Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на прибыль


О налоге на прибыль

     
     Е.Н. Исакина,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     

Правоотношения, возникающие между поставщиком и пользователем нематериальным активом

          
     Основным видом деятельности ООО является обслуживание пользователей программного продукта, поставляемого этим обществом. ООО бесплатно передает объективный материальный носитель информации, а контрагент оплачивает услуги по доставке продукта и его предварительной настройке. Дальнейшее обслуживание пользователей осуществляется на возмездной основе.
     
     Как правоотношения, возникающие в рамках данных сделок, отражаются в бухгалтерском учете и учитываются для целей налогообложения у поставщика и у пользователя нематериальным активом?
     
     Согласно письму Минфина России от 15.11.2002 N 16-00-14/445 при решении вопроса о принятии к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива следует руководствоваться п. 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н.
     
     Так, согласно п. 4 ПБУ 14/2000 к нематериальным активам могут быть отнесены объекты, отвечающие всем условиям, приведенным в п. 3 данного Положения, а именно объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности), в том числе исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных.
     
     При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных необходимо единовременное выполнение следующих условий (п. 3 ПБУ 14/2000):
     
     - отсутствие материально-вещественной (физической) структуры;
     
     - возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имущества;
     
     - использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
     
     - использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
     
     - организацией не предполагается последующая перепродажа данного имущества;
     
     - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
     
     Согласно п. 24-26 ПБУ 14/2000 отражение в бухгалтерском учете организации операций, связанных с предоставлением (получением) права на использование объектов интеллектуальной собственности, осуществляется на основании заключенных между правообладателем и пользователем лицензионных договоров, авторских договоров, договоров коммерческой концессии и других аналогичных договоров, заключенных в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком.
     
     Нематериальные активы, предоставленные организацией-правообладателем в пользование другой организации-пользователю при сохранении первой организацией исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, не списываются и подлежат обособленному отражению в бухгалтерском учете организации- правообладателя в оценке в соответствии с правилами раздела II ПБУ 14/2000 [нематериальные активы принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) и т.д.].
     
     Начисление амортизации по нематериальным активам, предоставленным в пользование, производится организацией-правообладателем.
     
     Организация-пользователь учитывает полученные в пользование объекты интеллектуальной собственности на забалансовом счете в оценке, принятой в договоре.
     
     При этом периодические платежи за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, включая авторские вознаграждения, исчисляемые и уплачиваемые в порядке и в сроки, установленные договором, включаются организацией-пользователем в расходы отчетного периода, а фиксированный разовый платеж за предоставленное право пользования объектами интеллектуальной собственности, включая авторское вознаграждение, отражается в бухгалтерском учете организацией-пользователем как расходы будущих периодов и подлежит списанию в течение срока действия договора.
     
     Установлен следующий порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения объектов интеллектуальной собственности для поставщика.
     
     С учетом положений Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденного приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для отражения в бухгалтерском учете доставки, настройки программного продукта на возмездной основе, а также обслуживания могут использоваться следующие счета: 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы", 44 "Расходы на продажу", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 90 "Продажи".
     
     Выручка организации-поставщика (правообладателя) от реализации имущественных прав признается ее доходом по основаниям ст. 249 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
     
     Затраты организации-поставщика (правообладателя), связанные с исполнением договорных обязанностей, признаются расходами, уменьшающими доход для целей налогообложения прибыли согласно ст. 253 НК РФ.
     
     Для пользователя объектами интеллектуальной собственности установлен следующий порядок ведения бухгалтерского учета и налогообложения.
     
     С учетом положений Плана счетов для отражения в бухгалтерском учете получения материального носителя, стоимости услуг по его настройке могут использоваться следующие счета: 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 97 "Расходы будущих периодов"; для списания - 26, 97; для дальнейшего обслуживания - 19, 26, 60.
     
     В соответствии с подпунктом 26 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям), относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией. К вышеуказанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 10 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
     
     Таким образом, для целей исчисления налога на прибыль организаций затраты пользователя признаются прочими расходами, связанными с производством и реализацией.
     

Налогообложение при оплате почтовых услуг

     
     ООО оказывает услуги физическим лицам. При этом ООО производит их оплату через банки, отделения Федеральной почтовой связи и другие организации. Все договоры об оказании услуг физическим лицам носят возмездный характер. Может ли ООО принять для целей налогообложения прибыли затраты, понесенные при оплате услуг, оказанных отделениями Федеральной почтовой связи и другими организациями? Какие первичные документы необходимы для оформления понесенных затрат в случаях оплаты услуг не банками и не отделениями Федеральной почтовой связи?
     
     Согласно подпункту 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав расходов, связанных с производством и реализацией, включены расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, Интернет и иные аналогичные системы).
     
