Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     А.А. Назаров
     

Исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль

     
     В соответствии с п. 3 ст. 286 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые согласно ст. 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, а также бюджетные учреждения, иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), участники простых товариществ в отношении доходов, получаемых ими от участия в простых товариществах, инвесторы соглашений о разделе продукции в части доходов, полученных от реализации вышеуказанных соглашений, выгодоприобретатели по договорам доверительного управления уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
     
     Рассмотрим следующую ситуацию.
     
     С IV квартала 2003 года по III квартал 2004 года доходы организации от реализации, определявшиеся в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал. Вышеуказанные доходы за 2004 год превысили в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал. В каком размере организация была обязана уплачивать ежемесячные авансовые платежи в I квартале 2005 года?
     
     Согласно п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем 3 млн. руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
     
     Очевидно, это означает, что в случае превышения вышеуказанного ограничения налогоплательщик начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором данное превышение имело место, уплачивает авансовые платежи в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 287 НК РФ.
     
     Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода (п. 1 ст. 287 НК РФ).
     
     Следовательно, в рассматриваемой ситуации в I квартале 2005 года организация обязана была уплачивать ежемесячные авансовые платежи.
     

     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате налогоплательщиком в последнем квартале предыдущего налогового периода.
     
     Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежащего уплате в IV квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия (п. 2 ст. 286 НК РФ).
     
     Таким образом, в рассматриваемой ситуации сумма ежемесячного авансового платежа, которую организация обязана была уплачивать в I квартале 2005 года, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам девяти месяцев 2004 года, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам 1-го полугодия 2004 года.
     

Заполнение платежного поручения на перечисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации

     
     В соответствии с п. 1 ст. 288 НК РФ налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, по месту своего нахождения без распределения вышеуказанных сумм по обособленным подразделениям.
     
     Уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений (п. 2 ст. 288 НК РФ).
     
     Согласно п. 1 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств, в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (далее - Правила), налогоплательщики при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях "ИНН" плательщика (60), "КПП" плательщика (102), "Плательщик" (8), "ИНН" получателя (61), "КПП" получателя (103), "Получатель" (16) в соответствии с Правилами.
     
     При применении вышеприведенных положений п. 1 Правил может возникнуть следующий вопрос: какой КПП плательщика (КПП по месту нахождения организации или КПП по месту нахождения ее обособленного подразделения) указывается налогоплательщиком в платежном поручении на перечисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по месту нахождения этого подразделения?
     
     В соответствии с п. 2.1.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденных приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, код причины постановки на учет (КПП) присваивается организации при постановке на учет:
     
     - по месту нахождения вновь созданного юридического лица (в том числе путем реорганизации) одновременно с присвоением идентификационного номера налогоплательщика;
     
     - по месту нахождения обособленных подразделений на основании заявления о постановке на учет, а также одновременно представленных в одном экземпляре заверенных в установленном порядке копий свидетельства о постановке на учет в налоговом органе организации по месту ее нахождения и документов, подтверждающих создание обособленного подразделения (при их наличии).
     
     В связи с вышеизложенным в платежном поручении на перечисление сумм налога на прибыль, подлежащих уплате по месту нахождения организации, в поле "КПП" плательщика налогоплательщик указывает КПП, присвоенный организации при постановке на учет по месту ее нахождения. Соответственно в платежном поручении на перечисление вышеуказанных сумм, подлежащих уплате по месту нахождения обособленного подразделения организации, в поле "КПП" плательщика налогоплательщик указывает КПП, присвоенный организации при постановке на учет по месту нахождения этого подразделения.
     

Исчисление доли прибыли, приходящейся на ликвидированные обособленные подразделения

     
     В соответствии с п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной согласно п. 1 ст. 257 настоящего Кодекса, в целом по налогоплательщику.
     
     При применении данной нормы НК РФ часто возникают вопросы, связанные с исчислением доли прибыли, приходящейся на ликвидированные обособленные подразделения.
     
     Пример.
     
