Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обложение НДС внешнеэкономической деятельности


Обложение НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Налогообложения иностранной организации - перевозчика товаров морским транспортом

     
     Признается ли территория Российской Федерации местом реализации услуг по перевозке товаров морским транспортом, оказанных иностранной организацией, в случае если перевозка осуществляется между портом, расположенным за пределами территории Российской Федерации, и портом, расположенным на территории Российской Федерации, и при этом иностранная организация - перевозчик фактически не присутствует на территории Российской Федерации?
     
     Согласно ст. 148 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) местом реализации услуг по перевозке товаров в целях применения НДС признается территория Российской Федерации, если деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые оказывают услуги, осуществляется на территории Российской Федерации. При этом в соответствии с абзацем вторым п. 2 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги по перевозке товаров морским транспортом, не признается территория Российской Федерации, если перевозка осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации, независимо от фактического присутствия данной организации на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, местом осуществления деятельности организации, оказывающей услуги по перевозке товаров морским транспортом между портом, расположенным за пределами территории Российской Федерации, и портом, расположенным на территории Российской Федерации, признается территория Российской Федерации.
     
     Учитывая вышеизложенное, местом реализации вышеуказанных услуг, оказанных иностранной организацией, является территория Российской Федерации.
     

Налогообложение при ввозе товаров с территории Республики Беларусь

     
     Надо ли при исчислении налоговой базы по НДС по товарам, ввозимым на территорию особой экономической зоны в Калининградской области с территории Республики Беларусь, учитывать стоимость услуг по транспортировке товаров по территории Литовской Республики? Местом реализации услуг территория Российской Федерации не является.
     
     В соответствии со ст. 3 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение от 15.09.2004), ратифицированного Федеральным законом от 28.12.2004 N 181-ФЗ, при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь НДС взимается в Российской Федерации, за исключением товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь для переработки с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации, перемещаемых транзитом, а также товаров, которые в законодательстве Российской Федерации не подлежат налогообложению при ввозе на территорию Российской Федерации.
     
     Перечень товаров, не подлежащих обложению НДС при ввозе на территорию Российской Федерации, установлен ст. 150 НК РФ. При этом товары, ввозимые на территорию особой экономической зоны в Калининградской области (далее - ОЭЗ), в данный перечень не включены.
     
     Таким образом, белорусские товары, ввозимые на территорию ОЭЗ, подлежат обложению НДС в соответствии с нормами Соглашения от 15.09.2004 в случае, если данные товары не освобождены от налогообложения в соответствии со ст. 150 НК РФ.
     
     Согласно п. 2 Раздела I "Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (далее - Положение о взимании косвенных налогов), являющегося неотъемлемой частью Соглашения от 15.09.2004, налоговая база по НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, определяется на дату принятия на учет ввезенных товаров как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров. При этом стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.
     
     Учитывая вышеизложенное, стоимость услуг по транспортировке товаров, ввозимых на территорию ОЭЗ с территории Республики Беларусь через территорию Литовской Республики, включается в налоговую базу по НДС по вышеуказанным товарам в полном объеме независимо от места реализации данных услуг.
     

     Как следует уплачивать НДС при ввозе на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь товаров по агентскому договору на приобретение товаров, заключенному между российской организацией, являющейся агентом, и российским принципалом?
     
     В соответствии с Разделом I Положения о взимании косвенных налогов обязанность по уплате НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь, возложена на налогоплательщиков, приобретающих такие товары. В связи с этим, если товары ввозятся на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь агентом, действующим в рамках агентского договора в интересах как белорусского продавца, так и российского покупателя, то последний не уплачивает НДС. В данном случае обязанность по уплате налога возлагается на российского принципала.
     
     В вышеуказанном случае агенту следует выставить российскому покупателю белорусских товаров счет-фактуру, составленную на основании данных товаросопроводительных документов белорусского продавца с приложением копий этих документов, которые согласно приказу Минфина России от 03.03.2005 N 31н необходимо представлять в налоговый орган с заявлением о ввозе товаров и налоговой декларацией по косвенным налогам. При этом в графах "Налоговая ставка" и "Сумма налога" такого счета-фактуры проставляются прочерки, а в графе "Страна происхождения" указывается Республика Беларусь.
     
