Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об учете в целях налогообложения прибыли


Об учете в целях налогообложения прибыли


Г.В. Пирогова,
Л.П. Павлова

     

Учет суточных

     
     Организация направила своего сотрудника в производственных целях в командировку. В коллективном договоре предусмотрена оплата суточных в размере 500 руб. за каждый день пребывания в командировке. Будут ли вышеуказанные суммы приняты для целей налогообложения прибыли?
     
     В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Согласно подпункту 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности:
     
     - затраты на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
     
     - затраты на наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
     
     - суточные или полевое довольствие в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
     
     - затраты на оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
     
     - консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.
     
     Порядок расчета суточных регулируется постановлениями Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 "Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией" и от 01.12.1993 N 1261 "О размере и порядке выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории иностранных государств".
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации норма суточных, принимаемых для целей обложения налогом на прибыль, составляет 100 руб. Нормы расходов на выплату суточных за каждый день нахождения в заграничной командировке для целей налогообложения прибыли определяются согласно приложению к постановлению Правительства РФ от 08.02.2002 N 93.
     
     При этом в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции оформляются первичными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Такие документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, и имеют обязательные реквизиты.
     
     Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, в том числе и для учета командировочных расходов, включающие типовые формы N Т-9 "Приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку", Т-9а "Приказ (распоряжение) о направлении работников в командировку" и Т-10а "Служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении".
     
     Командировочное удостоверение - это документ, который удостоверяет время пребывания работника в служебной командировке, то есть время его прибытия в пункты назначения и время убытия из них. В каждом пункте назначения делаются отметки о времени прибытия и выбытия, которые заверяются подписью ответственного должностного лица и печатью.
     
     Таким образом, основанием для признания в целях исчисления налога на прибыль расходов по оплате суточных при краткосрочной командировке является командировочное удостоверение с отметками о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из него.
     
     Учитывая вышеизложенное, если организация правилами внутреннего распорядка установила размер выплаты суточных выше размера, определенного постановлением Правительства РФ, при направлении своих сотрудников в командировку на территории Российской Федерации, то такие затраты (сверх установленных норм) не должны учитываться организацией для целей налогообложения (то есть уменьшать налоговую базу при исчислении налога на прибыль). То же относится и к остальным расходам, связанным с командировкой сотрудников банка, не установленным ст. 264 НК РФ.
     

Учет сумм процентов, уплаченных организацией на основании решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам

     
     Можно ли отнести суммы процентов, уплаченных организацией на основании решения о реструктуризации задолженности по налогам и сборам, к внереализационным расходам, учитываемым при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
     
     Подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ установлено, что к внереализационным расходам, не связанным с производством и реализацией, относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 настоящего Кодекса.
     
     Согласно ст. 269 НК РФ под долговым обязательством понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.
     
     В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) под кредитом подразумевается предоставление средств на возвратной и возмездной основе.
     
     Таким образом, реструктуризация задолженности по налогам и сборам не является кредитом, предусмотренным ГК РФ.
     
     Реструктуризация задолженности юридического лица по налогам и сборам не является также налоговым кредитом.
     
     Согласно п. 1 ст. 1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
     
     Согласно части 1 ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 данного Кодекса.
     
     Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" принято во исполнение Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год". Следовательно, вышеуказанное постановление Правительства РФ является нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения (п. 2 ст. 3 БК РФ), а не актом законодательства о налогах и сборах.
     
     Поэтому проценты с сумм задолженности по налогам и сборам, начисляемые в соответствии с Порядком проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002, не относятся к расходам, предусмотренным подпунк-том 2 п. 1 ст. 265 НК РФ, и, следовательно, не подлежат включению в состав внереализационных расходов организации.
     

Учет надбавок, начисляемых работникам, проживающим  в районах Крайнего Севера

     
     Работникам до 30 лет, проживающим в районах Крайнего Севера не менее одного года суммарно, начисляется процент надбавок к зарплате в размере 20 % по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 % каждые последующие шесть месяцев. Учитываются ли для целей налогообложения прибыли данные надбавки?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса).
     
     Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     
     Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     
     Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Таким образом, организация имеет право включать в состав расходов на оплату труда работников затраты по оплате различных надбавок к тарифным ставкам и окладам, премий при условии, что такие начисления соответствуют требованиям ст. 252 НК РФ и не перечислены в ст. 270 настоящего Кодекса, а также предусмотрены нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     

Учет затрат на оплату дополнительных отпусков  за ненормированный рабочий день, предоставленных в соответствии  с законодательством

     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
     
     Однако согласно п. 24 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
     
     Статья 119 ТК РФ предусматривает предоставление работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней.
     
     При этом работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 100 ТК РФ). Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем определяется коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации (ст. 101 ТК РФ).
     
