Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге


О земельном налоге

     
     Н.В. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга


Налогообложение земельных участков, находящихся в общей долевой собственности собственников в многоквартирном доме

     
     В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
     
     Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ЖК РФ) и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     
     Если вышеуказанный земельный участок не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка.
     
     Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
     
     При этом необходимо отметить, что государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера, а в результате проведения кадастрового учета выдаются удостоверенные кадастровые карты (планы) земельных участков (ст. 1 и 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре").
     
     Кадастровый номер - это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета (инвентаризации) в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный объект недвижимости существует как единый объект зарегистрированного права. Кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале. Номером земельного участка в кадастровом квартале является порядковый номер подраздела, открываемого для записи сведений о данном земельном участке в соответствующем разделе государственного реестра земель кадастрового района. Кадастровый номер присваивается каждому земельному участку, формируемому и учитываемому в качестве объекта имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
     
     Согласно ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     При этом в соответствии с п. 3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики - организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями (в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности), определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования и праве пожизненного наследуемого владения.
     
     В этой связи земельный налог уплачивается по тем земельным участкам, в отношении которых на организации и на физических лиц, в том числе на индивидуальных предпринимателей, зарегистрированы вышеуказанные права.
     
     Таким образом, обязанность по уплате земельного налога в соответствии с главой 31 НК РФ возникает с момента государственной регистрации права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения на земельные участки, в том числе на земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
     

Налогообложение земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны организациям Минобороны России, частично сдаваемых в аренду

     
     В соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
     
     Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
     
     На основании подпункта 3 п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.
     
     Перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, приведен в п. 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ). В частности, к ограниченным в обороте отнесены земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота.
     
     При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (п. 2 ст. 27 ЗК РФ).
     
     Согласно п. 1 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами.
     
     Кроме того, следует иметь в виду, что в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).
     
     Таким образом, земельные участки, ограниченные в обороте, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, в частности для целей, указанных в п. 2 ст. 93 ЗК РФ, не являются объектом обложения земельным налогом в соответствии со ст. 389 НК РФ.
     
     В этой связи за земельный участок, ограниченный в обороте, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставленный для обеспечения обороны организации Минобороны России, используемый данной организацией в целях, указанных в п. 2 ст. 93 ЗК РФ, земельный налог не взимается вне зависимости от передачи части этого земельного участка в аренду другой организации.
     

Освобождение от уплаты земельного налога воинских формирований при Спецстрое России

     
     В соответствии с главой 31 НК РФ земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
     
     При принятии представительными органами муниципальных образований [законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга] нормативных правовых актов (законов) о введении с 1 января 2005 года в соответствии с главой 31 НК РФ земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", за исключением ст. 25, не применяется [ст. 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"].
     
     Поэтому на территориях вышеуказанных муниципальных образований земельный налог взимается на основании главы 31 НК РФ. Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
     
     На основании п. 2 ст. 389 НК РФ не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также земельные участки, ограниченные в обороте согласно законодательству Российской Федерации.
     
     Перечень земельных участков, отнесенных к землям, изъятым из оборота и ограниченным в обороте, приведен соответственно в п. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ. В частности, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
     
     В соответствии со ст. 389 НК РФ к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности, таможенных нужд и не указанные в перечне земельных участков, изъятых из оборота.
     
     Согласно ст. 93 ЗК РФ в целях обеспечения обороны земельные участки могут предоставляться для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий); разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов); создания запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и др.).
     
     В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти.
     
     Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства" утверждено Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства, в котором установлены органы и организации, относящиеся к инженерно-техническим воинским формированиям и дорожно-строительным воинским формированиям.
     
     При этом определено, что данные воинские формирования и организации, входящие в их состав, могут быть по своей организационно-правовой форме федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, являющимися юридическим лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством.
     
     Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, федеральный орган специальной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также создаваемые на военное время специальные формирования.
     
     Федеральное агентство специального строительства (Спецстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в интересах обороны и безопасности государства организацию работ в области специального строительства, дорожного строительства и связи силами инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при Спецстрое России. Инженерно-технические воинские формирования и дорожно-строительные воинские формирования при Спецстрое России являются составной частью сил, привлекаемых к обороне.
     
