Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добычу полезных ископаемых


О налоге на добычу полезных ископаемых

     
     Е.В. Грызлова,
ведущий специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     

Расчет налогооблагаемой базы

     
     ОАО осуществляет добычу йодобромной воды для переработки в йод технический. Предприятие не реализует йодобромную воду, а готовой продукцией являются йод технический и йодосодержащие препараты. ОАО считает, что полезным ископаемым является йодобромная вода, так как йод технический - продукт технологического передела. Ввиду того что в ОАО отсутствует реализация йодобромной воды, оценка стоимости добытого полезного ископаемого определяется исходя из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого (йодобромной воды). При этом ОАО не представляет технический проект разработки месторождения, стандарт качества на указанную продукцию, лицензию и т.д. Является ли применяемый ОАО расчет налогооблагаемой базы правильным?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия данных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
     
     Как следует из п. 17 Методических рекомендаций по применению главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 (далее - Методические рекомендации по применению главы 26 НК РФ), при определении добытого полезного ископаемого необходимо учитывать, что полезным ископаемым признается продукция, содержащаяся в минеральном сырье, первая по своему качеству соответствующая стандарту качества независимо от продукции, фактически реализуемой налогоплательщиком (в том числе в виде минерального сырья, продукта более высокой степени передела, побочного продукта, образующегося при получении основной продукции).
     
     Следовательно, если продукцией, первой по своему качеству соответствующей вышеуказанным стандартам, является готовая продукция (в данном случае - йод технический), то полезным ископаемым, добываемым организацией, о которой идет речь в ситуации, признается данная продукция.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 18 вышеуказанных Методических рекомендаций при признании продукции полезным ископаемым необходимо учитывать продукцию, которая в техническом проекте разработки данного месторождения полезного ископаемого определена как результат этой разработки.
     
     Если техническим проектом разработки месторождения в качестве продукта разработки месторождения предусмотрен йод технический, соответствующий определенному коду Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденного постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, то добытым полезным ископаемым признается йод технический.
     
     В данном случае невозможно сделать вывод, что йод технический является продукцией, полученной при дальнейшей переработке, так как не представлены на рассмотрение технический проект разработки месторождения, стандарт качества добываемого полезного ископаемого и лицензия, на основании которой добываются полезные ископаемые. Учитывая, что не приведены доказательства, подтверждающие факт переработки добытого полезного ископаемого путем технологического передела, сделать вывод о том, что в результате проведения данной операции создается новый продукт и реализуется не добытое полезное ископаемое, а иной потребительский товар, не представляется возможным.
     
     Если из вышеуказанных документов будет следовать, что добытым полезным ископаемым является реализуемый йод технический, то в соответствии с п. 3 ст. 340 НК РФ ОАО должно оценивать стоимость данного добытого полезного ископаемого исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого.
     

Налогообложение предприятия, добывающего полезные ископаемые на арендуемой у иностранного государства территории

     
     Является ли предприятие, добывающее полезные ископаемые на территории, арендуемой у иностранного государства, плательщиком НДПИ?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 335 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения организации либо по месту жительства физического лица. Согласно п. 1 ст. 336 НК РФ одним из объектов обложения налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) признаются полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.
     
     Кроме того, согласно п. 10 Методических рекомендаций по применению главы 26 НК РФ при определении объекта обложения НДПИ налогоплательщикам необходимо учитывать, что Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67 Конституции Российской Федерации). Определение и границы континентального шельфа Российской Федерации установлены Федеральным законом от 30.11.1995 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".
     
     Определение и границы исключительной экономической зоны Российской Федерации установлены Федеральным законом от 17.12.1998 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
     
     К территориям, арендуемым Российской Федерацией у иностранных государств или используемым ею на основании международного договора, в частности, относится архипелаг Шпицберген (Норвегия).


Право санатория на льготу

     
     Вправе ли санаторий, не имея лицензии на право пользования недрами с целью добычи лечебных торфяных грязей, применять льготу в соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 336 НК РФ, если полезное ископаемое относится к особо охраняемому геологическому объекту?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 336 НК РФ не признаются объектом налогообложения полезные ископаемые, добытые из недр при использовании особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение.
     
     Как следует из п. 15 Методических рекомендаций по применению главы 26 НК РФ, непризнание объектом обложения НДПИ полезных ископаемых в соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса производится только после признания геологических объектов особо охраняемыми геологическими объектами в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 26.12.2001 N 900, принятым в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Сведения об особо охраняемых геологических объектах включаются в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, порядок ведения которого установлен постановлением Правительства РФ от 19.10.1996 N 1249.
     
     Предоставление недр в пользование в соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" допускается только на основании специального государственного разрешения в виде лицензии.
     
     Поскольку права и обязанности пользователя недр возникают в соответствии со ст. 9 Закона РФ "О недрах" с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, с момента получения лицензии у налогоплательщика возникает обязанность по исчислению НДПИ.
     
     Не признается объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 336 НК РФ добытое полезное ископаемое, если налогоплательщик имеет лицензию на добычу данного полезного ископаемого.
     
