Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.В. Назарова
     

Налогообложение доходов физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации

     В каком порядке производится уплата налога на доходы физических лиц гражданкой Российской Федерации, постоянно проживающей в Германии, с полученного ею дохода от продажи квартиры в Российской Федерации и с какой стоимости квартиры уплачивается налог: с остаточной по оценке БТИ или продажной стоимости согласно договору купли-продажи?
     
     Пунктом 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) установлено, что физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Согласно ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Статьей 209 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации (то есть проживающих на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году), объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный от источников в Российской Федерации, который на основании ст. 224 настоящего Кодекса подлежит налогообложению по налоговой ставке 30%.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-220 настоящего Кодекса, в частности, на налоговые вычеты в сумме, полученной налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи квартир, находившихся в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 млн. руб. При продаже квартир, находившихся в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже вышеуказанного имущества. Вместо использования имущественного налогового вычета налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
     
     Согласно п. 4 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218-221 НК РФ, не применяются.
     

     Таким образом, налогоплательщик, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, при продаже квартиры, находившейся в его собственности на территории Российской Федерации, уплачивает налог на доходы физических лиц со всей полученной согласно договору купли-продажи суммы дохода от продажи квартиры.
     
     С целью исполнения налоговых обязательств налогоплательщики - нерезиденты Российской Федерации, получившие в отчетном налоговом периоде на территории Российской Федерации доходы от продажи имущества (квартиры), принадлежащего им на праве собственности, в соответствии со ст. 229 НК РФ обязаны не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представить в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме N 4-НДФЛ.
     

Налогообложение компенсационных выплат

     
     Подлежат ли освобождению от уплаты налога на доходы физических лиц денежные средства, выплаченные молодым семьям в виде компенсации части платежей по ипотечным жилищным займам, установленные в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации?
     
     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
     
     В целях создания системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшении демографической ситуации постановлением Правительства РФ от 28.08.2002 N 638 "О подпрограмме “Обеспечение жильем молодых семей”, входящей в состав федеральной целевой программы “Жилище” на 2002-2010 годы" утверждены правила предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям - участникам подпрограммы в случае рождения (усыновления) ребенка.
     
     Порядок и размеры предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета молодым семьям на компенсацию части стоимости построенного (строящегося) или приобретенного жилья в случае рождения (усыновления) ребенка определены приказом Минобразования России от 10.07.2003 N 2975 и постановлением Госстроя России от 29.08.2003 N 158 "О средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2003 г. для расчета размеров безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета".
     
     Таким образом, предоставление молодым семьям денежных средств в виде субсидий в размерах, установленных вышеназванными приказом Минобразования России и постановлением Госстроя России, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.
     
     Денежные средства на компенсацию молодым семьям части платежей по ипотечным жилищным займам для приобретения квартир, выделяемые в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации, должны рассматриваться согласно п. 2 ст. 211 НК РФ как доход физического лица, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Относятся ли к компенсационным выплатам, освобождаемым от обложения налогом на доходы физических лиц, выплаты физическому лицу по соглашению с организацией в связи с возмещением ему расходов по переезду на работу в другой город?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации компенсационных выплат физическим лицам, связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей, включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов.
     
     Согласно ст. 169 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) при переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность работодатель обязан возместить работнику расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случая, если работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения); расходы по обустройству на новом месте жительства.
     
     Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для организаций, финансируемых из федерального бюджета, постановлением Правительства РФ от 02.04.2003 N 187 "О размерах возмещения организациями, финансируемыми за счет средств федерального бюджета, расходов работникам в связи с их переездом на работу в другую местность".
     
     В соответствии со ст. 11 ТК РФ настоящий Кодекс, законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, обязательны для применения на всей территории Российской Федерации для всех работодателей (юридических или физических лиц) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
     
     Таким образом, выплаты работнику по возмещению расходов в связи с его переездом на работу в другую местность, за исключением заработной платы, в размерах, установленных соглашением к трудовому договору, заключенному между работником и работодателем, подпадают под понятие компенсационных выплат и не подлежат налогообложению на основании п. 3 ст. 217 НК РФ.
     
     Организация оплатила бывшему работнику, инвалиду II группы, проработавшему в этой организации более 40 лет, стоимость путевки в санаторно-курортное учреждение, а также стоимость стоматологических услуг. Следует ли такие выплаты включать в налогооблагаемую базу в целях исчисления налога на доходы физических лиц по ставке 13%?
     