     Если режим труда и отдыха работников отличается от общих правил, установленных в организации, то это должно быть предусмотрено трудовым договором (ст. 57 ТК РФ).
     
     Таким образом, для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с предоставлением работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, учитываются в фактических размерах (но не менее трех дней) при соблюдении порядка предоставления такого отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
     

Учет доходов иностранных организаций

     
     Иностранная организация оказывает российской организации транспортно-экспедиторские услуги по доставке грузов из Дании в Москву. Российская организация не имеет подтверждения иностранной организации - резидента Королевства Дания о ее постоянном местопребывании в Дании. Иностранная организация не имеет постоянного представительства в Российской Федерации и не осуществляет деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства в Российской Федерации. Являются ли доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу на основании договора о транспортно-экспедиторских услугах, доходами от международных перевозок? Кто является плательщиком налога на прибыль?
     
     Согласно ст. 246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль. Это означает, что прибыль иностранной организации от выполнения работ, оказания услуг на территории Российской Федерации может облагаться налогом на прибыль только при условии, что ее деятельность подпадает под определение "постоянное представительство".
     
     Учитывая первостепенное значение точного определения статуса иностранной организации, очень важно установление наличия постоянного представительства в Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 306 НК РФ налогообложению на территории Российской Федерации подлежат иностранные организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации через расположенные на ней постоянные представительства, а также иностранные организации, не связанные с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, но получающие доход из источников в Российской Федерации.
     
     Как следует из ситуации, иностранная организация (резидент Королевства Дания) не образует постоянное представительство на территории Российской Федерации. Таким образом, согласно подпункту 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы данной организации от международных перевозок относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
     
     Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случая, если перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.
     
     Согласно п. 1 ст. 310 НК РФ обязанности по исчислению и уплате в бюджет Российской Федерации налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исполняются российской организацией, выплачивающей доход данной иностранной организации, при каждой выплате дохода. В связи с этим в роли налогового агента иностранной транспортной организации должна выступать российская организация.
     
     Российская организация, выплачивающая иностранной организации доходы от международных перевозок, является в этом случае налоговым агентом и в соответствии с порядком, установленным ст. 284 и 310 НК РФ, должна при каждой выплате таких доходов удерживать налог по ставке 10 % и перечислять его в федеральный бюджет в течение трех дней после дня выплаты денежных средств иностранной организации.
     

Налогообложение передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности

     
     Телекомпания приобретает у организации - создателя телепрограммы исключительные имущественные права на телепрограмму (право на воспроизведение, распространение, импорт, показ, переработку) с целью передачи прав на возмездной основе другим организациям. Может ли данная организация учесть для целей налогообложения прибыли вышеуказанные исключительные права как нематериальные активы?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 настоящего Кодекса), если они экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Согласно п. 3 ст. 257 НК РФ в целях главы 25 настоящего Кодекса нематериальными активами признаются приобретенные и (или) созданные налогоплательщиком результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности (исключительные права на них), используемые в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации в течение длительного времени (продолжительностью свыше 12 месяцев).
     
     Для признания нематериального актива необходимо наличие его способности приносить налогоплательщику экономические выгоды (доход), а также надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого нематериального актива и (или) исключительного права у налогоплательщика на результаты интеллектуальной деятельности [в том числе патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака].
     
     Таким образом, если исключительное право на телепрограмму способно приносить налогоплательщику экономическую выгоду (доход) и подтверждено договором с организацией - создателем этой телепрограммы, передающей данное исключительное право, то, по нашему мнению, такое право в целях налогообложения прибыли является нематериальным активом.
     
     Стоимость нематериальных активов определяется с учетом норм п. 3 ст. 257 НК РФ.
     
     Что касается срока полезного использования этого нематериального актива, то в данном случае следует исходить из норм п. 2 ст. 258 НК РФ.
     

Учет затрат по приобретению форменной одежды

     
     Признаются ли затраты частных охранных предприятий по приобретению форменной одежды для работников расходами в целях налогообложения прибыли, если форменная одежда передается в собственность работникам, а также если эта форменная одежда предназначена для ношения во время исполнения работниками служебных обязанностей?
     
     Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
     
     Если в трудовом договоре предусмотрена передача форменной одежды в собственность работника, то стоимость этой одежды должна рассматриваться как оплата труда работника в натуральной форме.
     
     Согласно действующему законодательству работодатель не обязан обеспечивать бесплатной одеждой работников частных охранных предприятий.
     
     В случае приобретения организацией форменной одежды для ношения сотрудниками во время исполнения служебных обязанностей читателям журнала необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях главы 25 настоящего Кодекса признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено настоящей главой НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
     
     Таким образом, если форменная одежда подпадает под понятие амортизируемого имущества, то есть отвечает вышеназванным критериям, то амортизационные начисления по данному имуществу уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
     
     При этом поскольку в Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, форменная одежда не поименована, то согласно п. 5 ст. 258 НК РФ для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
     
     Если форменная одежда не является амортизируемым имуществом, то читателям журнала необходимо руководствоваться подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, согласно которому к материальным расходам относятся, в частности, затраты на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, специальной одежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере его ввода в эксплуатацию.
     

