Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Расчеты с персоналом по оплате труда и прочим операциям


Расчеты с персоналом по оплате труда и прочим операциям

     
     Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

Отпуска

     
     Каков порядок учета расходов, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам, в случае начисления отпусков, приходящихся на разные календарные месяцы?
     
     Пунктом 18 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, установлено, что расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).
     
     Если, например, организация не создает резерва на предстоящую оплату отпусков, а период отпуска конкретного работника приходится на несколько календарных месяцев, то списание затрат должно происходить с использованием счета учета расходов будущих периодов (счет 97) согласно Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.
     
     Счет 97 "Расходы будущих периодов" предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в текущем отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам.
     
     Таким образом, в фонд оплаты труда отчетного месяца с последующим отнесением на себестоимость продукции включается только та часть отпускных, которая приходится на дни отпуска отчетного месяца. Суммы, причитающиеся за дни отпуска в следующем месяце, включаются в фонд оплаты труда и соответственно в себестоимость продукции следующего месяца. До момента отнесения оплаты за отпуск на себестоимость продукции вышеуказанная сумма учитывается по дебету счета 97.
     

Премии

     
     Положением о премировании организации предусмотрено, что размер ежемесячной премии работникам не может превышать 100% должностного оклада. Правомерны ли будут действия организации, которая будет выплачивать отдельным работникам премию в размере, превышающем 100% должностного оклада?
     
     Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Если трудовыми договорами не предусмотрены премии, превышающие размер должностного оклада, то они не должны относиться к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 236 НК РФ вышеуказанные вознаграждения не будут включаться в налоговую базу по единому социальному налогу. Выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом обложения единым социальным налогом, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Поскольку объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные ст. 236 и 237 НК РФ, на вознаграждения свыше 100% должностного оклада вышеуказанные страховые взносы начисляться не должны.
     

Оплата труда

     
     Может ли лесоперерабатывающий комбинат относить в целях бухгалтерского учета заработную плату и начисления социального характера в пользу работника, принятого на должность инструктора по спорту в составе кадровой службы, на счет 26 "Общехозяйственные расходы"?
     
     В соответствии с п. 5 ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров, а также расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.
     
     Так, согласно ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности подразделяются, в частности:
     
     - на расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;
     
     - на расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие, управленческие расходы и другие).
     
     Для учета расходов по обычным видам деятельности Планом счетов и Инструкцией по его применению предусмотрены счета 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы" и другие.
     
     В рассматриваемом случае расходы на оплату труда инструктора по спорту не имеют отношения к осуществлению комбинатом основной деятельности и, следовательно, не подлежат отнесению на счет 26 "Общехозяйственные расходы". Вышеуказанные расходы должны относиться к внереализационным и учитываться на счете 91 "Прочие доходы и расходы".
     
     Имеет ли организация право производить оплату в целях бухгалтерского учета по договору подряда без составления актов приемки выполненных работ?
     
     Согласно ст. 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
     
     Статьей 720 ГК РФ предусмотрены правила приемки заказчиком работы, выполненной подрядчиком по заключенному договору. Так, приемка результатов работ, выполненных по договору подряда, должна осуществляться заказчиком с обязательным участием подрядчика и оформляться актом приемки либо иным документом, фиксирующим возможные недостатки выполненной работы.
     

     В акте приемки или в ином документе, определяющем приемку результатов работы по договору подряда, необходимо зафиксировать место и дату приемки. При неисполнении этого требования у заказчика отсутствует право оспаривания своевременности исполнения обязательства по договору подряда.
     
     Акты приемки работ по договорам подряда или по договорам оказания услуг являются первичными учетными документами для начисления оплаты и выплат по таким договорам, а также отражения соответствующих расходов в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
     
     В соответствии с п. 16 ПБУ 10/99 расходы признаются в бухгалтерском учете при выполнении следующих условий:
     
     - расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
     
     - сумма расхода может быть определена;
     
     - имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации. Такая уверенность имеется в случае, если организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении его передачи.
     
     Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не выполнено хотя бы одно из вышеназванных условий, то в бухгалтерском учете организации признается дебиторская задолженность.
     
     Таким образом, отнесение на расходы выплат по договору подряда без составления акта приемки выполненных работ нарушает положения ПБУ 10/99.
     
