Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


О налоге на прибыль

    
    Т.М. Гуркова
     
     Следует ли организации, занимающейся игорным бизнесом, представлять в налоговый орган по месту своей регистрации декларацию по налогу на прибыль организаций? Если декларацию следует представлять, то какие листы в ней заполняются?
          
     Согласно ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
     
     Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст. 289 НК РФ (п. 1 ст. 289 Кодекса).
     
     При этом при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу.
     
     Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности в соответствии с п. 9 ст. 274 НК РФ.
     
     Вышеуказанные организации не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и удержания сумм налога с доходов у источника выплаты в соответствии с главой 25 НК РФ.
     
     Таким образом, в соответствии с главой 25 НК РФ организации игорного бизнеса обязаны представлять налоговые декларации по налогу на прибыль организаций в налоговые органы независимо от того, возникает у них объект налогообложения или нет.
     
     В состав декларации по налогу на прибыль организаций, форма которой утверждена приказом Минфина России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 (далее - Декларация), представляемой в налоговый орган в этом случае, включаются титульный лист, Раздел 1 и Лист 02. Остальные Листы и Приложения включаются в состав Декларации и представляются в налоговый орган, если налогоплательщик имеет доходы, расходы, иные средства, подлежащие отражению в конкретных Листах и Приложениях к Декларации, и осуществляет операции с ценными бумагами. Данные положения предусмотрены Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденной приказом МНС России от 29.12.2001 N БГ-3-02/585 (далее - Инструкция).
     
Д.В. Осипов
     
     Как правильно заполнять при выплате дивидендов строки 030, 050 и 070 подраздела 1.3 Раздела 1 декларации по налогу на прибыль организаций: нарастающим итогом или поквартально?
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 289 НК РФ налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном ст. 289 настоящего Кодекса.
     
     Согласно абзацу первому п. 2 ст. 285 НК РФ отчетными периодами по налогу на прибыль для организаций, уплачивающих налог на прибыль поквартально, признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
     
     Декларация составляется нарастающим итогом с начала года (п 1.2 Инструкции). Соответственно нарастающим итогом составляется и Лист 03 Декларации, но применительно к каждому решению о распределении доходов от долевого участия (письмо Минфина России от 25.02.2005 N 03-03-01-02/65, доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 01.03.2005 N ММ-6-02/162@).
     
     Согласно п. 2.3 Инструкции подразделы 1.3 и 1.4 Раздела 1 Декларации предназначены для отражения сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода, по отдельным видам доходов, приведенных в Листах 03, 04 Декларации.
     
     В подразделе 1.3 Раздела 1 Декларации отражается сумма налога в виде дивидендов по сроку уплаты согласно п. 4 ст. 287 НК РФ. При выплате дивидендов частично (в несколько этапов) суммы налога, подлежащие уплате по установленным срокам, отражаются по строкам 030, 050, 070 подраздела 1.3 Раздела 1 Декларации. Данные показатели должны соответствовать показателям строк 110-140 Раздела А Листа 03 Декларации, но только тем из них, которые относятся к последнему кварталу отчетного (налогового) периода. Если количество сроков уплаты дивидендов превышает число соответствующих строк подраздела 1.3 Раздела 1 Декларации, налоговый агент представляет необходимое количество страниц подраздела 1.3 Раздела 1.
     
     Например, в случае одной выплаты в I квартале уплаченная сумма налога указывается в строках 100 и 110 Раздела А Листа 03 Декларации, а также в строке 030 подраздела 1.3 Раздела 1 Декларации. В свою очередь, при следующей выплате дивидендов во II квартале в Разделе А Листа 03 Декларации за полугодие в строке 110 приводится сумма налога, уплаченная в I квартале, в строке 120 - сумма, уплаченная во II квартале, а в строке 100, заполняемой нарастающим итогом, отражается сумма показателей строк 110 и 120. Одновременно в строке 030 подраздела 1.3 Раздела 1 Декларации за полугодие отражается сумма налога, приведенная в строке 120 Раздела А Листа 03 Декларации.
     
     Как правильно заполнить Раздел А Листа 03 Декларации, если в текущем налоговом периоде выплачены не все дивиденды, подлежащие распределению между акционерами - российскими организациями и соответственно удержана не вся сумма исчисленного налога?
     
     Согласно Инструкции по строке 010 Листа 03 Декларации указывается сумма дивидендов, подлежащих распределению между акционерами (участниками) в текущем налоговом периоде по решению собрания акционеров (участников).
     