     Организация, зарегистрированная в г. Москве, имеет обособленное подразделение в Московской области. В сентябре 2004 года обособленное подразделение этой организации было ликвидировано. По итогам отчетного периода организация имела прибыль, подлежавшую распределению между бюджетами: федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом. По итогам налогового периода (2004 год) организация получила убыток. Согласно письму Минфина России от 14.09.2004 N 03-03-01-04/1/41 показатель "налоговая база исходя из доли" (строка 040) в Приложении N 5а к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 (далее - декларация), по ликвидированному обособленному подразделению сохраняется без изменения в течение отчетных (налогового) периодов, следующих за последним отчетным периодом до ликвидации. Это означает, что в Приложении N 5а к декларации по налоговому периоду должны отражаться прибыль и соответственно налог на прибыль.
     
     Как следовало в связи с этим заполнить строку 040, а также строки 090 и 100 Приложения N 5а к декларации по ликвидированному обособленному подразделению за 2004 год в следующем случае: созданное в 2003 году обособленное подразделение организации, которая получила в 2004 году прибыль за отчетные периоды и убыток за налоговый период, ликвидировано в сентябре 2004 года?
     
     В письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14.09.2004 N 03-03-01-04/1/41 не рассматривается порядок заполнения декларации организацией, получившей за отчетные периоды до ликвидации обособленного предприятия прибыль, а за налоговый период - убыток.
     
     Если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик получил убыток - отрицательную разницу между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 НК РФ, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения, в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю (п. 8 ст. 274 Кодекса).
     
     Следовательно, в рассматриваемой ситуации за налоговый период (2004 год) налоговая база организации должна была быть признана равной нулю и налог на прибыль (строки 250-280 Листа 02 декларации) не должен был исчисляться.
     
     По строкам 290-320 Листа 02 декларации за 2004 год должны были быть отражены ранее начисленные суммы авансовых платежей по налогу исходя из налоговой декларации за 9 месяцев 2004 года (строки 250-280 Листа 02) и суммы ежемесячных авансовых платежей IV квартала 2004 года (строки 390-420 Листа 02). Вышеуказанные авансовые платежи подлежали уменьшению в полном объеме с их отражением по строке 380 Листа 02 декларации за 2004 год.
     
     Уменьшению подлежали и суммы авансовых платежей, приходящихся на ликвидированное обособленное подразделение. В связи с этим в Приложении N 5а к Листу 02 декларации по данному подразделению по строкам 040, 090 и 100 должны были быть проставлены нули, а суммы начисленных ранее авансовых платежей (строки 110 и 120) должны были быть указаны к уменьшению (строки 170 и 180).
     

Сумма переносимого убытка, полученного налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств

     
     В соответствии со ст. 275.1 НК РФ налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по вышеуказанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
     
     Если обособленное подразделение налогоплательщика получило убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием вышеуказанных объектов, такой убыток признается для целей налогообложения при соблюдении следующих условий:
     
     - если стоимость услуг, оказываемых налогоплательщиком, осуществляющим деятельность, связанную с использованием приведенных в ст. 275.1 НК РФ объектов, соответствует стоимости аналогичных услуг, оказываемых специализированными организациями, осуществляющими аналогичную деятельность, связанную с использованием таких объектов;
     
     - если расходы на содержание объектов жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, а также подсобного хозяйства и иных аналогичных хозяйств, производств и служб не превышают обычных расходов на обслуживание аналогичных объектов, осуществляемое специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной;
     
     - если условия оказания услуг налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.
     
     Таким образом, в этом случае такой убыток признается для целей налогообложения в общеустановленном порядке.
     
     Если не выполняется хотя бы одно из вышеуказанных условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, может переноситься налогоплательщиком на срок, не превышающий десять лет, и на его погашение может быть направлена только прибыль, полученная при осуществлении указанных видов деятельности (абзац девятый ст. 275.1 НК РФ).
     
     Рассмотрим следующую ситуацию.
     
     Убыток, полученный налогоплательщиком в 2003 году при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, составил 50 млн руб. При этом условия, установленные ст. 275.1 НК РФ, не выполнялись. Налоговая база по вышеуказанной деятельности в 2004 году составила 90 млн руб. Могла ли совокупная сумма переносимого убытка, полученного в 2003 году при осуществлении вышеуказанной деятельности, превысить 30 млн руб. (0,3 х 90 млн руб.) в 2004 году и составить, в частности, 50 млн руб. (вся сумма вышеуказанного убытка)?
     
