Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения


Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения


М.С. Есипова,
главный специалист Департамента стратегии
социально-экономических реформ
Минэкономразвития России

     

1. Общие положения

     
     Критерии, позволяющие отнести хозяйствующие субъекты к субъектам малого предпринимательства, имеют большое значение, потому что малые предприятия могут осуществлять различные виды деятельности - от розничной торговли до научных разработок в сфере высоких технологий. В мировой практике на субъекты малого предпринимательства после присвоения им соответствующего статуса распространяются меры государственной поддержки в виде создания для них более выгодных по сравнению с другими организациями условий налогообложения. Аналогичные критерии используются для осуществления различных стимулирующих мероприятий: принятия на государственном уровне льготных программ кредитования, формирования специальных фондов поддержки и т.д.
     
     Однако для российской правовой системы критерии, определяющие предприятие как малое, меняются в зависимости от того, в каком качестве выступает организация (индивидуальный предприниматель): как объект, на который распространяются меры государственной поддержки, или как субъект налоговых правоотношений. Выделяя лишь два правовых аспекта, касающихся деятельности малых предприятий, подчеркнем, что только налоговая сфера и осуществляемые государством меры по поддержке малых предприятий имеют особое значение для определения критериев, позволяющих предприятию считаться малым и воспользоваться предусмотренными российским законодательством преимуществами, присущими соответствующим отраслям законодательства.
     
     В соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) определяющим критерием для целей государственного регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства признается прежде всего численность занятых на предприятии работников. Что же касается налогообложения, то к малым предприятиям применяется комплексный подход и используется сочетание нескольких количественных показателей (объем дохода, размер основных средств, определенная организационно-правовая форма и т.д.).
     
     Определение "субъект малого предпринимательства" применяется и в иных отраслях законодательства. Этот термин закрепился в научной, юридической, экономической литературе, хотя, как это будет показано далее, он не имеет в настоящее время четких правовых границ, что становится причиной возникновения серьезных юридических коллизий.
     

2. Определение понятия "субъект малого предпринимательства"

     
     Совокупность источников права, регулирующих деятельность малых предприятий в Российской Федерации, весьма несовершенна. Нормативные правовые акты различных уровней (горизонтальной или вертикальной иерархии) оперируют понятием "субъект малого предпринимательства"*1, хотя единственным легитимным источником этого определения должен признаваться только Закон N 88-ФЗ, сущность которого заключается в следующем.
     _____
     *1 См., например, Федеральные законы от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", постановление Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" и т.д.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона N 88-ФЗ под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
     
     - в промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;
     
     - в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек;
     
     - в оптовой торговле - 50 человек;
     
     - в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
     
     - в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
     
     Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
     
     Согласно п. 2 ст. 3 Закона N 88-ФЗ средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
     
     При этом в части шестой ст. 59 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) установлено, что срочный трудовой договор может быть заключен с лицами, поступающими на работу в организации - субъекты малого предпринимательства с численностью до 40 работников (в организациях розничной торговли и бытового обслуживания - до 25 работников), а также к работодателям - физическим лицам.
     
     Заключение срочного трудового договора, конечно, является правом, а не обязанностью работодателя. Кроме того, возможность заключения срочного договора на основании части шестой ст. 59 ТК РФ не будет являться безусловным и будет считаться правомерным, если работник докажет, что в силу характера и условий работы весьма затруднительно установить трудовые отношения на неопределенный срок.
     
     Однако исходя из буквального толкования рассматриваемой нормы ТК РФ организация, осуществляющая деятельность, например, в сфере строительства и признаваемая на основании Закона N 88-ФЗ субъектом малого предпринимательства (число занятых на производстве составляет не более 100 человек), в соответствии с положениями ст. 59 ТК РФ не сможет заключать срочные трудовые договоры, так как настоящим Кодексом установлен предельный размер численности работников организации - не более 40 человек.
     
     Данный пример подтверждает, что неунифицированные подходы к определению субъектов малого предпринимательства могут на практике привести к затруднениям при ведении предпринимательской деятельности, осуществляемой строго в соответствии с законодательством.
     
     Перечень критериев отнесения юридических лиц (индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) к субъектам малого предпринимательства, содержащийся в ст. 3 Закона N 88-ФЗ, нельзя признать, во-первых, исчерпывающим [для применения мер налогового стимулирования необходимо соответствовать еще и условиям, зафиксированным в соответствующих главах Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)], во-вторых, единственно возможным (что подтверждается вышерассмотренным примером, когда для реализации норм трудового законодательства для субъектов малого предпринимательства допустимой признана иная численность работников предприятия, чем установленная специальным нормативным актом - Законом N 88-ФЗ).
     
