Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на доходы физических лиц


О налоге на доходы физических лиц


Т.В. Назарова
     

Компенсационные выплаты

     
     Применяются ли положения ст. 217 НК РФ в целях освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц к повышенным стипендиям студентов, выплачиваемым в соответствии с п. 22 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487?
     
     Согласно п. 11 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в том числе стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые вышеуказанным лицам этими учреждениями.
     
     В соответствии с п. 22 Типового положения о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов федеральных государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N 487, за особые успехи в учебной и научной деятельности студентам, аспирантам и докторантам в пределах имеющихся средств могут устанавливаться повышенные стипендии в порядке, определенном ученым советом (советом) образовательного учреждения или научной организации.
     
     Следовательно, стипендии, выплачиваемые студентам образовательными учреждениями в повышенных размерах, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 11 ст. 217 НК РФ.
     
     Предприятие, работающее второй год по упрощенной системе налогообложения, приобрело по безналичному расчету четыре путевки в государственное санаторно-курортное учреждение для сотрудников предприятия и членов их семей. Освобождается ли от обложения налогом на доходы физических лиц стоимость таких путевок, приобретенных работодателем за счет средств, оставшихся в его распоряжении после уплаты единого налога?
     
     Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, установлен ст. 217 НК РФ. Так, согласно п. 9 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок, за исключением туристических, выплачиваемой работодателями своим работникам и (или) членам их семей, инвалидам, не работающим в данной организации, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей, не достигших возраста 16 лет, в находящиеся на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, выплачиваемые:
     
     - за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций;
     
     - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период.
     
     Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на прибыль организаций, и суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, предоставленных работникам и их детям, выплачиваемые за счет средств работодателей, оставшихся в их распоряжении после уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц стоимость форменной одежды работников налоговых органов, выдаваемой им при поступлении на работу и оставленной у них в случае увольнения по сокращению штатов в связи с реорганизацией налоговых органов?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных, в частности, с возмещением иных расходов и исполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
     
     Пунктом 9 постановления Правительства РФ от 04.11.1993 N 1117 "О совершенствовании деятельности государственной налоговой службы Российской Федерации" установлено, что обеспечение форменной одеждой работников налоговых органов, которым присвоены классные чины, производится бесплатно.
     
     Стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам налоговых органов, которым присвоены классные чины, не следует рассматривать как доход, подлежащий налогообложению. В случае увольнения работника налогового органа стоимость форменного обмундирования, срок носки которого не истек и которое остается в личном пользовании работника, в соответствии с п. 1 ст. 210 НК РФ включается в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.
     
     Подлежит ли обложению налогом на доходы физических лиц беспроцентная ссуда, выдаваемая работникам предприятия - членам профсоюза из средств профсоюзной кассы взаимопомощи? Средства кассы взаимопомощи формируются из двух источников: вступительных и членских взносов участников кассы взаимопомощи, то есть собственных средств потенциальных заемщиков (ссудополучателей) и членских профсоюзных взносов.
     
     Согласно п. 31 ст. 217 НК РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц выплаты, производимые профсоюзными комитетами  (в том числе и материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений и иных выплат за выполнение трудовых обязанностей.
     
     С учетом положения п. 28 Типового устава кассы взаимопомощи (КВП) при комитете профсоюза, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 23.11.1973, средства кассы взаимопомощи составляются из вступительных взносов, членских взносов, уплачиваемых с общей суммы заработной платы, пени за несвоевременный возврат долгосрочных ссуд, дотаций профсоюзных организаций, прочих поступлений.
     
     В соответствии с п. 34 Типового устава плата (процент) за пользование долгосрочными и краткосрочными ссудами не взимается.
     
     Таким образом, согласно п. 31 ст. 217 НК РФ не подлежит налогообложению материальная выгода по беспроцентной ссуде, выданной из суммы членских взносов, уплаченных ссудополучателем. С беспроцентных ссуд, выданных в иных случаях, производится исчисление налогооблагаемой материальной выгоды в порядке, установленном п. 2 ст. 212 НК РФ.
     
