Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй НК РФ о налогах и сборах


Федеральный закон от 22.07.2005 N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" Федеральный закон от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах"*1

    _____
    
*1 Текст официальных документов не приводиться

    
Общий комментарий к изменениям в обложении НДС

     
     С.А. Верещагин, Г.Ю. Касьянова, М.В. Щеренко,
эксперты Ассоциации бухгалтеров, аудиторов и консультантов (АБАК)

    
1. Порядок вступления в силу изменений, внесенных в главу 21 НК РФ

     
     Федеральными законами от 22.07.2005 N 118-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ) и от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 119-ФЗ) внесены изменения в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), которые вступают в силу в разные сроки.
     
     Законом N 118-ФЗ урегулирован порядок исчисления НДС при различных формах реорганизации организаций. Этот Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС (с 1 сентября - для налогоплательщиков, у которых налоговый период равен месяцу, и с 1 октября - для налогоплательщиков, у которых налоговый период равен кварталу). Обращаем внимание читателей журнала на то, что действие Закона N 118-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
     
     Придание отдельным нововведениям обратной силы может доставить налогоплательщикам определенные неудобства ввиду того, что после вступления соответствующих положений Закона N 118-ФЗ в силу многие статьи НК РФ будут действовать в новой редакции и распространять свое действие на прошедшие периоды. Иными словами, налогоплательщики действовали и сдавали отчетность во время действия одной редакции НК РФ, а придание положениям закона обратной силы может означать, что действовать надо было по-другому. Соответственно возникает вопрос об уточнении налоговых обязательств.
     
     Итак, если изменения, внесенные в налоговое законодательство, улучшают положение организации как налогоплательщика, то она должна представить в налоговую инспекцию уточненные расчеты по авансовым платежам за текущий год. Если организация считает, что изменения, внесенные в налоговое законодательство, ухудшают ее положение, то уточнять ничего не надо (поскольку принятие подобных изменений противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ), но следует быть готовым к спору с налоговой инспекцией.
     
     Часть изменений, внесенных Законом N 119-ФЗ, вступит в силу с 1 января 2006 года, в частности положения, касающиеся:
     

     - определения места реализации работ (услуг);
     
     - освобождения от уплаты НДС;
     
     - определения налоговой базы.
     
     Уточнен перечень операций, не подлежащих налогообложению, а также операций, подлежащих обложению по налоговой ставке в размере 0 %. Пересмотрен и порядок подтверждения права на получение возмещения при налогообложении по налоговой ставке в размере 0 %.
     
     С 1 января 2006 года моментом определения налоговой базы по общему правилу будет являться наиболее ранняя из следующих дат:
     
     - день отгрузки товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав;
     
     - день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
     
     Не в пользу налогоплательщиков решен вопрос о необходимости восстановления принятого к вычету НДС в следующих случаях:
     
     1) при передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов;
     
     2) при переходе налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения или на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
     
     Напомним читателям журнала, что до настоящего времени вышеуказанные случаи не были урегулированы законодательством, а судебная практика сложилась в пользу налогоплательщиков. Суды указывали, что действующее законодательство не содержит обязанности восстанавливать НДС в данных случаях. С 2006 года НДС придется восстанавливать.
     
     С 1 января 2006 года также вступают в силу положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты НДС при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) и договором доверительного управления имуществом.
     
     Отдельные положения Закона N 119-ФЗ вступят в силу только с 1 января 2007 года. Это, в частности, норма, касающаяся уточнения порядка возмещения НДС. С 1 января 2007 года утрачивают силу некоторые действующие в настоящее время положения, регламентирующие в том числе порядок возмещения НДС (фактически Закон N 119-ФЗ вводит новую редакцию ст. 176 НК РФ).
     
     Кроме того, Законом N 119-ФЗ установлен ряд переходных положений, связанных с моментом определения налоговой базы.
               

2. Изменения, внесенные в главу 21 НК РФ Законами N 118-ФЗ и N 119-ФЗ

Статья НК РФ, в которую внесены изменения

Что изменилось

Комментарий

Дата вступления изменений в силу / Каким нормативным актом внесены изменения

1

2

3

4

Постановка на учет в качестве налогоплательщика

ст. 144

Иностранные организации,
имеющее на территории Российской Федерации несколько подразделений (представительств, отделений) смогут самостоятельно выбирать подразделение, по месту налоговой регистрации которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать НДС в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации подразделений

О своем выборе иностранные организации обязаны письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения своих подразделений, зарегистрированных на территории Российской Федерации

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

п. 1, 4 и 5 ст. 145

Можно будет получить право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплат НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации без учета НДС не превысил совокупности 2 млн руб.