     Несмотря на скептические отклики ряда специалистов о декларативности преимуществ, закрепленных в Законе N 88-ФЗ, получение статуса "субъект малого предпринимательства" для участника хозяйственных отношений нельзя считать бесполезным. В противном случае предприниматели лишаются права воспользоваться провозглашенными Законом N 88-ФЗ гарантиями и мерами государственной поддержки и защищать свои законные права и интересы.
     

3. Налогообложение субъектов малого предпринимательства

     
     Наибольший интерес для субъектов малого предпринимательства представляет норма ст. 9 Закона N 88-ФЗ, согласно которой порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. Но если изменения, вносимые в налоговое законодательство, создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности вышеуказанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
     
     Следует заметить, что законодателем предпринимались попытки исключить рассматриваемую норму из правового поля.
     
     Так, в ст. 11 Федерального закона от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" (далее Закон - N 148-ФЗ) была сделана оговорка о неприменении абзаца второго п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ в отношении налогоплательщиков со дня вступления в силу Закона N 148-ФЗ*1 и введения единого налога соответствующими нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
     _____
     *1 Днем вступления в силу Закона N 148-ФЗ является день его официального опубликования ("Российская газета", N 148-149, 06.08.1998). Утратил силу с 1 января 2003 года.
     
     Однако Конституционный Суд Российской Федерации исходя из принципов обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдения справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений посчитал, что новая норма налогового законодательства (то есть положение ст. 11 Закона N 148-ФЗ) не может применяться к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального опубликования нового порядка регулирования единого налога на вмененный доход*1. Соответственно арбитражные суды, следуя такой трактовке законодательства, принимали решения в пользу субъектов малого предпринимательства, отказывавшихся переходить на новую систему налогообложения.
     _____
     *1 См. определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.1999 N 111-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 04.12.2003 N 445-О, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 19.06.2003 N 11-П.
     
     Проблемы в применении нормы абзаца второго п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ, как подтверждают вышеприведенные выводы Конституционного Суда Российской Федерации (а также множество примеров из судебной арбитражной практики), были трудноразрешимыми.
     
     Во-первых, характер этой нормы имел налоговую природу, однако источником являлся нормативный правовой акт, согласно ст. 1 НК РФ не относящийся к законодательству о налогах и сборах.
     
     Во-вторых, несмотря на действие абзаца второго п. 1 ст. 9 Закона N 88-ФЗ с 1995 года по 2005 год, обзор судебной практики показывает, что основные сложности его применения сводились к следующему:
     
     1) понятия "изменения налогового законодательства", "менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства" не могли однозначно интерпретироваться субъектами малого предпринимательства и налоговыми органами и рассматривались судом с учетом конкретных обстоятельств каждого дела;
     
     2) особенностью рассмотрения вышеуказанных дел являлось еще и то, что Закон N 148-ФЗ обязывал индивидуальных предпринимателей, осуществляющих определенные виды деятельности, переходить на уплату единого налога при условии введения соответствующего закона субъектами Российской Федерации.
     
     С учетом условия обложения субъектов малого предпринимательства единым налогом на вмененный доход возникали многочисленные иски о возврате налогоплательщиков к упрощенной системе налогообложения, но нередко суды выносили решения в пользу налоговых органов, так как, подавая расчет налога, индивидуальный предприниматель своими действиями подтверждал согласие на применение специального налогового режима, предусматривающего уплату единого налога на вмененный доход.
     
     Следует отметить, что большая часть дел инициировалась индивидуальными предпринимателями, ссылавшимися на ухудшение условий деятельности, вызванное изменениями налогового законодательства. Вместе с тем количество решений данной категории дел об оспаривании ст. 9 Закона N 88-ФЗ, вынесенных в пользу налогоплательщиков, практически соответствовало количеству решений, принятых в поддержку налоговых органов.
     
     Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”" (далее - Закон N 122-ФЗ) ст. 8-10 Закона N 88-ФЗ прекратили свое действие с 1 января 2005 года.
     
     С принятием Федерального закона 29.07.2004 N 95-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 95-ФЗ) понятие "субъект малого предпринимательства" выведено из терминологии, которой оперирует законодательство о налогах и сборах. До вступления в силу Закона N 95-ФЗ глава 26.2 НК РФ именовалась "Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства".
     
