Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О правовом регулировании единого социального налога


О правовом регулировании  единого социального налога


И.Д. Черник,  
государственный советник Российской Федерации
2 класса, консультант по налогам и сборам, к.ю.н.

     
     Правовые основания для взимания единого социального налога (ЕСН) установлены главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     

1. Налоговый период

     
     Налоговым периодом по ЕСН признается календарный год.
     

2. Плательщики ЕСН

     
     Статья 235 НК РФ установила несколько категорий плательщиков ЕСН:
     
     1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
     
     - организации;
     
     - индивидуальные предприниматели;
     
     - физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
     
     2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
     
     3) члены крестьянских (фермерских) хозяйств. При этом они приравниваются как плательщики данного вида налога к индивидуальным предпринимателям.
     
     Если налогоплательщик одновременно относится к нескольким вышеуказанным категориям, он начисляет и уплачивает ЕСН по каждому основанию.
     
     Иными словами, если налогоплательщик является индивидуальным предпринимателем и, действуя в этом качестве, привлекает для выполнения каких-либо работ исполнителей по договору подряда, то начисление ЕСН в отношении выплат вышеуказанным работникам не освобождает его от уплаты этого налога, если он одновременно как частное лицо нанимает по гражданско-правовому или трудовому договору уборщицу, водителя и т.д.
     

3. Объект налогообложения

     
     Объектом налогообложения признаются:
     
     - для организаций и индивидуальных предпринимателей - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам;
     
     - для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, - выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые налогоплательщиками в пользу физических лиц.
     
     Таким образом, законодатель подразделил плательщиков ЕСН на две категории, для каждой из которых по-разному определены порядок и сроки перечисления платежей во внебюджетные фонды.
     
     К первой категории отнесены юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые должны уплатить ЕСН после начисления, то есть после осуществления бухгалтером записи по конкретному человеку.
     
     Плательщики ЕСН, отнесенные ко второй категории, а именно физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, определяют объект налогообложения уже после выплаты соответствующему работнику или исполнителю вознаграждения в денежной или натуральной форме (то есть после выдачи средств из кассы или перечисления их на расчетный счет) или одновременно с осуществлением таких выплат, но не ранее.
     
     Читателям журнала следует обратить внимание на то, что объектом налогообложения для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, являются выплаты не по всем договорам, а только по трудовым, а также по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (то есть по договорам подряда, договорам возмездного оказания услуг).
     
     НК РФ особо оговорил, что выплаты в рамках договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не относятся к объекту налогообложения.
     
     Иными словами, если физическое лицо продает квартиру, дачу, автомобиль и т.д., то у покупателя не возникает объект налогообложения применительно к выплаченным им продавцу суммам по договору купли-продажи. Если физическое лицо сдает в аренду (субаренду) принадлежащее ему помещение, иное имущество, то у арендатора (субарендатора) не возникает обязанности по исчислению ЕСН. Исключение составляет договор аренды автомобиля с экипажем, который является комплексным договором, сочетающим элементы договора аренды и договора подряда. При заключении такого договора в разделе "Цена договора" должны быть раздельно указаны сумма, уплачиваемая за эксплуатацию автомобиля, и сумма вознаграждения, выплачиваемого экипажу (водителю) за управление транспортным средством, при этом последняя является объектом обложения ЕСН.
     
     На практике некоторые специалисты расширительно трактуют понятие "в пользу физических лиц". Так, многие крупные компании обязывают своих сотрудников носить форменную одежду как элемент корпоративного стиля. Имелись случаи обложения ЕСН сумм, затраченных на приобретение или пошив такой одежды. Это мотивировалось тем, что работникам выгодно носить форменную одежду, поскольку в противном случае они должны находиться на рабочих местах в принадлежащих лично им вещах, которые быстрее снашиваются и требуют замены, то есть утверждалось, что физические лица, работающие в форменной одежде, получают косвенный доход от экономии на расходах на свои личные вещи.
     
     Подобная позиция представляется необоснованной (что было подтверждено судебной практикой), поскольку компании вводят форменную одежду для утверждения собственного корпоративного (фирменного) стиля, отличающего их от конкурентов, а не для косвенного материального стимулирования своих сотрудников. Кроме того, такая одежда находится на балансе компании и после увольнения работника должна сдаваться на склад.
     
     Вышеуказанная позиция закреплена арбитражной практикой, в частности постановлением кассационной инстанции ФАС Московского округа от 20.05.2002 по делу N КА-А40/3028-02.
     
     Можно привести и другой пример подобного толкования понятия "в пользу физических лиц", когда мастерам салонов красоты предлагается оплатить часть стоимости рабочей одежды. Но в этом случае начисление ЕСН оправданно в части суммы, уплаченной салоном, но только если форменная одежда останется потом в собственности уволившегося сотрудника.
     