     В соответствии с п. 2 Раздела II Положения о взимании косвенных налогов налогоплательщик должен представить в налоговые органы для обоснования правомерности применения налоговой ставки НДС в размере 0 % документы, перечисленные в данном пункте, а также документы, предусмотренные национальным законодательством. Какие документы, помимо предусмотренных вышеуказанным пунктом Раздела II Положения, должен представлять в налоговые органы российский налогоплательщик, реализующий товары на территорию Российской Федерации?
     
     В соответствии со ст. 2 Соглашения от 15.09.2004 при экспорте товаров применяется налоговая ставка НДС в размере 0% при условии документального подтверждения факта экспорта.
     
     Перечень документов, представляемых в налоговые органы для обоснования правомерности применения налоговой ставки НДС в размере 0% в отношении товаров, реализуемых и вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь, установлен п. 2 Раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения о взимании косвенных налогов, где предусмотрено представление в налоговые органы иных документов, не поименованных в перечне, но содержащихся в национальном законодательстве для подтверждения налоговой ставки НДС в размере 0%.
     

     Так, п. 2 и 3 ст. 165 НК РФ установлены перечни документов, представляемых в налоговые органы при реализации товаров на экспорт через комиссионера, поверенного или агента, а также в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам.
     
     Таким образом, при реализации товаров, вывозимых на территорию Республики Беларусь в рамках посреднических договоров, а также в счет погашения задолженности Российской Федерации и бывшего СССР или в счет предоставления государственных кредитов иностранным государствам, для подтверждения правомерности применения ставки НДС в размере 0% в налоговые органы должны представляться документы, предусмотренные п. 2 Раздела II Положения о взимании косвенных налогов, с учетом особенностей, установленных п. 2 и 3 ст. 165 НК РФ.
     
     Кроме того, на основании ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов.
     
О.И. Шапошникова,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Российская организация приобретает материалы у белорусских хозяйствующих субъектов. Имеет ли право российская организация возместить из бюджета Российской Федерации суммы НДС, уплаченные белорусским организациям до и после 1 января 2005 года?
     
     Начиная с 1 января 2005 года обложение НДС товаров, ввозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Соглашением от 15.09.2004 и Положением о взимании косвенных налогов. Согласно положениям данных документов возмещение из российского бюджета сумм НДС, уплаченных белорусским хозяйствующим субъектам при приобретении товаров, отгруженных с территории Республики Беларусь с 1 января 2005 года, не предусмотрено.
     
     До 1 января 2005 года применение НДС в отношении товаров, происходящих и ввозимых с территории Республики Беларусь на территорию Российской Федерации, регламентировалось нормами ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым суммы НДС, уплаченные хозяйствующим субъектам Республики Беларусь за приобретенные товары, подлежали возмещению из бюджета Российской Федерации в порядке, действовавшем до 1 июля 2001 года.
     
     Таким образом, суммы НДС, уплаченные российской организацией по товарам, отгруженным белорусской организацией до 1 января 2005 года, подлежат возмещению, в том числе после 1 января 2005 года, а суммы налога, уплаченные белорусской организации по товарам, отгруженным с территории Республики Беларусь с 1 января 2005 года, возмещению не подлежат.
     
     Российская организация приобретает у белорусской организации работы и услуги по ремонту вагонов. При этом ремонт производится на территории Республики Беларусь специалистами белорусского вагоноремонтного завода. Имеет ли право российская организация возместить из бюджета Российской Федерации суммы НДС, уплаченные белорусской организации за работы (услуги) по ремонту вагонов как до, так и после 1 января 2005 года?
     
     До 1 января 2005 года на территории Российской Федерации обложение НДС операций по реализации товаров (работ, услуг) во взаимной торговле между хозяйствующими субъектами Российской Федерации и Республики Беларусь регулировалось нормами главы 21 НК РФ и ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, вступившими в силу с 1 января 2001 года. Согласно нормам данных законодательных актов возмещение из российского бюджета сумм НДС, уплаченных белорусским хозяйствующим субъектам, предусматривалось только по товарам. Возмещение из российского бюджета сумм этого налога, уплаченных белорусским хозяйствующим субъектам при приобретении работ и услуг, не предусматривалось.
     
