Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

     
     Р.Н. Митрохина,  
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     

Учет пособия по временной нетрудоспособности работника

     
     Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ определен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности за полный календарный месяц - 12 480 руб. При этом установлено, что в 2005 году пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     В каком размере организация может относить на расходы, учитываемые при расчете налога на прибыль, суммы начисленных за первые два дня пособий работникам по временной нетрудоспособности - в полном размере исходя из среднего заработка работника либо в пределах максимального размера пособия, установленного Федеральным законом от 29.12.2004 N 202-ФЗ?
     
     В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 N 202-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год" (далее - Закон N 202-ФЗ) в 2005 году до принятия федерального закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и на случай смерти пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивается застрахованному за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а с третьего дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ). Причем максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 12 480 рублей.
     
     Статьей 8 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2004 год" установлено, что в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчислялись из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ). При этом в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывалось с даты повышения фактической заработной платы. Действие этого положения распространено и на 2005 год.
     
     Более подробно порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности изложен в письме ФСС РФ от 25.02.2004 N 02-18/07-1202.
     

     Таким образом, как следует из Федерального закона от 23.12.2004 N 202-ФЗ, на работодателя возложена обязанность по оплате пособия по временной нетрудоспособности за счет средств организации за первые два дня временной потери трудоспособности работника.
     
     При этом Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что работодатель учитывает суммы пособий по временной нетрудоспособности (за первые два дня временной нетрудоспособности) для целей налогообложения в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктами 48.1 и 48.2 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Что касается расходов на выплату заработной платы за период временной нетрудоспособности работника, начисляемой работодателем до фактического заработка работника, то в соответствии с п. 15 ст. 255 НК РФ эти расходы учитываются в составе расходов на оплату труда.
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 238 НК РФ государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе и пособия по временной нетрудоспособности, не облагаются единым социальным налогом.
     
     В связи с этим на сумму пособия, оплачиваемую работодателем за первые два дня временной нетрудоспособности, единый социальный налог не начисляется.
     
Е.Н. Исакина,  
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     ЗАО, владеющее 50% уставного капитала ООО, передает взаимозависимому лицу время от времени на безвозмездной основе объекты основных средств. Руководствуясь положением подпункта 11 п. 1 ст. 251 НК РФ, ООО не учитывало стоимость полученного имущества в составе своих внереализационных доходов, поскольку доля передающей стороны составляет не менее 50 % уставного капитала получающей стороны. В течение всего 2002 года никаких разногласий с налоговым органом не возникало. По итогам налоговой проверки по налогу на прибыль за I квартал 2003 года ООО получило от налогового органа уведомление о необходимости включения в налоговую базу отчетного периода стоимости безвозмездно полученного в феврале 2003 года от ЗАО штабелера-погрузчика, хотя доля ЗАО в уставном капитале ООО не уменьшилась, а уведомление налогового органа содержит ссылку на тот же подпункт 11 п. 1 ст. 251 НК РФ. Правомерны ли действия налогового органа?
     
     Пунктом 4 ст. 1 Федерального закона от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" в действующую редакцию подпункта 11 п. 1 ст. 251 НК РФ были внесены изменения, касающиеся размера доли в уставном капитале. Так, безвозмездно полученное имущество не учитывается в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль только в случае, если уставный капитал получающей стороны более чем на 50 % состоит из вклада передающей стороны.
     

     Поскольку в рассматриваемом случае штабелер-погрузчик был получен после введения в действие Федерального закона от 31.2.2002 N 191-ФЗ, у получающей стороны возник доход, подлежащий включению в налоговую базу по налогу на прибыль. Таким образом, действия налоговых органов правомерны.
     
     Транспортная организация признана виновной в повреждении застрахованного автомобиля, принадлежащего гражданину Германии. Как лицо, виновное в совершении дорожно-транспортного происшествия, организация удовлетворила претензию страховщика поврежденного автомобиля - ОАО и включила понесенные затраты в состав внереализационных расходов на основании подпункта 13 п. 1 ст. 265 НК РФ.
     