Эта же сумма должна быть подтверждена по истечении 12 календарных месяцев согласно п. 4 ст. 145 НК РФ. Если она будет не подтверждена, налогоплательщик утратит право на освобождения от обязанностей налогоплательщика (п. 5 ст. 145 НК РФ)

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Объект налогообложения

пп. 7 п. 2 ст. 146

В целях исчисления НДС не признается объектом налогообложения передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам)

Эти изменения введены в связи с общим уточнением подхода законодателей к решению рассматриваемой проблемы

с. 01.09.2005 - для налогоплательщиков, которые подают декларации по НДС ежемесячно;
с 01.10.2005 - для налогоплательщиков, которые подают по НДС ежеквартально;
данная норма распространяется  на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 Закон N 118-ФЗ

Место реализации работ (услуг)

п. 1 ст. 148

В целях исчисления НДС местом реализации работ (слуг) по сравнению с ранее действовавшим порядком будет дополнительно признаваться территория Российской Федерации, если:
1) услуги по аренде связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Российской Федерации (пп. 1 п. 1 ст. НК РФ);
2) работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории Российской Федерации. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание (пп. 2 п. 1 ст. 148 НК РФ);
3) услуги фактически оказываются на территории Российской Федерации в сфере обучения (пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ);
4) услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой [за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита], оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находится на территории Российской Федерации (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ);
5) услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного транзита, оказываются (выполняются) организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория Российской Федерации (пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ)

Местом реализации услуг также признается территория Российской Федерации, если транспортные средства по договору страхования, предлагающему перевозку (транспортировку) на этих транспортных средствах, предоставляются российскими организациями и индивидуальными предпринимателями и пункт отправления (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации. При этом транспортными средствами признаются воздушные, морские суда и суда внутреннего плавания, используемые для перевозок товаров и (или) пассажиров водным (морским, речным), воздушным транспортом (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ)

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

пп. 4 ст. 148

Уточнен порядок определения места осуществления деятельности покупателя. При этом изменен перечень ситуаций, при которых применяются правила, установленные пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ. Дополнительно в него включены:
- передача, представление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
- оказание услуг (выполнение работ) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и морсификации;
-  оказание маркетинговых услуг

При этом из перечня ситуаций, при которых применяются правила установленные пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ, исключены:
- оказание услуг по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание, непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации;
- выполнение работ (оказание услуг, включая услуги по ремонту) по обслуживанию морских судов и судов внутреннего плавания в период стоянки в портах (все виды портовых судов, услуги судов портового флота), а также при лоцманской проводке

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 1.1 ст. 148

Введен перечень ситуаций, при которых территория Российской Федерации не признается местом реализации работ (услуг

В целях исчисления НДС местом реализации работ (услуг) не признается территория Российской Федерации, если:
1) работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимися за пределами территории Российской Федерации. К таки работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде;
2) работы (услуги) связаны непосредственно с находящимися за пределами Российской Федерации движимым имуществом, а также находящимися за пределами территории Российской Федерации воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания. К таким работам (услугам) относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт, техническое обслуживание;
3) услуги фактически оказываются за пределами территории Российской Федерации в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
4) покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Положение применяется при выполнении тех видов работ и услуг, которые перечислены в пп. 4 п. 2 ст. 148 НК РФ;
5) услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)

п. 2 ст. 149

От налогообложения будет освобождаться реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд на территории Российской Федерации услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимаются таможенные сборы за хранение

 Это изменение устраняет существовавший до этого пробел в законодательстве по данному вопросу

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ


 

В число документов, представляемых в налоговые органы для освобождения от налогообложения реализации товаров (работ, услуг) указанных в пп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ, включены:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с донором (уполномоченной донором организацией) безвозмездной помощи (содействия) или с получателем  безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации;
- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной донором организации) или получателю безвозмездной помощи (содействия) (уполномоченной федеральным органом исполнительной власти организации) товары (работы, услуги)

Если получателем безвозмездной помощи (содействия) является федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, в налоговый орган представляется контракт (копия контракта) с уполномоченной этим федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации организацией


 