     С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение от 15.09.2004, согласно которому порядок взимания НДС при выполнении работ и оказании услуг устанавливается отдельным протоколом. До подписания и вступления в силу такого протокола в отношении операций по выполнению работ и оказанию услуг действуют нормы национальных законодательств государств - участников Соглашения.
     
     Поскольку до настоящего времени вышеуказанный протокол не вступил в силу, при определении порядка обложения НДС работ (услуг) на территории Российской Федерации следует руководствоваться нормами главы 21 НК РФ, которыми возмещение из российского бюджета сумм НДС, уплаченных белорусским хозяйствующим субъектам при приобретении работ (услуг), не предусмотрено.
     
     Учитывая вышеизложенное, НДС, уплаченный белорусской организации за выполненные работы (оказанные услуги) по ремонту вагонов на территории Республики Беларусь, местом реализации которых территория Российской Федерации не является, возмещению не подлежал как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
     
     Российский индивидуальный предприниматель реализует товары на территорию Республики Беларусь. При этом с учетом особенностей налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей на территории Республики Беларусь российский предприниматель получает выручку от реализации товаров не в полном объеме. Имеет ли право в данном случае российский индивидуальный предприниматель применить ставку НДС в размере 0 % ко всему объему реализованной продукции?
     
     Согласно ст. 2 Соглашения от 15.09.2004 при экспорте товаров применяется налоговая ставка НДС в размере 0% при условии документального подтверждения факта экспорта. При этом в соответствии с положениями ст. 1 Соглашения от 15.09.2004 под экспортом понимается вывоз товаров, реализуемых плательщиками НДС, с территории государства одной Стороны на территорию государства другой Стороны.
     
     Порядок подтверждения правомерности применения налоговой ставки НДС в размере 0% при экспорте товаров установлен нормами Раздела II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Положения о взимании косвенных налогов.
     
     Так, п. 2 Раздела II вышеназванного Положения установлен перечень документов, которые российский плательщик НДС обязан представить в налоговые органы для обоснования применения налоговой ставки НДС в размере 0%. В частности, одним из документов является выписка банка (ее копия) о фактическом поступлении выручки от покупателя экспортируемого товара на счет налогоплательщика. В связи с этим в случае частичного поступления выручки за реализованный товар налоговая ставка НДС в размере 0% применяется только в части товаров, фактически оплаченных белорусскими покупателями.
     
     Российский индивидуальный предприниматель является плательщиком НДС и представляет по результатам своей деятельности в налоговые органы декларацию по НДС ежеквартально. В феврале 2005 года этот индивидуальный предприниматель приобрел товары на территории Республики Беларусь, ввез их на территорию Российской Федерации и оприходовал, а декларацию по ввезенным товарам представил в налоговые органы по итогам квартала. Является ли это налоговым правонарушением?
     
     Согласно п. 6 Раздела I Положения о взимании косвенных налогов налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы налоговые декларации не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия товаров на учет.
     
     Непредставление в налоговый орган декларации в вышеуказанный срок является налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную НК РФ за совершение такового правонарушения.
     
     Российская компания оказывает иностранной фирме за пределами территории Российской Федерации услуги по проведению обучения персонала фирмы. Каков порядок налогообложения таких услуг на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС установлен ст. 148 НК РФ. Так, на основании подпункта 3 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг в сфере образования (обучения) признается территория Российской Федерации, если такие услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации.
     
     Принимая во внимание, что в данном случае услуги по проведению обучения персонала оказываются российской компанией иностранной фирме за пределами территории Российской Федерации, то местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается и соответственно вышеуказанные операции не подлежат обложению НДС на территории Российской Федерации.
     

А.Н. Лозовая,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     

Возможность применения ставки в размере 0% при реализации товаров на экспорт через комиссионера

     
     Российская организация отгрузила на экспорт продукцию собственного производства через комиссионера. Оплата иностранным покупателем этой продукции будет осуществляться в соответствии с контрактом в следующем порядке: 95% общей стоимости имущества будут оплачиваться по предъявлении в банк документов, подтверждающих факт поставки имущества и сдачи его иностранному заказчику, а 5% - в течение 30 дней после окончания гарантийного срока на поставляемое имущество, который составляет 12 месяцев с даты коносамента последней поставки имущества по контракту. Российская организация выполнила все условия контракта и получила валютную выручку, составляющую 95% общей стоимости имущества. Может ли организация воспользоваться в данном случае правом применения налоговой ставки в размере 0% при экспорте?
     