     В соответствии с п. 9 ст. 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные учреждения, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, а также за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     Следовательно, если организация оплатила бывшему работнику - инвалиду II группы стоимость путевки в санаторно-курортное учреждение за счет собственных средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, то стоимость такой путевки не должна облагаться налогом на доходы физических лиц.
     
     Что касается оплаты за счет средств организации оказанных стоматологических услуг, то в соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями из оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций средств за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей.
     
     Таким образом, если физическое лицо не состоит в штате организации либо не является членом семьи работников данной организации, то с дохода, полученного в виде оплаты оказанных стоматологических услуг, ему придется уплатить налог на доходы физических лиц по ставке 13%. При этом налоговая база подлежит уменьшению на стандартные налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218 НК РФ, на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такие вычеты.
     

Особенности налогообложения выплат, осуществляемых физическим лицам по договорам негосударственного пенсионного обеспечения

     
     Имеет ли право физическое лицо, заключившее договор с негосударственным пенсионным фондом в пользу другого физического лица, уменьшить свой налогооблагаемый доход на величину взносов по вышеуказанному договору?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 января 2005 года при определении налогооблагаемой базы не учитываются, в частности, суммы пенсионных взносов по до- говорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц. Таким образом, у другого физического лица, в пользу которого перечисляются пенсионные взносы, объект обложения налогом на доходы физических лиц не возникает.
     
     При определении налоговой базы согласно п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в том числе в сумме доходов, перечисляемых им на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, а также в сумме пожертвований, перечисляемых (уплачиваемых) налогоплательщиком религиозным организациям на осуществление ими уставной деятельности, - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25% суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
     
     Учитывая, что НК РФ не предусмотрено предоставление социального налогового вычета по суммам пенсионных взносов, физическое лицо, перечисляющее пенсионные взносы в пользу другого физического лица, не вправе уменьшить налогооблагаемый доход на сумму таких взносов.
     

Предоставление стандартных налоговых вычетов

     
     Предоставляется ли стандартный налоговый вычет в размере 500 руб., установленный подпунктом 2 п. 1 ст. 218 НК РФ, налогоплательщику, который выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан и в настоящее время проходит военную службу по контракту?
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется гражданам, уволенным с военной службы или призывавшимся на военные сборы, выполнявшим интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия.
     
     Если военнослужащие, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане, продолжают проходить военную службу, то они не имеют права на стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.
     
     Для распространения данной льготы на военнослужащих, которое проходят военную службу по контракту, необходимо внесение соответствующих изменений в главу 23 НК РФ.
     
     Должна ли бухгалтерия организации предоставлять своему сотруднику стандартный налоговый вычет, предусмотренный п. 4 ст. 218 НК РФ, на содержание сына в возрасте 20 лет, который учится на 4-м курсе военной академии, на основании справки учебного заведения?
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ стандартный налоговый вычет в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода предоставляется на содержание каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет. Стандартный налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке.
     
     Согласно п. 3 ст. 218 НК РФ стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на такие вычеты, в частности справки учебного заведения, военной академии и т.д.
     
     Статьей 35 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
     
     Следовательно, если дети обучаются в военной академии на дневной форме обучения, родители вправе воспользоваться у одного налогового агента стандартным налоговым вычетом в размере, установленном подпунктом 4 п. 1 ст. 218 НК РФ.
     

Налогообложение страховых выплат

     
     Облагается ли налогом на доходы физических лиц возмещение страховой компанией стоимости лечения застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении без факта приобретения санаторно-курортной путевки согласно договору с медицинским учреждением на предоставление медицинской помощи (медицинских услуг) по добровольному медицинскому страхованию граждан?
     
     При определении налоговой базы согласно подпункту 3 п. 1 ст. 213 НК РФ не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев, в частности по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок).
     
     Следовательно, возмещение страховой компанией стоимости санаторно-курортного лечения застрахованного лица по договору добровольного медицинского страхования включается в налоговую базу такого лица и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с п. 10 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
     
     Поскольку в данной норме НК РФ содержится оговорка об осуществлении расходов по оплате лечения за счет средств работодателя, то при оплате страховщиком оказанных медицинским учреждением застрахованном лицу медицинских услуг по лечению сумма такой оплаты подлежит включению в облагаемый налогом доход физического лица в общеустановленном порядке.
     

Налогообложение доходов, полученных от операций с ценными бумагами

     
     Вправе ли доверительный управляющий, действующий в качестве налогового агента в отношении учредителя управления, при определении налогооблагаемой базы по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления, совершенным в налоговом периоде, уменьшать доходы, полученные по операциям с ценными бумагами соответствующей категории и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, на убыток, полученный по такими операциям, то есть определять единую базу для расчета налога на доходы физических лиц по операциям как с ценными бумагами, так и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги этой же категории?
     
     Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами установлены ст. 214.1 НК РФ. Согласно п. 7 ст. 214.1 НК РФ налоговая база по операциям с ценными бумагами, включая инвестиционные паи, и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим, определяется в порядке, установленном п. 4-6 вышеуказанной статьи Кодекса.
     
     Если при осуществлении доверительного управления совершаются сделки с ценными бумагами различных категорий, а также если в процессе доверительного управления возникают иные виды доходов (в том числе доходы по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, доходы в виде дивидендов, процентов), налоговая база определяется отдельно по каждой категории ценных бумаг и по каждому виду дохода.
     
     Убыток, полученный по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), совершенным в налоговом периоде, уменьшают налоговую базу соответственно по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок.
     
     Таким образом, доверительный управляющий, выступающий в качестве налогового агента в отношении учредителя управления, не имеет права определять единую налоговую базу для расчета налога на доходы физических лиц по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом которых являются ценные бумаги.
     

Налогообложение доходов от сдачи в аренду имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности

     
     Общество с ограниченной ответственностью (далее - арендатор) арендует под офис у физического лица принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение. По договору аренды нежилого помещения обязанность по уплате коммунальных платежей и оплате услуг связи за телефонные переговоры возложена на арендатора. Договор на оплату коммунальных услуг заключен между товариществом собственников жилья и собственником - физическим лицом. В дополнительном соглашении к этому договору сказано, что обязанность по уплате коммунальных платежей возлагается на арендатора. В аналогичном порядке обязанность по оплате услуг связи возлагается на арендатора. Соответственно документы на уплату коммунальных платежей и оплату услуг связи (счета-фактуры и акты выполненных работ) выставляются на арендатора.
     
     Являются ли в данном случае суммы коммунальных платежей и платежей за услуги связи доходом физического лица и должны ли они облагаться налогом на доходы физических лиц?
     
     Статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) определено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. При этом согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
     
     В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
     
     Согласно положениям ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду предоставлено собственнику имущества. Иных требований к статусу арендодателя нормами гражданского законодательства не предусмотрено.
     
     В случаях сдачи имущества в аренду собственник имущества (арендодатель) и арендатор являются сторонами договора гражданско-правового характера - договора аренды, заключаемого в соответствии с правовыми нормами, изложенными в главе 34 ГК РФ.
     
     Подпунктом 2 ст. 221 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера, на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением этих работ (оказанием услуг). Согласно ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности. Использование собственником нежилого помещения своего законного права на распоряжение принадлежащим ему на праве собственности имуществом не может признаваться деятельностью. Следовательно, применение данной нормы ст. 221 НК РФ в случаях сдачи нежилого помещения в аренду неправомерно.
     
     Поскольку в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, оплата коммунальных услуг, техобслуживания, уплата абонентской платы за телефон является обязанностью собственника имущества независимо от того, используется имущество самим владельцем или сдается в аренду. Вышеуказанные расходы являются для любого собственника неизбежными; в связи с этим они не относятся к расходам, непосредственно связанным с получением собственником дохода от сдачи в аренду принадлежащего ему нежилого помещения.
     
     Таким образом, суммы коммунальных платежей и абонентской платы за телефон, оплаченные за счет средств организации-арендатора, являются доходом физического лица - арендодателя, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     

Представление сведений по форме N 2-НДФЛ и перечисление налога на доходы физических лиц

     
     Обязана ли организация представлять в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 230 НК РФ, сведения по форме N 2-НДФЛ о доходах физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, в части сумм, выплаченных организацией за приобретенные у них услуги, товары, а также о доходах физических лиц, являющихся частными нотариусами, и лиц, получивших доходы от продажи имущества организации, право на которое подлежит государственной регистрации?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговыми агентами не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары, продукцию или выполненные работы (оказанные услуги), если эти индивидуальные предприниматели предъявили налоговому агенту документы, подтверждающие их государственную регистрацию в качестве предпринимателей без образования юридического лица и постановку на учет в налоговых органах.
     
     Таким образом, организация имеет право не представлять сведения о доходах, выплаченных индивидуальному предпринимателю, в случае предъявления им при заключении сделки документов, подтверждающих факт его государственной регистрации в качестве предпринимателя в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков и постановки на учет в налоговых органах.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых согласно настоящему Кодексу возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
     
     Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет исчисленную сумму налога. Пунктом 2 вышеуказанной статьи НК РФ предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога на доходы физических лиц в соответствии со ст. 226 НК РФ производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются согласно со ст. 214.1, 227 и 228 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 227 НК РФ частные нотариусы, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм полученных ими доходов.
     
