Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

         
     Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

Учет займодавцем процентов по кредиту

    
     В соответствии с условиями договора займа между физическим лицом - займодавцем и организацией-заемщиком организация уплатила физическому лицу проценты за пользование заемными средствами. Величина уплаченных процентов не превысила ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза. Уплаченные займодавцу проценты включены организацией в состав внереализационных расходов, учитываемых для целей исчисления налога на прибыль.
     
     Является ли отсутствие у займодавца статуса кредитной организации обстоятельством, не позволяющим включать вышеуказанные затраты в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 п. 1 ст. 265 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со ст. 269 и 291 настоящего Кодекса), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.
     
     При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа [текущего и (или) инвестиционного]. Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).
     
     Нормы главы 25 НК РФ, регулирующие учет расходов для целей налогообложения прибыли, не содержат каких-либо исключений из порядка учета во внереализационных расходах процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе по возникающим из договоров займа.
     
     Согласно нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
     
     Если иное не предусмотрено законом или договором займа, займодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства займодавца (а если займодавцем является юридическое лицо - в месте его нахождения) ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части.
     
     Кроме того, согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Таким образом, понятие "заем" используется в законодательстве о налогах и сборах в том же значении, что и в гражданском законодательстве, поскольку иное не предусмотрено НК РФ.
     

Учет дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности

     
     В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено, что арбитражным судом вынесено решение о взыскании с ООО в пользу ЗАО суммы долга за нарушение условий договора поставки продукции. Датой возникновения долга в сумме 900 000 руб. признано 21 января 2002 года. Решение суда вступило в законную силу 19 марта 2002 года. Несмотря на передачу дела в исполнительное производство, денег по истечении трех лет с момента возникновения долга ЗАО так и не получило.
     
     В каком порядке ЗАО могло учесть дебиторскую задолженность с истекшим сроком исковой давности в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль в 2004 году?
     
     В соответствии со ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
     
     Учитывая, что по делу, упомянутому в данной ситуации, решение суда вступило в законную силу 19 марта 2002 года, течение срока исковой давности начинается с 20 марта 2002 года (ст. 191 ГК РФ, в соответствии с которой течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало).
     
     Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрено применение понятия исковой давности в значении, отличном от применяемого в гражданском законодательстве, ЗАО было обязано придерживаться вышеуказанных сроков.
     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     Таким образом, признанная судом задолженность в сумме 900 000 руб. считается для целей налогообложения прибыли не безнадежным долгом, а сомнительным долгом до 20 марта 2005 года.
     
     У ЗАО нет оснований включить сумму сомнительного долга в состав внереализационных расходов, но имеется право создания резерва по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 266 НК РФ.
     

Учет результатов инициативной переоценки ценных бумаг

     
     ОАО предполагает увеличить уставный капитал за счет переоценки имущественных объектов. В составе имущества общества числятся акции, не обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг. Имеет ли ОАО право произвести по итогам календарного года переоценку стоимости имеющихся акций исходя из оценки стоимости чистых активов эмитентов в соответствии с приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ"?
     
     Инициативная переоценка акций в соответствии с приказом Минфина России N 10н, ФКЦБ России N 03-6/пз от 29.01.2003 правомерна, поскольку не запрещена каким-либо нормативным правовым актом.
     
     В соответствии с подпунктом 24 п. 1 ст. 251 НК РФ положительная разница, полученная от переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости, не учитывается в составе доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

М.М. Щербинина,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     

Налогообложение организаций, реализующих коммунальные услуги населению

     
     В соответствии с установленным порядком начисление, обработка, сбор с населения платежей за жилищно-коммунальные услуги на территории муниципального образования производятся в Едином расчетном кассовом центре администрации города на договорной основе с предприятиями - поставщиками этих услуг (товаров), в том числе за централизованное теплоснабжение с муниципальным унитарным предприятием.
     
     При этом начисление платежей производится ежемесячно по каждой услуге (товару) по установленным тарифам с раздачей потребителям (квартиросъемщикам) счетов-квитанций, где указывается общее начисление платежей с выделением "выпадающих" доходов по льготам и субсидиям. Компенсация муниципального унитарного предприятия вышеназванных "выпадающих" доходов из бюджета, как правило, осуществляется со значительным опозданием. Каков порядок налогообложения доходов, полученных муниципальным унитарным предприятием (определяющим доходы по методу начисления) от реализации жилищно-коммунальных услуг?
     
     Согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и другим законодательным актам, в которых регулируется предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, источником компенсации льгот по оплате коммунальных услуг определены средства федерального бюджета или средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     В связи с этим организациям, реализующим коммунальные услуги населению, сумма "выпадающих" доходов, образующаяся в результате установления отдельным категориям граждан льгот по оплате коммунальных услуг, возмещается из федерального бюджета или из бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются вышеуказанные цены (тарифы).
     
     Учитывая вышеизложенное, организации, реализующие услуги населению в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по льготным тарифам, учитывают выручку за оказанные услуги по регулируемым тарифам без применения льгот, установленных для отдельных категорий населения.
     
     При этом организации, реализующие коммунальные услуги населению по регулируемым ценам, учитывают средства, полученные из федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации на покрытие сумм превышения расходов над доходами (покрытие убытков), в составе внереализационных доходов, в том числе в случае, если сумма полученных из бюджета средств больше суммы превышения расходов над доходами.
     
     Для организаций, определяющих доходы по методу начисления, ст. 271 НК РФ установлено, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что изменение порядка признания доходов при методе начисления для организаций, оказывающих коммунальные услуги населению, вследствие несвоевременного поступления средств из бюджета для компенсации "выпадающих" доходов в связи с применением льготных и регулируемых тарифов за оказанные услуги, главой 25 НК РФ не предусмотрено.
     
