Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Федеральный закон от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"


Федеральный закон


от 06.06.2005 N 58-ФЗ


"О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах"*1

     _____
     *1 Текст официального документа не приводится
     

Общий комментарий к срокам вступления в силу положений Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ

     
     М.В. Щеренко,
Информцентр XXI века
     
     Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 58-ФЗ) внесены существенные изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), большая часть которых коснулась порядка исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. Обращаем внимание читателей журнала на то, что эти изменения вступают в силу в различные сроки: одни положения вступают в силу и могут применяться по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона N 58-ФЗ (14 июня 2005 года), другие - с 1 января 2006 года и будут применяться к отношениям, возникшим с этого времени, а третьи - с 1 января 2007 года и не применяются в 2005 и 2006 годах.
     
     Особую сложность представляют положения Закона N 58-ФЗ о придании отдельным изменениям обратной силы, то есть о распространении их действия на предыдущие периоды времени. На практике это выглядит следующим образом. Закон принят, вступает в силу по истечении какого-то времени после официального опубликования и с этого времени регулирует отношения, возникшие в прошлом, в том числе даже до его принятия.
     
     Например, в соответствии с абзацем третьим п. 5 ст. 1 Закона N 58-ФЗ вносятся изменения в п. 11 ст. 250 НК РФ. Эти изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона (14 июня 2005 года). И с этого времени измененная норма п. 11 ст. 250 НК РФ применяется к отношениям, возникшим с 1 января 2002 года.
     
     Отдельные положения Закона N 58-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года, некоторые положения, например ст. 251 и 291 НК РФ, - с 1 января 2004 года, а ряд положений ст. 250, 265, 280 Кодекса распространяются на правоотношения начиная с 1 января 2002 года.
     
     Обращаем внимание читателей журнала на то, что Закон N 58-ФЗ распространяет на предыдущий период времени действие не только отдельных статей НК РФ (в редакции данного Закона), но и новой редакции положений п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ). Этим Законом введена в действие глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ и определен ряд переходных положений. Например, если в соответствии с предыдущей нормой Закона N 110-ФЗ по основным средствам, введенным в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 года, положения п. 8 ст. 258 НК РФ в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не применялись, то согласно новой редакции п. 7 ст. 10 Закона N 110-ФЗ нормы п. 8 ст. 258 настоящего Кодекса распространяются на основные средства, полученные налогоплательщиками в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц.
     
     Что касается самой возможности распространить действие закона на прошедшее время, то она закреплена в ст. 5 НК РФ. Основное правило таково: распространять действие закона на прошедшее время можно только при условии, что этот закон улучшает положение налогоплательщиков.
     

     В соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ имеют обратную силу акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей.
     
     Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ могут иметь обратную силу (если в их тексте это прямо предусмотрено) акты законодательства о налогах и сборах:
     
     - отменяющие налоги и (или) сборы;
     
     - снижающие размеры ставок налогов (сборов);
     
     - устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение.
     
     Обратной силы в соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ не имеют:
     
     - акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы;
     
     - повышающие налоговые ставки, размеры сборов;
     
     - устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
     
     - устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
     
     Если, по мнению налогоплательщика, какое-то положение Закона N 58-ФЗ, распространяющее свое действие на предыдущие периоды времени, ухудшило его положение как налогоплательщика, он может оспаривать действие этого Закона в суде.
     
     Фактически это может выглядеть следующим образом. Например, налогоплательщик считает, что изменения, внесенные в ст. 318-319 НК РФ, ухудшают его положение. Если он готов отстаивать свои интересы в суде и сможет доказать, в чем именно выразилось это ухудшение, он не вносит никаких изменений в отчетность. Если налоговый орган при проведении проверки сочтет действия (бездействие) налогоплательщика ошибочными и привлечет его к ответственности, налогоплательщик может обжаловать действия налогового органа в суде.
     
     Придание отдельным нововведениям обратной силы доставит налогоплательщикам определенные неудобства, так как после вступления соответствующих положений Закона N 58-ФЗ в силу многие статьи НК РФ будут действовать в новой редакции и распространять свое действие на предыдущие периоды времени. Иными словами, налогоплательщики действовали и сдавали отчетность во время действия одной редакции НК РФ, а придание положениям закона обратной силы означает, что действовать следовало по-другому. Соответственно возникает вопрос об уточнении налоговых обязательств.
     

