Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Обеды как проблема (с точки зрения налогов)


Обеды как проблема  (с точки зрения налогов)*1

     _____
     *1 Окончание. Начало см.: Налоговый вестник. - 2005. - N 10. - С. 118.

Е.В. Орлова,
заместитель генерального директора ЗАО "АСМ Аудит"
     

4. Налоговые правила чаепития на рабочем месте

     
     Не все организации обеспечивают своих сотрудников бесплатными горячими обедами  (в виде "бизнес-ланчей", "шведского стола", горячих обедов, приготовленных и доставленных кейтеринговой фирмой).
     
     Некоторые из работодателей пытаются создать хотя бы минимум удобств для своих сотрудников, например, выделяют специальное помещение для приема пищи, оборудовав его шкафом "мини-кухня", или закупают холодильник, микроволновую печь, электрический чайник, кофеварку, с тем чтобы каждый сотрудник мог поесть то, что захватил с собой, а заодно и пообщаться с коллегами.
     
     Рассмотрим налоговые последствия, которые возникают у организации в этом случае.
     
     Нормативными документами предусмотрена обязанность работодателя обеспечивать нормальные условия труда и санитарно-бытовое обслуживание работников.
     
     Так, в ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) указано, что работодатель обязан обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда.
     
     Причем из буквального прочтения текста ст. 163 ТК РФ можно сделать вывод, что перечень расходов, обеспечивающих нормальные условия труда, является открытым.
     
     Согласно ст. 212 ТК РФ в обязанности работодателю вменяется обеспечение санитарно-бытового обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда.
     
     В ст. 223 ТК РФ эта обязанность конкретизирована следующим образом:
     
     "Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников организаций в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях в организации по установленным нормам оборудуются санитарно-бытовые помещения, помещения для приема пищи, ... комнаты для отдыха в рабочее время и психологической разгрузки; создаются санитарные посты с аптечками... и другое" (выделено нами. - Е.О.).
     
     Оборудование санитарно-бытовых помещений должно быть основано на строительных нормах и правилах, утвержденных Госстроем России или Минстроем России (например, СНиП 2.09.04-87 "Административные и бытовые здания", СНиП 2.09.02-85 "Производственные здания"). Строительные нормы и правила предусматривают, что площадь помещения для приема пищи должна определяться из расчета 1 кв. м на каждого работника, но в целом ее величина не должна быть меньше 12 кв. м, при этом возможность для организации помещения для приема пищи предусмотрена только при количестве работающих в одну смену не более 30 человек, а при большем количестве работников необходимо наличие столовой.
     
     Статьей 14 Федерального закона от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" также предусмотрена обязанность работодателя обеспечить санитарно-бытовое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
     
     Подпункт 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) разрешает организациям относить в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при условии соблюдения норм ст. 252 НК РФ.
     
     Только при соблюдении всех вышеперечисленных норм организация вправе учесть расходы, связанные с санитарно-бытовым обслуживанием работников, для целей исчисления налога на прибыль. При этом к таким расходам можно отнести не только расходы, связанные с содержанием помещения для принятия пищи, но и расходы, связанные с приобретением необходимой офисной кухонной техники, кухонной мебели, посуды, приборов и расходных материалов для этого помещения.
     
     Это подтверждается и арбитражной практикой.
     
     Так, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 18.04.2005 по делу N А56-32904/04 посчитал обоснованным отнесение затрат на приобретение кофемашины, кофеварки, печи СВЧ, кухонной мебели, необходимых для приема пищи работниками, к расходам в целях исчисления налога на прибыль на основании подпункта 7 п. 1 ст. 264 НК РФ. С учетом этого суд также признал правомерным предъявление к вычету уплаченного при их приобретении НДС.
     
     В отношении приобретения офисной кухонной техники налоговые органы очень часто пытаются давать оценку рациональности таких расходов. По этому поводу в постановлении ФАС Московского округа от 19.11.2002 по делу N КА-А40/7637-02-П говорится о том, что давать оценку рациональности дополнительных расходов налоговая инспекция не вправе, поскольку целесообразность или нецелесообразность - это понятие, которым вправе руководствоваться субъект хозяйственной деятельности, а не налоговый орган либо суд.
     
     Возможен и другой вариант учета рассматриваемых расходов.
     
     Так, мероприятия по охране труда и санитарно-бытовому обслуживанию работников целесообразно оформить отдельным разделом в коллективном договоре и в соглашении по охране труда с учетом положений ст. 13 Закона РФ от 11.03.1992 N 2490-1 "О коллективных договорах и соглашениях" и Рекомендаций по планированию мероприятий по охране труда, утвержденных постановлением Минтруда России от 27.02.1995 N 11.
     
     Или, например, в трудовых договорах с каждым работником (или дополнительных соглашениях к ним) целесообразно предусмотреть следующее.
     

