Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О требованиях налоговых органов, предъявляемых к налогоплательщикам при применении вычетов по НДС


О требованиях налоговых органов, предъявляемых к налогоплательщикам  при применении вычетов по НДС*1

     _____
     *1 Статья написана применительно к действующему до 1 января 2006 года законодательству. Поправки, внесенные Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ и вступающие в силу с 1 января 2006 года, выделены по тексту статьи курсивом с подчеркиванием.
     
Ю.М. Лермонтов,
советник налоговой службы II ранга
     

1. Общие положения

     
     В соответствии со ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщикам предоставлено право уменьшать сумму НДС, начисленную к уплате в бюджет, на суммы налоговых вычетов.
     
     Вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику (до 01.01.2006 - предъявленные и уплаченные им) при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.
     
     Сумма "входного" НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам может быть предъявлена к вычету при выполнении следующих условий:
     
     1) приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
     
     2) товары (работы, услуги) приняты к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ);
     
     3) имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 172 НК РФ).
     
     Если приобретенные товары (работы, услуги) не предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС, то суммы НДС, уплаченные при приобретении таких товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются.
     
     Пунктом 2 ст. 170 НК РФ установлены случаи, когда суммы "входного" НДС включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), а именно:
     
     1) товары (работы, услуги) приобретены для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг) [передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд], не облагаемых НДС (освобожденных от налогообложения);
     
     2) товары (работы, услуги) приобретены для использования при осуществлении операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации;
     
     3) товары (работы, услуги) приобретены для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;
     
     4) товары (работы, услуги) приобретены лицами, не являющимися плательщиками НДС, либо лицами, освобожденными от обязанностей налогоплательщика в соответствии со ст. 145 НК РФ.
     

2. Особенности требований налоговых органов, предъявляемых к налогоплательщикам при применении вычетов по НДС*1

     _____
     *1 Приведенные в данном разделе примеры из арбитражной практики имели место в период действия главы 21 НК РФ до внесения изменений.


2.1. Общие положения

     
     Как показывает арбитражная практика, налоговые органы зачастую предъявляют к налогоплательщикам ряд дополнительных требований, необходимых для вычета "входного" НДС, которые условно можно подразделить на следующие группы:
     
     1) требования к поставщикам;
     
     2) требования к выделению НДС в первичных документах;
     
     3) требования к выставлению счетов-фактур в течение пяти дней со дня отгрузки;
     
     4) требования к наличию исчисленных сумм НДС в налоговом периоде.
     
     Рассмотрим их подробнее.
     

2.2. Требования к поставщикам

     
     Налоговики часто отказывают в вычете "входного" НДС, если не обнаруживают контрагента налогоплательщика.
     
     Налоговые органы, как правило, мотивируют отказ тем, что поставщики не зарегистрированы на территории соответствующего налогового органа, не отчитываются по месту регистрации; следовательно, отсутствуют доказательства уплаты поставщиками НДС от реализации данных товаров в бюджет, что не может служить основанием для налоговых вычетов, поскольку право налогоплательщика на получение таких вычетов согласно НК РФ не связано с действиями поставщиков.
     
     В арбитражной практике не сложилось единого подхода к решению этих вопросов: одни суды руководствуются принципом "покупатель за продавца не отвечает" и поддерживают налогоплательщиков в праве принимать к вычету "спорный" НДС; в то же время другие суды полагают, что сделки с несуществующими юридическими лицами не являются сделками в юридическом смысле, и, таким образом, они лишают налогоплательщика права на вычет "входного" НДС.
     
     Рассмотрим несколько примеров.
     
     В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 05.11.2001 по делу N А13-2445/01-05 сделан следующий вывод: налоговое законодательство не связывает право на возмещение из бюджета НДС, уплаченного поставщикам продукции (работ, услуг), с перечислением этого налога в бюджет поставщиками.
     
     Таким образом, при решении вопроса о праве на возмещение из бюджета НДС, уплаченного поставщикам, налогоплательщик должен доказать факт этой уплаты.
     
     При этом у налогоплательщика нет обязанности проверять уставные документы поставщика и выяснять, состоит ли он на учете в налоговом органе.
     
     Требования налогового органа в вышеуказанном случае неправомерны.
     
     Аналогичные выводы сделаны также в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 26.07.2002 по делу N А29-470/02А.
     
     В постановлении ФАС Центрального округа от 15.10.2002 по делу N А48-1545/02-8к сделан следующий вывод: подпунктами 1, 2 п. 1 ст. 164 НК РФ установлено, что обложение НДС производится по налоговой ставке 0 % при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Налоговой орган не оспаривает, что все требования о представлении документов, перечисленных в ст. 165 НК РФ, налогоплательщиком выполнены, реализация продукции в режиме экспорта осуществлена, выручка по контракту поступила.
     