     Налоговый орган в ходе налоговой проверки указал на неправомерность данного учета понесенных затрат для целей налогообложения прибыли из-за того, что денежные средства перечислены страховщику, а не лицу, которому нанесен ущерб, то есть гражданину Германии. Кроме того, налоговый орган считает, что основанием для признания расходов обоснованными должен быть документ, свидетельствующий о передаче гражданином Германии права требования на возмещение ущерба непосредственно страховщику, в противном случае действия организации могут быть признаны возмещением ущерба ненадлежащему лицу.
     
     Соответствуют ли требования налогового органа требованиям законодательства Российской Федерации?
     
     Переход к страховщику прав страхователя на возмещение ущерба (суброгация) является одним из основополагающих принципов страховой деятельности. Согласно ст. 965 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования. При этом страхователь обязан передать страховщику все документы и доказательства и сообщить ему все сведения, необходимые для осуществления страховщиком перешедшего к нему права требования.
     
     Согласно подпункту 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией, в частности, расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушения договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
     
     Таким образом, действия организации не соответствуют нормам гражданского законодательства и законодательства о налогах и сборах, а требования налогового органа правомерны.
     
Н.Н. Белова
     
     Малое предприятие производит оконные и дверные балконные блоки из поливинилхлоридных профилей.
     
     Имеет ли оно право на льготу по налогу на прибыль, установленную п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1  "О налоге на прибыль предприятий и организаций", как предприятие, осуществляющее производство строительных материалов?
     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений, далее - Закон N 2116-1) установлена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, которая продолжает действовать в условиях применения главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
     
     В частности, льгота предоставляется малым предприятиям, осуществляющим производство строительных материалов.
     
     При отнесении производимой малыми предприятиями продукции к видам продукции, прибыль от производства и реализации которых подлежит льготному налогообложению, следует руководствоваться Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 (далее - Классификатор ОК 005-93).
     
     Как следует из вопроса, малое предприятие осуществляет деятельность по производству оконных и дверных балконных блоков из поливинилхлоридных профилей.
     
     Согласно Классификатору ОК 005-93 строительные материалы относятся к классу 57 0000 "Материалы строительные, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей"; в данном классе оконные и дверные балконные блоки из поливинилхлоридных профилей не поименованы.
     
     В соответствии с Классификатором ОК 005-93 оконные и дверные балконные блоки из поливинилхлоридных профилей могут быть отнесены к коду 22 4933 "Блоки из поливинилхлорида" подгруппы 22 4000 "Пластмассы, материалы и полуфабрикаты на основе полимеризационных смол" класса 22 0000 "Полимеры, пластические массы, химические волокна и каучуки".
     
     Таким образом, оконные и дверные балконные блоки не относятся к строительным материалам.
     
     Учитывая вышеизложенное, при расчете удельного веса выручки от видов деятельности, указанных в п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), необходимого для определения права малого предприятия на установленную Законом N 2116-1 льготу по налогу на прибыль, в составе выручки от реализации строительных материалов выручка от реализации оконных и дверных балконных блоков из поливинилхлоридных профилей не должна учитываться.
     
     С какого периода налогоплательщик имеет право воспользоваться льготой по налогу на прибыль, полученной от вновь созданного производства согласно п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1, которая продолжает действовать в условиях применения главы 25 НК РФ, - с момента ввода производства в эксплуатацию или с  момента начала финансирования инвестиционного проекта?
     
     Статьей 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" установлено, что предусмотренная абзацем двадцать седьмым п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 льгота по налогу в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до вступления в силу главы 25 НК РФ производства, действует до окончания периода (срока) окупаемости такого производства. Суммарный срок использования налогоплательщиком вышеуказанной льготы не может превышать трех лет. Данный порядок исчисления срока использования льготы по налогу на прибыль применяется к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года.
     
     Согласно абзацу двадцать седьмому п. 6 ст. 6 Закона N 2116-1 вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн. руб., при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     При этом читателям журнала следует иметь в виду, что вышеуказанное производство должно быть введено в эксплуатацию. В связи с этим началом срока применения данной льготы следует считать период, в котором осуществлен ввод производства в эксплуатацию.
     
     Вышеизложенное подтверждено постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.02.2003 N А21-5206/02-С1.
     
     Кроме того, читателям журнала следует иметь в виду, что получение налогоплательщиком убытка в пределах трехлетнего периода не изменяет срок действия льготы.
     