     Согласно п. 8 ст. 274 НК РФ если в отчетном (налоговом) периоде налогоплательщик получил убыток - отрицательную разницу между доходами, определяемыми в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, и расходами, учитываемыми в целях налогообложения в порядке, предусмотренном вышеназванной главой НК РФ, то в данном отчетном (налоговом) периоде налоговая база признается равной нулю.
     
     Убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных ст. 283 НК РФ.
     
     В частности, п. 2 ст. 283 НК РФ установлено, что налогоплательщик имеет право осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
     
     Налогоплательщик вправе перенести на текущий налоговый период сумму полученного в предыдущем налоговом периоде убытка. При этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 % налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 274 НК РФ.
     
     В аналогичном порядке убыток, не перенесенный на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих девяти лет.
     
     В связи с вышеприведенным если не выполняется хотя бы одно из указанных в ст. 275.1 НК РФ условий, убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде при осуществлении вышеназванной деятельности, принимаются в целях налогообложения в порядке и на условиях, установленных не ст. 283 настоящего Кодекса, а абзацем девятым ст. 275.1 НК РФ.
     
     Следовательно, совокупная сумма такого переносимого убытка в соответствующем отчетном (налоговом) периоде может превысить 30 % налоговой базы по деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.
     
     Таким образом, в рассматриваемой ситуации совокупная сумма переносимого убытка, полученного в 2003 году при осуществлении вышеуказанной деятельности, могла превысить в 2004 году 30 млн руб. и составить, в частности, 50 млн руб.
     

Применение налоговых льгот по налогу на прибыль

     
     В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     Согласно п. 2 ст. 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
     
     Таким образом, при установлении отдельных налогов налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут не предусматриваться.
     
     Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 НК РФ установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 12 НК РФ законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
     
     Таким образом, ст. 12 НК РФ предусмотрено установление налоговых льгот в отношении региональных и местных налогов.
     
     О возможности установления льгот в отношении федеральных налогов в ст. 12 НК РФ не говорится.
     
     Согласно ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся:
     
     - налог на добавленную стоимость;
     
     - акцизы;
     
     - налог на доходы физических лиц;
     
     - единый социальный налог;
     
     - налог на прибыль организаций;
     
     - налог на добычу полезных ископаемых;
     
     - водный налог;
     
     - сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
     
     - государственная пошлина.
     
     Это означает, что возможность установления налоговых льгот в отношении такого федерального налога, как налог на прибыль организаций, ст. 12 НК РФ не предусмотрена. Тем не менее это не означает, что вышеуказанная возможность не предусмотрена другими нормами налогового законодательства.
     
     В соответствии с п. 14 ст. 1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) часть вторая НК РФ дополнена главой 25 "Налог на прибыль организаций".
     
     Статьей 13 Закона N 110-ФЗ предусмотрено, что настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2002 года, но не ранее чем по истечении месяца со дня его официального опубликования.
     
     Следовательно, Закон N 110-ФЗ вступил в силу с 1 января 2002 года.
     
     Согласно ст. 2 Закона N 110-ФЗ со дня его введения в действие утратил силу Закон РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон N 2116-1), за исключением установленных ст. 1, 2, 6, 9, 10.1 порядка исчисления налоговой базы и порядка применения ниже перечисленных налоговых льгот, которые утрачивают силу в следующей последовательности:
     
     - для сельскохозяйственных товаропроизводителей - рыболовецких артелей (колхозов) освобождение от уплаты налога на прибыль действовало до 1 января 2005 года;
     
     - предусмотренные п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 льготы по налогу, срок действия которых не истек на день вступления в силу Закона N 110-ФЗ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие льготы были предоставлены;
     
     - предусмотренные абзацем десятым п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 льготы по налогу на прибыль действуют до завершения реализации начатых и реализуемых на день введения в действие Закона N 110-ФЗ программ по ликвидации последствий радиационных катастроф;
     
     - предусмотренные абзацем четырнадцатым п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 льготы по налогу на прибыль действуют до окончания осуществления целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами;
     
     - предусмотренная абзацем двадцать седьмым п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 льгота по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до вступления в силу главы 25 НК РФ производства, действует до окончания периода (срока) окупаемости такого производства. Суммарный срок использования налогоплательщиком вышеуказанной льготы не может превышать трех лет. Данный порядок исчисления срока использования льготы по налогу применяется к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года;
     
     - предусмотренные п. 9 ст. 6 Закона N 2116-1 дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 1 июля 2001 года, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 1 января 2004 года.
     
