Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость


О налоге на добавленную стоимость

     
     О.Ф. Цибизова,
начальник отдела Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России
    

Налогообложение операций с ценными бумагами

    
     Организация получила от своего покупателя простой вексель Сбербанка России в качестве предоплаты за товар. В этом же месяце организация внесла этот вексель как предоплату за товар своему поставщику. Возникает ли в данной ситуации у организации обязанность по уплате НДС в момент получения простого векселя Сбербанка, если вексель является формой предоплаты за товар?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых этим налогом по ставкам в размере 10 или 18 %. Таким образом, в налоговую базу по НДС включаются суммы денежных средств, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
     
     Учитывая вышеизложенное, при получении от покупателя простого векселя Сбербанка России в счет предстоящих поставок товаров уплачивать НДС нет необходимости.
     
     Необходимо ли при оплате товара простым векселем Сбербанка России в акте приема-передачи выделять отдельной строкой сумму НДС?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 168 НК РФ в расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитивов, в первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой. В связи с этим в акте приема-передачи товара, оплаченного простым векселем Сбербанка России, следует выделить сумму НДС отдельной строкой.
     
     Является ли операция по оплате товара векселем третьего лица операцией по реализации ценных бумаг, не облагаемой НДС на основании подпункта 12 п. 2 ст. 149 НК РФ? Обязана ли организация учитывать стоимость выбывших векселей третьего лица при расчете доли НДС по общехозяйственным расходам, приходящейся на осуществление не подлежащих налогообложению операций в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 170 НК РФ?
     
     В соответствии с подпунктом 12 п. 2 ст. 149 НК РФ операции по реализации ценных бумаг, в том числе векселей, не подлежат обложению НДС.
     
     Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     
     В соответствии с п. 3 ст. 38 НК РФ товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. При этом п. 2 ст. 38 НК РФ предусмотрено, что под имуществом в целях применения настоящего Кодекса понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ).
     
     На основании ст. 128 и 143 ГК РФ ценные бумаги, в том числе векселя, относятся к объектам гражданских прав.
     
     Таким образом, передача права собственности на вексель третьего лица, в том числе путем обмена на товары, в целях налогообложения признается реализацией этого векселя, освобождаемой от обложения НДС.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 149 НК РФ если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие обложению НДС, и операции, освобождаемые от обложения этим налогом, он обязан вести раздельный учет таких операций. Поэтому при использовании векселей в расчетах за приобретаемые товары налогоплательщик обязан вести раздельный учет данных операций для целей раздельного учета сумм НДС, подлежащих и не подлежащих вычету.
     
     Так, на основании п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), используемым исключительно для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), а суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, подлежащих налогообложению, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     
     Что касается сумм НДС по товарам, работам и услугам, используемым для осуществления операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения, то п. 4 ст. 170 НК РФ предусмотрено принимать их к вычету или учитывать в стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) в той пропорции, в которой они используются для производства и реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению или освобождаются от налогообложения.
     
     К расходам, производимым плательщиками НДС при осуществлении ими операций, как подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (в случае, приведенном в ситуации, - это операции с векселями), относятся расходы, которые не представляется возможным разделить по видам осуществляемых операций без расчета вышеуказанной пропорции.
     
     К таким расходам относятся расходы, определяемые для целей налога на прибыль организаций как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией, в том числе так называемые общехозяйственные расходы.
     
     Что касается других расходов, которые можно учитывать по конкретным видам операций, в том числе по операциям с векселями, то по таким расходам рассчитывать пропорцию не требуется.
     

Вычет сумм НДС по товарам, оплаченным за счет кредита банка

     
     Может ли налогоплательщик принять НДС к вычету, если оплата приобретенных товаров производится за счет кредита банка?
     
     В соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычетам при использовании вышеуказанных товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых НДС. В связи с этим суммы НДС по товарам, оплаченным за счет кредита банка, принимаются к вычету в общеустановленном порядке.
     

Принятие к вычету НДС, уплаченного при получении аванса, в части передаваемых обязательств

     
     ЗАО получило в 2003 году аванс по договору на предоставление услуг связи. ЗАО осуществило в 2004 году реорганизацию в форме выделения. Вновь созданной организации были переданы обязательства по договору на предоставление услуг связи. Имело ли право ЗАО принять к вычету НДС, уплаченный при получении аванса, в части передаваемых обязательств?
     