п. 3 ст. 149

Расширен перечень организаций, не подлежащих налогообложению

От налогообложения будут освобождены следующие операции:
- открытие и введение банковских счетов, служащих для расчетов по банковским картам, а также операции, связанные с обслуживанием банковских карт;
- операции по исполнению банковских гарантий (выдача и аннулирование банковской гарантии, подтверждение и изменение условий гарантии, платеж по гарантии, оформление и проверка документов по гарантии);
- оказание услуг, связанных с обслуживанием банковских карт;
- организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов);
- проведение лотереи по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов;
- предоставление займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме;
- совершение нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера в соответствии с законодательством Российской Федерации о наторите;
- выполнение НИОКР за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондах министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение НИОКР научными организациями на основе хозяйственных договоров;
- оказание услуг организациями отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации, оформленных путевками или курсовками, являющимися бланками строго отчетности;
- реализация лома и отходов черных и цветных металлов;
- передача в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб.

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)

ст. 150

Освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, произведенных в результате хозяйственной деятельности российских организаций на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора

В данном случае уточнение формулировки позволит исключить разногласия по этому вопросу между налогоплательщиками и налоговыми органами

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Момент определения налоговой базы

п. 1-8, 11, 12, 14, 15 ст. 167

Изменен момент определения налоговой базы: если иное не предусмотрено  п. 3, 7-11, 13-15 ст. 167 НК РФ, моментом определения налоговой базы будет являться наиболее ранняя из следующих дат:
1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав.
Если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, то такая передача в целях главы 21 НК РФ приравнивается к отгрузке.
При передаче имущественных прав в случае, предусмотренном п. 2 ст. 155 НК РФ, момент определения налоговой базы определяется как день уступки денежного требования или день прекращения соответствующего обязательства; в случаях, предусмотренных п. 3 и 4 ст. 155 Кодекса, - как день уступки (последующей уступки) требования или день исполнения обязательства должником; в случае, предусмотренном п. 5 ст. 155 НК РФ, - как день передачи имущественных прав.
Если моментом определении налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) или день передачи имущественных прав, то на день отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) или на день передачи имущественных прав в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы.
Для налоговых агентов, указанных в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ, момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном п. 1 ст. 167 Кодекса


Момент определении налоговой базы для целей исчисления НДС будет единым для всех налогоплательщиков и соответственно в году уже не будет являться элементом учетной политики. Обращаем внимание читателей журнила на то, что в главе 21 НК РФ теперь говорится не о дате реализации (то есть дате перхода права собственности), а о дате отгрузки. Соответственно исходя из такой формулировки налогооблагаемая база по НДС у налоголпательщика может появиться даже в случае, если он еще не продал, а только отдал товар на реализацию, например отгрузил на склад комиссионера и т.д. Такой подход явно противоречит определению объекта обложеиния НДС (п. 1 ст. 146 НК РФ)

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 9 ст. 167

Установлен момент определения налоговой базы по товарам (работам, услугам), реализуемым за границу

Если полный пакет документов, предусмотренных ст. 185 НК РФ собран на 181-й календарный день считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, перемещения припасов, момент определения налоговой базы определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НКРФ. Если полный пакет документов, предусмотренных п. 5 ст. 165 НК РФ собран на 181-й календарный день с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации, проставленной таможенными органами на перевозочных документах, момент определения налоговой базы по указанным работам, услугам определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ. В случае реорганизации организации, если 181-ый совпадает с датой завершения реорганизации или наступает после вышеуказанной даты, момент определения налоговой базы определяется правопреемником (правопреемниками) как дата завершения реорганизации (дата государственной регистрации каждой вновь возникшей организации, а в случае реорганизации в форме присоединения - дата внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности каждой присоединяемой организации)

C 01.09.2005 - для налогоплательщиков, которые -подают декларации по НДС ежемесячно, и с 01.10.2005  -для тех налогоплательщиков отчитывается по НДС ежеквартально; данная норма распространяется нам правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года Законы N 118-ФЗ, N 119-ФЗ

п. 9 ст. 167

Уточнена дата, начиная с которой считается 181-й день для сбора документов на подтверждение права на применение налоговой ставки 0 %

Полный пакет документов, предусмотренных п. 5 ст. 165 НК РФ, должен быть собран на 181-й календарный день с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации, проставленной таможенными органами на перевозочных документах. Раньше в данном пункте ст. 167 НК РФ говорилось о более поздней отметке таможенных органов (то есть их могло быть несколько), а теперь речь идет о единственной (или любой - то есть фактически самой первой, если по какой-то причине их появится несколько)