     При реализации товаров на экспорт через комиссионера по договору комиссии для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0% в налоговые органы необходимо представить документы, перечисленные в п. 2 ст. 165 НК РФ, в том числе выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от реализации товара (припасов) иностранному лицу на счет налогоплательщика или комиссионера в российском банке. В связи с этим в случае поступления на счет налогоплательщика или комиссионера выручки от реализации товаров на экспорт не в полном объеме, применение налоговой ставки в размере 0% должно производиться в пределах суммы фактически полученной выручки согласно выпискам банка, а также при наличии других необходимых документов, перечисленных в п. 2 ст. 165 НК РФ.
     

Освобождение от налогообложения агентских услуг по обслуживанию российских морских и речных судов в период стоянки в российских портах

     
     Подлежат ли освобождению от обложения НДС агентские услуги по обслуживанию российских морских и речных судов в период стоянки в российских портах, осуществляемые по договору морского агентирования на основании подпункта 23 п. 2 ст. 149 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 23 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации работ (услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых сборов, услуги судов портового флота), а также лоцманская проводка, независимо от государственной регистрации судов.
     
     На основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, агентское обслуживание относится к услугам по обслуживанию судов в период стоянки в портах.
     
     Учитывая вышеизложенное, агентские услуги, оказываемые российской организацией по обслуживанию российских морских и речных судов в период их стоянки в российских портах, не подлежат обложению НДС.
     

Налогообложение при поставке товаров в счет возвращенных иностранным покупателям дефектных товаров

     
     Российская организация, приобретающая товары на территории Российской Федерации и реализующая их на экспорт, реализовала в январе 2005 года партию товаров. В связи с подтверждением факта экспорта из бюджета были возмещены в апреле суммы "входного" НДС. Российская организация возвратила иностранному покупателю в мае часть товаров из-за наличия в них дефектов. В том же месяце товары были ввезены на территорию Российской Федерации с целью их замены в таможенном режиме реимпорта, при этом НДС был уплачен таможенным органам. В июле российская организация в рамках первоначального контракта в счет возвращенных иностранным покупателем товаров отправила в таможенном режиме экспорта другие товары с такими же техническими характеристиками и по таким же ценам. Предусмотрена ли действующим законодательством процедура применения налоговой ставки в размере 0% в данной ситуации? Какие документы следует представить в налоговый орган для подтверждения факта повторного экспорта товаров, учитывая, что поставка товара была оплачена ранее? Какие суммы НДС будут возмещены российской организации при подтверждении права на применение налоговой ставки в размере 0%?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ операции по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0% при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ. В связи с этим в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта взамен товаров, ранее поставленных и возвращенных иностранным покупателем, применяется налоговая ставка в размере 0%.
     
     В приведенном в ситуации случае для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки в размере 0% в налоговый орган представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ. При этом если в контракте с иностранным покупателем на реализацию товаров не содержится обязательства продавца о замене товаров ненадлежащего качества, в налоговый орган представляются также документы, свидетельствующие о требовании покупателя осуществить такую замену.
     
     Что касается выписки банка (копии выписки), подтверждающей фактическое поступление выручки от реализации указанного товара иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке, то в налоговый орган может быть представлена выписка (ее копия), на основании которой обосновывалась налоговая ставка в размере 0 % в отношении ранее вывезенных товаров. Кроме того, в налоговый орган представляются документы, подтверждающие факт ввоза на территорию Российской Федерации в таможенном режиме реимпорта возвращенных иностранным покупателем товаров ненадлежащего качества, а также уплату НДС по таким товарам.
     

     В данном случае вычетам у российского налогоплательщика будут подлежать суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарам, приобретенным на территории Российской Федерации для замены товаров ненадлежащего качества, ранее реализованных на экспорт, а также суммы НДС, уплаченные по работам, услугам, использовавшимся при реализации этих товаров на экспорт.