Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

    

О налоге на прибыль

     
     Н.Н. Белова
     
     Организация выявила в 2000 году ошибку, относящуюся к 1998 году: в составе внереализационных расходов не была отражена вся сумма курсовых разниц периода с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года.
     
     После выявления данной ошибки организация отразила вышеуказанные курсовые разницы в бухгалтерской отчетности 2000 года в составе внереализационных расходов как убытки прошлых лет, выявленные в текущем (отчетном) налоговом периоде.
     
     Правомерны ли в данном случае действия налогоплательщика в части отражения вышеуказанных курсовых разниц как убытков прошлых лет, выявленных в текущем (отчетном) налоговом периоде, и мог ли налогоплательщик признать их убытком в целях налогообложения и перенести на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ?
     
     Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшавшая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) признавалась убытком в целях налогообложения и переносилась на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ.
     
     Убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышавшей сумму убытка, числившегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признавался убытком в целях налогообложения и переносился на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ (п. 4 ст. 10 Закона N 110-ФЗ).
     
     Определение суммы убытка, полученного до 1 января 2002 года, производилось в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1; утратил силу с 1 января 2002 года, за исключением отдельных положений).
     
     В соответствии с п. 5 ст. 6 Закона N 2116-1 при определении размера вышеуказанной льготы в налоговом расчете принимались понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), а за 1998 год - также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона N 2116-1.
     
     В расчете не учитывались убытки, возникшие в результате сокрытия или занижения прибыли, убытки, понесенные до 1 января 1996 года в результате превышения фактических расходов на оплату труда по сравнению с их нормированной величиной, а также убытки, возникшие от превышения лимитов, норм и нормативов, установленных законодательством Российской Федерации по учету затрат, включавшихся в себестоимость продукции (работ, услуг), учитывавшихся при расчете налогооблагаемой прибыли.
     
     Таким образом, при определении величины убытков, которые могут быть перенесены на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ, принимаются понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), отражаемые по строке 050 формы 2 "Отчет о прибылях и убытках" соответствующего налогового периода, а за 1998 год - убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона N 2116-1.
     
     При этом если убыток от реализации продукции (работ, услуг) (в 1998 году - также убыток по курсовым разницам, предусмотренный п. 14 ст. 2 Закона N 2116-1) превышает убыток по балансу предприятия, то принимается к возмещению убыток по балансу. В случае превышения убытка по балансу над убытком от реализации продукции (работ, услуг) принимается к возмещению убыток от реализации продукции (работ, услуг). Если от реализации продукции (работ, услуг) получен убыток, а в целом по балансу имеется прибыль, то вышеназванная льгота не предоставляется.
     
     При определении суммы убытка, полученного организацией за 2000 год, подлежавшего переносу на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ, который образовался в результате отражения организацией в 2000 году в составе внереализационных расходов курсовых разниц, относившихся к периоду с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года, как убытков прошлых налоговых периодов, выявленных в текущем (отчетном) налоговом периоде (в данном случае - в 2000 году), следует учитывать, что, поскольку п. 5 ст. 6 Закона N 2116-1 было установлено, что в расчет льготы принимались понесенные предприятием или организацией убытки от реализации продукции (работ, услуг), при получении организацией прибыли от реализации продукции (работ, услуг), убытки прошлых лет, выявленные в текущем (отчетном) периоде, переносу на будущее в соответствии со ст. 283 НК РФ не подлежали.
     
     Иными словами, в данном случае организация в 2000 году, получив прибыль от реализации продукции (работ, услуг) и отразив в составе внереализационных расходов курсовые разницы, относившиеся к периоду с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года, как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем (отчетном) налоговом периоде, не имела права переносить вышеуказанные убытки по курсовым разницам на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ, поскольку она имела в 2000 году прибыль от реализации продукции (работ, услуг), а льготированию подлежал только убыток от такой реализации. Кроме того, вышеуказанные курсовые разницы являлись в 2000 году убытками прошлых лет, выявленными в текущем (отчетном) периоде, которые в расчет льготы в условиях действия Закона N 2116-1 не принимались. Следовательно, и переносу на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ, они не подлежали.
     