     В соответствии с подпунктом 49 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся и другие расходы налогоплательщика, связанные с производством и (или) реализацией, но не поименованные в данной статье Кодекса.
     
     Следовательно, оплата услуг, связанных с ведением расчетов от имени и по поручению налогоплательщика, подпадает под определение, содержащееся в подпункте 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     В соответствии с требованиями ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
     
     Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
     
     Таким образом, для документального оформления произведенных расходов необходимы первичные учетные документы.
     

     Отношения с контрагентами, не являющимися ни банками, ни отделениями Федеральной почтовой связи, оформляются договорами поручения, составленными в соответствии со ст. 971 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.
     
     Согласно ст. 974 ГК РФ поверенный обязан по исполнении поручения или прекращении договора поручения до его исполнения без промедления возвратить доверителю доверенность, срок действия которой не истек, и представить отчет с приложением оправдательных документов, если это требуется по условиям договора или по характеру поручения.
     
     Отчет поверенного будет являться юридически значимым документом для целей подтверждения обоснованности расходов организации-доверителя.
     
     Согласно ст. 168 и 169 НК РФ в расчетных документах, первичных учетных документах и в счетах-фактурах сумма НДС, предъявляемая продавцом покупателю, выделяется отдельной строкой. При совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) согласно ст. 149 настоящего Кодекса, налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 169 НК РФ.
     
     Таким образом, поверенный обязан выставлять доверителю счета-фактуры на выполненные услуги, а доверитель обязан учитывать их в журнале полученных счетов-фактур и регистрировать в книге покупок.
     

Т.М. Гуркова
     

Последствия для налогоплательщика при перечислении налога на неверный код бюджетной классификации

    
     Российская организация в декабре 2004 года при перечислении налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций, в платежном поручении на уплату налога указала неверный код бюджетной классификации: вместо кода 1010105 - налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, был поставлен код 1010101 - налог на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет. После того как в январе 2005 года ошибка была обнаружена, организация направила в налоговую инспекцию заявление с просьбой о проведении зачета денежных средств на соответствующий код бюджетной классификации.
     
     Следует ли рассматривать перечисление этого налога на другой код бюджетной классификации как налоговую недоимку с начислением пени?
     
     В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" под бюджетной классификацией Российской Федерации понимается группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, которая применяется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
     
     Каждому виду дохода соответствует свой код бюджетной классификации.
     
     Согласно бюджетному законодательству, действовавшему в 2004 году, налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, подлежал уплате в федеральный бюджет по коду бюджетной классификации 1010105, а налог на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, - по коду бюджетной классификации 1010101.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или в кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи.
     
     Указание в платежном поручении неверного кода бюджетной классификации не может привести к возникновению недоимки, поскольку сумма налога поступила в бюджет несмотря на то, что она была учтена по другому коду бюджетной классификации, направляемому в тот же бюджет.
     

     Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей Кодекса денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, чего в рассматриваемом случае не произошло.
     
     При обнаружении факта неуплаты налога в установленный срок налоговые органы вправе направить налогоплательщику требование об уплате налога и соответствующих пеней.
     
     Если налогоплательщик ошибся, указав в платежных документах неправильный код бюджетной классификации, он может заявить об этой ошибке в налоговый орган. Такая ошибка устраняется после проведения сверки данных информационных ресурсов налогового органа с данными документов налогоплательщика.
     
     Сумма налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций российскими организациями, уплаченная в федеральный бюджет по иному коду бюджетной классификации (1010105), при условии, что она была зачислена в один и тот же бюджет, не должна рассматриваться как налоговая недоимка с начислением пени.
     

Учет сумм акциза

     
     Подлежат ли суммы акциза отнесению к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и когда производится уменьшение налогооблагаемой базы на сумму акциза: в момент оприходования нефтепродуктов или в момент их реализации покупателям с учетом имеющегося свидетельства?
     
     Подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ определено, что суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 настоящего Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров.
     
     Так, согласно п. 19 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде сумм налогов, предъявленных в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав), если иное не предусмотрено НК РФ.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 199 НК РФ суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров (за исключением реализации на безвозмездной основе) и предъявленные покупателю, относятся у налогоплательщика на расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций.
     
     Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом обложения акцизами признаются нефтепродукты, полученные организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство).
     
     При этом получением нефтепродуктов считаются в том числе операции по приобретению нефтепродуктов в собственность; оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с главой 22 настоящего Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные ст. 200 НК РФ, сумма акциза, устанавливаемая в соответствии со ст. 194 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 8 ст. 200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с п. 8 ст. 201 настоящего Кодекса).
     

     Учитывая вышеизложенное, в соответствии с подпунктом 3 п. 4 ст. 199 НК РФ сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, связанным с получением нефтепродуктов (подпункт 3 п. 1 ст. 182 Кодекса), в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается.
     
