Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О едином социальном налоге


О едином социальном налоге

     
     Е.В. Дорошенко
     

Налогообложение стипендии, назначенной кандидатам и докторам наук, преподающим в учебном заведении

     
     В соответствии с постановлением Липецкого областного Совета депутатов кандидатам наук, преподающим в государственном образовательном учреждении высшего образования, ежемесячно выплачивается стипендия в размере 2000 руб. Подлежит ли данная стипендия обложению единым социальным налогом?
     
     Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 17.03.2005 N 780-пс утверждено Положение об областной стипендии докторам и кандидатам наук, работающим в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории области, которым установлено следующее.
     
     Областная стипендия докторам и кандидатам наук (далее - стипендия), работающим в государственных образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования, расположенных на территории области (далее - государственные образовательные учреждения), назначается с целью стимулирования их научной деятельности, сохранения и развития научного потенциала государственных образовательных учреждений.
     
     Стипендия назначается ежегодно сроком на один календарный год и выплачивается ежемесячно. Размер стипендии устанавливается в сумме 3000 руб. в месяц - для доктора наук и 2000 руб. в месяц - для кандидата наук.
     
     Правом на получение стипендии обладают доктора и кандидаты наук по месту основной работы, выполняющие индивидуальные планы научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности.
     
     По предложению ученых советов государственных образовательных учреждений, Совета ректоров высших учебных заведений области (в случае присвоения ученого звания либо прекращения научно-исследовательской и учебно-воспитательной деятельности, переезда на постоянное место жительства за пределы области или смерти) департамент образования и науки администрации области выходит с ходатайством к главе администрации области о назначении стипендии либо о прекращении ее выплаты.
     
     Стипендия назначается постановлением главы администрации области.
     
     Финансовые средства на выплату стипендии предусматриваются департаменту образования и науки администрации области в областном бюджете.
     
     Выплата стипендии производится в учреждениях, ходатайствовавших о назначении стипендии.
     
     Согласно п. 1 ст. 237 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при определении налоговой базы по единому социальному налогу налогоплательщик, производящий выплаты в пользу физических лиц, учитывает любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полную или частичную оплату товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах.
     
     В подпункте 2 п. 1 ст. 238 НК РФ приведен перечень компенсационных выплат, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, которые не подлежат обложению единым социальным налогом (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством). Данный перечень является исчерпывающим.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат обложению единым социальным налогом государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
     
     Вышеназванные стипендии не относятся ни к компенсационным выплатам, ни к пособиям, указанным в ст. 238 НК РФ, и, следовательно, в соответствии с нормой п. 1 ст. 237 настоящего Кодекса они должны облагаться единым социальным налогом.
     

Налоговая ответственность за непредставление налоговой декларации

     
     Организация не смогла по объективной причине своевременно представить в налоговую инспекцию декларацию по единому социальному налогу за 2004 год, в результате организация как юридическое лицо была привлечена к налоговой ответственности, а ее руководитель - к административной ответственности, то есть организацию и ее руководителя привлекли к ответственности дважды. Обоснованны ли в данном случае действия налоговой инспекции?
     
     Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
     
     В соответствии со ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.
     
     Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.
     
     Статья 108 НК РФ устанавливает общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, причем согласно п. 4 данной статьи Кодекса привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.
     
     Статья 114 НК РФ определяет понятие "налоговая санкция", согласно которому налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ, устанавливающей виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
     
     Согласно ст. 119 НК РФ непредставление налоговой декларации является налоговым правонарушением, за которое установлена следующая ответственность:
     
     1) непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п. 2 настоящей статьи Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% вышеуказанной суммы и не менее 100 руб.;
     

     2) непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
     
     Федеральным законом от 30.12.2001 N 195-ФЗ введен в действие Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
     
     В соответствии с п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при решении вопроса о соотношении положений КоАП РФ и части первой НК РФ судам необходимо иметь в виду следующее.
     
     Ответственность за административные правонарушения в области налогов установлена ст. 15.3 - 15.9 и 15.11 КоАП РФ. Субъектами ответственности согласно данным статьям КоАП РФ являются должностные лица организаций.
     
     Поскольку в силу глав 15, 16 и 18 КоАП РФ субъектами ответственности в соответствующих случаях являются сами организации, а не их должностные лица, привлечение последних к административной ответственности не исключает привлечения организаций к ответственности, установленной НК РФ.
     
     Согласно ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.
     
     Причем согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
     
     Этой же статьей КоАП РФ разъяснено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
     
     Руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, несут административную ответственность как  должностные лица, если законом не установлено иное.
     

     В соответствии с подпунктом 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.3-15.9, 15.11, частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ, составляются должностными лицами налоговых органов.
     