     Таким образом, санаторий, о котором идет речь в ситуации, не имея лицензии на добычу лечебных грязей, не является плательщиком НДПИ и не может применять норму, установленную подпунктом 3 п. 2 ст. 336 НК РФ.
     

Учет расходов по доставке добытого полезного ископаемого до получателя

     
     Согласно п. 3 ст. 340 НК РФ при определении налоговой базы по НДПИ организация имеет право исключать расходы по доставке добытого полезного ископаемого до получателя. Может ли организация исключать расходы по доставке добытого полезного ископаемого до получателя, если в счете-фактуре на поставку сырца не выделена стоимость транспортных расходов отдельной строкой, а согласно договору учтена в стоимости поставки?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 340 НК РФ в случае отсутствия государственных субвенций к ценам реализации добываемых полезных ископаемых налогоплательщик применяет способ оценки стоимости добытых ископаемых исходя из сложившихся за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации, с учетом положений ст. 40 НК РФ, без НДС и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
     
     Одновременно налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что согласно п. 41 Методических рекомендаций по применению главы 26 НК РФ не относятся к расходам по доставке (транспортировке) добытого полезного ископаемого до получателя расходы на доставку (транспортировку) до склада готовой продукции (до пункта отгрузки). При этом исключений из данного порядка в случае отсутствия отдельной строки по транспортным расходам в счете-фактуре на поставку, например сырца, не установлено.
     
     Таким образом, если в рамках заключенного договора на поставку сырца организация осуществляет доставку (транспортировку) полезного ископаемого до склада готовой продукции (до пункта отгрузки), вышеуказанные расходы не уменьшают налоговую базу по НДПИ.
     

Постановка на учет плательщика НДПИ

     
     Организация добывает полезные ископаемые на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации. Где она должна встать на учет в качестве плательщика НДПИ?
     
     В соответствии с п. 3 ст. 335 НК РФ особенности постановки на учет плательщиков НДПИ определяются Минфином России; в настоящее время особенности постановки на учет в налоговом органе определены приказом МНС России от 31.12.2003 N БГ-3-09/731 (далее - приказ МНС России N БГ-3-09/731).
     
     В соответствии с вышеуказанным приказом МНС России постановка на учет (снятие с учета) происходит в уведомительном порядке. Лицензирующие органы передают в налоговые органы соответствующие сведения о предоставлении прав на пользование природными ресурсами, а налоговые органы направляют налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе. В соответствии с приказом МНС России N БГ-3-09/731 государственные органы в течение 30 дней обязаны произвести постановку на учет налогоплательщика.
     
     Если налогоплательщик ведет добычу полезных ископаемых на нескольких участках, расположенных в разных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, постановка на учет производится только в одном налоговом органе.
     

Представление налоговой декларации по НДПИ

     
     В какой налоговый орган организация - плательщик НДПИ должна подавать налоговую декларацию по НДПИ: в тот, в котором она зарегистрирована по месту своего нахождения, или в тот, в котором организация зарегистрирована в качестве плательщика НДПИ?
     
     В соответствии со ст. 341 НК РФ налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц. Согласно ст. 344 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
     
     В настоящее время сменилось ведомство, которое утверждает новые формы налоговых деклараций, в том числе по НДПИ: теперь этим занимается Минфин России. Но пока действует форма налоговой декларации, которая утверждена приказом МНС России от 29.12.2003 N БГ-3-21/727.
     
     В соответствии со ст. 345 НК РФ налоговая декларация по НДПИ представляется не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Декларация заполняется в единственном экземпляре в целом по всей добыче, произведенной налогоплательщиком, и подается в тот налоговый орган, в котором налогоплательщик зарегистрирован по месту своего нахождения (жительства), а не в тот, где он зарегистрирован в качестве плательщика НДПИ.
     
     Согласно ст. 345 НК РФ обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. В случае приостановления добычи обязанность по представлению декларации сохраняется.
     

Добыча индивидуальным предпринимателем полезных ископаемых для личного потребления

     
     Является ли индивидуальный предприниматель плательщиком НДПИ, если он добывает полезные ископаемые, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, и использует их для личного потребления?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 336 НК РФ общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления, не признаются объектом обложения НДПИ.
     
     Учитывая, что индивидуальный предприниматель добывает полезные ископаемые, которые не числятся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, именно для личного потребления, он не является плательщиком НДПИ.
     

Расчет налоговой базы по НДПИ в случае использования полезных ископаемых для дальнейшей переработки

     
     Как определить налоговую базу по НДПИ, если добытые организацией полезные ископаемые не реализуются, а используются для дальнейшей переработки?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 338 НК РФ налоговая база по НДПИ определяется как стоимость добытых полезных ископаемых и рассчитывается в соответствии с п. 1 ст. 340 настоящего Кодекса одним из следующих способов:
     
     - исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета государственных субвенций;
     
     - исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;
     
     - исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом налогоплательщикам необходимо иметь в виду, что определение налоговой базы по НДПИ исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых применяется исключительно в случае, если они налогоплательщиком не реализуются. Так как добытые организацией, о которой идет речь в ситуации, полезные ископаемые не реализуются, а используются для дальнейшей переработки, то налоговая база по НДПИ определяется исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.