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 10 ст. 167

В целях исчисления НДС моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последний день месяца каждого налогового периода

До внесения изменений дата определения налоговой базы была установлена как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 13 ст. 167

Установлен особый порядок определения момента возникновения налоговой базы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню, определяемому Правительством РФ). В случае получения налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок налогоплательщик - изготовитель вышеуказанных товаров (работ, услуг) имеет право устанавливать момент определения налоговой базы как день отгрузки (передачи) вышеуказанных товаров (выполнения работ, оказания услуг) при наличии раздельного учета осуществляемых операций и сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций по производству товаров (работ, услуг) длительного производственного цикла и других операций

При получении оплаты, частичной оплаты налогоплательщиком - изготовителем товаров (работ, услуг) в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются контракт с покупателем (копия такого контракта, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера), а также документ, подтверждающий длительность производственного цикла товаров (работ, услуг), с указанием их наименования, срока изготовления, наименования организации-изготовителя, выданный налогоплательщику-изготовителю федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов, подписанный уполномоченным лицом и заверенный печатью этого органа

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

п. 1 ст. 154

Уточнен порядок определения налоговой базы при получении авансов и предоплат

При получении налогоплательщиком оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) налоговая база определяется исходя из суммы полученной оплаты с учетом налога, за исключением оплаты, частичной оплаты, полученной налогоплательщиком, применяющим момент определения налоговой базы в соответствии с п. 13 ст. 167 НК РФ. Налоговая база при отгрузке товаров (работ, услуг) в счет ранее полученной оплаты, частичной оплаты, включенной в налоговую базу, определяется налогоплательщиком в порядке, установленном абзацем первым п. 1 ст. 154 НК РФ

с 01.01.2006 Закон N 119-Ф3

п. 2 ст. 154

Вместо термина "дотации" в НК РФ будут использоваться термины "субвенция" и "субсидия". При этом НДС в этих случаях будет исчисляться исходя из фактических цен реализации при предоставлении субвенций (субсидий) из бюджетов любого уровня (а не только из федерального, как было в 2005 году)

При реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. Суммы вышеназванных субвенций (субсидий) при определении налоговой базы не учитываются

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 6 ст. 154

По срочным сделкам цена договора (и соответственно налоговая база) для целей исчисления НДС будет определяться по общим правилам (на д 1ту отгрузки или поступления предоплаты)

При реализации товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 154 НК РФ, налоговая база устанавливается как стоимость этих товаров (работ, услуг), указанная непосредственно в договоре (контракте), но не ниже их стоимости, исчисленной исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, действующих на дату, соответствующую моменту определения налоговой базы, установленному ст. 167 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения НДС

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 9 ст. 154

С момента определения налоговой базы с учетом особенностей, предусмотренных ст. 167 НК РФ, в налоговую базу не включаются суммы о таты, частичной оплаты, полученные в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых по налоговой ставке 0 % в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ

Особый порядок определения налоговой базы по таким операциям установлен п. 9 ст. 167 НК РФ

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Налоговая база при передаче имущественных прав

п. 1 и 2 ст. 153

При передаче имущественных прав налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных главой 21 НК РФ

Этот порядок установлен ст. 155 НК РФ (см. ниже)



с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 3 ст. 153

Выручка от реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных пп. 1 - 3, 8 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)

Пересчет выручки на дату оплаты предусмотрен только для товаров (работ, услуг), по которым установлена возможность применения налоговой ставки 0 %. Для остальных товаров (работ, услуг) полученная в валюте выручка определяется на дату отгрузки и пересчету в дальнейшем не подлежит

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 1 ст. 155

При уступке денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, или при переходе вышеуказанного требования к другому лицу на основании закона налоговая база по операциям реализации данных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ

До внесения изменений формально действие данного пункта ст. 155 НК РФ можно было распространить не только на денежные требования, но и на любые иные

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 2 ст. 155

Налоговая база при уступке новым кредитором, получившим денежное требование, вытекающее из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению, определяется как сумма превышения сумм дохода, полученного новым кредитором при последующей уступке требования или при прекращении соответствующего обязательства, над суммой расходов на приобретение указанного требования