     В результате, говоря о налогообложении субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации, мы с определенной долей условности имеем в виду порядок выполнения налоговых обязательств лицами, применяющими специальные налоговые режимы в соответствии с главами 26.2, 26.3 НК РФ.
     
     Это объясняется тем, что исходя из содержания соответствующих норм вышеуказанных глав НК РФ воспользоваться специальными налоговыми режимами могут сравнительно небольшие предприятия (по численности, по объему годового оборота и т.д.). Кроме того, сохранение названия особых систем налогообложения ("Упрощенная система налогообложения", "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности") невольно позволяет считать их по-прежнему налоговыми режимами, предусмотренными специально для малых форм предпринимательской деятельности, хотя в настоящее время это прямо не указано в налоговом законодательстве, а скорее, следует из концепций специальных налоговых режимов.
     
     Таким образом, с принятием Законов N 95-ФЗ и N 122-ФЗ возникает ситуация, при которой субъект малого предпринимательства продолжает существовать в российской правовой системе как категория организаций (индивидуальных предпринимателей) с небольшим количеством занятых на предприятии работников и соответствие данному количественному ограничению позволяет им воспользоваться мерами государственной поддержки, регламентированными Законом N 88-ФЗ. Для налогового же законодательства это понятие в настоящий момент нелегитимно.
     
     Но специалисты в области налогового законодательства нередко отождествляют в своих работах налогоплательщиков, применяющих системы налогообложения, предусмотренные главами 26.2, 26.3 НК РФ, с субъектами малого предпринимательства.
     
     В условиях несовпадения критериев для целей получения государственной поддержки и права на использование преимуществ глав 26.2, 26.3 НК РФ необходимо учитывать, что речь идет о налогообложении небольших предпринимательских образований, для которых ввиду их экономической слабости действуют специальные налоговые режимы, способствующие их развитию и направленные на их поддержку. Поэтому использование термина "субъект малого предпринимательства" в целях налогообложения допустимо только для обозначения экономических субъектов, но не для обозначения категории налогоплательщиков.
     

4. Установление критериев отнесения предприятий к малым

     
     Нельзя говорить об эффективном развитии субъектов малого предпринимательства, если их регулирование будет осуществляться путем издания законов и иных нормативных правовых актов, которые не совпадают по времени и содержанию, не позволяя тем самым воспользоваться совокупностью всех провозглашенных государством мер поддержки, имеющих налоговую и неналоговую направленность. Заметим, что выход из сложившейся ситуации не состоит, по нашему мнению, в тотальной кодификации нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение субъектов малого предпринимательства; напротив, используемый во многих правовых системах количественный подход при отнесении предприятий к числу малых удобен в рамках процедуры предоставления помощи, однако бесполезен в достижении определенных социальных и экономических результатов, так как количество занятых не дает полной картины о конкурентоспособности и финансовом потенциале предприятий.
     
     Главное достоинство количественного определения - это доступность информации, удобство использования, оперирования и анализа. Недостаток же этого подхода заключается в абсолютности его применения и в отсутствии теоретической базы, что не позволяет делать на их основе какие-либо прогнозы о развитии предпринимательства и тем более о способах усовершенствования предпринимательского климата.
     
     Формально-юридическое познание субъектов малого предпринимательства, выделение его родовых признаков, его идентификация не могут быть продуктивны, если они не дополняются другими сторонами процесса познания, в  частности социально-юридическими, экономико-юридическими и другими аспектами. Нормативные правовые акты, регулирующие правовой статус субъектов малого предпринимательства в различных сферах правоотношений, должны строиться путем создания взаимосвязанных и взаимодополняющих, согласующихся между собой законов.
     
     Если Закон N 88-ФЗ затрагивает интересы общества, необходимо точно знать, каково его фактическое, функциональное, а не прокламирующее назначение. Его содержание должно быть опосредовано с помощью норм, содержащихся в иных нормативно-правовых актах. От того, насколько четко и профессионально реализуются поставленные цели, зависят качество и авторитет всей правовой системы.
     

5. Соотношение нормативных актов, касающихся субъектов малого предпринимательства

     
     Невнимание законодателя к вопросам соотношения Закона N 88-ФЗ и иных нормативно-правовых актов (НК РФ, ТК РФ) отрицательно влияет на систему нормативного регулирования малых форм предпринимательской деятельности и приводит не к взаимодействию, а к соперничеству уполномоченных государством органов и носителей деловой активности.
     