     В настоящее время под выплатами в пользу работника понимается выплата (доход), направленная на благо лица, потребляемая им вне процесса производства.
     
     Выплаты и вознаграждения, о которых говорится выше (вне зависимости от формы, в которой они производятся), не признаются объектом обложения ЕСН в двух случаях:
     
     1) если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом периоде).
     
     Очевидно, что эта норма не распространяется на организации, применяющие специальные режимы налогообложения (единый сельскохозяйственный налог, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), а также на организации, уставным видом деятельности которых является игорный бизнес;
     
     2) если у налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов служат доходы от предпринимательской или иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
     
     Налогоплательщики - члены крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) [включая главу КФХ] исключают из дохода фактически произведенные расходы, связанные с развитием КФХ.
     

4. Особенности определения налоговой базы

     
     При определении налоговой базы налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели учитывают любые выплаты и вознаграждения (за исключением указанных ниже) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, например полная или частичная оплата товаров и услуг, питания, отдыха, обучения, оплата страховых взносов, коммунальных услуг и т.д. работнику данной организации.
     
     Выплаты, осуществляемые в пользу членов семьи работника, с 1 января 2005 года не облагаются ЕСН.
     
     Таким образом, федеральное законодательство четко установило, что в основе расчета ЕСН должны быть либо трудовые, либо гражданско-правовые отношения (по вышеуказанному перечню договоров).
     
     Следует отметить, что при прекращении трудовых отношений основанием для начисления ЕСН является только заработная плата в случае ее доначисления, а, например, оплата медикаментов, произведенная бывшему сотруднику организации, не облагается этим налогом.
     
     Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, членов КФХ налоговая база определяется как сумма доходов, полученных за налоговый период в денежной или натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, из которой вычитаются расходы. Состав расходов при этом устанавливается так же, как при определении состава затрат плательщиков налога на прибыль.
     
     При расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются по стоимости этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты исходя из их рыночных цен (тарифов). В их расчетную стоимость включается сумма НДС, а для подакцизных товаров - сумма акцизов.
     
     В случае государственного регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при расчете налоговой базы учитывается государственная регулируемая розничная цена.
     

5. Суммы, не подлежащие налогообложению

     
     В соответствии со ст. 238 НК РФ ряд выплат не подлежит налогообложению. Перечень этих выплат достаточно широкий, и приводить его в настоящей статье представляется нецелесообразным.
     
     Не облагаемые ЕСН суммы можно свести к нескольким категориям или видам, в том числе:
     
     - государственные пособия;
     
     - все виды компенсационных выплат;
     
     - материальная помощь, оказываемая в связи с чрезвычайными обстоятельствами;
     
     - суммы оплаты труда в иностранной валюте, выплачиваемые гражданам, направленным на работу за границу бюджетными организациями;
     
     - доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции в течение пяти лет начиная с года регистрации;
     
     - доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от ведения ими традиционных видов промысла, за исключением оплаты труда наемных работников;
     
     - суммы страховых платежей по обязательному страхованию работников и т.д.
     
     Рассмотрим особенности некоторых из категорий выплат, не подлежащих налогообложению.
     
     Государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления, не вызывают особых вопросов налогоплательщиков (см., например, Законы РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"). Следует только учитывать, что по смыслу подпункта 1 п. 1 ст. 238 НК РФ от уплаты ЕСН освобождаются выплаты, производящиеся на основании федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, актов городских и районных собраний депутатов (городских, районных дум) и т.д., то есть установленные представительными органами власти и местного самоуправления.
     
     Пособия, устанавливаемые решениями исполнительных органов, глав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и т.д., от обложения ЕСН по смыслу вышеуказанной нормы не освобождаются.
     
     Определенные затруднения у налогоплательщиков вызывает формулировка подпункта 6 п. 1 ст. 238 НК РФ, в соответствии с которой от обложения ЕСН освобождаются доходы (за исключением оплаты труда наемных работников) членов зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера от реализации продукции, получаемой в результате ведения ими традиционных видов промысла.
     
     Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который включены и народы Севера, утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255.
     
     Проблема состоит в том, что в действующих законодательных актах Российской Федерации, а также в актах законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживают малочисленные народы Севера, не раскрыто понятие "традиционные виды промысла".
     
     Как выходить из данной ситуации? Либо признавать соответствующую норму НК РФ недействующей, но это будет противоречить политике поддержки коренных малочисленных народов Севера, либо применить аналогию права, то есть рассмотреть, как регулируется вопрос хозяйственной деятельности данных народов в других федеральных законах и подзаконных нормативных правовых актах.
     
     В Федеральном законе от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" не содержится перечня традиционных видов деятельности, но приводятся понятия "традиционное хозяйствование" и "традиционные промыслы".
     
