Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Практика применения специальных налоговых режимов в 2005 году


Практика применения специальных налоговых режимов в 2005 году*1

     _____
     *1 См. также Налоговый вестник N 11`2005, с. 83.


И.М. Андреев,
государственный советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга

     

1. О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход

Применение физического показателя базовой доходности

     
     Индивидуальный предприниматель для ведения деятельности в сфере общественного питания на территории субъекта Российской Федерации, в котором в отношении данного вида предпринимательской деятельности введена система налогообложения в виде ЕНВД, оборудовал принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение площадью 75 кв.м барной стойкой, барными стульями и бильярдными столами. При этом барная стойка и барные стулья занимают площадь 10,4 кв.м. Через барную стойку реализуются спиртные и безалкогольные напитки в розлив, а также покупные товары для их потребления на месте (у барной стойки или во время игры в бильярд).
     
     Какая площадь помещения (общая или только занятая барной стойкой и барными стульями) в этом случае должна учитываться предпринимателем при исчислении налоговой базы по ЕНВД?
     
     Кроме того, индивидуальный предприниматель реализует населению марочные вина в розлив в принадлежащем ему на праве собственности нежилом помещении площадью 18 кв.м.
     
     К какому виду предпринимательской деятельности для целей применения ЕНВД относится осуществляемая им предпринимательская деятельность - к розничной торговле или к общественному питанию?
     
     В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) может применяться в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 кв.м, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, как имеющие, так и не имеющие стационарной торговой площади, а также в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 кв.м.
     
     Согласно ст. 346.29 НК РФ при исчислении налоговой базы по ЕНВД в отношении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания используется физический показатель базовой доходности "площадь зала обслуживания посетителей (в квадратных метрах)".
     
     Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь всех помещений и  открытых площадок, используемых налогоплательщиком для организации общественного питания, определяемая на основе инвентаризационных и правоустанавливающих документов, за исключением подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не производится обслуживание посетителей (ст. 346.27 НК РФ).
     
     При этом в целях применения главы 26.3 НК РФ к услугам общественного питания относятся услуги питания, оказываемые ресторанами, кафе, столовыми, закусочными, барами, предприятиями (объектами организации общественного питания) других типов, имеющими залы обслуживания посетителей, а также услуги по организации досуга (музыкальное обслуживание, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм, предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, бильярда), оказываемые данными предприятиями общественного питания в залах обслуживания посетителей.
     
     Как следует из ситуации, индивидуальный предприниматель оказывает услуги питания (реализует спиртные и безалкогольные напитки в розлив и покупные товары для потребления их на месте), а также услуги по организации досуга (предоставление посетителям бильярда) в специально оборудованном для этих целей помещении площадью 75 кв.м.
     
     Для оказания данных услуг предпринимателем используются барная стойка, барные  стулья (табуреты) и бильярдные столы.
     
     Согласно п. 11 Приложения А к ГОСТ Р 50647-94 "Общественное питание. Термины и определения", утвержденному постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35, баром является предприятие общественного питания с барной стойкой, реализующее смешанные, крепкие алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные напитки, закуски, мучные кондитерские и булочные изделия, покупные товары.
     
     Бар может специализироваться, например, по ассортименту реализуемой продукции или способу ее приготовления (молочный, пивной, винный бар, гриль-бар, коктейль-бар и т.д.), а также по специфике обслуживания (видеобар, интернет-бар, варьете-бар и т.п.).
     
     Таким образом, по своему типу вышеуказанное предприятие общественного питания относится к специализированному бару, имеющему зал обслуживания посетителей.
     
     В связи с этим при исчислении налоговой базы по ЕНВД предприниматель должен учитывать общую площадь используемого для оказания вышеуказанных услуг питания и услуг организации досуга помещения бара.
     
     Что касается вопроса об отнесении для целей главы 26.3 НК РФ деятельности, связанной с реализацией алкогольных напитков в розлив, к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли или предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, то следует отметить, что в соответствии со ст. 346.27 НК РФ к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли не относится, в частности, реализация продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке изготовителя, так и без них в барах, ресторанах, кафе и других точках общественного питания.
     
     Следовательно, во всех остальных случаях реализация физическим лицам алкогольных напитков в розлив за наличный расчет относится к предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли.
     

Классификация услуг саун и соляриев

     
     Признаются ли бытовыми услугами для целей применения системы налогообложения в виде ЕНВД услуги саун и соляриев?
     
     Согласно ст. 346.27 НК РФ к бытовым услугам относятся платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов), классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее - Классификатор), в группе услуг 01 "Бытовые услуги".
     
     Согласно Классификатору к бытовым услугам относятся, в частности, услуги бань и душевых (код подгруппы услуг 019100).
     
     Учитывая то обстоятельство, что сауна, по своей сути, является одним из видов специализированных бань, деятельность, связанная с оказанием услуг саун, признается предпринимательской деятельностью в сфере оказания бытовых услуг и, следовательно, подлежит переводу на обложение ЕНВД.
     
     Что касается услуг соляриев, то следует отметить, что Классификатором данные услуги не отнесены к бытовым услугам.
     