     В строке 090 Листа 03 Декларации приводится исчисленная сумма налога, причитающаяся в бюджет в текущем налоговом периоде, определяемая путем умножения ставки налога на налоговую базу, рассчитанную в отношении российских организаций, являющихся плательщиками налога на прибыль организаций.
     
     В соответствии с Инструкцией по строке 150 Листа 03 Декларации справочно отражается сумма налога, подлежащая уплате в бюджет при последующих выплатах дивидендов (разность показателей строк 090 и 100).
     
     Согласно подпункту 3.1 п. 3 письма Минфина России от 25.02.2005 N 03-03-01-02/65 налоговая база определяется в Листе 03 Декларации применительно к каждому решению о распределении доходов от долевого участия. Факт выплаты дивидендов в течение нескольких отчетных (налоговых) периодов не меняет расчет (Лист 03), осуществленный при распределении дивидендов.
     
     Учитывая вышеизложенное, если начисленные дивиденды и сумма налога были выплачены в I квартале частично, во II квартале выплат не производилось, а в III квартале выплата ранее начисленных дивидендов и суммы налога возобновилась, организация заполняет и представляет за I квартал и полугодие Лист 03 Декларации с учетом начисленной и выплаченной суммы налога в I квартале, а в Декларации за 9 месяцев в Листе 03 отражает сумму начисленного и выплаченного налога за III квартал с учетом ранее начисленной и выплаченной суммы налога (за I квартал).
     
     Например, в случае одной выплаты в I квартале уплаченная сумма налога указывается в строках 100 и 110 Раздела А Листа 03 Декларации, а также в строке 030 подраздела 1.3 Раздела 1 Декларации. В свою очередь, при одной выплате дивидендов в III квартале в Разделе А Листа 03 Декларации за 9 месяцев в строке 110 приводится сумма налога, уплаченная в I квартале, в строке 120 - сумма, уплаченная в III квартале, а в строке 100, заполняемой нарастающим итогом, отражается сумма показателей строк 110 и 120. Одновременно в строке 030 подраздела 1.3 Раздела 1 Декларации за 9 месяцев отражается сумма налога, указанная в строке 120 Раздела А Листа 03 Декларации.
     
     Аналогично Декларация заполняется и в случае выплат в разных налоговых периодах, то есть расчет составляется применительно к каждому решению о распределении дивидендов и представляется до окончательной выплаты всех дивидендов.
     
     Как правильно заполнить Раздел А Листа 04 и подраздел 1.4 Раздела 1 Декларации, если налогоплательщик получал в течение отчетного периода доходы в виде купонного (процентного) дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам каждый месяц и налог на прибыль с этих доходов должен уплачиваться в три срока (например, 10 февраля, 10 марта, 10 апреля)?
     
     Согласно п. 2.3 Инструкции подраздел 1.4 Раздела 1 Декларации предназначен для указания сумм налога на прибыль, подлежащих зачислению в федеральный бюджет в последнем квартале (месяце) отчетного (налогового) периода по отдельным видам доходов, приведенных в Листах 03, 04 Декларации.
     
     Учитывая вышеизложенное, при ежемесячном получении купонного (процентного) дохода по государственным и муниципальным ценным бумагам при представлении по итогам отчетного периода (например, I квартала) Декларации налогоплательщик обязан указать по строке 010 Раздела А Листа 04 Декларации общую сумму полученного за три месяца купонного (процентного) дохода. При этом заполняются и представляются три листа подраздела 1.4 Раздела 1 Декларации отдельно за каждый месяц.
     
Г.В. Пирогова
     
     Организация в представленной налоговой декларации по налогу на прибыль за 1-е полугодие 2002 года отразила выручку от реализации за минусом экспортных пошлин. При этом на себестоимость продукции экспортные пошлины не относились. Права ли организация?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" налогоплательщик, переходивший на определение доходов и расходов по методу начисления, был обязан отразить в составе доходов от реализации выручку от реализации, определенную в соответствии со ст. 249 НК РФ, которая ранее не учитывалась при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
     
     Статьей 249 НК РФ определено, что доходом от реализации для целей налогообложения прибыли признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
     
     Выручка от реализации устанавливается исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
     
     Это означает, что величина дохода формируется без НДС и прочих предъявленных покупателю налогов (в частности, акцизов). Несмотря на то что суммы экспортных пошлин покрываются организациями за счет получаемой от покупателя выручки, но в соответствии с законодательством о налогах и сборах покупателю отдельно не предъявляются, сумма выручки для целей исчисления базы переходного периода на суммы экспортных пошлин не уменьшается.
     