     Таким образом, муниципальное унитарное предприятие, о котором идет речь в ситуации, должно учитывать доходы от реализации жилищно-коммунальных услуг в том отчетном периоде, в котором они оказаны, вне зависимости от фактического поступления денежных средств.
     
     Средства, причитающиеся организации на покрытие убытков, отражаются исходя из возникших обязательств бюджета перед налогоплательщиком.
     
     Задолженность бюджета, возникшая перед организацией, может учитываться в составе сомнительных и безнадежных долгов в соответствии со ст. 266 НК РФ.
     

Налогообложение при реализации собственной сельскохозяйственной продукции

     
     Организация производит сельскохозяйственную продукцию, в том числе выращивает зерновые культуры и виноград. Кроме того, она занимается переработкой винограда и изготавливает вино на принадлежащем ей винозаводе. Имеет ли право эта организация по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, применять ставки налога на прибыль, установленные ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ?
     
     Статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в ред. от 11.11.2003 N 147-ФЗ) налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, установлена в следующих порядке и размерах:
     
     - в 2004 - 2005 годах - 0 %;
     
     - в 2006 - 2008 годах - 6 %;
     
     - в 2009 - 2011 годах - 12 %;
     
     - в 2012 - 2014 годах - 18 %;
     
     - начиная с 2015 года - в соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ.
     
     Статья 11 НК РФ не определяет понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители" в целях настоящего Кодекса; в главе 25 НК РФ также не дано определение этого понятия.
     
     В главе 26.1 НК РФ приводится понятие "сельскохозяйственные товаропроизводители", но только для целей этой главы Кодекса.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Поскольку частью первой и главой 25 НК РФ не установлено иное, в целях главы 25 настоящего Кодекса должно применяться понятие "сельскохозяйственный товаропроизводитель", приведенное в Федеральном законе от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации", согласно ст. 1 которого сельскохозяйственный товаропроизводитель - это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 % общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 % общего объема производимой продукции.
     
     При оценке произведенной сельскохозяйственной продукции налогоплательщикам следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, в соответствии с п. 203 которых готовая продукция может оцениваться в аналитическом и синтетическом бухгалтерском учете организации по фактической производственной себестоимости или по нормативной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием в процессе производства основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и других затрат на производство продукции.
     
     При отнесении продукции к сельскохозяйственной налогоплательщики должны применять Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, утвержденный постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301.
     
     Таким образом, для применения дифференцированных ставок по налогу на прибыль организация должна быть признана сельскохозяйственным товаропроизводителем. Если организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем и реализует сельскохозяйственную продукцию и промышленную продукцию (полученную этой организацией в результате переработки сырья из собственной выращенной сельскохозяйственной продукции), то она имеет право применять в отношении прибыли, полученной по такой деятельности, ставки налога на прибыль, установленные ст. 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ. Вышеуказанный порядок распространяется также на сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся производством и переработкой винограда.
     
Д.В. Осипов
     

Учет расходов, связанных с приобретением акций

     
     Включаются расходы, связанные с приобретением акций (стоимость услуг независимого оценщика, консультационные и юридические услуги), в стоимость приобретаемых акций или следует признавать такие расходы в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в текущем периоде?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 280 НК РФ при реализации (или ином выбытии) ценных бумаг, в том числе инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда, расходы определяются исходя из цены приобретения ценной бумаги (включая расходы на ее приобретение), затрат на ее реализацию, размера скидок с расчетной стоимости инвестиционных паев, суммы накопленного купонного (процентного) дохода, уплаченной налогоплательщиком продавцу ценной бумаги. При этом в расход не включаются суммы накопленного купонного (процентного) дохода, ранее учтенные при налогообложении.
     
     Согласно подпункту 7 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления внереализационных и прочих расходов применительно к расходам, связанным с приобретением ценных бумаг, включая их стоимость, признается дата реализации или иного выбытия ценных бумаг.
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы (стоимость услуг независимого оценщика, консультационные и юридические услуги), непосредственно связанные с приобретением акций (долей, паев), соответствующие критериям, установленным ст. 252 НК РФ, формируют учетную стоимость ценных бумаг в целях налогообложения прибыли организации. Вышеуказанные расходы учитываются для целей налогообложения прибыли организации при реализации ценных бумаг.
     

Учет затрат на приобретение бланков векселей

     
     Организация, не являющаяся профессиональным участником рынка ценных бумаг, реализует векселя для привлечения денежных средств. Для этого она приобретает (покупает) бланки векселей. Можно ли отнести к расходам для целей налогообложения прибыли затраты организации на приобретение бланков векселей?
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 265 НК РФ к расходам для целей налогообложения прибыли относятся расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление или приобретение бланков, регистрацию ценных бумаг, расходы, связанные с обслуживанием собственных ценных бумаг, в том числе расходы на услуги реестродержателя, депозитария, платежного агента по процентным (дивидендным) платежам, расходы, связанные с ведением реестра, предоставлением информации акционерам в соответствии с законодательством Российской Федерации, и другие аналогичные расходы.
     
     Учитывая вышеизложенное, у организации, не являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, выступающей в роли заемщика и оформляющей отношения займа или задолженность по оплате товаров (рассрочка платежа) с использованием векселя, затраты на приобретение бланков векселей признаются для целей налогообложения прибыли в качестве косвенных расходов с даты выпуска собственных векселей.