     Одним из условий предоставления данной льготы является наличие технико-экономического обоснования, которое должно быть согласовано с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     По вновь созданному производству должен вестись обособленный бухгалтерский учет с определением финансового результата нарастающим итогом с начала года.
     
     Стоимость производственных мощностей должна превышать 20 млн. руб., что также является одним из условий предоставления рассматриваемой льготы.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,  
начальник отдела Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Согласно п. 1 ст. 252 и подпункту 6 п. 2 ст. 265 НК РФ потери от стихийных бедствий признаются расходами, уменьшающими прибыль. Означает ли это, что НДС, уплаченный по семенам, горюче-смазочным материалам, запчастям к сельскохозяйственной технике и другим материальным ценностям, использованным при посеве сельскохозяйственных культур, погибших в результате стихийного бедствия, принимается к вычету?
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения (с 1 января 2004 года - выпуска для внутреннего потребления) и временного ввоза, в случае приобретения указанных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     Таким образом, обязательным условием для принятия к вычету сумм НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) является использование этих товаров (работ, услуг) для осуществления операций, подлежащих обложению НДС.
     
     Учитывая вышеизложенное, ранее принятые к вычету суммы НДС, уплаченные по материальным ценностям, использованным при посеве сельскохозяйственных культур, погибших в результате стихийного бедствия, подлежат восстановлению независимо от того, что потери от стихийных бедствий включаются в состав внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций.
     
     В каком месяце нужно начислять НДС по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом?
     
     При решении данного вопроса следует руководствоваться п. 47 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, согласно которому в целях применения НДС дата принятия на учет объекта, завершенного капитальным строительством, и соответственно момент определения налоговой базы по этому налогу определяются с учетом положений абзаца второго п. 2 ст. 259 НК РФ. Иными словами, моментом принятия на учет построенного объекта следует считать тот налоговый период, начиная с которого по этому объекту начисляется амортизация для целей налогообложения прибыли.
     
     Освобождаются ли от обложения НДС услуги, оказанные оздоровительным комплексом и пансионатом, числящимися на балансе научно-исследовательского института? Какими документами нужно подтверждать правомерность использования льготы?
     

     В соответствии с подпунктом 18 п. 3 ст. 149 НК РФ операции по реализации услуг санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, расположенных на территории Российской Федерации, оформленные путевками или курсовками, являющимися бланками строгой отчетности, освобождаются от обложения НДС.
     
     В отношении услуг оздоровительных комплексов и пансионатов, находящихся на балансе организаций (учреждений), которые по своей основной деятельности не относятся к санаторно-курортным, оздоровительным организациям и организациям отдыха, вышеуказанная норма применяется при наличии у этих организаций (учреждений) соответствующих кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 N 454-ст, предусмотренных для санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, и оформлении вышеуказанных путевок и курсовок.
     
     Что касается документов, подтверждающих правомерность применения освобождения от обложения НДС, то действующими нормами главы 21 НК РФ перечень таких документов не предусмотрен. Поэтому налогоплательщик для обоснования льготного налогообложения имеет право представлять в налоговые органы любые документы, не вызывающие сомнения у налоговых органов и свидетельствующие об осуществлении вышеназванных операций.
     
     Кроме того, следует отметить, что на основании п. 21 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, вышеназванные организации (учреждения) должны регистрировать в книге продаж документы строгой отчетности (путевки и курсовки), выданные покупателям, либо суммарные данные этих документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц. Наличие данной регистрации может служить одним из подтверждений правомерности применения освобождения от обложения НДС.
     
     Как следовало отражать в 2004 году в налоговой декларации по НДС сумму аванса, поступившего в счет предстоящих поставок товаров, по которым предполагается применение ставки НДС в размере 0 %: в п. 17 или в п. 5.1 раздела 2.1?
     

