налоговые вычеты имеют только плательщики НДС.
     
     В связи с тем что налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС, то право на вычет сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, у них не возникает.
     
     Российский налогоплательщик приобретает товары на территории Республики Беларусь и ввозит их на территорию Российской Федерации. При этом дата ввоза товаров и дата постановки на учет ввезенных товаров не совпадают и приходятся на разные налоговые периоды. Следует ли в этом случае представлять в налоговый орган декларацию по ввозимым товарам за налоговый период, в котором товар был ввезен, но не принят на учет?
     
     В соответствии с п. 6 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы соответствующие налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров.
     
     Таким образом, за налоговые периоды, в которых ввезенные товары не были приняты на учет, налоговая декларация в отношении операций, связанных с ввозом товаров, в налоговые органы не представляется.
     
     Распространяются ли нормы Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 в части освобождения от уплаты НДС на товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области с территории Республики Беларусь?
     
     Согласно п. 7 раздела I Положения о порядке взимания косвенных налогов косвенные налоги не взимаются в отношении товаров, ввозимых с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны, которые в соответствии с законодательством государств Сторон не подлежат налогообложению при ввозе на таможенную территорию государств Сторон. В связи с этим товары, ввозимые на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, не подлежат обложению НДС в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации вышеуказанные товары при их ввозе на территорию Российской Федерации не облагаются этим налогом. Перечень таких товаров установлен ст. 150 НК РФ. При этом следует отметить, что в данный перечень не включены товары, ввозимые на территорию Особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ).
     
     Освобождение от обложения НДС товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ, в рамках Федерального закона от 22.01.1996 N 13-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" является особенностью применения таможенного режима свободной таможенной зоны и распространяется на все товары, в том числе на товары, не предусмотренные ст. 150 НК РФ.
     
     Таким образом, белорусские товары, ввозимые на территорию ОЭЗ, подлежат обложению НДС в соответствии с нормами Соглашения от 15.09.2004 в случае, если в отношении таких товаров таможенные органы не осуществляют таможенный контроль и таможенное оформление или данные товары, не освобождены от обложения НДС в соответствии со ст. 150 НК РФ.
      
     Применяются ли положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 в отношении операций по передаче оборудования в лизинг при условии, что в соответствии с условиями договора лизинга переход права собственности на объект лизинга не происходит?
     
     Нормами ст. 2 Соглашения от 15.09.2004 и раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов предусмотрено применение налоговой ставки НДС в размере 0 % при экспорте товаров. При этом в соответствии с положениями ст. 1 вышеуказанного Соглашения под экспортом товаров понимается вывоз товаров, реализуемых плательщиками НДС, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" деятельность по передаче имущества в лизинг в рамках договора лизинга рассматривается как оказание услуги. В связи с этим передача оборудования в лизинг не является операцией по реализации товара.
     
     Таким образом, вышеуказанные нормы Соглашения от 15.09.2004 и Положения о порядке взимания косвенных налогов в отношении операций по передаче оборудования в рамках лизинговых договоров, не предусматривающих переход права собственности на объект лизинга, не применяются.