     Более понятные нормы содержатся в актах, посвященных конкретным видам природопользования.
     
     В ст. 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" упоминается о промысле рыбы и морского зверя, сборе дикорастущих растений.
     
     Статья 21 Федерального закона от 31.07.1998 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" говорит о местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промысле живых ресурсов.
     
     Аналогичные понятия содержатся в ст. 11 Федерального закона от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", в ст. 9 Федерального закона от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
     
     Наконец, Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года", утвержденная постановлением Правительства РФ от 27.07.2001 N 564, приводит в разделе 1 примерный перечень традиционных отраслей хозяйствования - оленеводство, охотничий и морской зверобойный промысел, рыболовство и др. (абзац одиннадцатый раздела 1 программы), клеточное звероводство (абзац пятнадцатый раздела 1 программы), промысел полевой пушнины (абзац шестнадцатый раздела 1 программы), добыча морепродукции, отличная от добычи рыбы и морского зверя (абзац седьмой п. 1 раздела 3 программы), дикорастущих плодов, пошив изделий из пушнины, кожевенно-обувных изделий, выпуск сухих лекарственных растений (п. 1 раздела 3 Программы).
     
     Таким образом, можно определить приблизительный перечень видов деятельности для коренных малочисленных народов Севера, доходы от которых не должны облагаться ЕСН.
     
     Кроме того, представляется необходимым отнести в льготную категорию доходы от реализации изделий народного художественного промысла.
     
     Понятие "народные художественные промыслы" и порядок отнесения к ним изделий установлены Федеральным законом от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах".
     
     В Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержденный приказом Минпромнауки России от 08.08.2002 N 226, включены изделия из бивня мамонта, клыка моржа, кости и рога домашних и диких животных, зуба кашалота, китового уса, кости морских животных с объемной, рельефной и ажурной резьбой (п. 7 Перечня), изделия из кожи и меха с использованием национальных видов вышивки и аппликаций, меховой мозаики, декоративных швов и оплеток, опушек, вышивки  оленьим и конским волосом (п. 14 Перечня), определенные виды изделий из некоторых пород дерева (п. 1 Перечня), куклы в национальных костюмах, изготовленные ручным способом (п. 15 Перечня), и т.д.
     
     Таким образом, исходя из анализа норм права можно сделать выводы о том, доходы от каких видов деятельности членов зарегистрированных родовых, семейных общин малочисленных народов Севера подлежат освобождению от обложения ЕСН.
     
     В заключение следует указать, что вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по гражданско-правовым и авторским договорам, освобождаются от обложения ЕСН в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).
     
     Кроме того, не подлежат обложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.
     

6. Налоговые льготы

     
     Глава 24 НК РФ установила налоговые льготы для определенных категорий налогоплательщиков.
     
     Так, от уплаты ЕСН освобождаются:
     
     1) организации любых организационно-правовых форм - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы;
     
     2) следующие категории налогоплательщиков - с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждое физическое лицо:
     
     - общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения;
     
     - организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда - не менее 25 %;
     
     - учреждения, которые в общем виде можно считать созданными для обеспечения образовательной, культурной, научной деятельности инвалидов, а также для правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, если единственными собственниками имущества таких учреждений являются вышеназванные общественные организации инвалидов.
     
     Льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством подакцизных товаров, полезных ископаемых, а также ряда иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
     
     Для налогоплательщиков - физических лиц, являющиеся инвалидами I, II и III группы, от уплаты ЕСН освобождается сумма 100 000 руб. в части доходов от предпринимательской и иной профессиональной деятельности в течение налогового периода.
     

7. Ставки налога

     
     Ставки ЕСН для основных категорий налогоплательщиков приведены в нижеследующей таблице.
     

Налоговая база на

Федераль-
ный

Фонд социального

Фонды обязательного медицинского страхования

Итого

каждое физическое лицо нараста-
ющим итогом с начала года

бюджет


страхования Российской Федерации


Федеральный фонд обязвтельного медицинскотго страхования

Террито- риальные фонды обязвтельного медицинскотго страхования


 

1

2

3

4

5

6

До 280000 руб.

20,0%

3,2%

0,8%

2,0%

26,0%

От 280001 руб. до 600000 руб.

56000 руб. + 7,9% с суммы, превыша-
ющей 280000 руб.

8960 руб. + 1,1% с суммы, превышающей 280000 руб.

2240 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб.

5600 руб. + 0,5% с суммы, превышающей 280000 руб.

72800 руб. + 10% с суммы, превыша-
ющей 280000 руб.

Свыше 600000 руб.

81280 руб. + 2,0% с суммы, превыша-
ющей 600000 руб.

12480 руб.

3840 руб.

7200 руб.

104800 руб. + 2,0% с суммы, превыша-
ющей 600000 руб.