     Согласно разделу IV "Порядок заполнения декларации по налоговой ставке 0 процентов" Инструкции по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25 и действовавшей до 1 апреля 2005 года, суммы авансовых и иных платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), по которым предполагалось применение ставки НДС в размере 0 %, отражались по строкам 290-400 (в п. 2) раздела 2 "Расчет суммы налога по операциям при реализации товаров (работ, услуг), применение налоговой ставки 0 процентов по которым не подтверждено" декларации по НДС по налоговой ставке 0%. Данные суммы и суммы исчисленного налога учитывались по строке 410 раздела 2 декларации. Сумма налога, исчисленная с авансов и подлежащая уплате в бюджет, отражалась по строке 650 (в п. 23) вышеназванного раздела и переносилась в п. 17 раздела 2.1 "Расчет общей суммы налога" налоговой декларации по НДС.
     
     Что касается отражения сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке в размере 0%, в п. 5.1 (строки 280 и 290) раздела 2.1 "Расчет общей суммы налога" налоговой декларации по НДС, то в соответствии с вышеназванной Инструкцией вышеуказанные суммы платежей в этом пункте не отражались.
     
М.Н. Хромова,  
главный специалист Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     Какую ставку НДС следует применять в 2005 году при реализации газет, учитывая, что с 1 января 2005 года на ряд услуг, связанных с производством и доставкой средств массовой информации, ставка НДС повышена с 10 до 18 %?
     
     Согласно подпункту 3 п. 2 ст. 164 НК РФ при реализации периодических печатных изданий (за исключением изданий рекламного или эротического характера), а также книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением продукции рекламного или эротического характера), обложение НДС производится по ставке в размере 10%.
     
     Перечень данных изданий и продукции утвержден постановлением Правительства РФ от 23.01.2003 N 41 "О перечне видов периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, облагаемых при их реализации налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов".  В данном перечне печатные издания и книжная продукция приведены с указанием кодов по Классификатору ОК 005-93 и по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности  (ТН ВЭД). При этом в данный перечень включены газеты (код по Классификатору ОК 005-93 - 95 1000).
     

     Таким образом, при реализации в 2005 году газет, предусмотренных вышеназванным перечнем, следует применять ставку НДС в размере 10%.
     
     Одновременно следует отметить, что согласно Федеральным законам от 28.12.2001 N 179-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и от 31.12.2002 N 195-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в статьи 149 и 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации”" с 1 января 2005 года при оказании услуг по экспедированию и доставке периодических печатных изданий и книжной продукции; редакционных и издательских услуг, связанных с производством данных изданий и продукции; услуг по размещению рекламы и информационных сообщений в периодических печатных изданиях; услуг по оформлению и исполнению договора подписки на периодические печатные издания, в том числе услуг по доставке периодического печатного издания подписчику, если доставка предусмотрена в договоре подписки, ставка НДС была повышена с 10 до 18%.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,  
консультант Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Минфина России

     
     15 сентября 2004 года в г. Астане подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10.2000. Когда вступил в действие вышеуказанный Протокол?
     
     28 декабря 2004 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон N 179-ФЗ "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 9 октября 2000 года".
     
     Согласно ст. 4 вышеуказанного Протокола он вступает в силу с 1-го числа месяца, следующего за месяцем получения по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур.
     
     Обмен ратификационными грамотами по дипломатическим каналам Сторонами был завершен в январе 2005 года.
     
     Таким образом, Протокол вступил в силу с 1 февраля 2005 года.
     
     Российская организация экспортировала в 2005 году нефть в Украину. Каков порядок налогообложения указанных операций? Применяется ли налоговая ставка в размере 0% по таким операциям?
     
     1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 18.08.2004 N 102-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которым в подпункт 1 п. 1 ст. 164 НК РФ внесены изменения, предусматривающие отмену изъятий в части применения налоговой ставки в размере 0 % в отношении нефти (включая стабильный газовый конденсат) и природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников СНГ.
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ налоговая ставка в размере 0 % применяется при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Таким образом, начиная с 2005 года в отношении операций по реализации нефти, вывезенной с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в Украину, применяется налоговая ставка в размере 0 % при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     
     Российская организация в декабре 2004 года получила авансовый платеж под предстоящую поставку природного газа в Таджикистан и уплатила НДС с полученной суммы. Вышеуказанные операции были отражены в налоговой декларации по НДС за декабрь 2004 года. В январе 2005 года была осуществлена реализация природного газа в Таджикистан и собран пакет документов, подтверждающих применение налоговой ставки в размере 0% в связи с вступлением в действие с 1 января 2005 года Федерального закона от 18.08.2004 N 102-ФЗ.  В какой момент могут быть приняты к вычету вышеуказанные суммы налога?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 164 НК РФ  (в ред. от 18.08.2004 N 102-ФЗ) налоговая ставка в размере 0 % применяется при реализации налогоплательщиками товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса. Кроме того, налогоплательщики имеют право на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, в порядке, установленном ст. 172 настоящего Кодекса.
     