     В случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, связанным с получением нефтепродуктов, включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов, то есть не подлежит вычетам.
     
     При этом налогоплательщикам следует иметь в виду, что суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и отнесенные на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, подлежат корректировке (восстановлению) в целях обложения налогом на прибыль организаций при представлении документов в соответствии с п. 8 ст. 201 НК РФ, поскольку у налогоплательщика, имеющего свидетельство, возникает право на предъявление вычета в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса на момент представления вышеуказанных документов.
     
     Таким образом, при реализации налогоплательщиком подакцизных нефтепродуктов покупателям, имеющим свидетельства, уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль должно производиться на момент начисления акциза, подлежащего уплате в бюджет в соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
     
     Одновременно следует учитывать, что поскольку при представлении налогоплательщиком, реализующим нефтепродукты покупателю, имеющему свидетельство, документов, перечисленных в п. 8 ст. 201 НК РФ, возникает право на предъявление вычета на сумму начисленного ранее акциза, то налогоплательщик обязан восстановить налог на прибыль на вышеуказанную сумму акциза в составе внереализационных доходов в качестве прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году.
     

Д.В. Осипов


Признание дохода, полученного по государственным и муниципальным ценным бумагам

    
     Будет ли доход признаваться полученным на конец соответствующего отчетного периода, если по государственным и муниципальным ценным бумагам, находящимся на балансе организации в течение более одного отчетного периода, эмитентом не производились выплаты купонного (процентного) дохода? В какой срок в этой ситуации должен уплачиваться налог на прибыль налогоплательщиком - получателем дохода?
     
     Согласно п. 6 ст. 271 НК РФ по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях главы 25 настоящего Кодекса доход признается полученным и включается в состав соответствующих доходов на конец соответствующего отчетного периода.
     
     В соответствии с абзацем вторым п. 4 ст. 287 НК РФ налог с доходов по государственным и муниципальным ценным бумагам, при обращении которых из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход, подлежащих налогообложению согласно п. 4 ст. 284 Кодекса у получателя доходов, уплачивается в бюджет налогоплательщиком - получателем дохода в течение 10 дней по окончании месяца, в котором получен доход.
     
     Согласно абзацу третьему п. 5 ст. 328 НК РФ если налогоплательщик применяет при определении доходов и расходов метод начисления, то сумма процентов, полученная налогоплательщиком (причитающаяся налогоплательщику) по государственным и муниципальным ценным бумагам, признается доходом на дату реализации ценной бумаги, либо на дату выплаты таких процентов (погашения купона) в соответствии с условиями эмиссии, либо на последнюю дату отчетного периода в соответствии с положениями главы 25 Кодекса.
     
     Учитывая вышеизложенное, если в течение отчетного периода эмитентом не производились выплаты купонного (процентного) дохода, а также срок действия долгового обязательства приходится более чем на один отчетный период, то при нахождении ценных бумаг у налогоплательщика доход по государственным и муниципальным ценным бумагам будет признаваться полученным на конец соответствующего отчетного периода и налог должен быть уплачен в течение 10 дней по окончании последнего месяца отчетного периода.
     
     При этом если доход в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам был выплачен эмитентом в соответствии с условиями эмиссии в отчетном периоде, то такой доход будет признаваться на дату выплаты таких процентов и налог должен будет быть уплачен в течение 10 дней по окончании месяца, в котором был выплачен доход. Например, если условиями эмиссии предусмотрена выплата дохода в виде процентов 20 января и больше выплат в первом отчетном периоде не производилось, организация уплачивает в первом отчетном периоде налог в течение 10 дней по окончании месяца, в котором был получен доход, то есть до 10 февраля, а также в течение 10 дней по окончании последнего месяца отчетного периода, то есть до 10 апреля, на сумму накопленного купонного (процентного) дохода, начисленного с даты выплаты до конца отчетного периода (по новому купону).
     

Налогообложение при выкупе акционерным обществом собственных акций у акционеров-нерезидентов

     
     Правильно ли, что в случае выкупа акционерным обществом собственных акций у акционеров-нерезидентов, не имеющих представительства на территории Российской Федерации, обязанностей налогового агента у общества по удержанию налога на доходы от источников в Российской Федерации не возникает, если доля недвижимости составляет менее 50 % стоимости активов общества?
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации, которые получены иностранной организацией и не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся подлежащие обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 п. 1 ст. 309 настоящего Кодекса, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
     
     Учитывая вышеизложенное, если доля находящегося на территории Российской Федерации недвижимого имущества в активах организации составляет менее 50 %, на организацию в случае выкупа собственных акций у акционеров-нерезидентов, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, не возлагается обязанность налогового агента по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.