     Представленные налоговым органом документы встречной проверки, свидетельствовавшие об отсутствии у организации-продавца соответствующих бухгалтерских проводок по реализации вышеуказанного товара, не могут служить основанием для отказа в возмещении НДС по экспортной операции.
     
     Но ряд судов делают противоположные выводы. Так, в постановлении ФАС Уральского округа от 03.06.2002 по делу N Ф09-1083/02-АК сделан следующий вывод: в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) и уплаченные им.
     
     При этом в силу п. 1 ст. 169, ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), а также документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налогов.
     
     Указанный в счетах-фактурах поставщик не значится в базе данных налогоплательщика ввиду отсутствия такой организации.
     
     Поскольку несуществующее юридическое лицо не обладает правоспособностью и не подпадает под понятие, определенное в ст. 48, 49 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), оно не может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.
     
     При таких обстоятельствах действия налогоплательщика и его контрагента не могут быть признаны сделками (ст. 153 ГК РФ), а уплаченный НДС возмещению не подлежит.
     
     Похожие выводы сделаны в постановлениях ФАС Уральского округа от 14.04.2003 по делу N Ф09-994/03-АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.07.2002 по делу N А33-2660/02-Сза-Ф02-1828/2002-С1, ФАС Северо-Кавказского округа от 18.03.2003 по делу N Ф08-756/2003-279А, ФАС Волго-Вятского округа от 20.03.2003 по делу N А82-52/02-А/2 и др.
     
     В Информации об основных подходах по рассмотрению ФАС Уральского округа споров, связанных с применением положений главы 21 НК РФ, от 19.09.2003 содержатся следующие выводы: у налогоплательщика отсутствуют основания для вычетов НДС, если он совершает сделки по приобретению товаров с предприятиями, которые не зарегистрированы в качестве юридических лиц, поскольку такие предприятия не обладают гражданской правоспособностью.
     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшать общую сумму налога на установленные данной статьей Кодекса налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им поставщикам товаров (работ, услуг).
     
     Поставщики товара (организации) должны иметь статус юридического лица. Понятие и правоспособность юридического лица определены в ст. 48 и 49 ГК РФ, в соответствии с которыми юридическое лицо считается созданным и приобретает правоспособность юридического лица только с момента государственной регистрации в этом качестве.
     
     Таким образом, сделки по приобретению товаров совершены налогоплательщиком с предприятиями, которые не имеют государственной регистрации, то есть не обладают правоспособностью, не могут иметь гражданские права и нести обязанности. Их действия, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, не могут быть признаны сделками в смысле ст. 153 ГК РФ.
     
     Если налогоплательщик совершает сделки с предприятиями, не имеющими правоспособности поставщика, у него отсутствуют основания для принятия сумм НДС, уплаченных таким поставщикам, к вычету.
     

2.3. Требования к выделению НДС  в первичных документах

     
     В соответствии со ст. 171 НК РФ к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму начисленного НДС, относятся суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения по НДС.
     
     Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
     
     Согласно ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм НДС к вычету.
     
     Таким образом, вычет предъявленной поставщиком к уплате суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) может быть произведен налогоплательщиком при наличии счета-фактуры, соответствующего установленным требованиям к его оформлению и предъявлению, при условии фактической уплаты суммы налога поставщику и принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
     
     При этом оплата приобретенных товаров (работ, услуг) платежными поручениями, в которых сумма НДС не выделена отдельной строкой, не может служить основанием для отказа в вычете по НДС, поскольку положениями ст. 172 НК РФ не предусмотрено, каким именно документом должен быть подтвержден факт оплаты товаров (работ, услуг). Следовательно, это может быть любой документ, на основании которого можно сделать вывод об оплате товаров (работ, услуг), в том числе об уплате НДС, включая платежное поручение, независимо от того, выделена в нем сумма НДС отдельной строкой или нет.
     
     Налоговые органы руководствуются п. 36.1 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, в котором указано, что право на применение налогового вычета по НДС возможно только в случае, если сумма НДС выделена отдельной строкой во всех первичных документах. Однако это внутренний документ налоговиков и его нормы не подлежат обязательному исполнению налогоплательщиками.
     
     Арбитражная практика в этом вопросе склоняется к позиции налогоплательщиков: суды признают, что отсутствие в платежных документах суммы НДС, выделенной отдельной строкой, не препятствует возможности вычета.
     
     Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 24.01.2003 по делу N А56-17326/02 сделан следующий вывод: в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Как следует из содержания п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
     
     Судебными инстанциями установлена и материалами дела подтверждается уплата ГУП НДС по спорным платежным поручениям, поскольку стоимость приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС, предъявленная заявителю на основании счетов-фактур, совпадает с фактически уплаченными суммами по расчетным документам. Вышеуказанное обстоятельство налоговым органом не оспаривается.
     