     Подлежат ли обложению налогом на доходы физических лиц суммы оплаты дополнительного отпуска, предоставляемого гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь, другие заболевания?
     
     Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ от обложения налогом на доходы физических лиц освобождаются все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.
     
     Право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда и меры социальной поддержки предусмотрены Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1  "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
     
     В частности, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска, предусмотренного п. 5 ст. 14 вышеуказаного Закона, продолжительностью 14 календарных дней.
     
     Вышеуказанные дополнительные отпуска предоставляются в целях возмещения вреда гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, а суммы оплаты таких дополнительных отпусков, осуществляемой за счет средств федерального бюджета, являются компенсационными выплатами и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ.
     
     В соответствии с санитарными нормами, установленными в организациях общественного питания, работники проходят в свободное от работы время медицинское обследование и представляют в бухгалтерию подтверждающие документы об оплате данных медицинских услуг. Должна ли бухгалтерия организации включать сумму возмещения затрат на медицинское обследование в доход сотрудника и соответственно облагать налогом на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с возмещением иных расходов, включая расходы на повышение профессионального уровня работников.
     
     К вышеуказанным иным расходам, в частности, относятся расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) в случаях, предусмотренных ст. 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), законами и иными нормативными правовыми актами [включая медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта].
     
     Таким образом, не облагаются налогом на доходы физических лиц суммы, выплачиваемые работникам, проходившим медицинский осмотр на основании ст. 212 и 213 ТК РФ.
     
     Итак, суммы, возмещаемые другим работникам за медицинское обслуживание, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
     
     Организация ежеквартально выплачивает своим работникам материальную помощь через Управление социальной защиты путем перечисления соответствующих денежных средств в виде целевых и благотворительных взносов с обязательным указанием получателей. Должна ли бухгалтерия организации удерживать с этих сумм налог на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ налогом на доходы физических лиц не облагаются суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, но только в пределах до 2000 руб. по каждому из получателей за налоговый период (календарный год).
     
     Если материальная помощь оказывается физическим лицам, с которыми организация ранее не имела трудовых отношений, или же в пользу бывших работников, уволенных с работы по иным основаниям (например, по собственному желанию), вся выплачиваемая сумма материальной помощи подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 %.
     
     Согласно ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п. 2 настоящей статьи Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в соответствии со ст. 224 НК РФ.
     
     Если организация перечисляет Управлению социальной защиты денежные средства в виде целевых и благотворительных взносов, то Управление признается налоговым агентом и обязано исчислить налог на доходы физических лиц с полной суммы таких выплат.
     
     Следует отметить, что с 1 января 2005 года суммы благотворительной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительными организациями, зарегистрированными в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности, освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц (п. 8 ст. 217 НК РФ).
     
     Таким образом, только в случае выплаты материальной помощи благотворительными организациями вся сумма помощи независимо от ее размера в полном объеме не облагается налогом на доходы физических лиц. Если материальная помощь оказывается другими организациями, не имеющими статуса благотворительных, оснований для полного освобождения от налогообложения такой помощи не имеется.
     
     Организация заключила корпоративный договор на обслуживание своих сотрудников мобильной связью. Размер компенсаций, ежемесячно выделяемых организацией на оплату данных услуг, фиксируется в трудовых договорах с каждым работником индивидуально. Необходимо ли с этих сумм удерживать налог на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных согласно законодательству Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     В соответствии со ст. 188 ТК РФ при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику.
     
     Из ситуации следует, что организация заключила договор на обслуживание своих работников мобильной связью по корпоративному тарифу. В таком случае услуги мобильной связи, предоставляемые в рамках корпоративного тарифного плана за счет средств организации, неправомерно относить к положениям, регулируемым ст. 188 ТК РФ, и рассматривать как компенсационные выплаты за использование личного имущества работника.
     