     Итак, если изменения улучшают положение налогоплательщика, он представляет в налоговую инспекцию уточненные налоговые декларации за соответствующие годы (или расчеты по авансовым платежам по текущему году). Если он считает, что изменения ухудшают его положение как налогоплательщика, то уточнять ничего не надо (поскольку принятие подобных изменений противоречит п. 2 ст. 5 НК РФ), но следует быть готовым к спорам с налоговой инспекцией и отстаиванию своей позиции в суде.     
     

Комментарий к внесенным в главу 25 НК РФ Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ изменениям, вступающим в силу по истечении месяца со дня его официального опубликования

     
     Г.Ю. Касьянова,
ведущий эксперт Информцентра XXI века

     
     Анализируемые изменения, внесенные в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), вступают в силу по истечении месяца со дня официального опубликования Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ (далее - Закон N 58-ФЗ) и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Некоторые изменения, вступая в силу с той же даты, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года (эти случаи отмечаются в тексте особо).     
     

Что изменилось

Суть изменений

Статья НК РФ, в которую внесены изменения

Комментарий

1

2

3

4

Общие правила исчисления и уплаты налога на прибыль

Уплата налога, организациями, имеющими обособленные подразделения

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период

п. 2 ст. 288 НК РФ

Удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества (точнее, основных средств по данным налогового учета) до недавнего времени определялись исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств на конец отчетного периода.


Со дня вступления в силу изменений в главу 25 НК РФ расчеты необходимо производить за отчетный (налоговый) период. В соответствии с п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль являются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Все данные течение налогового периода (им согласно п. 1 ст. 285 НК РФ является календарный год) определяются нарастающим итогом с начала года

Учет доходов для целей налогообложения

Состав внереали- зационных доходов

Внереализационным доходом не признается положительная курсовая разница, возникающая от переоценки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.)

п. 11 ст. 250 НК РФ

Аналогичное положение установлено в отношении отрицательно курсовой разницы (см. подпункт п. 1 ст. 265 НК РФ)


 

Внереализационным доходом не признается доход, направляемый на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров (участников) организации

п. 1 ст. 250 НК РФ


 

Состав доходов, не учитываемых для целей малого обложения

К средствам целевого финансирования относится имущество в виде средств, поступивших на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-Ф3 "О науке и государственной научно-технической политике", независимо от их организационно-правовой формы

пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ

До внесения изменений в данном случае имелись в виду лишь некоммерческие организации


 

Для целей налогообложения не учитываются суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанные и (или) уменьшенные иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ

пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ

С момента вступления в силу изменений пени, штрафы и прочие аналогичные долги по уплате налогов и сборов учитываются в составе внереализационных доходов и облагаются налогом на прибыль


 

Целевые поступления на формирование Российского фонда технологического развития, а также иных отраслевых и межотраслевых фондов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", не учитываются при исчислении налога на прибыль вне зависимости от организационно-правовой формы получивших их лиц

пп. 1.1 п. 2 ст. 251 НК РФ

До внесения изменений данный порядок действовал только в отношении некоммерческих организаций


 

Не учитываются при исчислении налога на прибыль пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), если они в размере не менее 97% направляются на формирована пенсионных резервов НПФ

пп. 6 п. 2 ст. 251 НК РФ

Ранее, чтобы не учитывать соответствующие поступления при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, пенсионные взносы в НПФ должны были направляться на формирование резервов в полном объеме


 

В случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных, реорганизуемых и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаем (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации

п. 3 ст. 251 НК РФ

Ранее данное положение следовало из общего смысла главы 25 НК РФ, и соответствующие поступления не должны были облагаться налогом на прибыль. Юридически при любой форме реорганизации не происходит перехода права собственности на какое-либо имущество, а в порядке правопреемства передается имущество вместе с соответствующими ему обязательствами

Учет расходов для целей налогообложения

Редакционные изменения

Если некоторые затраты могут быть отнесены с равными основаниями одновременно к нескольким группам расходов налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнести такие затраты

пп. 4 ст. 252 НК РФ

В данном случае имеет место простая редакционная правка, не изменившая сути этого положения НК РФ

Порядок учета расходов вновь созданных и реоргани- зованных организаций

В целях исчисления налога на прибыль расходами вновь созданных и реорганизованных организаций признается стоимость (остаточная стоимость) имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации. Стоимость имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, определяется по данным и документам налогового учета передающей стороны на дату перехода права собственности на вышеуказанные имущество, имущественные права.