     Таким образом, поскольку положениями главы 23 НК РФ на организации, которые производят оплату услуг, оказываемых им частными нотариусами, не возложены обязанности исчисления, удержания и перечисления в бюджет налога с таких сумм, они не признаются налоговыми агентами.
     
     Учитывая, что требования ст. 230 НК РФ, касающиеся представления в налоговые органы необходимых сведений о выплаченных физическим лицам доходах и суммах удержанных налогов, установлены для налоговых агентов, к организациям, не являющимся налоговыми агентами, они не применяются.
     
     Физическое лицо является сотрудником представительства иностранной компании на территории Российской Федерации, при этом представительство не осуществляет предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. Если представительство не является постоянным, должен ли его сотрудник подавать налоговую декларацию и самостоятельно уплачивать налог на доходы физических лиц с выплаченной ему заработной платы?
     
     Пунктом 1 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в соответствующий бюджет сумму налога.
     
     Из содержания вышеприведенной нормы НК РФ следует, что иностранная организация признается налоговым агентом в отношении доходов, выплачиваемых ею физическим лицам, только в случае, если ее деятельность в Российской Федерации приводит к образованию постоянного представительства. Если деятельность обособленного подразделения иностранной организации в Российской Федерации не приводит к образованию постоянного представительства, такая организация не является налоговым агентом, а физические лица должны самостоятельно уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц в порядке, предусмотренном подпунктом 4 п. 1 ст. 228 НК РФ, то есть путем подачи налоговых деклараций.
     
     Организация-работодатель перечисляет целевые денежные средства на расчетный счет профсоюзной организации для приобретения туристических путевок для своих работников, в частности путем заключения договора с туристической компанией на организацию оздоровления и отдыха на море детей работников организации. В случае неоказания услуги (неприобретения путевки) профсоюзная организация будет обязана возвратить полученные деньги организации-работодателю. На кого должны быть возложены в таком случае обязанности налогового агента по исчислению налога на доходы физических лиц: на организацию-работодателя или на профсоюзный орган?
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 НК РФ.
     
     Согласно ст. 24 НК РФ одной из обязанностей налоговых агентов является правильное и своевременное исчисление, удержание из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечисление в бюджеты соответствующих налогов.
     
     Из содержания ситуации следует, что организация-работодатель перечисляет на расчетный счет профсоюзной организации денежные средства для приобретения детских путевок через туристическую компанию в интересах конкретных работников.
     
     Следовательно, если работодатель оплачивает стоимость туристических путевок в интересах детей своих сотрудников, то он как налоговый агент обязан определить налоговую базу, исчислить и удержать налог на доходы физических лиц с данных сотрудников на момент оплаты этих услуг. При этом не имеет значения факт приобретения туристической путевки - через профсоюзную организацию или самой организацией, которая является местом работы конкретных физических лиц.
     

Налогообложение доходов, полученных в натуральной форме и в виде материальной выгоды

     
     Возникает ли у физического лица доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц, при получении по безвозмездному договору уступки права требования имущественных прав на квартиру?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ от налогообложения освобождены все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации).
     
     Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 937 определены порядок и размеры предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий. В этом случае денежные средства, полученные гражданами в виде безвозмездных жилищных субсидий, следует рассматривать как компенсационные выплаты, не облагаемые налогом на доходы физических лиц.
     
     Согласно п. 2 ст. 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав этого налогоплательщика, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.
     
     В рассматриваемой ситуации согласно договору уступки права требования имущественных прав организация безвозмездно переуступает своему сотруднику принадлежащие ей имущественные права на квартиру. В таком случае у физического лица возникает доход, подлежащий налогообложению согласно подпункту 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, на дату заключения договора уступки права требования имущественных прав.
     
     Организация в 1997 году заключила договоры купли-продажи и мены квартир с работниками организации и членами их семей, не являющимися работниками организации. По договорам купли-продажи квартир покупатели уплачивали в момент заключения договора 10-20% от стоимости квартиры, а оставшуюся сумму должны уплачивать равными долями ежемесячно в течение 10 лет. В аналогичном порядке по договорам мены квартир оставшуюся разницу в стоимости обмениваемых квартир физические лица должны уплачивать равными долями ежемесячно в течение 10 лет. При этом перерасчет стоимости квартир на момент их передачи в собственность физических лиц условиями договора не предусматривался. Стоимость продаваемых в 1997 году квартир соответствовала стоимости, сложившейся на рынке недвижимости. В 2005 году была осуществлена государственная регистрация права собственности на квартиры, стоимость которых увеличилась по сравнению с 1997 годом в 8-10 раз. Возникает ли в связи с этим у работников организации и членов их семей налогооблагаемый доход?
     