     
     По сравнению с 2004 годом налоговые ставки значительно уменьшились, особенно это заметно в интервале российских реальных зарплат. Напомним, что ранее при доходе до 100 000 руб. суммарная налоговая ставка составляла 35,6 %.
     
     Пониженные ставки ЕСН применяются сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями народных художественных промыслов*1 и родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования*2, индивидуальными предпринимателями, членами КФХ.
     _____
     *1 К организациям народных художественных промыслов в соответствии с Федеральным законом "О народных художественных промыслах" относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов составляют, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, не менее 50 %.
     *2 В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" под семейной (родовой) общиной малочисленных народов понимается форма самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами.
     

8. Общие принципы исчисления, порядок и сроки уплаты налога


8.1. Порядок исчисления и уплаты налога налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам

     
     Налогоплательщики уплачивают ЕСН отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд отдельными платежными поручениями.
     
     Сумма, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных налогоплательщиками самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     
     Сумма, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается на сумму начисленных налогоплательщиками за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму ЕСН, начисленную за тот же период.
     
     По итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по ЕСН исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (а для налогоплательщиков - физических лиц - выплаченных) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога.
     
     Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
     
     По итогам отчетного периода налогоплательщики определяют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период авансовых платежей. Эта разница подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
     
     Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат, сумм ЕСН и сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
     

8.2. Сроки представления отчетов  в ФСС РФ

     
     Ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, каждый налогоплательщик должен представить в региональное отделение ФСС РФ сведения о суммах:
     
     1) начисленного налога в ФСС РФ;
     
     2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
     
     3) направленных им в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
     
     4) расходов, подлежащих зачету;
     
     5) уплачиваемых в ФСС РФ.
     

8.3. Порядок и сроки представления налоговой декларации

     
     Форма налоговой декларации по ЕСН устанавливается Минфином России.
     
     Декларация подается в два различных адреса в различные сроки:
     
     1) не позднее 30 марта года, следующего за отчетным, налоговая декларация должна быть представлена в соответствующий налоговый орган;
     
     2) копия декларации с отметками налогового органа или иным документом, подтверждающим ее представление, не позднее 1 июля этого же года (то есть не позднее чем через три месяца после представления в налоговые органы), долж-на быть передана налогоплательщиком в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).
     
     Кроме того, налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в ПФР сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении застрахованных лиц.
     
     Законодатель предусмотрел обязательное взаимодействие и взаимный обмен информацией между налоговыми органами и ПФР, а именно:
     
     - налоговые органы обязаны представлять в органы ПФР копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а также иные сведения, необходимые для осуществления органами ПФР обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну;
     
     - органы ПФР, в свою очередь, представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц, получаемую из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
     

8.4. Перечисление ЕСН обособленными подразделениями организаций

     
     Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога, а также обязанности по представлению расчетов по ЕСН и налоговых деклараций по месту своего нахождения.
     
     Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому подразделению.
     
     Сумма ЕСН, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой этого налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой ЕСН, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
     
     Расчет авансовых платежей производится налоговым органом исходя из налоговой базы прошлого периода и ставок ЕСН.
     

8.5. Уплата ЕСН налогоплательщиками,  не производящими выплаты в пользу физических лиц

     
     Если налогоплательщик только начинает свою предпринимательскую или профессиональную деятельность и делает это не с начала очередного налогового периода, то он обязан в течение пяти дней после первого месяца работы представить в налоговый орган по месту постановки на учет заявление с указанием сумм предполагаемого дохода за текущий налоговый период. Эта сумма, а также сумма предполагаемых расходов, связанных с извлечением дохода, определяются налогоплательщиком самостоятельно. Форма заявления утверждается Минфином России.
     
     В случае значительного (более чем на 50 %) увеличения дохода в налоговом периоде налогоплательщик обязан (а в случае значительного уменьшения дохода - вправе) представить новую декларацию с указанием сумм предполагаемого дохода на текущий налоговый период. В этом случае налоговый орган производит перерасчет авансовых платежей ЕСН на текущий налоговый период по ненаступившим срокам уплаты.
     
     Полученная в результате такого перерасчета разница подлежит уплате в установленные для очередного авансового платежа сроки либо зачету в счет предстоящих авансовых платежей. Эта норма НК РФ позволяет налогоплательщику более четко уплачивать авансовые платежи в течение календарного года.
     
     В случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до конца налогового периода налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении указанной деятельности представить в налоговый орган налоговую декларацию за период с начала налогового периода по день подачи вышеуказанного заявления включительно.
     
     Уплата ЕСН в этом случае (с учетом начисленных авансовых платежей по истекшим срокам уплаты за текущий налоговый период) производится не позднее 15 дней со дня подачи такой декларации.