     При этом Закон N 88-ФЗ - специальный закон. Это означает, что содержащиеся в том или ином нормативно-правовом акте положения о субъектах малого предпринимательства должны строго соответствовать букве и духу закона, смысловому содержанию этого "базового" нормативного источника, его основным целям, задачам, принципам, предмету.
     
     При этом необходимо разрешить коллизию базового закона (в нашем случае - Закона N 88-ФЗ) и кодифицированного акта (НК РФ), определить, является ли Закон N 88-ФЗ одноотраслевым (вместе с НК РФ), принимая во внимание принятые позднее законы.
     
     В случае расхождения норм, содержащихся в законах или иных нормативно-правовых актах одинаковой юридической силы, приоритет имеет тот закон, который принят позднее изданного акта. Однако, кроме этого, действуют и другие принципы, которые нередко сталкиваются или пересекаются с ним.
     
     В части спорных вопросов соответствия НК РФ и положений Закона N 88-ФЗ, регулирующего налоговые правоотношения субъектов малого предпринимательства, следует руководствоваться п. 1 ст. 1 НК РФ, согласно которому законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Следовательно, Закон N 88-ФЗ не относится к законодательству о налогах и сборах и не может регулировать налоговые правоотношения.
     
     Рассматриваемая проблема конкуренции нормативных правовых актов, регулирующих правовое положение субъектов малого предпринимательства, не преувеличена, так как ситуация осложняется возникающими коллизиями регионального и федерального законодательства, регулирующего единый налог на вмененный доход, что может повлечь весьма неблагоприятные последствия для налогоплательщиков.
     
     Как отмечалось, ст. 9 Закона N 88-ФЗ утратила силу с 1 января 2005 года. Однако это не стало препятствием для повторения ее содержания органами представительной власти г. Санкт-Петербурга. Так, согласно п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга от 28.05.2004 N 273-41 "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга “О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности”" (далее - Закон  г. Санкт-Петербурга) его действие не распространялось до 1 июля 2005 года на плательщиков единого налога, являвшихся субъектами малого предпринимательства в соответствии с Законом N 88-ФЗ, которые осуществляли хозяйственную деятельность в качестве субъектов малого предпринимательства не более четырех лет на момент вступления в силу настоящего Закона, если введение его в действие создавало менее благоприятные условия для этих налогоплательщиков по сравнению с условиями, действовавшими на момент их государственной регистрации.
     
     Напомним, что для признания лица субъектом малого предпринимательства оно должно удовлетворять критериям, установленным в ст. 3 Закона N 88-ФЗ. Кроме того, ст. 4 Закона N 88-ФЗ предусматривает государственную регистрацию субъектов малого предпринимательства.
     
     Однако до настоящего времени Правительством РФ так и не были разработаны порядок и форма заявления о регистрации в качестве субъекта малого предпринимательства. Судебная практика, однако, складывается в пользу предпринимателей, так как неполучение соответствующего статуса в органах исполнительной власти не свидетельствует о том, что предприниматели не являются такими субъектами малого предпринимательства (см. постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.03.2003 по делу N Ф03-А51/03-2/354).
     
     Таким образом, отсутствие официального акта о присвоении статуса субъекта малого предпринимателя не лишало индивидуальных предпринимателей возможности до 1 июля 2005 года воспользоваться преимуществами, введенными п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга.
     
     В соответствии со ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы, к которым, в частности, относится система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, устанавливаются Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.
     
     В свою очередь, согласно п. 1 ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается НК РФ, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации (а с 1 января 2006 года - нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с Законом N 95-ФЗ) и применяется наряду с общим режимом налогообложения.
     
     При этом исходя из содержания п. 3 ст. 346.26 НК РФ законами субъектов Российской Федерации определяются:
     
     1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
     
     2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 Кодекса;
     
     3) значения коэффициента К2, указанного в ст. 346.27 НК РФ.
     
     С 1 января 2006 года вступают в силу изменения, согласно которым законами субъектов Российской Федерации будут определяться только:
     
     1) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного п. 2 ст. 346.26 НК РФ. Следует отметить, что Федеральным законом от 18.06.2005 N 63-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2006 года, подпункт 2 п. 3 ст. 346.26 НК РФ дополняется абзацем, согласно которому при введении единого налога в отношении предпринимательской деятельности по оказанию бытовых услуг может быть определен перечень их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, подлежащих переводу на уплату единого налога;
     
     2) согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" подпункт 3 п. 3 ст. 246.26 НК РФ, несмотря на изменившуюся нумерацию в связи с исключением подпункта 1, изложен в следующей редакции: "3) значения коэффициента К2, указанного в  статье 346.27 настоящего Кодекса, или значения данного коэффициента, учитывающие особенности ведения предпринимательской деятельности.".
     