     При этом суммы экспортных пошлин должны быть учтены в себестоимости товаров (работ, услуг).
     
     Могут ли расходы, связанные с командированием работника из головного офиса (треста), находящегося на территории Республики Беларусь, в постоянное представительство на территории Российской Федерации (стройплощадку) для строительства объектов, уменьшать налоговую базу по прибыли представительства? При этом ведется табель учета рабочего времени работников и имеются наряды на выполнение работ этими работниками. Являются расходы по выплате зарплаты командированному работнику расходами представительства или это расходы головного офиса?
     
     Согласно ст. 247 НК РФ прибылью для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
     
     Статьей 7 НК РФ предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
     
     Согласно п. 3 ст. 7 Соглашения от 21.04.1995 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество при определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, понесены эти расходы в государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.
     
     Для целей налогообложения прибыли в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ признаются любые обоснованные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
     
     Из вопроса следует, что работник направлен из головного офиса (местонахождение - Республика Беларусь) в Российскую Федерацию для строительства объектов. При этом ведется табель учета рабочего времени, в котором указан период пребывания работника на стройплощадке в Российской Федерации, а также имеются наряды на выполнение этим работником конкретных работ на данном объекте.
     
     При таком оформлении работ этот работник должен рассматриваться как работник стройплощадки, которому начисляется заработная плата.
     
     Вышеуказанные расходы могут рассматриваться как расходы, понесенные для целей постоянного представительства (стройплощадки), и могут учитываться для целей налогообложения прибыли при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ.
     
     Расходы, связанные с командировкой работника из головного офиса (Республика Беларусь) в представительство (Российская Федерация), не могут рассматриваться как командировочные расходы представительства и уменьшать налогооблагаемую базу по прибыли представительства в связи с нижеследующим.
     
     В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса Российской Федерации служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.
     
     Из вопроса следует, что местом работы на время выполнения наряда на стройплощадке в Российской Федерации для работника головного офиса является стройплощадка.
     
     В связи с вышеизложенным при расчете налоговой базы по налогу на прибыль могут учитываться командировочные расходы, связанные с направлением работников постоянного представительства в служебную командировку на территории Российской Федерации или за ее пределы с учетом норм российского законодательства.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.Н. Вихляева,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организацией в качестве авансовых платежей под предстоящую поставку товаров получены ценные бумаги. Включается ли в налоговую базу по НДС стоимость этих ценных бумаг?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС определяется с учетом сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Однако ценные бумаги (акции, облигации, векселя, в том числе ценные бумаги третьих лиц, а также право требования дебиторской задолженности), полученные налогоплательщиком в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, не увеличивают налоговую базу по НДС того периода, в котором они приняты к учету. В то же время если до поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по облигациям, векселям [при наступлении срока оплаты по векселям (погашения облигаций) или при их досрочной оплате] получены денежные средства, они увеличивают налогооблагаемую базу по НДС того периода, в котором эти денежные средства получены.
     
М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     В каком порядке следует применять НДС при безвозмездной передаче продуктов для их дегустации и как следует квалифицировать эти расходы?
     
     Согласно п. 3 ст. 38 НК РФ товаром в целях налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
     
     На основании п. 1 ст. 39 НК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, реализацией товаров признается передача на безвозмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.
     
     Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом передача права собственности на товары (работы, услуги) на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
     
     Таким образом, безвозмездную передачу товаров для их дегустации следует рассматривать для целей применения НДС как реализацию товаров.
     
     Учитывая вышеизложенное, безвозмездная передача вышеуказанных товаров облагается НДС в общеустановленном порядке. При этом согласно п. 2 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется исходя из рыночных цен безвозмездно передаваемых товаров.
     
     Одновременно следует отметить, что в соответствии с подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака (обслуживания), включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 данной статьи Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Таким образом, при определении расходов на рекламу необходимо учитывать положения ст. 2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе". В этом случае вышеуказанные расходы могут относиться к расходам на иные виды рекламы согласно п. 4 ст. 264 НК РФ и признаваться в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1 % выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 настоящего Кодекса.
     
     В случае несоответствия расходов требованиям вышеуказанного Федерального закона и положениям ст. 252 НК РФ передача материалов для целей дегустации признается в целях обложения налогом на прибыль безвозмездной реализацией и согласно п. 16 ст. 270 НК РФ налоговая база на вышеуказанные расходы не уменьшается.
     