     Кроме того, налогоплательщику, отразившему в составе внереализационных расходов курсовые разницы, относившиеся к периоду с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года, как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем (отчетном) налоговом периоде, необходимо было учитывать следующее.
     
     Пунктом 1 ст. 81 НК РФ установлено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан  внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию.
     
     Согласно ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
     
     Статьей 54 НК РФ также предусмотрена норма, согласно которой в случае невозможности определения конкретного периода, к которому относятся ошибки (искажения), корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Именно такие случаи и предусмотрены положениями подпункта 10 ст. 250 НК РФ (в отношении внереализационных доходов), а также подпунктом 1 п. 2 ст. 265 настоящего Кодекса (в отношении внереализационных расходов).
     
     В таких случаях налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль организаций за налоговый период, в котором совершена ошибка.
     
     При этом если ошибки (искажения), выявленные в отчетных (налоговых) периодах, относятся к периоду до 1 января 2002 года, то налогоплательщик представляет в налоговый орган уточненный Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли по форме, установленной инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (утратила силу с 1 января 2002 года).
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в отчетных (налоговых) периодах, наступивших после 1 января 2002 года, уточненная налоговая декларация по налогу на прибыль организаций представляется по форме, утвержденной приказом МНС России от 07.12.2001 N БГ-3-02/542.
     
     В данном случае налогоплательщику, отразившему в составе внереализационных расходов курсовые разницы, относившиеся к периоду с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года, как убытки прошлых налоговых периодов, выявленные в текущем (отчетном) налоговом периоде, известен период совершения ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы - 1998 год. Налогоплательщику следовало представить в налоговый орган уточненный Расчет (налоговую декларацию) налога от фактической прибыли за 1998 год по форме, установленной инструкцией МНС России от 15.06.2000 N 62.
     
     Если по выявленным в отчетном (налоговом) периоде расходам прошлых лет не представляется возможным определить конкретный период совершения ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, то вышеуказанные расходы отражаются в составе внереализационных расходов, то есть корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     Аналогией с вышеизложенным читателям журнала следует руководствоваться и в отношении доходов прошлых лет, выявленных в текущем отчетном (налоговом) периоде, при невозможности их отнесения к конкретному периоду совершения ошибки (искажения) в исчислении налоговой базы, то есть вышеуказанные доходы подлежат отражению в составе внереализационных доходов.
     
     Вышеуказанные расходы прошлых лет подлежат отражению по строке 090 Приложения N 7 к Листу 02 "Внереализационные расходы и убытки, приравниваемые к внереализационным расходам" Декларации по налогу на прибыль организаций по форме, утвержденной приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614, а доходы прошлых лет - по строке 060 Приложения N 6 к Листу 02 "Внереализационные доходы" Декларации.
     
Т.М. Гуркова
     
     Вправе ли организация учесть в расходах при определении налоговой базы для целей налогообложения прибыли затраты по оплате дополнительного выходного дня сотруднику, являющемуся инвалидом, если это предусмотрено в трудовом договоре, заключенном с этим работником?
     
     В соответствии со ст. 252 НК РФ расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
     
     Согласно п. 2 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
     
     В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Кроме того, согласно п. 21 ст. 270 НК РФ для целей налогообложения прибыли учитываются вознаграждения, выплачиваемые на основании трудовых договоров (контрактов).
     
     Требования, предъявляемые к трудовому договору, предусмотрены разделом III Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). При этом к существенным условиям трудового договора отнесены режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных в организации); условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
     
     Статьей 23 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены особенности режима работы для инвалидов I и II групп, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
     
     При этом не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
     
     Исходя из вышеизложенного в целях налогообложения прибыли учитываются расходы по оплате труда инвалидов в тех размерах, в которых это предусмотрено трудовыми договорами и которые разработаны с учетом применяемых в организациях систем оплаты труда, учитывающих требования трудового законодательства.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Можно ли принимать к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), используемым исключительно для осуществления операций, облагаемых НДС, если организация осуществляет операции, как облагаемые НДС, так и освобождаемые от обложения этим налогом, и не ведет раздельного учета по этим операциям?
     