     Список вышеуказанных полномочий представительных органов власти субъекта Российской Федерации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.
     
     В связи с этим норма п. 1 ст. 5 Закона г. Санкт-Петербурга о преимуществах по уплате налогов для субъектов малого предпринимательства, которые они имели до 1 июля 2005 года, заслуживает более детального рассмотрения.
     
     С одной стороны установленное Законом  г. Санкт-Петербурга преимущество по всем критериям соответствовало определению налоговых льгот, данному в ст. 56 НК РФ: льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 56 НК РФ льготы по федеральным налогам и сборам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом, льготы же по региональным налогам - НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах.
     
     Отметим, что действовавший до 1 января 2005 года п. 2 ст. 9 Закона N 88-ФЗ также учреждал право устанавливать льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства законами Российской Федерации и законами субъектов Федерации.
     
     Но, с другой стороны, как следует из содержания ст. 13-15 НК РФ, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход не причислена ни к федеральным, ни к региональным, ни к местным налогам.
     
     При этом согласно п. 3 ст. 12 НК РФ налоговые льготы, основания и порядок их применения могут устанавливаться законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 12 НК РФ специальные налоговые режимы, а также порядок введения их в действие и применения устанавливаются настоящим Кодексом.
     
     Кроме того, в НК РФ, в частности в главе 26.3, нет упоминания о возможности получения льгот плательщиками единого налога на вмененный доход.
     
     При условии, что посылки верны, и с учетом положений ст. 6 НК РФ можно утверждать: п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга нельзя было признать соответствовавшим Кодексу.
     
     В то же время нельзя не отметить, что содержание п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга заслуживало положительной оценки. Это была единственная в Российской Федерации попытка оказать поддержку малому предпринимательству посредством мер налогового стимулирования в области обложения единым налогом на вмененный доход*1.
     _____
     *1 По состоянию на 1 июля 2005 года из всех принятых в регионах законов о едином налоге на вмененный доход только Закон г. Санкт-Петербурга от 17.06.2003 N 2999-35 (с последующими изменениями) предусматривал особый порядок обложения единым налогом на вмененный доход для субъектов малого предпринимательства.
     
     Во избежание возможных коллизий для представительных органов г. Санкт-Петербурга существовала лишь одна законная возможность для поддержки субъектов малого предпринимательства в рамках рассматриваемого налогового режима - через корректирующий коэффициент К2. В силу абзаца шестого ст. 346.27 НК РФ коэффициент базовой доходности учитывает совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятель-ности, площадь информационного поля световых и электронных табло, площадь информационного поля печатной и (или) полиграфической наружной рекламы и иные особенности. Таким образом, в отношении субъектов малого предпринимательства могут быть предусмотрены новые (но не ранее 1 января 2006 года), меньшие по сравнению с общеустановленными, значения коэффициента К2 для всех видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом и осуществляемых организациями или индивидуальными предпринимателями, которые "подпадают" под критерии Закона N 88-ФЗ.
     
     Норма, стимулирующая деятельность налогоплательщиков на федеральном уровне, была исключена (ст. 9 Закона N 88-ФЗ), но законодатель не предусмотрел возможность ее беспрепятственного применения на региональном уровне.
     
     Из-за несогласованности актов законодательства такая попытка совершенствования налоговой политики в области поддержки экономически более слабых субъектов хозяйствования могла привести к плачевным результатам - к судебным разбирательствам для налогоплательщиков и к потере авторитета для региональных властей.
     
     В настоящее время коллизия п. 5 ст. 1 Закона г. Санкт-Петербурга разрешена: Законом г. Санкт-Петербурга от 30.05.2005 N 247-25 эта норма с 1 июля 2005 года признана утратившей силу.
     
     И все же, учитывая вышеприведенное, видится бесспорной возникшая в настоящее время необходимость пересмотра законодательства, регулирующего деятельность малых предприятий. Несовершенство нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность малых предприятий, приводит к столкновению разноотраслевых и даже одноотраслевых (федерального и регионального) актов законодательства о налогах и сборах, где участником отношений выступает специфическая и, безусловно, нуждающаяся в такого рода поддержке категория лиц, именуемых субъектами малого предпринимательства.