Налогообложение услуг  по перевозке льготной категории граждан

     
     Транспортная организация, оказывающая услуги по перевозке льготной категории граждан, получает в соответствии с законодательством Российской Федерации из бюджета субъекта Российской Федерации денежные средства. Подлежат ли эти денежные средства обложению налогом на прибыль?
     
     Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" и другими законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы, предоставляемые отдельным категориям граждан, в виде бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным транспортом общего пользования пригородных и междугородних маршрутов.
     
     Поскольку законодательство Российской Федерации не возложило обязанности по бесплатной перевозке пассажиров на транспортные организации, то последние оказывают услуги по перевозке льготной категории граждан на возмездной основе.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 настоящего Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
     
     Источником компенсации льгот по оплате вышеуказанных услуг согласно Федеральному закону от 12.01.1995 N 5-ФЗ и другим законодательным актам, в которых регулируется предоставление льгот отдельным категориям граждан по оплате проезда городским пассажирским транспортом (кроме такси) и автомобильным транспортом общего пользования пригородных и междугородних маршрутов, определены средства бюджетов субъектов Российской Федерации.
     
     На основании вышеизложенного транспортная организация, оказывающая услуги по перевозке льготной категории граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, должна отразить в составе выручки от реализации подобных услуг сумму, предусмотренную в бюджете на эти цели для соответствующего бюджетополучателя.
      

Учет внереализационных расходов  в случае применения организацией различных режимов налогообложения

     
     ООО, оказывающее автотранспортные услуги, уплачивает единый налог на вмененный доход. Объем выручки, получаемой от оказания автотранспортных услуг, составляет 90 % от общего объема выручки, получаемой от оказания экспедиторских услуг, облагаемых согласно общему режиму налогообложения, что составляет 10 % выручки. В 2004 году иностранному учредителю были выплачены дивиденды. Из-за изменения курса евро на дату начисления дивидендов и дату их фактического перевода за границу возникла положительная разница. Учитывается ли данный внереализационный доход для целей налогообложения прибыли в доле, приходящейся на выручку, облагаемую согласно общему режиму налогообложения?
     
     Уплата единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НК РФ предусматривает, в частности, замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
     
     В соответствии с п. 7 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.
     
     Так, п. 9 ст. 274 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. При этом расходы вышеуказанных организаций в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к уплате налога на вмененный доход, в общем доходе организации по всем видам деятельности.
     
     Аналогичный порядок распространяется на внереализационные расходы.
     
     В то же время глава 25 НК РФ не содержит механизма распределения внереализационных доходов между видами деятельности, по которым применяются разные режимы налогообложения.
     
     Если организация не может конкретно определить принадлежность внереализационного дохода к виду деятельности, переведенному на уплату единого налога на вмененный доход, то вышеуказанные внереализационные доходы подлежат обложению налогом на прибыль в порядке, предусмотренном главой 25 НК РФ.
     
     Таким образом, курсовые разницы, возникшие из-за изменения курса валюты на дату начисления дивидендов и дату их фактического перевода за границу, не связаны с видом деятельности организации, облагаемой единым налогом на вмененный доход. В связи с изложенным полученный доход облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     

Корректировка налоговой базы  в случае обнаружения налогоплательщиком ошибки  в отчетной документации

     
     Организация - ОАО учла в 2003-2004 годах в составе доходов, признаваемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль, выручку от реализации электроэнергии, которая впоследствии была квалифицирована арбитражным судом как излишне уплаченная другой организацией - ЗАО сумма денежных средств за потребленную электроэнергию в этот же период вследствие неправильного применения тарифов на электроэнергию.  В каком порядке следует корректировать налоговую базу по налогу на прибыль?
     
     Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе сведений, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
     
     Как следует из ситуации, ОАО учло в 2003-2004 годах в составе доходов, признаваемых при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, выручку от реализации электроэнергии, которая впоследствии была квалифицирована арбитражным судом как излишне уплаченная другой организацией - ЗАО сумма средств за потребленную электроэнергию вследствие неправильного применения тарифов на электроэнергию.
     
     При этом за счет неправильного применения тарифов на электроэнергию ЗАО завысило в вышеуказанный период расходы, учитывавшиеся для целей налогообложения прибыли.
     
     Таким образом, за счет неправильного применения тарифов на электроэнергию ОАО завысило в рассматриваемый период выручку от реализации товаров (работ, услуг), а ЗАО - расходы.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
     
     Следовательно, налогоплательщикам необходимо уточнить налоговые декларации тех периодов, к которым относится выявленное искажение в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.