     В соответствии с абзацем седьмым п. 4 ст. 170 НК РФ налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций. При этом согласно абзацу восьмому данного пункта ст. 170 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включается.
     
     Таким образом, при отсутствии раздельного учета суммы НДС, уплаченные поставщикам товаров (работ, услуг), используемых для осуществления как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, к вычету не принимаются и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, не включаются.
     
     Что касается сумм НДС, уплаченных по товарам (работам, услугам), используемым исключительно для осуществления операций, облагаемых НДС, то такие суммы налога принимаются к вычету в общеустановленном порядке независимо от наличия раздельного учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не облагаемых НДС операций.
     
     Поставщик организации указывает в графе "Наименование товара" счета-фактуры только артикул поставляемого товара. Можно ли по такому счету-фактуре принять к вычету уплаченный НДС?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 данной статьи Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.
     

     Согласно подпункту 5 п. 5 ст. 169 НК РФ в счете-фактуре должно быть указано наименование поставляемых (отгруженных) товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, счета-фактуры, в которых в графе "Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)" указан артикул товара без приведения его наименования, основанием для вычета сумм НДС, уплаченных поставщику этого товара, не являются.
     
З.А. Чехарина,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Банк продает клиенту драгоценные металлы с отражением по обезличенному металлическому счету клиента без изъятия драгоценных металлов из сертифицированного хранилища банка. По истечении определенного срока клиент изымает драгоценные металлы из сертифицированного хранилища банка. В какой момент банк должен уплатить в бюджет НДС и выставить клиенту счет-фактуру?
     
     Согласно подпункту 9 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации драгоценных металлов в слитках Банком России и банками не подлежат обложению НДС при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ (Государственном хранилище ценностей, хранилище Банка России или хранилищах банков). В связи с этим операции по реализации слитков драгоценных металлов, осуществляемые банком и отражаемые по обезличенным металлическим счетам клиентов без изъятия драгоценных металлов из сертифицированного хранилища банка-продавца, обложению НДС не подлежат.
     
     В случае изъятия драгоценных металлов из сертифицированного хранилища банка-продавца, включая изъятие драгоценных металлов, стоимость которых ранее была зачислена на обезличенный металлический счет клиента, такие операции подлежат обложению НДС. При этом НДС уплачивается в бюджет в сроки, установленные для его уплаты за тот налоговый период, в котором драгоценные металлы изымаются из хранилища, исходя из их стоимости на  момент изъятия.
     
     Что касается оформления счетов-фактур по вышеуказанным операциям, то на основании п. 4 ст. 169 НК РФ счета-фактуры банками не составляются только по операциям, не подлежащим обложению НДС (освобождаемым от налогообложения). Поэтому при изъятии слитков драгоценных металлов из хранилища банка-продавца счета-фактуры выставляются в общеустановленном порядке, то есть не позднее пяти дней после изъятия драгоценных металлов из хранилища.
     
Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

     Имеет ли право организация, уплачивавшая в 2004 году единый сельскохозяйственный налог, но перешедшая на общий режим налогообложения в связи с несоблюдением условий, предусмотренных п. 4 ст. 346.3 НК РФ, определять для целей исчисления и уплаты НДС налоговую базу по налогу по мере поступления денежных средств?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 346.3 НК РФ если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 %, налогоплательщики должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь вышеуказанный налоговый период. При этом согласно п. 2 ст. 346.7 НК РФ для налогоплательщиков, уплачивающих единый сельскохозяйственный налог, налоговым периодом признается календарный год.
     
     Таким образом, поскольку у организации, о которой идет речь в ситуации, уплачивавшей в 2004 году единый сельскохозяйственный налог, по итогам 2004 года доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70%, то такая организация должна была произвести перерасчет налоговых обязательства за 2004 год, в том числе по НДС, исходя из общего режима налогообложения. В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), осуществленные организацией в 2004 году, подлежали обложению НДС в порядке, установленном главой 21 НК РФ.
     