     В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", действовавшего до 1 января 2001 года, доходы, полученные в натуральной форме, учитывались в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
     

     Из ситуации следует, что организация совершала в 1997 году сделки купли-продажи и мены квартир с физическими лицами (как со своими работниками, так и с посторонними покупателями) по ценам, которые соответствовали сложившимся на рынке недвижимости в этот период.
     
     Поскольку квартиры приобретались физическими лицами по рыночным ценам, объект обложения подоходным налогом не возникал.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 212 НК РФ доходом налогоплательщика, полученным в виде материальной выгоды, является, в частности, материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.
     
     При получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 2 п. 1 ст. 212 НК РФ, налоговая база определяется как превышение цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых лицами, являющимися взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику, в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценами реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику.
     
     Исходя из условий договоров купли-продажи квартиры покупатели уплачивали в момент заключения договора 10-20% от стоимости квартиры, а оставшуюся сумму должны были уплатить равными долями ежемесячно в течение 10 лет. В аналогичном порядке по договорам мены квартир оставшуюся разницу в стоимости обмениваемых квартир физические лица должны были оплачивать равными долями ежемесячно в течение 10 лет. При этом перерасчет стоимости квартир на момент передачи квартир в собственность физических лиц условиями договора не предусматривался.
     
     Учитывая, что физические лица получили в собственность квартиры в 2005 году по ценам 1997 года согласно договорам мены или купли-продажи с рассрочкой платежа, условиями которых не предусматривалось внесение доплаты в случае увеличения рыночной цены, объект обложения налогом на доходы физических лиц в виде материальной выгоды, полученной от приобретения квартиры, согласно п. 2 ст. 212 НК РФ не возник.
     
     Освобождаются ли от уплаты налога на доходы физических лиц суммы единовременной благотворительной помощи, производимой благотворительным фондом физическим лицам в связи с утратой ими трудоспособности, приобретением дорогостоящих лекарств, оплатой операций, приобретением санаторно-курортных путевок? Формирование денежных средств фонда осуществляется на основе добровольного вступления в него всех желающих.
     

     Согласно Федеральному закону от 30.12.2004 N 212-ФЗ "О внесении изменений в статьи 212 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 3 Федерального закона “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации” внесены изменения в абзац четвертый п. 8 ст. 217 НК РФ, которыми была исключена норма об утверждении Правительством РФ перечней российских и иностранных благотворительных организаций. Начиная с 1 января 2005 года от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной или натуральной форме), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями) в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
     
     Статьей 5 Закона N 135-ФЗ установлено, что под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность.
     
     Согласно ст. 6 Закона N 135-ФЗ благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц.
     

     Таким образом, если единовременная материальная помощь оказывается в виде благотворительной помощи (в денежной или натуральной форме) зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями в целях улучшения материального положения физических лиц, то данные суммы помощи начиная с 1 января 2005 года не облагаются налогом на доходы физических лиц.
     

Применение налоговой ставки при выходе лица из состава участников общества с ограниченной ответственностью

     
     Правомерно ли бухгалтерия общества с ограниченной ответственностью удержала налог на доходы физических лиц в размере 13% с суммы дохода в виде доли в уставном капитале и имуществе, выплаченной физическому лицу - участнику общества с 1993 года при его выходе из состава участников? Общество рассчитало чистые активы по балансу за 2003 год и производило выплату физическому лицу его доли с марта по декабрь 2004 года.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах. Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 208 НК РФ при реализации физическим лицом доли (ее части) участия в уставном капитале организаций возникает доход от источников в Российской Федерации в сумме выручки, являющийся в соответствии со ст. 209 настоящего Кодекса объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
     
     Статьей 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" установлено, что в случае выхода участника общество обязано выплатить участнику действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости. Действительная стоимость доли участника выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала.
     
     При выходе физического лица из состава участников общества сумма положительной разницы между полученной стоимостью доли и первоначальным взносом в уставный капитал согласно ст. 224 НК РФ является доходом, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.
     
     При этом обращаем внимание читателей журнала на то, что согласно редакции подпункта 1 п. 1 ст. 220 НК РФ, действующей с 1 января 2005 года, при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму дохода от реализации доли уставного капитала на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этого дохода.