Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Исправление ошибок, допущенных индивидуальными предпринимателями при перечислении в бюджет налоговых платежей


Исправление ошибок, допущенных индивидуальными предпринимателями при перечислении в бюджет налоговых платежей

     
     М.Н. Михайлов,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга,
Московская обл.

     
     В соответствии с приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" с 1 января 2005 года применяется единый двадцатизначный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации в целях единства бюджетной политики и своевременного составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     
     Цель данного приказа Минфина России - достижение соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, что потребовало усложнения заполнения платежных документов на перечисление налогов и увеличило вероятность технических ошибок.
     
     Особые сложности возникли после введения в действие данного приказа Минфина России у индивидуальных предпринимателей, которые часто производят перечисление налогов и сборов наличными денежными средствами посредством заполнения квитанции по форме ПД-4, ошибка в которой при указании кода бюджетной классификации (КБК) приводит к тому, что налоговые платежи числятся как невыясненные поступления, не попадая в соответствующую карточку лицевого счета налогоплательщика.
     
     Возможно, что введенный в действие с 1 января 2005 года приказ Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ Минфина России N 116н) как раз имеет целью облегчить идентификацию налоговых платежей, перечисленных в 2005 году, однако в отношении сумм налоговых платежей, перечисленных в предыдущие годы, действует порядок, регламентируемый приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Приказ Минфина России N 91н), утратившим силу с 1 января 2005 года.
     
     Согласно п. 14 Приказа Минфина России N 91н все платежи, поступившие на счет N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства", принадлежность которых к виду дохода не установлена, после истечения двух месяцев со дня их зачисления перечислялись органами Федерального казначейства в доход федерального бюджета.
     

     В отношении же неидентифицированных сумм налоговых платежей, перечисленных в 2005 году, действует вступивший в силу с 1 января 2005 года Приказ Минфина России N 116н, из которого исключен вышеприведенный порядок списания невыясненных поступлений в доход федерального бюджета.
     
     Рассмотрим вначале эту проблему на примере возможного ошибочного перечисления налоговых платежей в 2005 году.
     
     Индивидуальный предприниматель, перечисляя по квитанции ПД-4 единый налог в сумме 1000 руб., взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (КБК - 18210501020011000110), ошибочно указывает неправильный номер КБК. Что произойдет с данным платежом в результате этой технической ошибки?
     
     Согласно Приказу Минфина России N 116н поступления по расчетным документам, в которых указан несуществующий КБК, учитываются как неклассифицированные невыясненные поступления.
     
     В рассматриваемом нами случае эти денежные средства зачисляются Управлением Федерального казначейства на КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет". При этом в карточке лицевого счета этого индивидуального предпринимателя по единому налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, образуется недоимка в размере 1000 руб.
     
     Если речь идет о суммах налоговых платежей 2005 года, то данная ситуация разрешается достаточно просто. Индивидуальному предпринимателю, допустившему техническую ошибку в платежном документе, следует незамедлительно обратиться с заявлением в налоговую инспекцию о зачислении вышеуказанной суммы на правильный КБК. К данному заявлению индивидуальный предприниматель должен приложить ксерокопию квитанции, а также выписку из банка, где будет указано, в какой сумме по данной квитанции был перечислен налог на бюджетный счет. В этом случае налоговый орган на основании заявления индивидуального предпринимателя произведет зачет этой суммы с КБК "Невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет" на КБК единого налога, взимаемого с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов (18210501020011000110).
     
     Однако эта ситуация значительно осложняется, если речь идет о налоговом платеже, перечисленном в предыдущие годы, поскольку она подпадает под действие Приказа Минфина России N 91н.
     

     Рассмотрим данную ситуацию на примере.
     