     На основании п. 1 и 12 ст. 167 НК РФ момент определения налоговой базы по НДС определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, которая утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Если налогоплательщик не определил, какой способ момента определения налоговой базы он будет использовать для целей исчисления и уплаты НДС, то он должен применять момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание, что организацией, уплачивавшей в 2004 году единый сельскохозяйственный налог и по итогам этого года утратившей право на применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на 2004 год учетная политика для целей исчисления и уплаты НДС и соответственно момент определения налоговой базы по налогу не утверждались, то такая организация должна была определять в 2004 году для целей обложения НДС момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов.
     

Налогообложение внешнеэкономической деятельности

     
     С.В. Плужникова,
зам. начальника отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Российская организация заключила договор на транспортно-экспедиторские услуги с иностранной компанией - резидентом Королевства Дания по доставке грузов на условиях FSA из Германии в Москву путем привлечения других иностранных юридических лиц - перевозчиков. Оплата услуг осуществляется на счета компании-экспедитора. Являются ли в данной ситуации доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу - резиденту Королевства Дании на основании договора о транспортно-экспедиторских услугах, доходами от международных перевозок?
     
     Согласно п. 2 ст. 8 Конвенции от 08.02.1996 между Правительством РФ и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество доход от международных перевозок включает доход, получаемый от прямого использования, сдачи в аренду или использования в любой другой форме транспортных средств, включая использование, содержание или аренду контейнеров и сопутствующего оборудования.
     
     Как следует из вопроса, иностранная компания (резидент Королевства Дания) оказывает российской организации транспортно-экспедиторские услуги по доставке на условиях FSA грузов из Германии в Москву путем привлечения других иностранных лиц - перевозчиков. Таким образом, услуги, предоставляемые резидентом Королевства Дания, не подпадают под действие ст. 8 "Доходы от международных перевозок" Конвенции.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 309 НК РФ под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом. Транспортно-экспедиторские услуги не относятся к международным перевозкам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Таким образом, доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу - резиденту Королевства Дания на основании договора о транспортно-экспедиторских услугах, могут подлежать обложению налогом на прибыль согласно ст. 7 "Прибыль от предпринимательской деятельности" вышеуказанной Конвенции в случае, если они оказываются через постоянное представительство в Российской Федерации.
     
     Российская организация заключает договоры на реализацию авторских прав со странами - участниками СНГ. Какие документы, подтверждающие факт удержания налогов, должны быть представлены партнерами российской организации? Какими нормативными актами регламентируются требования, предъявляемые к оформлению документов, подтверждающих факт удержания налогов?
     
     Согласно ст. 311 НК РФ суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. По налогам, удержанным в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговым агентом и предъявляемым к зачету в Российской Федерации, необходимо предоставить подтверждение налогового агента об уплате (удержании) налога за пределами Российской Федерации. По нашему мнению, таким документом может служить, в частности, письмо от организации - налогового агента, подписанное уполномоченным должностным лицом и заверенное печатью (с приложением платежного поручения налоговому агенту), банку о перечислении соответствующей суммы в качестве налога, удержанного у источника (с отметкой "Исполнено").
     

О налоге на доходы физических лиц


Н.Н. Стельмах,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     В соответствии со ст. 3 Областного закона от 31.07.1996 N 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кроме форм устройства, предусмотренных ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации, могут передаваться в патронатную семью.
     
     Правомерно ли предоставление стандартного налогового вычета на каждого ребенка налогоплательщикам, на воспитании у которых находится ребенок, переданный в семью в соответствии с договором о патронатном воспитании?
     
     Статьей 123 Семейного кодекса Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (СК РФ) установлено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью [на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью], а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
     
     Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 3 Областного закона от 31.07.1996 N 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, кроме форм устройства, предусмотренных ст. 123 СК РФ, могут передаваться в патронатную семью. Положение о патронатной семье утверждается Администрацией области.
     
     Постановлением Администрации Новгородской области от 03.04.2002 N 69 "Об утверждении Положения о патронатной семье" (далее - Постановление N 69) установлено, что патронатная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданная при учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка, регламентируемых договором между учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и патронатной семьей.
     