     Таким образом, после вступления в силу главы 25 НК РФ продолжают применяться (не утратили силу) некоторые налоговые льготы, введенные Законом N 2116-1.
     
     В этой связи возникает следующий вопрос. Предоставлены ли налогоплательщикам какие-либо налоговые льготы по налогу на прибыль организаций в соответствии с актами законодательства о налогах, вступившими в силу после 1 января 2005 года?
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" Закон N 110-ФЗ дополнен статьей следующего содержания:
     
     "Статья 2.1. Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в следующих порядке и размере:
     
     - в 2004-2005 годах - 0 процентов;
     
     - в 2006-2008 годах - 6 процентов;
     
     - в 2009-2011 годах - 12 процентов;
     
     - в 2012-2014 годах - 18 процентов;
     
     - начиная с 2015 года - в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2006-2008 годах, зачисляется:
     
     - в размере 1 процента налоговой ставки - в федеральный бюджет;
     
     - в размере 5 процентов налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2009-2011 годах, зачисляется:
     
     - в размере 2 процентов налоговой ставки - в федеральный бюджет;
     
     - в размере 10 процентов налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Сумма налога, исчисленная по налоговой ставке, установленной в 2012-2014 годах, зачисляется:
     
     - в размере 3 процентов налоговой ставки - в федеральный бюджет;
     
     - в размере 15 процентов налоговой ставки - в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Законами субъектов Российской Федерации предусмотренная настоящей статьей налоговая ставка может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков в отношении налогов, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Распределение сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, устанавливается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации".
     
     Статьей 5.1 Федерального закона от 11.11.2003 N 147-ФЗ установлено, что этот Закон вступает в силу с 1 января 2004 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, за исключением ст. 2 этого Закона.
     
     В связи с этим положения ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ вступили в силу с 1 января 2004 года.
     
     Теперь сравним ставки по налогу на прибыль, указанные в ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ, со ставками, установленными главой 25 НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 284 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 24%, за исключением случаев, предусмотренных п. 2-5 вышеуказанной статьи Кодекса. При этом:
     
     - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
     
     - сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом вышеуказанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%.
     
     В связи с вышеизложенным, а также учитывая, что ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ отдельной категории налогоплательщиков (сельскохозяйственным товаропроизводителям, не перешедшим на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, то есть единый сельскохозяйственный налог) законодательством о налогах предоставлено преимущество по сравнению с другими налогоплательщиками (уплата налога на прибыль по меньшей ставке), следует признать, что ст. 2.1 Закона N 110-ФЗ введена льгота по налогу на прибыль организаций, действующая с 1 января 2004 года, то есть уже после вступления в силу главы 25 НК РФ.
     
     Какие еще положения части первой НК РФ связаны с общим порядком установления налоговых льгот?
     
     В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
     
     Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
     
     Налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 2 ст. 56 настоящего Кодекса).
     
     Льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются НК РФ.
     
     Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).
     
     Все вышеуказанные налоговые льготы учитываются при составлении налогоплательщиком налоговой декларации.
     
     Пунктом 1 ст. 80 НК РФ определено, что налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
     
     Таким образом, налогоплательщик в обязательном порядке учитывает применяемые им налоговые льготы при исчислении и декларировании налогов.
     
     При этом налогоплательщикам необходимо учитывать следующее.
     
     Пунктом 1 ст. 81 НК РФ предусмотрено, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести в налоговую декларацию необходимые дополнения и изменения.
     
     Если предусмотренное в п. 1 ст. 81 НК РФ заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи заявления.
     
     Если предусмотренное в п. 1 ст. 81 НК РФ заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если вышеуказанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса, либо о назначении выездной налоговой проверки.
     
     Если предусмотренное п. 1 ст. 81 НК РФ заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если вышеуказанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных п. 1 вышеуказанной статьи Кодекса, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с вышеуказанным пунктом ст. 81 НК РФ при условии, что до подачи такого заявления он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.