     В соответствии с п. 6 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), производятся после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Поскольку ЗАО, о котором идет речь в ситуации, не оказывает после реорганизации услуги связи, в счет которых получен авансовый платеж, то и принимать у этого общества к вычету суммы НДС, уплаченные по авансовым платежам по услугам связи, оказываемым после реорганизации другой организацией, оснований не имеется.
     

Восстановление и уплата в бюджет ранее принятого к вычету НДС в части остаточной стоимости безвозмездно передаваемого объекта основных средств

     Обязана ли организация восстановить и уплатить в бюджет ранее принятый к вычету НДС в части остаточной стоимости объекта основных средств, безвозмездно передаваемого органам местного самоуправления?
     
     Пунктом 2 ст. 146 НК РФ предусмотрен перечень операций, не признаваемых объектами обложения НДС. В данный перечень включены операции по передаче на безвозмездной основе органам местного самоуправления объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов.
     
     Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретенных для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС.
     
     На основании вышеизложенного суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении вышеуказанных операций, не признаваемых объектами обложения НДС, вычету не подлежат. В связи с этим суммы НДС, ранее принятые к вычету по вышеназванным объектам основных средств, переданным в муниципальную собственность, должны быть восстановлены и уплачены в бюджет. Исчисление сумм НДС, подлежащих восстановлению по амортизируемому имуществу, производится с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета.
     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
Минфина России

     

Налогообложение бюджетных средств, полученных в счет компенсации льгот

    
     В каком порядке следует осуществлять обложение НДС денежных средств, выделяемых из бюджета в связи с предоставлением льгот по оплате за природный газ отдельным категориям граждан до 1 января 2006 года и начиная с 1 января 2006 года, в связи с введением в действие Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ?
     
     Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям согласно федеральному законодательству, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
     
     Кроме того, в соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
     
     Учитывая вышеизложенное, денежные средства, выделяемые из бюджета в связи с предоставлением льгот по оплате за природный газ отдельным категориям граждан, включаются в налоговую базу по НДС.
     
     Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 22.07.2005 N 119-ФЗ "О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в п. 2 ст. 154 НК РФ, с 1 января 2006 года при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям согласно законодательству, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. При этом суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
     
     Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. При этом под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
     
     Денежные средства, полученные из бюджета в счет компенсации предоставленных льгот отдельным категориям населения по оплате за природный газ, выделяются не на компенсацию расходов поставщиков газа, а на оплату природного газа, реализуемого этим поставщиком вышеуказанным категориям населения. Поэтому с 1 января 2006 года в отношении таких денежных средств порядок обложения НДС не изменяется.
     

Налогообложение операций по договорам займа

     В каком порядке необходимо составлять счета-фактуры и применять НДС при совершении операций по передаче по договорам займа товаров (зерна) из стабилизационного фонда, образованного по решению региональных органов государственной власти?
     
     На основании ст. 39 НК РФ реализацией товаров (работ, услуг) признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом, другому лицу. В связи с этим передача товаров по договорам займа признается реализацией товаров.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом обложения НДС операции по выполнению работ и оказанию услуг органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязанность выполнения вышеуказанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
     
     Таким образом, применение данной нормы НК РФ в отношении операций по реализации товаров (например, зерна), в том числе по договорам займа, действующим законодательством по НДС не предусмотрено. В связи с этим операции по передаче зерна по договорам займа из стабилизационного фонда подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Что касается вопроса о выставлении счетов-фактур при совершении вышеназванных операций, то согласно п. 3 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
     
     Порядок составления счетов-фактур, а также журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги продаж и книги покупок предусмотрен постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
     

Вычет НДС по гостиничным услугам

     
     В каком порядке и на основании каких документов можно произвести вычеты по НДС при осуществлении командировочных расходов, в частности по гостиничным услугам? Может ли служить основанием для налогового вычета гостиничный счет, выполненный не типографским способом?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при продаже товаров (работ, услуг) плательщикам этого налога, документов, подтверждающих фактическую уплату налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных п. 3, 6-8 ст. 171 настоящего Кодекса.
     
     В соответствии с п. 7 ст. 168 НК РФ для организаций (в том числе гостиниц), выполняющих работы, оказывающих платные услуги за наличный расчет непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они применяются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     Порядок оформления документов регулируется правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
     
     Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) установлено, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами.
     