Расходами вновь созданных реорганизованных организаций также признаются расходы (а в случаях, установленных НК РФ, - убытки), предусмотренные статьями 255, 260 - 268, 275, 275.1, 279, 280, 283, 304, 318 - 320 НК РФ, осуществленные (понесенные) реорганизуемыми организациями в той части, которая не была учтена ими при формировании налоговой базы. В целях налогообложения вышеуказанные расходы учитываются организациями-правопреемниками в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 25 НК РФ

п. 2.1 ст. 252 НК РФ

Состав таких расходов и их оценки определяются по данным и документам налогового учета реорганизуемых организаций на дату завершения реорганизации (дату внесения записи о прекращении деятельности каждого присоединяемого юридического лица - при реорганизации в форме присоединения). Дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации организаций, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном главой 25 НК РФ

Прочие расходы

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, дополнительно отнесены:

- суммы таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ;

- расходы на приобретение услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации

пп. 1 и 6 п. 1 ст. 264 НК РФ

Данные уточнения не вносят особых изменений в действующее законодательство [такие расходы ранее учитывались для целей налогообложения согласно ст. 264 НК РФ (перечень затрат в этой статье Кодекса открытый, и для признания таких расходов достаточно было доказать выполнение условий п. 1 ст. 252 НК РФ)]. Но это изменение поможет налогоплательщике устранить возможные конфликты при включении данных затрат в состав расходов для целей налогообложения

Внереа- лизационные расходы

Внереализационным расходом не признается отрицательная курсов разница, возникающая от переоценки ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.)

пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ

Аналогичное положение установлено и в отношении положительной курсовой разницы (см. п. 11 ст. 250 НК РФ)


 

В состав внереализационных расходов включаются проценты, уплачиваемые в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ

пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ

Ранее было принято считать, что рассматриваемые платежи, так же как и любые пени, штрафы и иные санкции по налогам, уплачивают за счет чистой прибыли


 

К внереализационным расходам относятся расходы в виде целевых отчислений от лотерей, осуществляемые в размере и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации

пп. 19.2
п. 1 ст. 265

Фактически учитывать такие затраты для целей налогообложения можно было и до внесения изменений, руководствуясь п. 1 ст. 252 и подпунктом 20 п. 1 ст. 265 НК РФ

Амортизи- руемое имущество

Амортизируемое имущество, полученное организацией от собственника имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных соглашениях в сфере деятельности по оказанию коммунальных услуг или законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной организации в течение срока действия инвестиционного соглашения или концессионного соглашения в порядке, установленном главой 25 НК РФ

п. 1 ст. 256 НК РФ

В отношении данного имущества не применяются сроки амортизации, установленные Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства от 01.01.2002 N 1


 

Организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, имеет право устанавливать срок их полезного использования, определенный предыдущим собственником этих основных средств и уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником

п. 14 ст. 259 НК РФ

Такой же порядок определения срока полезного использования основных средств, бывших в употреблении, установлен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н

Формирование резервов

Сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией

п. 1 ст. 266 НК РФ

С момента вступления в силу изменений, внесенных Законом N 58-ФЗ, формирование резервов по сомнительным долгам можно осуществлять только в отношении задолженности покупателей товаров (работ, услуг). При этом нельзя формировать резерв по сомнительным долгам по другим видам задолженности (например, непогашенные авансы поставщикам, невозвращенные займы и т.д.)