     Ошибка, допущенная в оформлении платежных поручений, не может лишить налогоплательщика права на применение налоговых вычетов при доказанности фактической уплаты им сумм НДС продавцам товаров (работ, услуг).
     
     Нормы главы 21 НК РФ не содержат указания на то, что невыделение налогоплательщиком в расчетных документах суммы НДС отдельной строкой лишает его права на применение налоговых вычетов.
     
     В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.09.2003 по делу N А33-1446/03-С3-Ф02-3158/03-С1 сделан следующий вывод: в соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога и принятие на учет указанных товаров (работ, услуг).
     
     Из ст. 169 НК РФ следует, что счета-фактуры, не соответствующие установленным требованиям к их оформлению и предъявлению, не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению.
     
     Следовательно, вычет предъявленной поставщиком к уплате суммы налога за приобретенные товары (работы, услуги) может быть произведен налогоплательщиком при наличии счета-фактуры, соответствующего установленным требованиям к его оформлению и предъявлению, при условии фактической уплаты суммы налога поставщику и принятия на учет этих товаров (работ, услуг).
     
     В рассматриваемом случае организация произвела по ряду счетов-фактур оплату поставщикам товаров (работ, услуг) платежными поручениями, в которых сумма налога не была выделена отдельной строкой.
     
     Пункт 4 ст. 168 НК РФ предусматривает, что в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах соответствующая сумма налога должна выделяться отдельной строкой.
     
     Однако оплата приобретенных товаров (работ, услуг) платежными поручениями, не соответствующими вышеуказанному требованию, не является безусловным основанием для неприменения вычета по НДС.
     
     Данными платежными поручениями организацией произведена оплата товаров по счетам-фактурам, соответствующим установленным требованиям к их предъявлению и оформлению, перечисленная сумма денежных средств соответствует стоимости товаров с учетом суммы НДС, указанной в этих счетах-фактурах.
     
     При этом налоговый орган в нарушение положений ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки, выявив факты несоответствия счетов-фактур требованиям подпункта 2 п. 5 ст. 169 настоящего Кодекса в связи с отсутствием в них ИНН покупателя либо с его неправильным указанием, не сообщил об этом налогоплательщику с требованием внести в установленный срок соответствующие исправления.
     
     После получения решения налогового органа организацией были предприняты действия, необходимые для приведения счетов-фактур в соответствие с требованиями к их предъявлению и оформлению, и исправленные поставщиками счета-фактуры были получены налогоплательщиком и предъявлены при рассмотрении дела в арбитражном суде.
     
     Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 29.03.2004 по делу N А52/3283/03/2, ФАС Московского округа от 31.12.2003 по делу N КА-А40/10320-03, ФАС Волго-Вятского округа от 06.02.2003 по делу N А79-2798/2002-СК1-2396.
     

2.4. Требования к выставлению счетов-фактур в течение пяти дней со дня отгрузки

     
     В соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Налоговые органы часто отказывают покупателям (заказчикам) в налоговом вычете только на том основании, что счет-фактура продавцом выставлен с нарушением сроков, установленных п. 3 ст. 168 НК РФ. Однако при обращении налогоплательщика в таких случаях в арбитражный суд последний принимает позицию налогоплательщиков.
     
     Напомним, что в соответствии со ст. 171 НК РФ к налоговым вычетам, уменьшающим общую сумму начисленного НДС, относятся суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Пунктом 1 ст. 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм НДС и принятие на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг).
     
     При этом согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры выставляются не позднее пяти дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Однако невыполнение требований п. 3 ст. 168 НК РФ не может служить основанием для отказа в принятии сумм НДС к вычету.
     
     Подобный вывод подтверждается и арбитражной практикой (см. постановления ФАС Дальневосточного округа от 05.12.2001 по делу N Ф03-А73/01-2/2542, ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.12.2002 по делу N А33-10903/02-Сза-Ф02-3595/02-С1).
     

2.5. Требования к наличию исчисленных сумм НДС в налоговом периоде

     
     В п. 44 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации указано, что суммы "входного" НДС подлежат вычету при принятии на учет приобретенных и оплаченных товаров (работ, услуг) при наличии счетов-фактур независимо от принятой им в целях налогообложения учетной политики. Однако в соответствии с п. 1 ст. 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Пунктом 1 ст. 176 НК РФ установлено, что, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.
     
     Следовательно, можно сделать вывод, что вычет "входного" НДС должен производиться из исчисленных сумм "выходного" НДС, отраженных в бухгалтерском учете по дебету счета 68, субсчет "Расчеты по НДС".
     