     Согласно п. 13 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, первичные учетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты:
     
     а) наименование документа;
     

     б) дату составления документа;
     
     в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
     
     г) содержание хозяйственной операции;
     
     д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
     
     е) наименование должностей лиц;
     
     ж) личные подписи указанных лиц.
     
     Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, разрабатываются организацией самостоятельно с учетом вышеизложенных требований и утверждаются приказом руководителя.
     
     Согласно п. 7 ст. 9 Закона N 129-ФЗ первичные и сводные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации.
     
     При оформлении оплаты за проживание в гостинице заполняется счет по форме N 3-Г, утвержденной приказом Минфина России от 13.12.1993 N 121, который является бланком строгой отчетности и выдается помимо приходного кассового ордера (или кассового чека), подтверждающего осуществление фактической оплаты по этому счету.
     
     Таким образом, основанием для вычета НДС, уплаченного по услугам гостиниц, являются счет-фактура и документы, подтверждающие фактическую уплату налога (в том числе кассовый чек с выделенной в нем суммой налога отдельной строкой), либо счет из гостиницы по форме N 3-Г, а также платежные документы, подтверждающие осуществление фактической оплаты по этому счету (например, чек контрольно-кассовой машины или приходный кассовый ордер), и иные документы, подтверждающие факт оказания гостиничных услуг.
     

Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

Оформление счетов-фактур между туристической фирмой и туристическим агентством

          
     Туристическая фирма продает путевки санаториев туристическим агентствам, расположенным в различных городах. В обязанности туристической фирмы входит высылка туристическим агентствам счетов-фактур и накладных. Турист получает путевку непосредственно в санатории по представлении доверенности. Как следует вести документооборот счетов-фактур между туристической фирмой и туристическим агентством?
     
     Согласно ст. 1005-1011 ГК РФ правоотношения, о которых идет речь в вопросе, представляют собой агентирование. Принципалом выступает туристическая фирма, а агентом - каждое из туристических агентств.
     
     К данным правоотношениям в полной мере применим порядок документооборота, приведенный в письме МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404 "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
     
     Туристическая фирма, выставляя счет-фактуру туристическому агентству, регистрирует его в журнале выставленных счетов-фактур, но не регистрирует в книге продаж. Туристическое агентство по факту получения денег от покупателя путевки выставляет туристической фирме - принципалу два разных счета-фактуры.
     
     Первый счет-фактура выставляется на сумму продажи путевки физическому лицу. Туристическая фирма регистрирует его в журнале полученных счетов-фактур и в книге продаж. Данный счет-фактура является основанием для исчисления НДС у принципала. Второй счет-фактура выставляется на сумму агентского вознаграждения самого туристического агентства. Туристическая фирма регистрирует его в журнале полученных счетов-фактур и в книге покупок. Данный счет-фактура служит основанием для проведения принципалом налогового вычета в отношении суммы НДС, приходящейся на агентское вознаграждение.


Налоговый вычет при приобретении доли в строящемся здании

     
     ЗАО приобрело у застройщика долю в строящемся здании производственного назначения. При покупке доли был уплачен НДС, предъявленный продавцом имущественных прав в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 и ст. 168 НК РФ.
     
     Имеет ли приобретатель доли право на налоговый вычет суммы НДС, уплаченной продавцу, если в результате совершенной сделки он получит в собственность объект недвижимости, предназначенный для ведения деятельности, облагаемой НДС?
     
     Поскольку между изначальным приобретением доли и дальнейшим приобретением объекта основных средств существуют документально подтвержденные операции, то затраты на приобретение доли рассматриваются в качестве затрат, непосредственно связанных с приобретением данного объекта. Подобный подход к учету затрат на приобретение доли в строящемся объекте основных средств соответствует нормам п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
     
     Учитывая, что понятие "приобретение основных средств" применяется в одном и том же значении как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения (ст. 257 НК РФ), ЗАО имеет право на налоговый вычет в соответствии с п. 1 ст. 172 настоящего Кодекса.
     
     Последовательность отражения операций в бухгалтерском учете соответствует правилам, отраженным в п. 2, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94, утвержденного приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167.
     
     С учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для отражения в бухгалтерском учете затрат по приобретению доли в строящемся здании могут использоваться счета 08 "Вложения во внеоборотные активы", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" и 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами"; для отражения приобретения права собственности на долю в объекте недвижимости - счета 01 "Основные средства", 08; для отражения осуществления налогового вычета по НДС - счета 19 и 68 "Расчеты по налогам и сборам".