     Учитывая вышеизложенное, то есть нормы НК РФ и КоАП РФ, налоговые органы за непредставление декларации по единому социальному налогу в срок, предусмотренный п. 7 ст. 243 НК РФ, вправе привлечь организацию - плательщика единого социального налога к ответственности, предусмотренной ст. 119 НК РФ, а руководителя организации - к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.5 КоАП РФ.
     

Налогообложение резидентов особых экономических зон

     
     Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ) определяет порядок создания и функционирования в Российской Федерации особых экономических зон.
     
     Согласно Закону N 116-ФЗ особая экономическая зона - это часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
     
     Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
     
     На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
     
     1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
     
     2) технико-внедренческие особые экономические зоны.
     
     Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км.
     
     Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории общей площадью не более 2 кв. км.
     
     Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
     
     На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда, а также не допускаются:
     
     1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
     
     2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
     
     3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
     
     При создании особой экономической зоны Правительство РФ определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
     
     Согласно ст. 9 Закона N 116-ФЗ резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом.
     
     Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Законом N 116-ФЗ.
     
     Индивидуальный предприниматель или коммерческая организация признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны.
     
     Органы управления особыми экономическими зонами выдают резиденту особой экономической зоны свидетельство, удостоверяющее регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны, сообщают сведения о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны в налоговый и таможенный органы в течение дня, следующего за днем регистрации, и представляют в эти органы копию соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.
     
     Согласно ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     При обложении единым социальным налогом резидентов особой экономической деятельности необходимо учитывать следующее.
     
     Федеральным законом от 22.07.2005 N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”, а также Федеральным законом 06.12.2005 N 158-ФЗ "О внесении изменений в статью 241 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в ст. 241 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2006 года.
     
     Так, ст. 241 НК РФ дополнена таблицей ставок единого социального налога для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты работающим на территории этой зоны физическим лицам, причем в отношении данной категории налогоплательщиков установлены ставки единого социального налога только в федеральный бюджет, а именно: при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года:
     

- до 280 000 руб.

- 14,0%;

- от 280 001 руб. до 600 000 руб.

- 39 200 руб. +  5,6% с суммы, превышающей  280 000 руб.;

- свыше 600 000 руб.

- 57 120 руб. + 2,0% с суммы,  превышающей  600 000 руб.


     При этом согласно п. 2 ст. 243 НК РФ, определяющей порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, сумма единого социального налога (авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ). Сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
     
     В соответствии со ст. 6 Закона N 167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию признаются в том числе организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам.
     
     Закон N 167-ФЗ не содержит особенностей, касающихся освобождения резидентов особых экономических зон от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
     
     Подпунктом 1 п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ установлены тарифы страховых взносов для страхователей, организаций и индивидуальных предпринимателей, выступающих в качестве работодателей [за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств], а именно:
     

База для начисления страховых взносов

Для лиц 1966 года рождения и старше

Для лиц 1967 года рождения и моложе

на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

14,0%

8,0%

6,0%

От 280 001 руб.
до 600 000 руб.

39 200 руб. + 5,5% с суммы, превышающей 280 000 руб.

г22 400 руб. + 3,1% с суммы, превышающей 280 000 руб.

-16 800 руб. + 2,4% с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

56 800 руб.

32 320 руб.

24 480 руб.

     
     Согласно п. 1 ст. 33 Закона N 167-ФЗ в течение 2005-2007 годов для вышеуказанных страхователей, выступающих в качестве работодателей для лиц 1967 года рождения и моложе [за исключением выступающих в качестве работодателей организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств], применяются следующие ставки страховых взносов:
     

База для начисления

2005-2007 годы

страховых взносов на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года

на финансирование страховой части трудовой пенсии

на финансирование накопительной части трудовой пенсии

До 280 000 руб.

10,0%

4,0%

От 280 001 руб. до 600 000 руб.

28 000 руб. + 3,9% с суммы, превышающей 280 000 руб.

11 200 руб. + 1,6% с суммы, превышающей 280 000 руб.

Свыше 600 000 руб.

40 480 руб.

16 320 руб.


     Согласно ст. 10 Закона N 167-ФЗ объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные главой 24 НК РФ.
     
     Следовательно, при расчете суммы единого социального налога в федеральный бюджет у налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, в случае применения ставки, в интервале налоговой базы до 280 000 руб. (за исключением регрессивной), возникнет ситуация, при которой сумм единого социального налога к доначислению в федеральный бюджет не будет, так как из суммы этого налога в федеральный бюджет, исчисленной по ставке 14% (от налоговой базы по единому социальному налогу), будет исключена сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная аналогично.