     Позиция Минфина России по данному вопросу, высказанная в письме от 21.12.2004 N 03-04-11/228, заключается в следующем: если налогоплательщик не исчисляет в налоговом периоде налоговую базу по НДС, то принимать к вычету суммы НДС, уплаченные поставщиками товаров (работ, услуг), оснований не имеется. В связи с этим вышеуказанные налоговые вычеты производятся не ранее того налогового периода, в котором возникает налоговая база по НДС.
     
     В постановлении ФАС Центрального округа от 14.10.2003 N А54-965/03-С3 сделан следующий вывод: право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета, а также условия реализации этого права установлены ст. 176 НК РФ. Согласно п. 1 вышеназванной статьи НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом, полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику.
     
     Таким образом, основанием для возмещения НДС является превышение по итогам налогового периода суммы налоговых вычетов над общей суммой начисленного НДС.
     
     В данном случае у налогоплательщика отсутствовали объекты налогообложения, предусмотренные НК РФ. Следовательно, общая сумма исчисленного НДС равна нулю, а сумма налоговых вычетов как разница, полученная по итогам налогового периода, должна быть возмещена в полном объеме.
     
     Аналогичные выводы содержатся и в других решениях арбитражных судов (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.05.2002 по делу N Ф03-А51/02-2/723, от 05.12.2002 по делу N 26-3622/0-2-02-05/44; ФАС Западно-Сибирского округа от 11.02.2004 по делу N Ф04/592-13/А70-2004, ФАС Волго-Вятского округа от 25.10.2005 по делу N А79-4110/2004-СК1-4001).
     
     Однако арбитражная практика по этому вопросу является противоречивой, и суды указывают, что применение налоговых вычетов по НДС возможно только при формировании налоговой базы по НДС. Так, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.08.2002 по делу N А56-6529/02 сделан следующий вывод: порядок исчисления НДС с выручки, полученной от реализации товаров, работ, услуг (составной части налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 154-159 и 162 НК РФ, облагаемой по ставкам, установленным в п. 2-5 ст. 164 Кодекса), изложен в п. 1, 2 и 4 ст. 166 НК РФ. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-3 п. 3 ст. 146 НК РФ, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду. Согласно п. 1 ст. 167 НК РФ дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения.
     
     Статьей 171 НК РФ налогоплательщику предоставлено право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса по операциям, признаваемым объектом налогообложения согласно подпунктам 1-3 п. 3 ст. 146 НК РФ, на установленные налоговые вычеты.
     
     К таким налоговым вычетам отнесены суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им в том числе при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации для перепродажи (подпункт 2 п. 2 ст. 171 НК РФ). Налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, а также документов, подтверждающих фактическую уплату предъявленных сумм налога. Согласно ст. 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет вышеуказанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
     
     Из анализа содержания ст. 171, 172, 173 и 176 НК РФ следует, что наличие у налогоплательщика уплаченных сумм НДС при приобретении товаров (работ, услуг), принятие этих товаров (работ, услуг) на учет, а также подтверждение вышеуказанных операций первичными документами, предусмотренными законодательством, в том числе главой 21 Кодекса, дает право на возмещение данных сумм налога только при наличии у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 п. 1 ст. 146 НК РФ.
     
     На это изначально указано в п. 1 ст. 171 НК РФ, устанавливающей право налогоплательщиков на налоговые вычеты, их понятие и обстоятельства, при которых они могут быть осуществлены.
     
     Об этом говорится и в п. 1 ст. 176 НК РФ, согласно которому если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 п. 1 ст. 146 Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в установленном порядке.
     
     На необходимость наличия операций, признаваемых объектом налогообложения, как условия реализации права на налоговые вычеты указано и в ст. 173 НК РФ.
     
     Согласно п. 1 и 2 этой статьи НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 171 НК РФ, общая сумма налога, исчисляемая со ст. 166 НК РФ. Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает сумму налога, исчисленную согласно ст. 166 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по итогам этого налогового периода принимается равной нулю.
     
     Положительная разница между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога, исчисленного по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с п. 1-2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению в порядке и на условиях, предусмотренных ст. 176 Кодекса (абзац второй п. 2 ст. 173 НК РФ).
     
     Таким образом, отсутствие операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 п. 1 ст. 146 НК РФ, и соответственно суммы налога, исчисленной с таких операций, препятствует налогоплательщику реализовать в соответствующем налоговом периоде право на налоговые вычеты.
     
     Аналогичные выводы сделаны в других постановлениях арбитражных судов (см. постановления ФАС Северо-Западного округа от 12.08.2002 по делу N А56-11185/02, от 19.08.2002 по делу N А56-6529/02, от 26.08.2002 по делу N А13-2734/02-11; ФАС Западно-Сибирского округа от 07.10.2002 по делу N Ф04/3773-1483/А45-2002; ФАС Поволжского округа от 24.06.2003 N А49-6194/02-2А/8).