     К инженерно-техническим воинским формированиям относятся:
     
     - военно-инженерные технические формирования специального строительства - главные управления специального строительства по территориям федеральных округов, управления специального строительства по территориям (органы управления), управления строительной промышленности (органы управления), военно-инженерные технические управления (органы управления), строительные и специализированные управления, заводы, строительные и промышленные комбинаты, проектно-конструкторские и технологические институты, медицинские, научные, военно-образовательные учреждения профессионального образования и другие организации;
     
     - военно-инженерные технические формирования связи - Военное эксплуатационно-восстановительное управление связи (орган управления), инженерно-технические узлы,  центры, группы и отделения связи, мобилизационные группы, другие воинские части (подразделения). К дорожно-строительным воинским формированиям относятся военные управления дорожного строительства (органы управления), управления дорожно-строительных работ, базы автотранспорта и механизации и другие дорожно-строительные воинские части и организации.
     
     Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные воинским формированиям в соответствии с федеральным законодательством, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, на которых расположены воинские формирования, в том числе являющиеся юридическими лицами, а по организационно-правовой форме - федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, находятся у них в постоянном (бессрочном) пользовании.
     
     Учитывая вышеизложенное, воинские формирования, в том числе являющиеся по своей организационно-правовой форме федеральными государственными унитарными предприятиями или федеральными государственными учреждениями, не являются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, определенных подпунктами 1 и 3 п. 2 ст. 389 НК РФ.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определяться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     

Льгота по земельному налогу, предоставляемая организациям уголовно-исполнительной системы

     
     Статьей 395 НК РФ предусмотрены льготы, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне, в частности организациям и учреждениям уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).
     
     При применении вышеуказанной нормы НК РФ в части освобождения от налогообложения организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, читателям журнала следует иметь в виду, что уголовно-исполнительная система включает:
     
     - учреждения, исполняющие наказания;
     
     - территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
     
     - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний.
     
     Виды учреждений, исполняющих наказания, определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации. Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     
     Учреждения, исполняющие наказания, участвующие в многоцелевом пользовании лесным фондом Российской Федерации и дальнейшей переработке древесины в едином технологическом цикле, относятся к учреждениям с особыми условиями хозяйственной деятельности. Места их расположения определяются территориальными органами уголовно-исполнительной системы. По решению федерального органа управления уголовно-исполнительной системы могут создаваться объединения учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, которые имеют обязанности и права учреждений, исполняющих наказания.
     
     Учреждения, исполняющие наказания, обязаны:
     
     - обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации;
     
     - создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях;
     
     - обеспечивать привлечение осужденных к труду, а также осуществлять их общее и профессиональное образование и профессиональное обучение;
     
     - обеспечивать охрану здоровья осужденных;
     
     - осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы;
     
     - в пределах своей компетенции оказывать содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
     
     - обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
     
     Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов Российской Федерации. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию. Они являются юридическими лицами, владеют, распоряжаются и пользуются закрепленным за ними имуществом.
     
     В интересах развития социальной сферы уголовно-исполнительной системы, а также привлечения осужденных к труду территориальные органы уголовно-исполнительной системы имеют право создавать предприятия любых организационно-правовых форм, участвовать в их создании и деятельности на правах учредителя, а также в управлении ими.
     
     В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания в виде лишения свободы" (далее - Закон N 5473-1) по решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.
     
     Согласно Положению о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденному приказом Минюста России 25.01.1999 N 20, следственный изолятор уголовно-исполнительной системы Минюста России предназначен для содержания подозреваемых и обвиняемых (подсудимых и осужденных) в совершении преступлений, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также для исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их письменного согласия.
     
     При этом изолятор создается, реорганизуется и ликвидируется Минюстом России.
     
     Следственный изолятор является юридическим лицом, имеет гербовые печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и своим полным наименованием, другие необходимые для своей деятельности печати, штампы и бланки, а также текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках и других кредитных организациях, открываемые в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Следственный изолятор имеет право осуществлять любые виды деятельности, не противоречащие стоящим перед ним задачам (целям) и не запрещенные законом. Имущество следственного изолятора находится в федеральной собственности и закрепляется за ним на праве оперативного управления Главным управлением исполнения наказаний Минюста России. Порядок использования имущества следственного изолятора при его ликвидации определяется Главным управлением исполнения наказаний Минюста России.
     
     Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему. В Перечень вошли базы материально-технического и военного снабжения; управления строительства; центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия; межрегиональные ремонтно-восстановительные базы; центры инженерно-технического обеспечения; центральный узел связи; автомобильные и железнодорожные хозяйства; жилищно-коммунальные хозяйства; подразделения технического надзора, лаборатории; научно-исследовательские институты; образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования; санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей; военно-врачебные комиссии; центры санитарно-эпидемиологического надзора; предприятия торговли; редакции периодических изданий; отделы специального назначения; подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий; военное представительство; следственные изоляторы.
     