     Пунктом 8 ст. 171 НК РФ определено, что вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров.
     
     В соответствии со ст. 172 НК РФ суммы авансовых платежей, полученные в счет предстоящих поставок товаров на экспорт, подлежат вычетам после реализации соответствующих товаров и представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 настоящего Кодекса.
     
     Следовательно, начиная с 1 января 2005 года в отношении операций по реализации природного газа, вывезенного с территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта в Таджикистан, налогоплательщики имеют право применять налоговую ставку в размере 0% и налоговые вычеты (в том числе НДС, исчисленный и уплаченный с сумм авансовых платежей) при представлении в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Н.Н. Стельмах,  
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     В период 2002-2003 годов на территории субъектов Российской Федерации действовал закон о налоге с продаж, согласно которому сумма налога с продаж включалась в цену товара (работы, услуги), предъявленную к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
     
     Правомерно ли предоставлялись физическим лицам социальные налоговые вычеты на лечение и приобретение медикаментов в размере фактически понесенных налогоплательщиками расходов с учетом суммы уплаченного налога с продаж, включавшегося в цену предоставленных услуг по лечению, а также в цену реализуемых медикаментов?
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (согласно перечню лекарственных средств, утверждаемым Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств. Общая сумма такого социального налогового вычета не может превышать 38 000 руб.
     
     Социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления при подаче им налоговой декларации в налоговый орган по месту жительства с приложением документов, подтверждающих фактические расходы налогоплательщика на лечение и приобретение медикаментов.
     
     В частности, к таким документам относятся договор с медицинским учреждением, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, заключенный между медицинским учреждением и налогоплательщиком, а также платежные документы, подтверждающие внесение денежных средств налогоплательщиком в оплату оказанных медицинских услуг или на приобретение лекарственных средств.
     
     С 1 января 2002 года в соответствии со ст. 2, 4 Федерального закона от 27.11.2001 N 148-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" вступила в силу глава 27 "Налог с продаж" НК РФ, действовавшая до 1 января 2004 года.
     

     В соответствии со ст. 347 НК РФ налог с продаж устанавливался и вводился настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и был обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Объектом налогообложения являлись операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на соответствующей территории, осуществляемые за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт. Сумма налога с продаж включалась согласно ст. 354 НК РФ в цену товара (работы, услуги), предъявленную к оплате покупателю (заказчику, отправителю).
     
     К декларации по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик с целью получения социального налогового вычета по лечению и приобретению медикаментов в качестве платежных документов, подтверждающих внесение за наличный расчет денежных средств медицинскому учреждению Российской Федерации, был обязан представить документы, документально подтверждавшие осуществление расчетов за оказанные услуги, с учетом суммы уплаченного налога с продаж, включенного в цену оказанных услуг, а также в цену медикаментов, назначенных лечащим врачом, в том числе чек ККМ или иные документы.
     
     Гражданин Российской Федерации, не являющийся налоговым резидентом Российской Федерации, постоянно проживающий в Королевстве Испания, получил в Российской Федерации литературную премию.
     
     Подлежит ли налогообложению полученная от источников в Российской Федерации сумма литературной премии?
     
     Налогообложение доходов физических лиц в Российской Федерации осуществляется в соответствии с НК РФ и положениями действующих международных договоров. Режим налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации зависит от того, является лицо налоговым резидентом Российской Федерации или не является таковым.
     
     Согласно ст. 11 НК РФ физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации являются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации и не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     

     В соответствии со ст. 224 НК РФ в отношении доходов, получаемых физическими лицами от источников в Российской Федерации, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, установлена налоговая ставка в размере 30 %.
     