     Вместе с тем если сотрудник использует мобильную связь, оплачиваемую в рамках корпоративного тарифа в служебных целях, что обусловлено производственной (управленческой) необходимостью организации, то для избежания включения услуг связи в налогооблагаемый доход сотрудника необходимо правильно оформить ее использование. Для этого производственный характер затрат использования сотового телефона должен быть подтвержден служебными обязанностями работника, а также необходимостью постоянной и оперативной связи с руководством организации и деловыми партнерами.
     
     Документальным подтверждением затрат могут служить счета оператора связи, их детализация с указанием номеров абонентов. Экономическая оправданность телефонных переговоров может подтверждаться внутренними отчетами работников организации, договорами, заключенными с деловыми партнерами, где в графе "Реквизиты" указаны номера их телефонов, и т.д.
     
     Кроме того, для внутреннего контроля руководитель организации может издать специальное положение об обеспечении сотрудников мобильной связью. В нем прописывается, кому и для чего полагается мобильная связь, какие услуги связи предоставляются. Для осуществления внутреннего контроля можно также установить лимит переговоров (в денежном или временном выражении). Разговоры сверх лимита признаются разговорами в личных целях.
      

Представление сведений и порядок перечисления налога

     
     Гражданин зарегистрирован (прописан) по адресу в г. Санкт-Петербурге и как индивидуальный предприниматель стоит на налоговом учете на территории этого региона, а фактически осуществляет свою деятельность (оптово-розничную торговлю), переведенную на уплату единого налога на вмененный доход, на территории другого региона - в г. Москве. Он принял на работу сотрудников, проживающих в странах СНГ. Разрешение на привлечение иностранной рабочей силы оформлено.  В каком порядке и в бюджет какого города производится уплата налога на доходы физических лиц?
     
     Пунктом 7 ст. 346.26 НК РФ установлено, что налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей обложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.
     
     В соответствии со ст. 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную согласно ст. 224 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
     
     Статьей 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства.
     
     Таким образом, индивидуальный предприниматель, являющийся налоговым агентом, состоящий на налоговом учете в г. Санкт-Петербурге, независимо от того, что он осуществляет деятельность, переведенную на уплату единого налога на вмененный доход в г. Москве, обязан исчислять, удерживать и перечислять суммы налога на доходы физических лиц с выплат, производимых физическим лицам, в бюджет по месту учета (жительства), то есть в бюджет г. Санкт-Петербурга.
     
     Организационная структура компании представляет собой совокупность подразделений, в число которых входит зарегистрированный в установленном порядке филиал в г. Москве, а также региональные подразделения, образуемые на время выполнения соответствующих работ и услуг. Филиал компании ведет бухгалтерский и налоговый учет операций, имеет банковские счета и осуществляет все расчеты с поставщиками и покупателями, а также производит выплаты в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам с компанией. Региональные подразделения компании являются временными, они не имеют статуса филиалов и не осуществляют от имени компании каких-либо сделок. Эти подразделения не имеют выделенных балансов, не наделены правом на открытие банковских счетов, не ведут бухгалтерского и налогового учета, а также финансовых операций.
     
     Правомерно ли в таком случае филиал компании представляет сведения о доходах физических лиц в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет с учетом обособленных подразделений?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 230 НК РФ налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     Из ситуации следует, что филиал, находящийся в г. Москве и относящийся к организационной структуре компании, самостоятельно осуществляет бухгалтерский и налоговый учет, производит выплаты доходов в пользу физических лиц, работающих по трудовым договорам с компанией. В таком случае филиал должен представлять сведения о доходах физических лиц по форме N 2-НДФЛ в отношении тех физических лиц (включая работающих в региональных подразделениях), источником выплаты доходов которых он является, непосредственно в территориальную налоговую инспекцию по месту своего учета (регистрации) в г. Москве.