     Согласно Постановлению N 69 участниками патронатного воспитания являются учреждение, патронатные воспитатели, органы опеки и попечительства. Патронатный воспитатель - это лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка в патронатной семье. Передача ребенка на воспитание в патронатную семью производится на основании договора, в котором устанавливается срок, на который ребенок передается в патронатную семью, права и обязанности участников договора, основания и последствия прекращения такого договора, материальное обеспечение и оплата по договору, а также другие условия. Так, договором о патронатном воспитании установлено, что администрация муниципального образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опекуном (попечителем) и законным представителем таких детей.
     

     Пунктами 9 и 10 Постановления N 69 установлено, что труд патронатных воспитателей оплачивается в соответствии со ст. 6 Областного закона "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области". Денежные средства на оплату труда патронатных воспитателей, на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, учебные и личные расходы выделяются патронатному воспитателю за счет сметы учреждения и перечисляются администрацией учреждения патронатным воспитателям на счета в банках и других кредитных организациях в размерах и сроки, установленных в договоре.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругами родителей, и на каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями. Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов родителей, опекунов или попечителей, приемных родителей.
     
     Поскольку патронатные воспитатели не относятся ни к одной из категорий налогоплательщиков, поименованных в ст. 218 НК РФ, не принимают участия в содержании ребенка, а получают за счет сметы учреждения денежные средства на оплату труда и содержание ребенка, то стандартный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 п. 1 ст. 218 Кодекса, в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на них не распространяется.
     
Е.А. Глазунова,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Предоставляется ли социальный налоговый вычет по суммам, уплаченным налогоплательщиками за услуги по лечению в ООО, ОАО, так как в соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично?
     
     В соответствии со ст. 219 НК РФ налогоплательщик может получить социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему, его супруге (супругу), его родителям и (или) детям в возрасте до 18 лет медицинскими учреждениями Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ).
     
     Вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение и приобретение медикаментов.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденными Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 N 5487-1, к частной системе здравоохранения относятся лечебно-профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской практикой и частной фармацевтической деятельностью.
     
     В частную систему здравоохранения входят медицинские и другие организации, создаваемые и финансируемые юридическими и физическими лицами.
     
     Согласно Инструкции по учету, хранению и заполнению Справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации, утвержденной приказом Минздрава России N 289, МНС России N БГ-3-04/256 от 25.07.2001, справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы Российской Федерации заполняется всеми учреждениями здравоохранения, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.
     
     На основании вышеизложенного если ООО, ОАО, имеющие соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, оказали налогоплательщику услуги по лечению, подпадающие под перечень медицинских услуг, утвержденный Правительством РФ, что подтверждается справкой этих медицинских учреждений, налогоплательщик вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом по расходам, связанным с оплатой медицинских услуг, оказанных ООО, ОАО.
     
С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Какой код должна указывать организация в поле 101 платежного поручения на уплату налога на доходы физических лиц при перечислении налога за своих штатных работников?
     
     Согласно Правилам указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (приложение N 5), информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в расчетных документах, является обязательной к заполнению при наличии в поле 101 расчетного документа двузначного показателя статуса, который определяет юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, частного нотариуса, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, главу крестьянского (фермерского) хозяйства, иное физическое лицо - клиента банка (владельца счета), кредитную организацию, орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляющий администрирование платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации, непосредственно оформивших расчетный документ.
     
     При заполнении полей 104-110 расчетного документа в поле 101 должно быть приведено одно из следующих значений статуса: налогоплательщик (плательщик сборов) - юридическое лицо ("01"), налоговый агент ("02"), сборщик налогов и сборов ("03"), налоговый орган ("04"), территориальные органы Федеральной службы судебных приставов ("05"), участник внешнеэкономической деятельности ("06"), таможенный орган ("07"), плательщик иных платежей, осуществляющий перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации (кроме платежей, администрируемых налоговыми органами) ("08"), налогоплательщик (плательщик сборов) - индивидуальный предприниматель ("09"), налогоплательщик (плательщик сборов) - частный нотариус ("10"), налогоплательщик (плательщик сборов) - адвокат, учредивший адвокатский кабинет ("11"), налогоплательщик (плательщик сборов) - глава крестьянского (фермерского) хозяйства ("12"), налогоплательщик (плательщик сборов) - иное физическое лицо - клиент банка (владелец счета) ("13"), налогоплательщик, производящий выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса Российской Федерации) ("14"), кредитная организация, оформившая расчетный документ на общую сумму на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, уплачиваемых физическими лицами без открытия банковского счета ("15").
     