     Из положений ст. 7 НК РФ следует, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 21 Конвенции от 16.12.1998 между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Испания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал виды доходов резидента одного Договаривающегося Государства, которые не рассматривались в ст. 6-20 Конвенции и возникающие в другом Договаривающемся Государстве, могут также облагаться налогом в этом другом Государстве.
     
     Исходя из вышеизложенного премия, полученная резидентом Королевства Испания от источников в Российской Федерации, может облагаться налогом в Российской Федерации. При выплате премии российской организацией она обязана удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика и перечислить ее в бюджет согласно п. 4 ст. 226 НК РФ.
     
     В соответствии со ст. 23 вышеуказанной Конвенции если резидент Королевства Испания получает доход или владеет капиталом, которые в соответствии с положениями Конвенции могут облагаться налогами в Российской Федерации, Королевство Испания разрешает вычесть из налога на доходы или на капитал этого резидента сумму, равную уплаченному налогу в Российской Федерации. Следовательно, при налогообложении вышеуказанной премии в Испании сумма налога на доходы, уплаченного в Российской Федерации, может быть зачтена в Испании.
     
     Благотворительная организация заключила трудовой договор с добровольцем. Вправе ли она направить добровольца в командировку и оплачивать ему командировочные расходы?
     
     Статьей 165 ТК РФ определены гарантии и компенсации работникам, которые в связи с исполнением трудовых обязанностей должны выехать в другую местность. При этом выезд может носить как временный, так и постоянный характер. Установлены следующие виды поездок работников в другую местность: служебная командировка, переезд на работу в другую местность.
     

     Согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
     
     Порядок направления работников в командировки изложен в инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР" (далее - Инструкция N 62), которая действует в части, не противоречащей ТК РФ. В соответствии с п. 1 Инструкции N 62 служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению руководителя организации на определенный срок в другую местность для выполнения служебного поручения вне места его постоянной работы. Направление в служебную командировку носит временный характер и ограничено определенным сроком. Как правило, этот срок не должен превышать 40 дней (п. 4 Инструкции N 62).
     
     В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" под участниками благотворительной деятельности понимаются, в частности, добровольцы, то есть граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).
     
     При направлении в служебную командировку гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ, распространяются только на работников организаций, состоящих в трудовых отношениях с работодателем на основании заключенных трудовых договоров. Поскольку доброволец состоит с благотворительной организацией в трудовых отношениях, он может быть направлен в служебную командировку.
     
И.Н. Ивер,  
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Физическое лицо предоставило организации в заем свои денежные средства под проценты. Подлежит ли налогообложению доход физического лица, полученный в виде процентов?
     

     В соответствии с п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся иные доходы, получаемые налогоплательщиком в виде процентов.
     
     Такие доходы, полученные физическим лицом - займодавцем в виде процентов по долговому обязательству, выплачиваемые организацией-заемщиком, подлежат налогообложению по ставке 13 %, предусмотренной п. 1 ст. 224 НК РФ.
     
     На кого возлагается обязанность по исчислению материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными средствами, полученными от организации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 212 НК РФ при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 п. 1 настоящей статьи Кодекса, налоговая база определяется:
     
     1) как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату получения таких средств, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
     
     2) как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 % годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
     
     Определение налоговой базы при получении дохода в виде материальной выгоды, выраженной как экономия на процентах при получении заемных средств, осуществляется налогоплательщиком в сроки, определяемые подпунктом 3 п. 1 ст. 223 НК РФ, но не реже одного раза в налоговый период, установленный ст. 216 настоящего Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, налогоплательщик, получивший заемные средства от организации, должен самостоятельно исчислить материальную выгоду, представив в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
     
С.А. Колобов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Сотрудники организации, направляемые в зарубежные служебные командировки, фактически находятся на территории Российской Федерации менее 183 дней в календарном году. Вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей они получают в Российской Федерации. По какой ставке облагаются доходы вышеуказанных сотрудников?
     
     В соответствии со ст. 207 и 209 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в отношении всех доходов, полученных ими в отчетном налоговом периоде, а также физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, - в отношении доходов от источников в Российской Федерации.
     

     Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ физические лица являются налоговыми резидентами Российской Федерации, если они фактически находятся на ее территории не менее 183 дней в календарном году.
     