     Итак, индивидуальный предприниматель неправильно указал КБК при перечислении в 2004 году единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распределяемого по уровням бюджетной системы Российской Федерации, по квитанции ПД-4 в сумме 1000 руб. Представим себе, что данная ошибка была обнаружена после истечения двухмесячного срока, установленного Приказом Минфина России N 91н для перечисления органами федерального казначейства в доход Федерального бюджета сумм, принадлежность которых к виду дохода не установлена. Сумма уплаченного налога, как было сказано ранее, зачислена на КБК "Прочие доходы, зачисляемые в федеральный бюджет". Согласно п. 5 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) зачеты излишне уплаченных сумм налогов производятся только в рамках одного бюджета, поэтому произвести зачет с КБК "Прочие доходы, зачисляемые в федеральный бюджет" на КБК "Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, распределяемый по уровням бюджетной системы Российской Федерации" не представляется возможным.
     
     Поэтому оптимальным выходом из данной ситуации для индивидуального предпринимателя являются повторное перечисление единого налога на правильный КБК, а затем подача заявления в соответствующую налоговую инспекцию о возврате на свой счет ошибочно уплаченной суммы налога, зачисленной на КБК "Прочие доходы, зачисляемые в федеральный бюджет", с приложением копии платежного документа и банковской выписки. Однако в рассматриваемом случае индивидуальному предпринимателю необходимо изыскать денежные средства фактически для повторного перечисления налога, но уже по правильным реквизитам. К сожалению, избежать вышеуказанного повторного перечисления невозможно, поскольку согласно п. 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика при отсутствии задолженности по налогам. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета вышеуказанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
     
     Следовательно, возврат платежей налогоплательщику возможен только в случае отсутствия у него задолженности по налогам. Таким образом, осуществляя повторное перечисление денежных средств с указанием в платежных документах правильных реквизитов платежа, индивидуальный предприниматель ликвидирует недоимку по данному налогу в лицевом счете, который ведется в налоговом органе, и как бы искусственно создает у себя ситуацию переплаты, при которой возможен соответствующий возврат денежных средств на его расчетный счет.
     

     Поскольку чаще всего возникает последний вариант развития вышеуказанной ситуации, рассмотрим более подробно процесс возврата излишне уплаченных сумм налогов, а также проанализируем характерные ошибки, допускаемые индивидуальными предпринимателями и их представителями при проведении данной операции.
     
     Предположим, что индивидуальный предприниматель ошибочно перечислил в бюджет большую сумму налога, чем причитается к уплате. Обычно индивидуальные предприниматели поступают в этой ситуации следующим образом. Они подают в налоговую инспекцию заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов, к которому прикладывается соответствующий платежный документ. Вышеуказанные действия основаны на п. 9 ст. 78 НК РФ, согласно которому возврат суммы излишне уплаченного налога производится в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Поступая подобным образом, то есть подавая в налоговый орган соответствующее заявление о возврате платежей, индивидуальные предприниматели совершают тактическую ошибку, приводящую к значительным потерям времени.
     
     Дело в том, что при этом необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 78 НК РФ налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Следует отметить, что налоговые органы активно пользуются данным предоставленным им правом. Поэтому на практике индивидуальный предприниматель, подавший в налоговый орган заявление о возврате излишне уплаченных сумм налогов, получает в установленный срок ответ из налогового органа с приглашением явиться для выверки расчетов и для составления акта сверки платежей в бюджеты, который будет подписан налоговым органом и налогоплательщиком. Такой метод работы позволяет налоговому органу дать письменный ответ на заявление налогоплательщика о возврате налоговых платежей, не производя при этом поспешных и, возможно, необоснованных возвратов платежей из бюджета.
     
     Но эта ситуация крайне неудобна для индивидуального предпринимателя, потому что, во-первых, он не получает возврат излишне уплаченного налога в желательный для него срок, а во-вторых, даже при благоприятном для налогоплательщика исходе выверки расчетов ему придется снова направлять письма в налоговую инспекцию и снова месяц ждать возврата. Кроме того, следует отметить, что налоговый инспектор, отправляя письмо с приглашением провести выверку расчетов, не нарушает сроков, установленных в ст. 78 НК РФ, и налогоплательщик не может требовать проценты за несвоевременный возврат излишне уплаченного налога, так как ему своевременно был дан ответ на его заявление.
     
     Чтобы избежать подобной ситуации и получить излишне уплаченную сумму налога в сроки, указанные в законодательстве, индивидуальный предприниматель может осуществить следующие действия.
     