     Таким образом, при заполнении организацией - налоговым агентом платежного поручения на уплату налога на доходы физических лиц в поле 101 указывается статус "02".
     
     Постановлением Правительства субъекта Российской Федерации утверждены порядок и условия предоставления субсидий гражданам на возмещение части процентных расходов по кредитам, предоставленным кредитными организациями на цели приобретения и строительства жилья. Согласно этому постановлению гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учете в органах местного самоуправления, выделяются за счет средств бюджета данного субъекта Российской Федерации субсидии на возмещение части расходов на вышеуказанные цели. Субсидии выделяются Республиканскому фонду жилья и ипотеки, который затем предоставляет их гражданам. Подлежат ли указанные субсидии обложению налогом на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
     
     Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
     
     Порядок и размер предоставления субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определены постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937, при этом данным постановлением Правительства РФ не установлен порядок выплаты субсидий на уплату процентов по кредитам на улучшение жилищных условий.
     
     Согласно п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     Учитывая вышеизложенное, выплаты, производимые гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, на возмещение части расходов по уплате процентов по кредитам, полученным на приобретение или строительство жилья, в соответствии с постановлением Правительства субъекта Российской Федерации, следует рассматривать согласно п. 2 ст. 211 НК РФ как доход физического лица, подлежащий налогообложению в общеустановленном порядке.
     

О налогообложении индивидуальных предпринимателей

     
     Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность, применяя общий режим налогообложения. Как плательщик налога на доходы физических лиц он обязан ежегодно представлять в налоговую инспекцию по месту жительства декларацию по этому налогу. В данной декларации предусмотрено, что по указанным в Приложении В "Доходы от предпринимательской деятельности и частной практики" расходам должен быть составлен подробный реестр подтверждающих документов.
     
     Как составляется данный реестр?
     
     Пунктом 5 ст. 227 НК РФ установлено, что физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета (то есть месту жительства) декларацию по налогу на доходы физических лиц. Согласно ст. 229 НК РФ налоговая декларация представляется индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, которым признается календарный год.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 227 НК РФ индивидуальные предприниматели самостоятельно определяют в налоговой декларации налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса.
     

N п/п

Наимено- вание документа

Номер и дата состав- ления документа

Наименование хозяйственной операции

Вид расходов

Сумма произведенных расходов (руб.)

Отметка о принятии к учету в составе расходов налогоплательщика (заполняется при камеральной проверке налоговым органом)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


     При этом профессиональные налоговые вычеты, установленные п. 1 ст. 221 НК РФ, предоставляются индивидуальным предпринимателям в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов от осуществляемой ими деятельности. Это означает, что понесенные налогоплательщиками расходы должны подтверждаться первичными учетными документами.
     
     Согласно п. 3.7 Инструкции по заполнению деклараций по налогу на доходы физических лиц, утвержденной приказом МНС России от 15.06.2004 N САЭ-3-04/366@, в п. 2 Приложения В "Доходы от предпринимательской деятельности и частной практики" к декларации формы 3-НДФЛ указываются вид предпринимательской деятельности и сумма дохода, полученного налогоплательщиком от занятия такой деятельностью.
     
     В п. 3 данного Приложения по каждому виду деятельности приводятся суммы фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. По указанным в Приложении В расходам должен быть составлен подробный реестр подтверждающих документов.
     
     Статьей 23 НК РФ определено, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных учета доходов и расходов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих уплаченные (удержанные) налоги.
     
     Данная норма НК РФ была учтена при разработке формы декларации по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по ее заполнению. В частности, признано нецелесообразным при подаче налоговой декларации требовать от индивидуальных предпринимателей приложения к ней всех расходных документов, поскольку для начала камеральной проверки достаточно, чтобы к декларации был приложен подробный реестр таких документов.
     