     В соответствии с подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации относится к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
     
     В рассматриваемом случае вознаграждение, получаемое сотрудниками, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, в связи с выполнением своих трудовых обязанностей за пределами Российской Федерации, не подлежит налогообложению в Российской Федерации. В то же время доходы, полученные данными сотрудниками в то время, когда они не находились в зарубежной командировке, подлежат налогообложению по ставке 30%.
     
     Иностранные физические лица являются сотрудниками российской организации на основании заключенного с ними трудового контракта с 1 января 2004 года сроком на три года. Вышеназванные иностранные граждане не имеют статуса постоянно проживающих в Российской Федерации, а являются временно пребывающими на территории Российской Федерации, зарегистрированы в установленном порядке по месту проживания на территории Российской Федерации и состоят на 1 января 2005 года в трудовых отношениях с данной организацией.
     
     Являются ли данные физические лица налоговыми резидентами Российской Федерации на начало 2005 года?
     
     В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также получающие доходы от источников в Российской Федерации физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 224 НК РФ в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 30%.
     
     В соответствии со ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.
     
     Период пребывания на территории Российской Федерации иностранного гражданина определяется по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность.
     
     Если соответствующие отметки отсутствуют, то в качестве доказательства нахождения на территории Российской Федерации могут приниматься любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в Российской Федерации.
     
     Физические лица, имеющие статус налогового резидента Российской Федерации на конец года, предшествовавшего календарному, сохраняют свой статус на начало календарного года.
     
     Если физическое лицо не имело статуса налогового резидента Российской Федерации на конец года, оно также не может считаться налоговым резидентом Российской Федерации на начало следующего налогового периода.
     

О едином социальном налоге

     
     Е.Н. Исакина,  
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Вправе ли организация исчислять единый социальный налог работающим у нее инвалидам без применения налоговой льготы по суммам, выплачиваемым данным работникам (документально отказ от льготы не оформлен)?
     
     Согласно п. 1 ст. 239 НК РФ организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты единого социального налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы.
     
     При применении ст. 239 НК РФ читателям журнала следует иметь в виду, что согласно ст. 56 настоящего Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). Налогоплательщик имеет право отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ (п. 2 ст. 56 Кодекса).
     
     Таким образом, налогоплательщик должен представить в налоговые органы заявление в письменной форме об отказе применения им преимущества (льготы), установленного ст. 239 НК РФ. Кроме того, организация должна пересчитать начисления по единому социальному налогу и представить в налоговые органы уточненную декларацию, а в дальнейшем применять льготу по налогу или оформлять свой отказ письменным заявлением в налоговый орган по месту регистрации.
     
     Начисляется ли единый социальный налог на суммы премий, выплачиваемых работникам к праздничным датам?
     
     Согласно п. 2 ст. 255 НК РФ премии за производственные результаты относятся к расходам на оплату труда и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Премии к праздникам не связаны с производственными результатами; таким образом, данные суммы не могут быть отнесены на расходы по оплате труда и не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
     
     Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ в налоговую базу по единому социальному налогу не включаются выплаты и вознаграждения, если они не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,  
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Уплачивается ли государственная пошлина за выдачу капитанами морских торговых портов и капитанами морских рыбных портов дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членам экипажей морских судов и персоналу судов рыбопромыслового флота Российской Федерации?
     
     Да, уплачивается. В соответствии с подпунктом 58 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за следующие действия, совершаемые уполномоченными органами при проведении аттестации, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации:
     
     - за выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации (400 руб.);
     
     - за внесение изменений в аттестат, свидетельство либо иной документ, подтверждающий уровень квалификации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества (100 руб.);
     
     - за выдачу дубликата аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей (400 руб.);
     
     - за продление (возобновление) действия аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в случаях, предусмотренных законодательством (200 руб.).
     
     Статьей 54 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ определено, что дипломы и квалификационные свидетельства выдаются членам экипажей судов капитанами морских торговых портов и капитанами морских рыбных портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, установленным положениями о дипломировании членов экипажей морских судов и персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденными Правительством РФ.
     