     Если поставщик товаров в течение одного налогового периода несколько раз получает авансы под поставки товаров и осуществляет эти поставки на следующий день после получения авансов, то имеет ли он право не составлять счета-фактуры на каждый полученный аванс, а оформить счет-фактуру на сумму остатка в конце налогового периода?
     
     Согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Порядок составления счетов-фактур, а также журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг продаж и книг покупок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" (далее - Правила).
     
     Согласно п. 2 Правил продавцы ведут учет счетов-фактур, выставленных покупателям, в хронологическом порядке.
     
     На основании п. 18 Правил при получении денежных средств, связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), получатель этих средств выписывает счет-фактуру в одном экземпляре, который регистрируется в книге продаж.
     
     При этом на основании п. 13 Правил счета-фактуры, выписанные и зарегистрированные продавцами в книге продаж при получении авансов или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), регистрируются ими в книге покупок при отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученных авансов или иных платежей с указанием соответствующей суммы НДС.
     
     Кроме того, на основании п. 17 Правил регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом порядке, в котором возникает налоговое обязательство.
     
     Учитывая вышеизложенное, при получении авансов в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) счет-фактура составляется налогоплательщиком в хронологическом порядке и регистрируется в книге продаж в том налогом периоде, в котором возникает налоговое обязательство. Cоставление счета-фактуры по авансам в конце месяца на сумму остатка действующим порядком не предусмотрено.
     
Л.А. Брандт,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     Является ли индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, плательщиком НДС?
     
     Согласно абзацу второму ст. 364 НК РФ под игорным бизнесом понимается предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
     
     В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
     
     Подпунктом 8 п. 3 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежат обложению НДС операции по проведению лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса.
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) прав собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
     
     Поскольку предпринимательская деятельность в сфере игорного бизнеса не относится к реализации товаров (имущественных прав), работ, услуг, индивидуальный предприниматель, осуществляющий предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, плательщиком НДС не является.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Имеет ли право российская организация применить налоговую ставку НДС в размере 0 % в отношении товаров, поставляемых белорусской организации в 2005 году в счет погашения задолженности российской организации за товары (ковровые изделия), поставленные белорусской организацией в 2004 году?
     
     В соответствии со ст. 2 Соглашения от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Соглашение) при экспорте товаров применяется налоговая ставка НДС в размере 0 % при условии документального подтверждения факта экспорта.
     
     Согласно ст. 9 Соглашения оно применяется в отношении товаров, отгруженных с даты вступления Соглашения в силу.
     
     Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что Соглашение вступило в силу с 1 января 2005 года, операции по реализации российских товаров, вывозимых с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь в 2005 году в счет погашения задолженности за поставленные в 2004 году белорусской организацией ковровые изделия, облагаются НДС по налоговой ставке в размере 0 %.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     Т.Ю. Левадная,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
     
     В представленной в 2005 году декларации по налогу на доходы физических лиц за 2003 год налогоплательщиком указан доход в сумме 150 000 руб., полученный им от продажи своей доли в уставном капитале организации в размере 5 %. Согласно имеющимся документам расходы по приобретению указанной доли составили 5000 руб., а срок владения долей - 2,5 года. При этом налогоплательщик заявил в декларации имущественный налоговый вычет в размере 125 000 руб.
     
     Вправе ли налоговые органы предоставить налогоплательщику заявленный им в декларации имущественный налоговый вычет с учетом изменений, внесенных в ст. 220 НК РФ Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ?
     
     В соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 110-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", действие которого распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года, подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусматривалось, что при определении размера налоговой базы за 2003 год по доходам, облагаемым по налоговой ставке 13 %, налогоплательщик имел право на получение имущественного налогового вычета в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышавших 125 000 руб.
     
     При продаже иного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации, которые находились в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставлялся в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества, доли (ее части) в уставном капитале организации.
     
     Следовательно, налоговые органы были вправе предоставить налогоплательщику заявленный им в декларации по налогу на доходы за 2003 год имущественный налоговый вычет в размере 125 000 руб. на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право налогоплательщика на получение указанного вычета.
     
     Вместе с тем согласно изменениям, внесенным в подпункт 1 п. 1 ст. 220 НК РФ Федеральным законом от 20.08.2004 N 112-ФЗ "О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", с 1 января 2005 года при продаже доли (ее части) в уставном капитале организации налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с получением этих доходов.
     