Изменениями, внесенными в п. 2 ст. 155 НК РФ, устранена существовавшая ранее техническая и смысловая ошибка. В прежней редакции НК РФ данный пункт ст. 155 должен был регулировать также порядок налогообложения финансовых услуг, связанных с уступкой требования. В настоящее время реализация финансовых услуг, связанных с уступкой требования, будет облагаться НДС в общеустановленном порядке согласно ст. 154 НК РФ

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 3 ст. 155

Установлен особый порядок налогообложения при передаче имущественных прав

При передаче имущественных прав налогоплательщиками, в том числе участниками долевого строительства, на жилые дома или жилые помещения, доли в жилых домах или жилых помещениях, гаражи или машино-места налоговая база определяется как разница между стоимостью, по которой передаются имущественные права, с учетом налога, и расходами на приобретение указанных прав

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 4 ст. 155

Конкретизированы правила исчисления НДС при приобретении денежного требования у третьих лиц

При приобретении денежного требования у третьих лиц налоговая база определяется как сумма превышения суммы доходов, полученных от должника и (или) при последующей уступке, над суммой расходов на приобретение указанного требования

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

п. 5 ст. 155

При передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав налоговая база определяется в общеустановленном порядке

При передаче прав, связанных с правом заключения договора, и арендных прав, налоговая база определяется в порядке, предусмотренном ст. 154 НК РФ

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Порядок определения налоговой базы при совершении операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд и выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления

ст. 159

Расширено понятие налоговой базы при исчислении НДС со стоимости строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом

При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение, включая расходы реорганизованной (реорганизуемой) организации

с 01.09.2005 - для налогоплательщиков, которые подают декларации по НДС ежемесячно, и с 01.10.2005 - для тех налогоплательщиков, кто отчитывается по НДС ежеквартально;  данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 Закон N 118-Ф3

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

ст. 156

Уточнен порядок налогообложения при реализации предметов залога

Налоговая база при реализации залогодержателем в установленном законодательством Российской Федерации порядке предмета невостребованного залога, принадлежащего залогодателю, определяется как сумма дохода, полученного в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

п. 5 ст. 161

Установлен особый порядок определения налоговой базы налоговыми агентами, реализующими товары иностранных юридических лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами

При реализации на территории Российской Федерации товаров иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с вышеуказанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы налога

с 01. 01. 2006 Закон N 119-ФЗ

Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

ст. 162

Из налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 153 - 158 НК РФ, исключены суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг

Но эти суммы будут по-прежнему облагаться НДС согласно ст. 154 и 167 НК РФ

с 01.01.2006 Закон N 119-ФЗ

Особенности налогообложения при реорганизации организаций

ст. 162.1

В главу 21 НК РФ введена новая статья, регулирующая особенности налогообложения при реорганизации организаций

В случае реорганизации организации независимо от формы реорганизации подлежащие учету у правопреемника (правопреемников) суммы налога, предъявленные реорганизованной (реорганизуемой) организации и (или) уплаченные этой организацией при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), но не предъявленные ею к вычету, подлежат вычету правопреемником (правопреемниками) этой организации в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Пои реорганизации организации в форме выделения вычетам у реорганизованной (реорганизуемой) организации подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные ею с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае перевода долга при реорганизации на правопреемника (правопреемников) по обязательствам, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) или передачей имущественных прав. Соответственно налоговая база правопреемника (правопреемников) увеличивается на суммы авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), полученных в порядке правопреемства от реорганизованной (реорганизуемой) организации и подлежащих учету у правопреемника (правопреемников). В случае реорганизации в формах слияния, присоединения, разделения, преобразования вычетам у правопреемника (правопреемников) подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные реорганизованной организацией с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг). При наличии нескольких правопреемников доля каждого из правопреемников при совершении операций в соответствии со ст. 162.1 НК РФ определяется на основании передаточного акта или разделительного баланса

с 01.09.2005 - для налогоплательщиков, которые подают декларации по НДС ежемесячно, и с 01.10.2005 - для тех налогоплательщиков, кто отчитывается по НДС ежеквартально;  данная норма распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005 Закон N 118-Ф3

Особенности исчисления и уплаты в бюджет налога при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества (договором о совместной деятельности) или договором доверительного управления имуществом на территории Российской Федерации


 

В главу 21 НК РФ введена новая статья, регулирующая порядок ведения учета операций, подлежащих обложению НДС, участником договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом

В целях главы 21 НК РФ ведение общего учета операции, подлежащих налогообложению в