     В этой связи льгота по земельному налогу распространяется на учреждения, исполняющие наказания, федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (указаны в ст. 5 Закона N 5473-1), а также на организации, имеющие статус "учреждения", которые включены в вышеуказанный Перечень.
     
     При этом деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда. Задачами уголовно-исполнительной системы являются:
     
     - исполнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;
     
     - обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений;
     
     - привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального образования и профессионального обучения;
     
     - обеспечение охраны здоровья осужденных;
     
     - содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность;
     
     - конвоирование осужденных и лиц, заключенных под стражу, по плановым маршрутам;
     
     - конвоирование граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также конвоирование иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции при выполнении международных обязательств Российской Федерации.
     
     Поэтому не подлежат налогообложению земельные участки, предоставленные для непосредственного выполнения возложенных на указанные организации и учреждения задач, установленных Законом N 5473-1.

    

Обложение религиозных организаций земельным налогом и налогом на имущество организаций

     
     Согласно п. 4 ст. 395 НК РФ от налогообложения освобождаются религиозные организации в отношении принадлежащим им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
     
     Таким образом, освобождению от обложения земельным налогом подлежит земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон N 125-ФЗ) государство гарантирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот. Льгота по земельному налогу предоставляется религиозным организациям в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения.
     
     Под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона N 125-ФЗ). К религиозной деятельности относятся вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ).
     
     Религиозные организации подразделяются в зависимости от территориальной сферы своей деятельности на местные и централизованные. Местной признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
     
     Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.
     
     Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное вышеуказанной организацией.
     
     Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций.
     
     Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации. При этом в уставе указываются:
     
     - наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации - ее наименование;
     
     - цели, задачи и основные формы деятельности;
     
     - порядок создания и прекращения деятельности;
     
     - структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
     
     - источники образования денежных средств и иного имущества организации;
     
     - порядок внесения изменений и дополнений в устав;
     
     - порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности.
     
     Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций. Решение о государственной регистрации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, или его территориальным органом.
     
     Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в Единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в Единый государственный реестр юридических лиц.
     
     Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Религиозные организации имеют право проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей.
     
     В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации обладают правом собственности на имущество, приобретенное или созданное ими за счет собственных средств, пожертвованное гражданами, организациями или переданное религиозным организациям в собственность государством либо приобретенное иными способами, не противоречащими законодательству Российской Федерации. Передача в собственность религиозным организациям для использования в функциональных целях культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется безвозмездно.
     
     Религиозные организации имеет право основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ и п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490).
     
     На основании п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.
     
     Согласно Федеральному закону от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
     
     Благотворительная деятельность осуществляется в следующих целях:
     
     - социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;
     
     - предотвращение социальных, национальных, религиозных конфликтов;
     
     - содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе;
     
     - содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;
     
     - охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения (п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ).
     
     В то же время направление денежных и других материальных средств, оказание помощи в иных формах коммерческим организациям, а также поддержка политических партий, движений, групп и кампаний благотворительной деятельностью не являются.
     
     Под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность, а именно: благотворители, добровольцы, благополучатели.
     
     Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных Законом N 135-ФЗ целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц. Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является благотворительная организация.
     
     К зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения относятся объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Принимая во внимание положение п. 4 ст. 395 НК РФ, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. В соответствии со ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения.
     
     Одновременно следует отметить, что по вопросам применения положений НК РФ в части уплаты налога на имущество организаций религиозными организациями необходимо исходить из следующего.
     
     Согласно п. 2 ст. 381 НК РФ религиозные организации освобождаются от обложения налогом на имущество организаций в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности.
     
     Таким образом, не подлежат обложению налогом на имущество организаций культовые здания и сооружения, иные места и объекты, относящиеся к основным средствам и специально используемые для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), а также имущество для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций.
     
     К таким объектам относятся церкви, монастыри и иные культовые здания, сооружения и объекты, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества), духовные семинарии и иные образовательные учреждения (включая технические средства).
     
     При этом освобождению от обложения налогом на имущество организаций подлежит все имущество, составляющее (входящее в) указанные объекты.
     
     В отношении другого имущества льгота, установленная непосредственно п. 2 ст. 381 НК РФ, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона N 125-ФЗ представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный вышеуказанным Федеральным законом.