Особенности определения расходов при реализации товаров и (или) имущественных прав

При реализации прочего имущества (за исключением ценных бумаг, продукции собственного производства, покупных товаров) доходы от его реализации уменьшаются на цену приобретения (создания) этого имущества

пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ

До внесения этих изменений Законом N 58-ФЗ часто возникает сомнения по поводу правомерности учета в составе расходов затрат, связанных с реализацией остаточной стоимости имущества, созданного самой организацией-продавцом


 

При реализации долей, паев, полученных участниками, пайщиками при реорганизации организаций, ценой приобретения таких долей паев признается их стоимость, определяемая в соответствии с п. 4 - 6 ст. 277 НК РФ

пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ


 


 

Если цена приобретения (создания) имущества (имущественных прав), указанного в пп. 2 и 3 п. 1 ст. 268 НК РФ, с учетом расходов, связанных с его реализацией, превышает выручку от его реализации, разница между этими величинами признается убытком налогоплательщика, учитываемым в целях налогообложения

п. 2 ст. 268 НК РФ

В данном случае уточнения связаны с описанными выше изменениями (см. комментарии к изменениям, внесенным в п. 1 ст. 268 НК РФ

Расходы, не учитываемые для целей налогооб- ложения

При определении налоговой базы не учитываются дивиденды и другие суммы, начисленные налогоплательщиком за счет прибыли после налогообложения

п. 1 ст. 270 НК РФ

Уточнения носят технический характер, не изменяя сути данного вопроса

Дата признания расходов для целей налогооб- ложения

Расходы по обязательному и добровольному страхованию (негосударственному пенсионному обеспечению) признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором в соответствии с условиями договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых (пенсионных) взносов. Если по условиям договора страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) предусмотрена уплата страхового (пенсионного) взноса разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде

п. 6 ст. 272 НК РФ

Отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал. Соответственно если действие договора приходится на период, относящийся к нескольким кварталам, то сумма уплаченного страхового платежа делится между отчетными периодами по календарным дням фактического действия договора страхования (пенсионного обеспечения)

Порядок формирования прямых и косвенных расходов, стоимости незавер- шенного производства готовой продукции и товаров отгруженных

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с пп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда перс нала, участвующего в процессе производства товаров, выполнен работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на вышеуказанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

п. 1 ст. 318 НК РФ

Согласно изменениям, внесенным Законом N 58-ФЗ в п. 1 ст. 318 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). Такая формулировка в совокупности с другими положениями п. 1 ст. 318 НК РФ позволила утверждать, что состав прямых расходов должен быть установлен с учетом экономических особенностей деятельности организации.

Поэтому можно говорить о том, что, начиная с 1 января 2005 года, перечень прямых расходов для целей налогообложения должен совпадать с таким же перечнем целей бухгалтерского учета.

В НК РФ не содержится определения понятия "прямые расходы". Потому в соответствии со ст. 11 НК РФ необходимо обратиться к сменным отраслям законодательства:

1) прямые расходы - это затрат связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг (комментарий к счету 20 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);

2) к прямым расходам относятся расходы, связанные с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, которые можно прямо и непосредственно включать в стоимость: материалы, заработная плата производственных рабочих, научных сотрудников и т.д., отчисления в государственные внебюджетные фонды, электроэнергия, расходы прошлых лет, относимые на стоимость продукции отчетного года и прочие прямые расходы (п. 169 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях: утвержденной приказом Минфин России от 30.12.1999 N 107н)


 

Внереализационные расходы включаются в расходы текущего периода в таком же порядке, что и косвенные расходы

п. 2 ст. 318 НК РФ

По существу, устранен пробел в законодательстве, поскольку ранее порядке списания внереализационных расходов ничего отдельно не говорилось, и налогоплательщики руководствовались только ст. 27 и 273 НК РФ


 

Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со ст. 319 НК РФ.

Налогоплательщики, оказывающие услуги, вправе относить сумму прямых расходов, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме на уменьшение доходов от производства и реализации данного отчетного (налогового) периода без распределения на остатки незавершенного производства

п. 2 ст. 318 НК РФ

Обратить внимание на это положение следует тем, кто оказывает услуги (и только по таким видам деятельности). Разрешено не рассчитывать стоимость незавершенного производства и все расходы сразу учитывать в целях налогообложения в периоде их осуществления


 

Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершен производство (НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Вышеуказанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов. Если невозможно отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлен данного вида продукции (работ, услуг), налогоплательщик самостоятельно определяет в своей учетной политике для целей налогообложения механизм распределения вышеуказанных расходов с применением экономически обоснованных показателей. Сумма остатков незавершенного производства на конец текущего месяца включается в состав прямых расходов следующего месяца