     Таким образом, с 1 января 2005 года по доходам, полученным налогоплательщиком от продажи доли (ее части) в уставном капитале организации, налоговая база по налогу на доходы физических лиц определяется как разность между суммой дохода, полученной от продажи доли (ее части), и суммой фактически произведенных ранее налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов по приобретению указанной доли в уставном капитале организации. Иными словами, в данном случае налоговая база по налогу на доходы физических лиц за 2005 год определялась бы следующим образом:
     
     150 000 руб. - 5000 руб. = 145 000 руб.
     
     При этом налогоплательщик не вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом в пределах нормы, установленной подпунктом 1 п. 1 ст. 220 НК РФ и не превышающей 125 000 руб.
     

О государственной пошлине

     
     А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     До 1 января 2005 года граждане Российской Федерации, находящиеся на полном государственной обеспечении, освобождались от платы за выдаваемые паспорта. Освобождаются ли такие граждане от уплаты государственной пошлины за выдаваемые паспорта в настоящее время?
     
     В соответствии с подпунктом 16 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации уплачивается в размере 100 руб.
     
     Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 20.05.1999 N 542 "О расходовании средств, поступающих в федеральный бюджет от взимания платы за выдаваемые паспорта", принятого во исполнение ст. 136 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", были освобождены от платы за выдаваемые паспорта граждане Российской Федерации, находившиеся на полном государственном обеспечении.
     
     С 1 января 2005 года за выдаваемый паспорт гражданина Российской Федерации взимается не плата, а государственная пошлина.
     
     Положениями главы 25.3 НК РФ не предусмотрено освобождение от уплаты государственной пошлины за выдаваемые паспорта граждан Российской Федерации, находящихся на полном государственном обеспечении, в том числе и лиц, осужденных за совершение преступления к лишению свободы.
     
     Освобождаются ли от уплаты государственной пошлины российские организации, получающие лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов в открытых районах Мирового океана, находящихся за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 74 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за предоставление организациям лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов предусмотрена уплата государственной пошлины в размере 200 руб.
     
     Освобождение от уплаты государственной пошлины российских организаций, получающих лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов в открытых районах Мирового океана, находящихся за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, НК РФ не предусмотрено.
     
     Поэтому за предоставление российской организации лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов в открытых районах Мирового океана, находящихся за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в общеустановленном порядке - в размере 200 руб.
     

О водном налоге

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Являются ли плательщиками водного налога организации, которые осуществляют забор воды из одиночных скважин с применением бытовых насосов при использовании первого от поверхности водного горизонта, не используемого для централизованного водоснабжения?
     
     В соответствии со ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Уплата водного налога организациями, осуществляющими забор воды из одиночных скважин с применением бытовых насосов при использовании первого от поверхности водного горизонта, ст. 333.8 НК РФ не предусмотрена.
     
     Согласно ст. 86 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ (ВК РФ) использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств (общее водопользование) может осуществляться гражданами и юридическими лицами без получения соответствующей лицензии на водопользование. Общее водопользование может производиться как на водных объектах общего водопользования, так и на водных объектах, не состоящих в общем пользовании, в порядке, предусмотренном ВК РФ.
     
     Признается ли объектом налогообложения забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, для ликвидации бедствий и последствий аварий?
     
     Согласно подпункту 2 п. 2 ст. 333.9 НК РФ не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий.
     
     В соответствии со ст. 146 ВК РФ забор воды для обеспечения пожарной безопасности допускается из любых водных объектов и производится без особого на то разрешения, бесплатно и в количестве, необходимом для ликвидации пожара.
     
     Предприятие имеет лицензию, выданную на промышленное рыболовство (в части добычи рыбы и водных биологических ресурсов), осуществляемое во внутренних водоемах Российской Федерации орудиями и способами лова без использования рыбопромысловых судов, и занимается выловом рачков (биомассы) по выданным разрешениям. Должна ли она платить водный налог?
     
     Согласно подпункту 15 п. 2 ст. 333.9 НК РФ использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты не признается объектом обложения водным налогом. Следовательно, организация, о которой идет речь в вопросе, на основании лицензии, выданной на промышленное рыболовство, в части добычи рыбы и водных биологических ресурсов, осуществляемое во внутренних водоемах Российской Федерации орудиями и способами лова без использования рыбопромысловых судов, не является плательщиком водного налога.