     Во-первых, перед подачей заявления о возврате излишне уплаченных сумм налога он должен явиться в налоговый орган для выверки платежей или направить своего представителя, которому нотариально оформлена доверенность на право подписи акта совместной выверки уплаченных налогов. Таким образом, индивидуальный предприниматель инициирует без письменного приглашения налогового органа проведение выверки платежей, что дает ему неоспоримую экономию времени получения из бюджета излишне уплаченных сумм налога.
     
     Во-вторых, для проведения совместной выверки уплаченных налогов индивидуальный предприниматель или его представитель должен представить в соответствующий отдел налогового органа все платежные документы по перечислению налогов и сборов.
     
     Особенное внимание налогоплательщикам следует обратить на сверку платежей единого социального налога, поскольку индивидуальный предприниматель обычно платит этот налог и за себя, и за своих работников. В данном случае карточки лицевых счетов по единому социальному налогу ведутся раздельно: отдельно по налогу, который уплачивается индивидуальным предпринимателем как работодателем за своих работников, и отдельно по налогу, поступающему лично от индивидуального предпринимателя. Но часто индивидуальные предприниматели не указывают в квитанциях, за кого именно они уплачивают единый социальный налог.  В данном случае суммы налога зачисляются на личную карточку лицевого счета, а в карточке лицевого счета работодателя образуется недоимка. Поэтому индивидуальный предприниматель должен самым внимательным образом проверить при сверке платежей единого социального налога правильность поступления этого налога.
     
     В-третьих, после выверки платежей с налоговым органом следует провести сверку всех начислений. Для этого налогоплательщику необходимо представить в соответствующий отдел налоговой инспекции все поданные декларации по всем налогам. На основании всех этих данных формируется так называемый акт сверки расчетов налогоплательщика с бюджетом.
     
     При этом сумма, указываемая в графе "Переплата" по платежам налога на доходы физических лиц, а также налога с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, полученных физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой, по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, переплатой как таковой не является, поскольку начисления по этим налогам в карточке лицевого счета не проводятся и в данной карточке просто фиксируется сумма, перечисленная индивидуальным предпринимателем на данные КБК.
     
     При изучении акта сверки платежей в бюджет индивидуальному предпринимателю следует обратить внимание на две основные графы этого документа: задолженность по налогу и переплата по налогу. Эти показатели формируются как разница между начисленными и перечисленными суммами налогов.
     

     Пример.
     
     Начислено 1000 руб.
     
     Перечислено 1100 руб.
     
     Сальдо -  +100 руб.
     
     Таким образом, в графе "Переплата" будет указана сумма 100 руб.
     
     Акт сверки платежей в бюджет должен быть подписан налоговым инспектором отдела, который проводит сверку, инспектором отдела камеральных проверок, который обычно принимает и проверяет декларации, представляемые индивидуальными предпринимателями, а также индивидуальным предпринимателем или его представителем.
     
     Наличие такого документа означает, что на текущую дату сальдовые остатки платежей в бюджет по данным индивидуального предпринимателя совпадают с данными налоговой инспекции. При этом следует учитывать, что согласно ст. 78 НК РФ наличие задолженности по другим налогам является основанием для отказа в возврате излишне уплаченного налога. Поэтому если в составленном с налоговым инспектором акте сверки платежей в бюджет имеет место отражение какой-либо задолженности по платежам в бюджет, данное обстоятельство является основанием для отказа индивидуальному предпринимателю на его заявление о возврате налога. И только отсутствие в составленном акте сведений о задолженности индивидуального предпринимателя по платежам в бюджет может обеспечить ему проведение налоговым органом операции по возврату платежей из бюджета.
     
     После того как закончена сверка уплаченных налогов, индивидуальный предприниматель может направить в налоговую инспекцию заявление о возврате, к которому должен быть приложен подписанный акт сверки платежей в бюджет. В этом заявлении также следует указать, куда должен быть произведен возврат излишне уплаченного налога, подробные банковские реквизиты. Обычно в таких случаях возврат платежей производится в течение трех-четырех дней, поскольку у налогового органа отсутствуют какие-либо основания для отказа в возврате денежных средств.