     В соответствии с п. 3 Положения о дипломировании членов экипажей морских судов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.08.1999 N 900, дипломы, квалификационные и специальные свидетельства специалиста выдаются капитанами морских торговых портов, входящими в перечень, утвержденный Минтрансом России, лицам не моложе 18 лет, имеющим соответствующее морское образование, стаж работы на морских судах, годным по состоянию здоровья и прошедшим испытания, проводимые квалификационными комиссиями по программе, утвержденной Минтрансом России.
     
     Как следует из Положения о дипломировании персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.07.2000 N 576, целью этого Положения является обеспечение уровня подготовки персонала, необходимого для безопасной эксплуатации судов рыбопромыслового флота Российской Федерации и защиты окружающей среды. Оценка компетентности персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации проводится квалификационными комиссиями на основании требований к специалисту, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства. Формы дипломов о присвоении квалификации, подтверждений к дипломам и свидетельства персонала судов рыбопромыслового флота Российской Федерации утверждены Госкомрыболовством России в соответствии с вышеуказанным Положением.
     

     Таким образом, дипломы и квалификационные свидетельства, выдаваемые членам экипажей морских судов и персоналу судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, не только дают право их владельцам на занятие соответствующей должности, но и подтверждают уровень их квалификации.
     
     Учитывая вышеизложенное, за выдачу капитанами морских торговых портов и капитанами морских рыбных портов дипломов, подтверждений к дипломам и квалификационных свидетельств членам экипажей морских судов и персоналу судов рыбопромыслового флота Российской Федерации, за внесение изменений в эти документы в связи с переменой фамилии, имени, отчества, за выдачу дубликата диплома, подтверждения к диплому и квалификационного свидетельства, за продление (возобновление) действия диплома, подтверждения к диплому и квалификационного свидетельства должна уплачиваться государственная пошлина в размерах, установленных подпунктом 58 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.
     
     В каком размере уплачивается государственная пошлина при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записи актов гражданского состояния?
     
     В соответствии с подпунктом 5 п. 1 ст. 333.26 НК РФ за внесение органами записи актов гражданского состояния или иными уполномоченными органами исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, государственная пошлина уплачивается в размере 200 руб.
     
     Федеральным законом от 29.12.2004 N 204-ФЗ в подпункте 1 п. 1 ст. 333.27 НК РФ слова "подпунктом 6" заменены словами "подпунктом 5".
     
     Таким образом, согласно ст. 333.27 НК РФ при внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния на основании заключения органа записи актов гражданского состояния государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 5 п. 1 ст. 333.26 НК РФ (200 руб.), независимо от количества записей актов гражданского состояния, в которые вносятся исправления и (или) изменения, и количества выданных свидетельств.
     
     При внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, включая выдачу свидетельств, на основании других документов, перечисленных в п. 2 ст. 69 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", государственная пошлина уплачивается также в размере 200 руб. (подпункт 5 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).
      
     Уплачивается ли государственная пошлина за выдачу органами сертификации сертификатов соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию?
     
     Да, уплачивается. В соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" сертификация - это форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
     
     Объектом добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
     
     Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
     
     Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации, а обязательное подтверждение соответствия - в формах:
     
     - принятия декларации о соответствии;
     
     - обязательной сертификации.
     
     Сертификат соответствия является документом, удостоверяющим соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
     
     Согласно подпунктам 78 и 82 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за выдачу сертификата соответствия уплачивается государственная пошлина в размере 100 руб., за регистрацию декларации о соответствии требованиям связи и услуг связи - 1000 руб.
     
     Положения главы 25.3 НК РФ не предусматривают каких-либо льгот для уплаты государственной пошлины за выдачу органами по сертификации сертификатов соответствия на объекты, прошедшие добровольную или обязательную сертификацию.
      

О налоговой ответственности

     
     Л.А. Брандт,  
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Имеются ли основания для применения штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, к организации или индивидуальному предпринимателю, применяющим упрощенную систему налогообложения, за неперечисление налоговых платежей по итогам отчетных периодов?
     
     В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
     
     Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых вносятся авансовые платежи (п. 1 ст. 55 НК РФ).
     
     При применении упрощенной системы налогообложения организации и индивидуальные предприниматели исчисляют единый налог по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ).
     
     Согласно ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом для уплаты единого налога признается календарный год, отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.