ст. 319 НК РФ

Принимая во внимание изменен внесенные Законом N 58-ФЗ в ст. 319 НК РФ, можно сделать вывод, что бухгалтерский и налоговый учет НЗП, готовой продукции и товаров отгруженных, наконец-то могут полностью совпасть при выполнении следующих условий:

- в организации нет продукции, которая числилась бы в остатках по счетам 20, 43 и 45 по состоянию на 01.01.2005;

- все косвенные расходы целиком списываются в бухучете непосредственно в дебет счета 9;

- в прямых расходах нет различий между бухгалтерским и налоговым учетом (например, по суммам начисленной амортизации и стоимости списанных на расход материально-производственных запасов)

Порядок определения расходов по торговым операциям

Налогоплательщик имеет право формировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется е течение не менее чем двух налоговых периодов

ст. 320 НК РФ

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в соответствии с правилами, установленными ст. 320 НК РФ, в сумму расходов на реализацию (издержек обращения) включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением и реализацией товаров в случае, если такие расходы не включены в цену приобретения товаров по условиям договора, то есть так же как и в бухгалтерском учете, при учете товаров по фактическим затратам налогоплательщик имеет право формировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров


 

Уточнены формулировки в порядке списания прямых расходов

ст. 320 НК РФ

Сумма прямых расход в частности транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:

1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;

2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;

3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (п. 1) к стоимости товаров (п. 2);

4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента на стоимости остатка товаров на конец месяца

Особенности учета доходов и расходов по отдельным видам деятельности и видам доходов и расходов

Передача имущества в уставный капитал (фонд)

При размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы налогоплательщика, приобретающего такие акции (доли, паи), определяются с учетом ряда особенностей. При этом в новой редакции ст. 277 НК РФ подробно расписан порядок учета отдельно для различных видов передачи имущества (слияние, разделение, выделение и т.п.)

ст. 277 НК РФ


 

Простое товарищество

Участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов этого товарищества для целей налогообложения, обязан определять нарастающим итогом результатам каждого отчетного (налогового) периода прибыль каждого участника товарищества пропорционально доле соответствующего участника товарищества, установленной соглашениями, в прибыли товарищества, полученной за отчетный (налоговый) период о деятельности всех участников в рамках товарищества

п. 3 ст. 278 НК РФ

Участник товарищества, осуществляющий учет доходов и расходов, обязан ежеквартально в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, сообщать каждому участнику этого товарищества о суммах причитающихся (распределяемых доходов

Операции с ценными бумагами

Доходы налогоплательщика от операций по реализации или от иного выбытия ценных бумаг (в том числе от погашения), номинированных в иностранной валюте, определяются по курсу Банка России, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату погашения. При определении расходов по реализации (при ином выбытии) ценных бумаг цена приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ее приобретение), определяется по курсу Банка России, действовавшему на момент принятия вышеуказанной ценной бумаги к учету. Текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.)


При исчислении котировок под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг) (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.)

п. 2 ст. 280 НК РФ

Внесенные дополнения призваны устранить некоторые существовавшие ранее законодательные "недоработки"


 

В случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации ценной бумаги вне организованного рынка ценных бумаг датой совершения сделки считается дата определения всех существенных условий передачи ценной бумаги, то есть дата подписания договора (распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.)

п. 5 ст. 280 НК РФ

Внесенные дополнения призваны устранить некоторые существовавшие ранее законодательные "недоработки"


 

При реализации акций, полученных акционерами при реорганизации организаций, ценой приобретения таких акций признается их стоимость, определяемая в соответствии с п. 4 - 6 ст. 277 НК РФ

п. 2 ст. 280 НК РФ


 


 

Из ст. 328 НК РФ по всему тексту исключены слова "обращающихся на организованном рынке ценных бумаг"

п. 5 - 7 ст. 328 НК РФ

Нормы ст. 328 НК РФ в новой редакции распространяются на все виды государственных и муниципальных ценных бумаг

Особенности ведения налогового учета отдельными видами организаций

Из перечня организаций, создана в соответствии с федеральными законами, для которых установлен особый порядок ведения налогового учета, исключена Федеральная служба почтовой связи, но дополнительно введено Агентстве по страхованию вкладов

ст. 321 НК РФ

Фактически устранено противоречие между различными статьями НК РФ

    
(Продолжение следует)