     Вместе с тем форма такого реестра до настоящего времени не утверждена, хотя отсутствие единых требований создает определенные трудности, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.
     
     Поскольку форма реестра расходных документов является произвольной, но в то же время должна быть в достаточной степени информативной, то можно предложить индивидуальным предпринимателям использовать следующую примерную форму, состоящую из семи граф, отражающих все необходимые сведения о хозяйственных операциях, при совершении которых налогоплательщиками были произведены расходы, непосредственно связанные с осуществляемой ими предпринимательской деятельностью:
     

Реестр документов, подтверждающих произведенные расходы

     

Итого


 

расходных документов на сумму


 

рублей.


Реестр составлен на


 


листах.


Индивидуальный предприниматель


 


Дата представления


 

    

О налоге на имущество физических лиц

     
     Л.А. Брандт,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Облагаются ли налогом на имущество физических лиц жилые и хозяйственные строения, расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан, и в каком порядке производится налогообложение?
     
     Статьей 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) предусмотрено, что объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные помещения и сооружения.
     
     Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 2003-1 налог на строения и сооружения не уплачивается с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м. При этом в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 2003-1 лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 данного Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
     
     Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости в пределах ставок, установленных п. 1 ст. 3 Закона N 2003-1.
     
     Исчисление налога на строения, помещения и сооружения производится налоговыми органами на основании данных об их инвентаризационной стоимости. Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года (ст. 5 Закона N 2003-1).
     
     Приказом Минстроя России от 04.04.1992 N 87 на основании распоряжения Правительства РФ от 12.03.1992 N 469-р утвержден Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, согласно которому исполнителями работ по оценке объектов обложения налогом являются местные бюро технической инвентаризации, которые при необходимости привлекают на договорной основе страховые, проектные, строительные и иные организации.
     
     Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п. 3.2 вышеуказанного Порядка).
     
     Порядок определения инвентаризационной стоимости и налогообложения строений, помещений и сооружений, находящихся в пользовании граждан, право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке, на законодательном уровне не определен.
     
     Вместе с тем в разделе 3 проекта Временной методики и порядка проведения оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности по состоянию на 1 января 1995 года (приложение к письму Минстроя России от 18.09.1994 N 15-1/56), предусмотрено, что непроинвентаризированные строения и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных в собственность граждан для целей сельскохозяйственного использования (строения садовых и дачных товариществ, строения на участках, предоставленных для ведения подсобного хозяйства, и т.д.), оцениваются собственниками земельных участков самостоятельно путем декларирования. Работы по оценке строений и сооружений должны производиться местными администрациями по согласованию с налоговыми органами.
     

О налоге на добычу полезных ископаемых

     
     Е.В. Грызлова,
ведущий специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Предприятие, добывающее полезные ископаемые, направляемые затем в полном объеме в производство, просит разъяснить следующее. Правомерно ли при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого в целях определения НДПИ распределять косвенные расходы в течение отчетного (налогового) периода между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме выручки продукции?
     
     Поскольку в данном случае отсутствует реализация добытых полезных ископаемых, для оценки стоимости добытых полезных ископаемых в соответствии со ст. 340 НК РФ применяется способ оценки стоимости исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
     
     При определении расчетной стоимости добытых полезных ископаемых необходимо учитывать косвенные расходы, устанавливаемые в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Согласно п. 4 ст. 340 НК РФ косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов.
     
     При этом налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что общая сумма расходов (в том числе косвенных), произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде.
     

О специальных налоговых режимах

     
     И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     В соответствии с положениями главы 26.3 НК РФ с 1 января 2006 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности должна вводиться в действие нормативными правовыми актами (законами) представительных (законодательных) органов муниципальных образований.
     
     В каком порядке представительные (законодательные) органы муниципальных образований должны устанавливать значения корректирующего коэффициента К2 и каков порядок применения коэффициента налогоплательщиками?
     
     В соответствии с положениями главы 26.3 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 18.06.2005 N 63-ФЗ и N 64-ФЗ, от 21.07.2005 N 101-ФЗ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдель