Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"


Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91
"О некоторых вопросах применения арбитражными судами
главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации"*1

     _____
     *1 Для удобства пользования текст информационного письма Президиума ВАС РФ и комментарий к нему объединены; при этом текст документа выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.
     

Л.А. Короткова,
юрист

     
     Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" раздел VIII "Федеральные налоги" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) был дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина" (п. 5 ст. 2 данного Закона).
     
     Федеральный закон от 02.11.2004 N 127-ФЗ вступил в силу с 1 января 2005 года.
     
     Таким образом, начиная с 1 января 2005 года вопросы взимания и возврата государственной пошлины регулируются положениями части второй НК РФ.
     
     Несмотря на непродолжительный период действия главы 25.3 НК РФ, в практике применения арбитражными судами данных норм возникали вопросы, которые требовали единообразного подхода к их разрешению.
     
     Президиум ВАС РФ, используя предоставленное ему ст. 16 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" право рассматривать отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информировать арбитражные суды, выработал рекомендации по применению положений главы 25.3 НК РФ, издав информационное письмо от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - информационное письмо ВАС РФ N 91).
     
     Данное информационное письмо ВАС РФ направлено на обеспечение единообразного применения арбитражными судами положений главы 25.3 НК РФ. Вместе с тем оно представляет интерес и для организаций, и для физических лиц (индивидуальных предпринимателей), которые обращаются в арбитражные суды за совершением действий [рассмотрением искового заявления (заявления), заявления о принятии обеспечительных мер, апелляционной и кассационной жалоб и т.д.], поскольку арбитражные суды будут рассматривать вопрос о принятии таких обращений юридических и физических лиц, руководствуясь разъяснениями Президиума ВАС РФ.
     
     С учетом вышеизложенного рассмотрим некоторые вопросы, возникающие при применении положений главы 25.3 НК РФ, освещенных в информационном письме N 91.
     
     <...> 1. Согласно пункту 3 статьи 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.
     
     В связи с этим (с учетом положений статьи 45 Кодекса) необходимо иметь в виду, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "Списано со счета плательщика" - дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункт 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 N 2-П (с последующими изменениями)).
     
     Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме должен быть подтвержден документами, перечисленными в абзаце третьем пункта 3 статьи 333.18 Кодекса.
     
     При наличии упомянутых доказательств, подтверждающих уплату в федеральный бюджет государственной пошлины за рассмотрение дела в арбитражном суде, исковое заявление, иное заявление, жалоба принимаются к рассмотрению.
     
     Уплата налога в безналичной форме. Согласно п. 3.1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Банком России от 03.10.2002 N 2-П (далее - Положение о безналичных расчетах), платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке.
     
     Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика. После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле "Поступ. в банк плат." ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле "Отметки банка" проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению (п. 3.5 Положения о безналичных расчетах).
     
     Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством*1, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
     _____

     *1 Статьей 31 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что кредитная организация, Банк России обязаны осуществить перечисление средств клиента и зачисление средств на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа, если иное не установлено федеральным законом, до-говором или платежным документом.
     
     В п. 3.8 части I Положения о безналичных расчетах указано, что при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
     
     Форма платежного поручения приведена в приложении 1 к Положению о безналичных расчетах, согласно которому поле "Списано со сч. плат." расположено в верхней части платежного поручения над полем "Платежное поручение N", а поле "Отметки банка" - в его нижней части после поля "Назначение платежа".
     
     Уплата налога в наличной форме. Согласно ст. 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
     
     Форма квитанции, выдаваемая плательщику (организации) банком, приведена в приложении 3 к Положению о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденному Банком России от 09.10.2002 N 199-П.
     
     Форма платежного документа (извещения) физического лица на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (в том числе государственной пошлины) приведена в совместном письме ФНС России N ММ-6-10/143, Сбербанка России N 07-125В от 18.02.2005.
     
     Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), форма квитанции, выдаваемой должностным лицом или кассой органа, которым плательщик производит уплату государственной пошлины, на настоящее время не утверждена.
     
     2. В соответствии со статьей 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, уплачивается в федеральный бюджет.
     
     Если к исковому заявлению, иному заявлению, жалобе приложен документ, подтверждающий уплату истцом, заявителем государственной пошлины не в федеральный бюджет, арбитражный суд, исходя из части 1 статьи 128, части 1 статьи 263, части 1 статьи 280 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выносит определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывая в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет.
     
     В определении об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения или в ином судебном акте может быть указано на возврат государственной пошлины, уплаченной за рассмотрение дела в арбитражном суде не в федеральный бюджет.
     
     При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 129, пунктом 5 части 1 статьи 264, пунктом 4 части 1 статьи 281 АПК РФ.
     
     Можно избежать ситуации, связанной с уплатой государственной пошлины не в тот бюджет или с указанием неверных реквизитов, используя информацию, размещенную в Интернете на официальных сайтах арбитражных судов (например, сайт ВАС РФ - www.arbitr.ru, на котором представлена информация об арбитражной системе Российской Федерации с указанием в том числе сайтов данных арбитражных судов; сайт Арбитражного суда г. Москвы - www.msk.arbitr.ru; сайт Федерального арбитражного суда Московского округа - www.fasmo.arbitr.ru и т.д.).
     
     На сайтах арбитражных судов, как правило, размещен образец платежного поручения, в котором приведены подлежащие указанию реквизиты для уплаты государственной пошлины (БИК, ОКАТО, ИНН и КПП, наименование банка получателя средств и налогового органа, счет получателя средств, код бюджетной классификации, присвоенный данному платежу, и примерный текст назначения платежа).
     
     Если арбитражный суд не имеет своего сайта или на сайте арбитражного суда не содержится образец платежного поручения на перечисление государственной пошлины в бюджет, можно использовать информацию, которая может быть предоставлена налоговым органом по месту нахождения арбитражного суда, в который за совершением действий обращается плательщик налога*1.
     _____

     *1 До вступления в силу главы 25.3 НК РФ плательщики государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, избегая затруднений, связанных с получением информации о реквизитах, необходимых для уплаты данного платежа, производили уплату государственной пошлины по реквизитам, предоставленным налоговым органом, расположенным по месту нахождения самого плательщика налога.
     
     Вывод относительно выбора соответствующего налогового органа следует из положения ст. 333.40 НК РФ, согласно которой возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.
     
     Таким образом, во избежание спорных ситуаций уплату государственной пошлины целесообразно производить, указывая реквизиты, предоставленные налоговым органом, на территории которого расположен соответствующий арбитражный суд.
     
     В письме ФНС России от 31.03.2005 N ГИ-6-04/246@ "О возврате государственной пошлины" обращено внимание налоговых органов на то, что администратором поступлений государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, является ФНС России, на которую возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
     
     Необходимо отметить, что приказом Минфина России от 23.03.2005 N 47н в приложение 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н, внесены изменения, касающиеся кодов бюджетной классификации по доходам, администрируемым федеральными органами государственной власти Российской Федерации, в частности:
     
     - глава "182 Федеральная налоговая служба" дополнена следующим кодом бюджетной классификации:
     
     - "182 1 08 01000 01 0000 110 Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах";
     
     - из главы "434 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации" код бюджетной классификации "434 1 08 01000 01 0000 110 Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах" исключен.
     
     Изменения, внесенные в приложение 11 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, вызваны объективными обстоятельствами, а именно тем, что ВАС РФ в силу своего статуса - высшего судебного органа не может являться администратором налоговых поступлений, поскольку данные функции выполняет орган исполнительной власти, которым в данном случае выступает ФНС России.
     
     При этом согласно Приложению 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в качестве главного распорядителя средств федерального бюджета - администратора поступлений в бюджеты Российской Федерации по коду "434 1 08 01000 01 0000 110 Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах" указан ВАС РФ.
     
     Данное несоответствие, по всей видимости, вызвано несовершенством законодательного процесса, который не может оперативно реагировать на возникающие в практике работы ситуации.
     
     В п. 2 информационного письма ВАС РФ N 91 указано, что арбитражный суд, вынося определение об оставлении искового заявления, иного заявления, жалобы без движения, указывает в нем срок, в течение которого плательщику следует представить документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в федеральный бюджет. При непредставлении истцом, заявителем в определенный арбитражным судом срок документа, подтверждающего уплату государственной пошлины в установленных порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайства о предоставлении отсрочки, рассрочки, уменьшении размера государственной пошлины исковое заявление, иное заявление, жалоба возвращаются.
     
     Необходимо отметить, что правоприменительная практика арбитражных судов свидетельствует о том, что в срок, установленный в определении арбитражного суда, соответствующий документ должен поступить в арбитражный суд. В этом случае удастся избежать спора относительно надлежащего исполнения представившим документ лицом возложенной на него обязанности*1 и как следствие - подготовки дополнительных процессуальных документов в суд и судебных процессов.
     _____

     *1 Согласно п. 6 ст. 114 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.
     
     3. Плательщику государственной пошлины, отказавшемуся после уплаты государственной пошлины от подачи искового заявления, иного заявления, жалобы, арбитражный суд выдает по его просьбе справку о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали (пункт 3 статьи 333.40 Кодекса).
     
     В этом случае определение о возврате государственной пошлины не выносится.
     
     Пункт 3 информационного письма ВАС РФ N 91 по последствиям отказа от искового заявления, иного заявления, жалобы перекликается с п. 7, в комментарии к которому будут освещены данные последствия.
     
     4. На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 333.17 Кодекса плательщиками государственной пошлины признаются ответчики в арбитражных судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
     
     В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса ответчики уплачивают указанную в судебном акте государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления акта в законную силу.
     
     В связи с этим исполнительные листы на взыскание государственной пошлины с ответчиков выдаются по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно.
     
     В законодательстве, регулирующем вопросы уплаты государственной пошлины, появилась новелла, устанавливающая сроки уплаты государственной пошлины ответчиками в арбитражных судах.
     
     Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ ответчики в арбитражных судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой Кодекса, уплачивают государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
     
     В п. 4 информационного письма ВАС РФ N 91 указан момент, начиная с которого арбитражным судом может быть выдан исполнительный лист на взыскание государственной пошлины, - по истечении десяти дней после вступления судебного акта в законную силу, и обстоятельство, которое обуславливает данное действие арбитражного суда, - отсутствие в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена ее плательщиком добровольно.
     
     Учитывая вышеизложенное, при уплате плательщиком в добровольном порядке государственной пошлины представляется целесообразным своевременно информировать арбитражный суд о данном факте в письменном виде с приложением платежного поручения, оформленного с учетом рекомендаций, приведенных в п. 1 информационного письма ВАС РФ N 91.
     
     Данные действия плательщика государственной пошлины, произведенные до истечения десятидневного срока со дня вступления в законную силу решения суда, позволят избежать двойной уплаты государственной пошлины за одно и то же действие арбитражного суда, которая может возникнуть при добровольной своевременной уплате государственной пошлины самостоятельно плательщиком и списании денежных средств со счета плательщика по исполнительному листу, выданному арбитражным судом, который не располагает сведениями о добровольной уплате платежа налогоплательщиком.
     
     Вместе с тем уведомить арбитражный суд о надлежащем исполнении обязанности, возложенной законом на плательщика государственной пошлины, в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда, учитывая размеры территории Российской Федерации, представляется весьма затруднительным. Так, например, почтовые отправления в пределах г. Москвы могут идти до адресата в течение двух недель. Возможным выходом из сложившейся ситуации может стать направление до истечения срока, указанного в подпункте 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ, на факс арбитражного суда документов, свидетельствующих о надлежащем исполнении плательщиком налога обязанности по уплате платежа с одновременным направлением данных документов почтой.
     
     5. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.22 Кодекса при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18 Кодекса.
     
     С учетом результатов рассмотрения дела государственная пошлина, подлежащая уплате в связи с увеличением размера исковых требований, взыскивается в доход федерального бюджета или с истца, или с ответчика.
     
     Исполнительные листы на взыскание с истца государственной пошлины следует выдавать по истечении десяти дней после вступления в законную силу судебного акта о взыскании государственной пошлины и при отсутствии в деле информации о том, что государственная пошлина уплачена истцом добровольно.
     
     В комментируемом пункте информационного письма ВАС РФ N 91 поднят вопрос о моменте, по истечении которого арбитражным судом может быть выдан исполнительный лист на взыскание государственной пошлины или с истца, увеличившего размер исковых требований, или с ответчика. Данным моментом является истечение десяти дней после вступления в законную силу судебного акта.
     
     Подробно об обстоятельствах, связанных с данным сроком, сказано в комментарии к п. 4 информационного письма ВАС РФ N 91.
     
     6. Необходимо учитывать, что основания, при наличии которых истцу, заявителю может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, определены пунктом 2 статьи 333.22 Кодекса.
     
     Согласно пункту 1 статьи 333.41 Кодекса отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины может быть предоставлена арбитражным судом истцу, заявителю по его ходатайству на срок до окончания рассмотрения дела, но не более чем на шесть месяцев. Если после истечения срока, на который представлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, дело не рассмотрено, суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган.
     
     Определения понятий отсрочки и рассрочки по уплате налога и сбора содержатся в п. 1 ст. 64 НК РФ, согласно которому отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога соответственно с единовременной (отсрочка) или поэтапной (рассрочка) уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
     
     При этом в п. 2 ст. 64 НК РФ указаны обстоятельства, при наличии которых может быть предоставлена отсрочка или рассрочка платежа.
     
     Приведенные в данном пункте ст. 64 НК РФ обстоятельства многочисленны и не могут быть объединены каким-либо общим признаком, который приведен в п. 2 ст. 333.22 НК РФ, - имущественное положение плательщика.
     
     В связи с вышеизложенным ВАС РФ обратил внимание судов на то, что основания, при наличии которых истцу, заявителю может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины, определены п. 2 ст. 333.22 НК РФ.
     
     С учетом положений п. 1 ст. 333.41 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты*1 не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
     _____

     *1 В данном случае, по всей видимости, речь идет о процентах, порядок начисления которых определен в п. 4 ст. 64 НК РФ: " ...на сумму задолженности начисляются проценты исходя из ставки, равной одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей за период отсрочки или рассрочки...".
     
     В рассматриваемом пункте информационного письма ВАС РФ N 91 дан ответ на вопрос о действиях арбитражного суда, если рассмотрение дела им еще не окончено и соответственно не решен вопрос о распределении судебных расходов (в том числе государственной пошлины) между сторонами, а шестимесячный срок, предоставленный в качестве отсрочки или рассрочки платежа, истек. В этом случае арбитражный суд выносит определение о взыскании с истца, заявителя неуплаченной государственной пошлины, выдает исполнительный лист и направляет его для исполнения в налоговый орган.
     
     При отсутствии на счете истца, заявителя денежных средств списание соответствующих сумм будет произведено на основании выставленного налоговым органом в банк инкассового поручения при поступлении на данный счет денежных средств.
     
     Из положений п. 6 информационного письма ВАС РФ N 91 не следует, что отсрочка или рассрочка по уплате государственной пошлины может быть предоставлена ответчику в случае, если решение суда принято не в его пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
     
     7. В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса в случае прекращения производства по делу или оставления заявления арбитражным судом без рассмотрения уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
     
     Поэтому с 01.01.2005 государственная пошлина подлежит возврату как в случаях прекращения производства по делу или оставления заявления арбитражным судом без рассмотрения, предусмотренных абзацем вторым части 1 статьи 149, абзацем вторым части 1 статьи 151 АПК РФ, так и в иных случаях на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса.
     
     Вместе с тем при прекращении производства по делу в связи с отказом истца от иска следует учитывать, что не возвращается государственная пошлина, если установлено, что истец отказался от иска в связи с добровольным удовлетворением ответчиком его требований после вынесения арбитражным судом определения о принятии искового заявления к производству (абзац третий подпункта 3 пункта 1 статьи 333.40 Кодекса).
     
     С момента введения в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) (1 сентября 2002 года) при решении вопроса о возврате государственной пошлины в случае прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения арбитражные суды руководствуются положениями данного Кодекса.
     
     Из ст. 104 АПК РФ следует, что государственная пошлина подлежит возврату в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом. При этом в части 1 ст. 151 "Порядок и последствия прекращения производства по делу" АПК РФ указано, что возврат государственной пошлины из федерального бюджета производится в случае, предусмотренном п. 1 ст. 150 настоящего Кодекса, согласно которому арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
     
     В ст. 149 "Порядок и последствия оставления искового заявления без рассмотрения" АПК РФ возможность возврата государственной пошлины не предусмотрена.
     
     Таким образом, из положений АПК РФ следует, что государственная пошлина может быть возвращена только в случае, если арбитражный суд установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, и вынесет определение о прекращении производства по делу.
     
     С учетом вышеизложенного разъяснения ВАС РФ о том, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату во всех случаях при прекращении производства по делу или оставления заявления без рассмотрения, за исключением случая, указанного в абзаце третьем подпункта 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ (при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству), прежде всего направлены на обеспечение защиты интересов плательщика государственной пошлины.
     
     Арбитражный суд, решая вопрос о возврате государственной пошлины, отражает его в определении, принимаемом в случаях прекращения производства по делу или оставления искового заявления без рассмотрения.
     
     В отличие от рассматриваемой ситуации, когда арбитражным судом выносится соответствующее определение, в ситуации, приведенной в п. 3 информационного письма ВАС РФ N 91, арбитражным судом выдается справка о том, что исковое заявление, иное заявление, жалоба в суд не поступали.
     
     Различие в видах выпускаемых арбитражными судами документов объясняется тем, что в случае, указанном в п. 3 информационного письма ВАС РФ N 91, исковое заявление (иное заявление, жалоба) не принимается арбитражным судом к производству, им не выносится определение о подготовке дела к судебному разбирательству. Иными словами, отсутствуют процессуальные документы арбитражного суда, свидетельствующие о том, что исковое заявление (иное заявление, жалоба) поступали в арбитражный суд.
     
     Установленные законодательством ограничения по возврату государственной пошлины - государственная пошлина не возвращается при отказе истца от иска или в случае добровольного удовлетворения ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству - можно объяснить тем, что в рассматриваемом случае судом уже произведены соответствующие приготовления для отправления судебного производства, в том числе затрачены материальные ресурсы по заявленному в суд требованию.
     
     8. В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 333.22 Кодекса при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40 Кодекса.
     
     В указанном случае надо иметь в виду, что государственная пошлина возвращается лишь тогда, когда уменьшение размера исковых требований принято арбитражным судом (части 2, 5 статьи 49 АПК РФ). На возвращение государственной пошлины истцу может быть указано как в определении, так и в решении и постановлении арбитражного суда.
     
     Уменьшение размера исковых требований принимается арбитражным судом согласно части 5 ст. 49 АПК РФ, если это не противоречит закону или не нарушает права других лиц. Данные обстоятельства устанавливаются арбитражным судом на основании всестороннего и объективного исследования материалов дела.
     
     Различие судебных актов: определение, решение, постановление, в которых разрешается вопрос о возврате государственной пошлины, - объясняется тем, что истец вправе отказаться от иска полностью или частично при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции (часть 2 ст. 49 АПК РФ).
     
     Иными словами, вопрос о возврате государственной пошлины может быть разрешен как в определении и решении арбитражного суда первой инстанции, так и в постановлениях, принимаемых арбитражными судами апелляционной и кассационной инстанций.
     
     9. В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 Кодекса возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.
     
     Действия налогового органа, связанные с невозвратом государственной пошлины, плательщик государственной пошлины с соблюдением правил о подведомственности споров арбитражным судам вправе оспорить в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ.
     
     Глава 24 АПК РФ регулирует порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
     
     Применительно к обжалованию действий налогового органа, связанных с невозвратом государственной пошлины, можно применить положения п. 25 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
     
     Проведя аналогию с данным пунктом вышеуказанного постановления ВАС РФ, можно предположить, что если налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины либо если между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать сумму государственной пошлины уплаченной в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, то налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица).
     
     Если же решение об отказе в возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принято налоговым органом, то такое решение может быть оспорено налогоплательщиком путем предъявления заявления о признании недействительным решения государственного органа.
     
     Несмотря на то что в п. 9 информационного письма ВАС РФ N 91 не разъяснено, должно ли заявление плательщика государственной пошлины о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, подаваемое в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина, содержать ссылки на положения НК РФ, которые регулируют вопросы возврата излишне уплаченных сумм налога (ст. 78 и 79 Кодекса), представляется, что ссылка на соответствующие положения НК РФ не будет излишней.
     
     10. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса государственная пошлина уплачивается при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными.
     
     При применении этого положения следует иметь в виду, что в соответствии с частью 2 статьи 329 АПК РФ заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагаются. Упомянутая норма АПК РФ не утратила юридической силы после введения в действие главы 25.3 Кодекса, о чем, исходя из универсальности воли законодателя, свидетельствует содержание подпункта 7 пункта 1 статьи 333.36 Кодекса, предусматривающего освобождение от уплаты государственной пошлины жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, направленных в суды общей юрисдикции и мировым судьям.
     
     Из содержания части 2 статьи 329 АПК РФ, кроме того, следует, что по делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не облагаются государственной пошлиной также апелляционные и кассационные жалобы.
     
     В данном пункте Президиум ВАС РФ разъяснил, что, несмотря на то что глава 25.3 НК РФ не содержит положений, предусматривающих освобождение от уплаты государственной пошлины по жалобам, подаваемым на действия судебного пристава-исполнителя в арбитражный суд, в данном случае подлежат применению положения ст. 329 АПК РФ.
     
     Согласно разъяснению Президиума ВАС РФ данная норма процессуального законодательства предоставляет освобождение от уплаты государственной пошлины не только по жалобам об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, подаваемым в арбитражный суд первой инстанции, но также по апелляционным и кассационным жалобам, подаваемым в арбитражные суды вышестоящих инстанций.
     
     Таким образом, Президиум ВАС РФ дал разъяснения не столько положений главы 25.3 НК РФ, сколько положений части 2 ст. 329 АПК РФ, текст которой не содержит прямых указаний на освобождение от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционных и кассационных жалоб об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
     
     11. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса при подаче заявлений неимущественного характера (кроме заявлений, перечисленных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса), в том числе заявлений о признании права, заявлений о присуждении к исполнению обязанности в натуре, уплачивается государственная пошлина в размере 2000 рублей.
     
     Указанное положение подлежит применению с учетом того, что исходя из части 2 статьи 103 АПК РФ исковые заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения относятся к исковым заявлениям о признании права.
     
     Учитывая приведенные в п. 11 информационного письма ВАС РФ N 91 положения НК РФ и АПК РФ, заявления о признании права собственности, права пользования, права владения, права распоряжения подлежат оплате государственной пошлиной в размере 2000 руб.
     
     12. В случаях когда цена иска определяется в соответствии с частью 1 статьи 103 АПК РФ, государственная пошлина уплачивается в размере, установленном при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса).
     
     В ст. 103 АПК РФ приведены правила, на основании которых определяется цена иска:
     
     1) по искам о взыскании денежных средств - исходя из взыскиваемой суммы;
     
     2) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке, - исходя из оспариваемой денежной суммы;
     
     3) по искам об истребовании имущества - исходя из стоимости истребуемого имущества;
     
     4) по искам об истребовании земельного участка - исходя из стоимости земельного участка.
     
     В цену иска включаются также указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штраф, пени) и проценты.
     
     При этом цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований.
     
     Цена иска устанавливается для исчисления размера государственной пошлины.
     
     Определив цену иска с учетом положений ст. 103 АПК РФ, на основании положений подпункта 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ можно установить размер подлежащей уплате государственной пошлины.
     
     При подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
     
     - до 50 000 руб. - 4 % цены иска, но не менее 500 руб.;
     
     - от 50 001 руб. до 100 000 руб. - 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.;
     
     - от 100 001 руб. до 500 000 руб. - 3500 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100 000 руб.;
     
     - от 500 001 руб. до 1 000 000 руб. - 11 500 руб. плюс 1% суммы, превышающей 500 000 руб.;
     
     - свыше 1 000 000 руб. - 16 500 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 1 000 000 руб., но не более 100 000 руб.
     
     13. Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса при подаче заявления об обеспечении иска заявителем уплачивается государственная пошлина в размере 1000 рублей. По смыслу названной правовой нормы к заявлениям об обеспечении иска относятся указанные в части 1 статьи 90 АПК РФ заявления, направленные на обеспечение иска, и заявления, направленные на обеспечение имущественных интересов.
     
     В связи с этим необходимо учитывать, что с 01.01.2005 упомянутое в части 4 статьи 90 АПК РФ заявление о принятии обеспечительных мер, подаваемое в арбитражный суд лицами, указанными в части 3 названной статьи и в статье 99 АПК РФ, оплачивается государственной пошлиной в размере 1000 рублей.
     
     Государственная пошлина подлежит уплате по каждому заявлению об обеспечении иска, в том числе по делам о банкротстве, независимо от того, какое количество мер по обеспечению иска указал заявитель в одном заявлении.
     
     Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражным судом применяются правила, изложенные в части 6 статьи 92, части 2 статьи 93 АПК РФ.
     
     Главой 25.3 Кодекса не предусмотрена уплата государственной пошлины при заявлении ходатайств о встречном обеспечении и отмене обеспечения иска (статьи 94, 97 АПК РФ), по заявлениям о замене одной обеспечительной меры другой и заявлениям об обеспечении исполнения судебных актов (статьи 95, 100 АПК РФ).
     
     Пункт 13 информационного письма ВАС РФ N 91 содержит разъяснение, касающееся размера государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявления об обеспечении иска. Необходимо отметить, что действовавшее ранее законодательство о государственной пошлине (Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине") не содержало положений, устанавливающих размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче подобных заявлений.
     
     Таким образом, начиная с 1 января 2005 года в законодательстве, регулирующем вопросы уплаты государственной пошлины, появилась новелла, устанавливающая, что заявления об обеспечении иска (заявления о принятии обеспечительных мер) подлежат оплате государственной пошлиной.
     
     Согласно подпункту 9 п. 1 ст. 333.21 НК РФ при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина уплачивается в размере 1000 руб.
     
     Такой же размер государственной пошлины уплачивается при подаче заявления о принятии обеспечительных мер.
     
     При этом согласно п. 13 информационного письма ВАС РФ N 91 размер государственной пошлины, уплачиваемой в данном случае, не зависит от количества мер по обеспечению иска, указанных заявителем в одном заявлении.
     
     Если при подаче заявления об обеспечении иска государственная пошлина заявителем не уплачена, арбитражный суд оставляет заявление об обеспечении иска без движения по правилам ст. 128 АПК РФ, если оно не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 92 настоящего Кодекса, о чем незамедлительно сообщает лицу, подавшему заявление.
     
     Моменты, на которые следует обратить внимание при оставлении без движения поданного в арбитражный суд заявления об обеспечении иска (о принятии обеспечительных мер), освещены в п. 2 информационного письма ВАС РФ N 91 и в комментарии к нему.
     
     14. Споры по заявлениям об исключении имущества из описи не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним согласно подпункту 4 пункта 1  статьи 333.21 Кодекса уплачивается в размере 2000 рублей.
     
     15. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса при подаче апелляционной и (или) кассационной жалоб на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
     
     Применяя указанное положение, следует учитывать, что государственная пошлина по апелляционным и кассационным жалобам, поданным физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) по делам, перечисленным в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса, уплачивается в сумме 50 рублей.
     
     В остальных указанных в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса случаях при подаче апелляционных и кассационных жалоб, в том числе по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, а также по делам, по которым государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления имущественного характера, составила менее 1000 рублей, государственная пошлина уплачивается в размере 1000 рублей.
     
     При подаче апелляционных и кассационных жалоб на определения, не перечисленные в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса, государственная пошлина не уплачивается.
     
     Пункт 15 информационного письма N 91 содержит разъяснение, касающееся размера государственной пошлины, уплачиваемой при подаче апелляционных и кассационных жалоб. Необходимо отметить, что действовавшее ранее законодательство о государственной пошлине содержало положения, определяющие размер государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче апелляционных и кассационных жалоб, отличные от положений подпункта 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.
     
     С учетом п. 15 информационного письма ВАС РФ N 91 при подаче организацией апелляционной и (или) кассационной жалоб на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 1000 руб.
     
     По апелляционным и кассационным жалобам, поданным физическими лицами (в том числе индивидуальными предпринимателями) по делам о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 руб.
     
     16. При подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб до 01.01.2005 государственная пошлина уплачивается в размере, установленном на момент обращения истцов, заявителей за совершением юридически значимых действий.
     
     В связи с этим при оставлении указанных заявлений без движения или предоставлении по ним отсрочки уплаты государственной пошлины пошлина уплачивается в размере, установленном на момент подачи искового заявления, заявления, жалобы, а не на момент ее фактической уплаты.
     
     На основании п. 16 информационного письма ВАС РФ N 91 государственная пошлина по поданным до 1 января 2005 года исковым и иным заявлениям, жалобам, которые были оставлены без движения или по которым предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, уплачивается в размере, определяемом на основании положений Закона РФ "О государственной пошлине".
     
     17. При удовлетворении исков, предъявленных к общественным организациям инвалидов, названным в подпункте 1 пункта 2 статьи 333.37 Кодекса, а также лицам, упомянутым в пункте 5 статьи 333.40 Кодекса, арбитражным судам необходимо указывать в судебном акте на возврат истцам государственной пошлины в размере, пропорциональном размеру удовлетворенных исковых требований.
     
     18. В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 Кодекса плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.
     
     В п. 18 информационного письма ВАС РФ N 91 с учетом правовой природы государственной пошлины как налогового платежа обращено внимание судов на положения ст. 45 НК РФ, согласно которым налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
     
     Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрена возможность уплаты государственной пошлины за плательщика третьим лицом, постольку в случае, если данное действие имело место быть, поданное исковое или иное заявление, жалоба могут быть оставлены арбитражным судом без движения.
     
     19. Согласно пункту 6 статьи 333.40 Кодекса плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в уполномоченный орган (должностному лицу), в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.
     
     Учитывая это обстоятельство, арбитражный суд, разрешая вопрос о принятии искового заявления, иного заявления, жалобы к рассмотрению, производит этот зачет при представлении плательщиком государственной пошлины документов, перечисленных в пункте 6 названной статьи, о чем выносит судебный акт.
     
     При этом необходимо иметь в виду, что возможен зачет такой излишне уплаченной пошлины, которая была уплачена в связи с рассмотрением дела в любом из арбитражных судов Российской Федерации.
     
     Аналогично решается вопрос и о зачете излишне взысканной государственной пошлины.
     
     С учетом п. 19 информационного письма ВАС РФ N 91 организация, обращающаяся в арбитражный суд с исковым или иным заявлением, жалобой и имеющая право на возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога, вправе не уплачивать государственную пошлину. Для этого к подаваемому исковому или иному заявлению, жалобе организацией должны быть приложены документы, перечисленные в п. 6 ст. 333.40 НК РФ, а именно решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
     
     Вместе с тем данный пункт информационного письма ВАС РФ N 91 не дал ответов на ряд вопросов, в том числе:
     
     - о возможности частичного зачета излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет подлежащей уплате по заявлению (жалобе) государственной пошлины;
     
     - о возможности частичной уплаты государственной пошлины по заявлению (жалобе) с учетом подлежащей зачету излишне уплаченной (взысканной) суммы налога;
     
     - о возможности подачи заявления в налоговый орган о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы налога и обращения к арбитражному суду о зачете той же суммы государственной пошлины и т.д., -
     
     которые арбитражному суду придется решать при рассмотрении каждого подобного спора.
     
     20. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Кодекса от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в защиту государственных и (или) общественных интересов.
     
     При применении названного положения Кодекса арбитражным судам следует учитывать, что согласно части 1 статьи 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.
     
     Фактически любой государственный или иной орган во исполнение возложенных на него действующим законодательством функций осуществляет какие-либо действия, направленные на обеспечение государственных интересов (например, взимает налоговые платежи). В результате данных действий, осуществляемых прежде всего в отношении субъектов экономической деятельности (организаций, индивидуальных предпринимателей и т.д.), могут возникнуть административные споры (споры между органом власти и субъектом экономической деятельности). В данном случае государственный или иной орган, являющийся стороной в споре, выступает в защиту государственных интересов и соответственно в данных спорах не является плательщиком государственной пошлины.
     
     21. В исполнительном листе на взыскание государственной пошлины должно содержаться указание на взыскание государственной пошлины в доход федерального бюджета.
     
     Расчет и удержание процентов и пеней при выдаче исполнительных листов на взыскание государственной пошлины арбитражные суды не производят.
     
     В соответствии с частью 3 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание государственной пошлины в федеральный бюджет направляются арбитражным судом в налоговый орган по месту нахождения должника.
     
     Из положений п. 21 информационного письма ВАС РФ N 91 следует, что именно налоговый орган, получивший от арбитражного суда исполнительный лист на взыскание с плательщика государственной пошлины, производит как расчет, так и удержание процентов (при предоставлении плательщику отсрочки или рассрочки по уплате налога на основании подпунктов 3, 4, 5 п. 2 ст. 64 НК РФ) и пеней (при пропуске плательщиком установленного законом срока для перечисления государственной пошлины в федеральный бюджет).
     
     22. В связи с введением в действие главы 25.3 Кодекса утратили практическое значение рекомендации, изложенные в пунктах 16 и 17 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".