Оплата труда и условия работы

     
     Работник ежедневно в течение рабочего дня вправе отвлекаться на дополнительные приемы пищи: первый завтрак - 9.30, второй завтрак - 12.30, полдник - 16.30.
     
     Для этого работодатель обязуется предоставить работнику необходимые условия в соответствии с нормами действующего законодательства:
     
     - помещение для приема пищи;
     
     - необходимую офисную кухонную технику, кухонную мебель, посуду и столовые приборы, а также моющие средства, полотенца и салфетки.
     
     В этом случае расходы на приобретение кухонной техники и расходных материалов будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ как расходы на оплату труда.
     
     Вышеприведенное справедливо в отношении офисной кухонной техники, кухонной мебели, посуды, приборов стоимостью менее 10 000 руб.
     
     А как быть, если их стоимость превышает 10 000 руб.?
     
     По этому поводу существуют разъяснения Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, подписанные заместителем директора этого Департамента господином Иванеевым А.И., то есть лицом, уполномоченным излагать официальную позицию Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (см. письмо Минфина России от 06.05.2005 N 03-02-07/1-116 <О должностных лицах, уполномоченных излагать официальную позицию Минфина России>). Кстати, в новом Положении о Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, утвержденном приказом Минфина России от 11.07.2005 N 169, за данным Департаментом также закреплена обязанность давать разъяснения по налоговым вопросам, подписанным руководителем этого Департамента и его заместителями, являющиеся официальной позицией Минфина России.
     
     Рассматриваемые ниже разъяснения Минфина России противоречат нормам п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п. 2 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, а также п. 46 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
     
     Так, в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 06.05.2005 N 03-06-01-04/246 на вопрос: "Коллективным договором предусмотрена обязанность работодателя предоставить работникам возможность приема горячей пищи в вечерние часы, для чего приобретен шкаф со встроенной в него двухконфорочной электроплитой, холодильной камерой и раковиной (шкаф "мини-кухня") стоимостью свыше 10 000 руб. Можно ли считать шкаф-кухню амортизируемым имуществом и начисленную амортизацию учитывать в составе расходов для налога на прибыль?" - приводится разъяснение Минфина России, суть которого заключается в следующем.
     
     Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ под основными средствами в целях главы 25 настоящего Кодекса понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для целей управления организацией.
     
     Поскольку кухонная мебель, электрическая плита, холодильная камера не используются в качестве средств труда, то данное имущество не является амортизируемым в целях обложения налогом на прибыль.
     
     В соответствии со ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям относятся, в частности, условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
     
     Принимая во внимание условия, приведенные в п. 4 ПБУ 6/01, и исходя из требований приоритета содержания перед формой, полагаем, что приобретенные организацией объекты имущества в целях реализации положений коллективного договора по условиям труда работников принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и соответственно являются объектом обложения налогом на имущество организаций в соответствии с главой 30 НК РФ.
     
     В более раннем письме этого же Департамента от 21.04.2005 N 03-06-01-04/209 "Об учете отдельных видов имущества организации" Минфин России привел аналогичную точку зрения по поводу приобретения холодильника и микроволновой печи стоимостью свыше 10 000 руб. для обеспечения питания сотрудников организации, суть которой заключается в следующем.
     
     В соответствии со ст. 163 ТК РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям относятся, в частности, условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
     
     Принимая во внимание условия, приведенные в п. 4 ПБУ 6/01, исходя из требований приоритета содержания перед формой, при включении в коллективный договор положений по условиям труда работников приобретенные организацией в целях его реализации объекты имущества принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств и соответственно являются объектом обложения налогом на имущество организаций.
     
     Таким образом, по мнению Минфина России, в налоговом учете офисная кухонная техника не признается амортизируемым имуществом, поскольку не используется в качестве средств труда, следовательно, не удовлетворяет критериям, установленным п. 1 ст. 257 НК РФ. В то же время в бухгалтерском учете, по данным которого исчисляется налог на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ), Минфин России квалифицирует офисную кухонную технику, не использующуюся в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг или для управленческих нужд организации, в качестве объектов основных средств, подлежащих обложению налогом на имущество.
     
     Главным аргументом Минфина России в этом случае является необходимость применения такого принципа бухгалтерского учета, как приоритет содержания над формой. Напомним, что требование приоритета содержания над формой предусмотрено п. 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" ПБУ 1/98, утвержденного приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н (в редакции последующих изменений).
     
     Учитывая существенные налоговые риски, по нашему мнению, при признании затрат на приобретение офисной кухонной техники как в бухгалтерском, так и в налоговом учете организации должны полагаться на собственное профессиональное суждение, основанное на знании всей системы нормативного регулирования бухгалтерского и налогового учета.