     Поэтому деятельность, связанная с оказанием данных услуг, не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
     
     Вместе с тем если такие услуги оказываются в банях, душевых или саунах, они признаются бытовыми услугами и, следовательно, подлежат переводу на обложение ЕНВД.
     

2. О применении упрощенной системы налогообложения

     
     Физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя с 1 февраля 2000 года и применяющее с 1 января 2003 года упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы), не прошло до 1 января 2005 года процедуру перерегистрации в этом качестве. В марте 2005 года данное физическое лицо вновь зарегистрировалось в качестве индивидуального предпринимателя и подало заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.
     
     Признается ли в этом случае данное физическое лицо для целей главы 26.2 НК РФ вновь зарегистрированным индивидуальным предпринимателем и вправе ли оно изменить ранее избранный объект налогообложения?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
     
     В заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения данными налогоплательщиками указывается избранный ими объект налогообложения (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц”" (далее - Закон N 76-ФЗ) физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу этого Закона, было обязано в срок до 1 января 2005 года представить в регистрирующий орган по месту своего жительства предусмотренные данной статьей Закона N 76-ФЗ документы.  В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу Закона N 76-ФЗ, обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу.
     
     При этом данное лицо после вышеуказанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
     
     Таким образом, физические лица, прошедшие после 1 января 2005 года в вышеуказанном порядке государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, признаются вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, и, следовательно, на них распространяются положения п. 2 ст. 346.13 и п. 2 ст. 346.14 НК РФ.
     

3. О системе налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

     
     Налогоплательщик перешел с 1 января 2005 года на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Ранее он применял при реализации товаров общий режим налогообложения с использованием кассового метода признания доходов и расходов. Оплата за товары получена, и расходы на их приобретение оплачены после перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     
     В каком порядке налогоплательщик должен учесть полученные им доходы (на дату их получения или на дату реализации товаров), а также понесенные расходы (на дату их оплаты либо на дату реализации товаров)?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 346.5 НК РФ в целях исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу налогоплательщики-организации учитывают доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
     
     При этом доходы от реализации определяются организациями в соответствии со ст. 249  НК РФ, а внереализационные доходы - согласно ст. 250 настоящего Кодекса.
     
     Налогоплательщики - индивидуальные предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.
     
     В состав доходов от предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели включают все поступления как в денежной, так и в натуральной форме от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущественных прав на имущество, используемое в процессе осуществления предпринимательской деятельности, стоимость такого имущества, полученного на безвозмездной основе, а также иные доходы от предпринимательской деятельности, аналогичные доходам, предусмотренным ст. 250 НК РФ.
     
     В состав доходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, организации и индивидуальные предприниматели не включают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ.
     
     При исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу налогоплательщики вправе учесть расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ (при условии их соответствия критериям, приведенным в п. 1 ст. 252 настоящего Кодекса).
     
     Согласно п. 6 и 7 ст. 346.5 НК РФ для целей главы 26.1 настоящего Кодекса датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод), а расходами - затраты после их фактической оплаты.
     
     В соответствии с кассовым методом признания доходов и расходов понесенные налогоплательщиками в течение отчетного (налогового) периода по единому сельскохозяйственному налогу расходы учитываются после их фактической оплаты в следующем порядке:
     
     - расходы на уплату налогов и сборов -  в размере их фактической уплаты налогоплательщиками;
     
     - расходы на приобретение сырья и материалов - по мере списания данных сырья и материалов в производство;
     
     - расходы на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом, - в составе материальных расходов в полной сумме по мере ввода такого имущества в эксплуатацию;
     
     - иные материальные расходы, расходы на оплату труда, а также расходы на оплату процентов за пользование заемными средствами - в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщиков, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности - в момент такого погашения;
     
     - расходы на приобретение основных средств и материальных активов - в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 346.5 НК РФ.
     
     Остальные расходы, предусмотренные п. 2 ст. 346.5 НК РФ [включая и расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (см. письма Минфина России от 15.03.2005 N 03-03-02-04/1/69 и от 16.03.2005 N 03-03-02-04/1/74)], учитываются на дату их фактической оплаты.
     
     Таким образом, при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием кассового метода признания доходов и расходов, учитывают доходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.5 НК РФ, на дату их получения в периоде применения данного специального налогового режима независимо от периода времени, к которому они относятся.
     
     При этом в целях исчисления налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу вышеуказанные налогоплательщики не учитывают доходы, полученные ими до перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
     
     Расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, осуществленные такими налогоплательщиками до перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и фактически оплаченные ими в периоде применения данного специального налогового режима, включаются в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, в отчетном (налоговом) периоде их фактической оплаты вне зависимости от даты получения доходов от реализации этих товаров.
     
     В аналогичном порядке налогоплательщики учитывают расходы на приобретение сырья и материалов, осуществленные ими до перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и фактически оплаченные в периоде применения данного специального налогового режима.
     
     Если вышеуказанные расходы были осуществлены и оплачены налогоплательщиками до перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, то после перехода на применение данного специального налогового режима они не подлежат учету при исчислении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.