     В проверяемом выездной налоговой проверкой периоде установлено, что организация приобрела основное средство, требующее монтажа. Монтаж произведен собственными силами организации. Правильно ли организация отразила расходы, связанные с монтажом оборудования, по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счетов 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению"?
     
     В соответствии с п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
     
     Пунктом 12 ПБУ 6/01 установлено, что в первоначальную стоимость объектов основных средств включаются также фактические затраты организации на доставку объектов и их приведение в состояние, пригодное для использования.
     

     Следовательно, затраты по монтажу основного средства включаются в его первоначальную стоимость.
     
     В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению для учета основных средств, требующих монтажа, предназначен счет 07 "Оборудование к установке". По дебету данного счета принимается к бухгалтерскому учету оборудование к установке по фактической себестоимости приобретения, складывающейся из стоимости по ценам его приобретения и расходов по доставке на склады организации.
     
     Если оборудование передается в монтаж, его стоимость списывается со счета 07 "Оборудование к установке" на счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет "Строительство объектов основных средств". В учете делается следующая проводка:
     
     Д-т 08 субсчет "Строительство объектов основных средств" К-т 07 - оборудование передано в монтаж.
     
     Аналитический учет по счету 07 ведется по местам хранения оборудования и отдельным его наименованиям (видам, маркам и т.д.).
     
     Кроме того, в соответствии с требованиями постановления Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств" при приобретении подобного оборудования необходимо составить Акт о приеме (поступлении) оборудования (форма N ОС-14). Передача оборудования в монтаж оформляется Актом о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма N ОС-15).
     
     На дефекты оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, составляется Акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16).
     
     Зачисление смонтированного и готового к эксплуатации оборудования в состав основных средств организации оформляется в установленном порядке по формам N ОС-1 "Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений)" или N ОС-1б "Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений)".
     
     Учитывая вышеизложенное, расходы, связанные с монтажом оборудования, оформляются в бухгалтерском учете следующими проводками:
     
     Д-т 20 "Основное производство" К-т 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - сторно на сумму заработной платы с начислениями работников, осуществлявших монтаж основного средства;
     
     
Д-т 08, субсчет "Строительство объектов основных средств" - сформирована первоначальная стоимость основного средства.
     
     Поступление основных средств, требующих монтажа, отражается с использованием счета 07 "Оборудование к установке".
     
     В ходе выездной налоговой проверки установлено, что за работниками организации, уволенными в 2002 году, числятся непогашенные суммы долга по выданным им беспроцентным ссудам. Правомерно ли отражать данные суммы по дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям"?
     
     Поскольку в проверяемом выездной налоговой проверкой периоде должник не является работником организации, а согласно Плану счетов и Инструкции по его применению счет 73 предназначен для отражения информации о расчетах с персоналом, вести учет займов (ссуд), выданных вышеуказанным работникам, на счете 73 неправомерно.
     
     Для обобщения информации и учета движения предоставленных организацией юридическим и физическим (кроме работников организации) лицам денежных и иных займов применяется субсчет "Предоставленные займы" счета 58 "Финансовые вложения".
     
     Следовательно, с момента, когда работник, которому был предоставлен заем, перестает являться сотрудником организации, учет выданного ему займа ведется на счете 58, субсчет "Предоставленные займы".
     
     Поскольку Инструкцией по применению Плана счетов не предусмотрена корреспонденция счета 58 со счетами 70 или 73, перенос остатков по расчетам с уволившимися работниками в отношении ранее предоставленных им займов следует отражать в регистрах бухгалтерского учета следующими проводками:
     
     Д-т 76 К-т 73,
     
     Д-т 58 К-т 76.
     
     Выездной налоговой проверкой организации выявлено расхождение данных по отработанным дням, отраженным в табеле учета отработанного времени и в расчетно-платежной ведомости. Налоговым органом в акте проверки указано, что организация в результате допущенных ошибок по начислению заработной платы за неотработанное время завысила расходы и, следовательно, занизила сумму налога на прибыль. В каком порядке следует вести учет рабочего времени и документов по расчету заработной платы?
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета.
     
     На основании Указаний по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, применяется табель учета рабочего времени (форма N Т-13), в частности, для получения данных об отработанном времени и расчета оплаты труда. Данный документ составляется в одном экземпляре уполномоченным лицом, подписывается руководителем структурного подразделения, работником кадровой службы и передается в бухгалтерию.