Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

    

О налоге на прибыль

     
     Е.В. Серегина,  
консультант Департамента налоговой  и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Организация не создает резерва по сомнительным долгам. Согласно приказу руководителя организации дебиторская задолженность списывается на основании документов, подтверждающих исключение должника из реестра юридических лиц и погашение требований вступившим в силу определением суда о завершении конкурсного производства по процедуре его банкротства; например, согласно приказу руководителя организации от 2005 года списывается задолженность в соответствии с вышеприведенными документами за 2004 год. В каком периоде организация должна отразить эти расходы?
     
     Согласно п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, - суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
     
     Согласно ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 настоящего Кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318-320 НК РФ.
     
     Таким образом, списание в состав внереализационных расходов безнадежных долгов, признаваемых таковыми согласно ст. 266 НК РФ, производится в том отчетном (налоговом) периоде, в которым они были признаны безнадежными, в частности на дату исключения должника из реестра юридических лиц и погашения требования вступившим в силу определением суда о завершении конкурсного производства по процедуре банкротства должника, то есть в данном случае в 2004 году.
     
     Подлежит ли представлению в налоговую инспекцию по месту регистрации доверительного управляющего бухгалтерская отчетность, составленная для учредителя управления?
     
     Доверительный управляющий обязан ежемесячно определять и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате по каждому виду доходов по доверительному управлению имуществом для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы.
     
     В соответствии со ст. 23 НК РФ в обязанности налогоплательщиков входит представление в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговых деклараций по тем налогам, которые они должны уплачивать.
     
     Следовательно, доверительный управляющий на основании ст. 23 НК РФ обязан представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налога на прибыль.
     
Н.Н. Белова
     
     Вправе ли налогоплательщик уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций в соответствии со ст. 283 НК РФ (то есть перенести убыток на будущее) на сумму убытка по курсовым разницам, образовавшегося в результате превышения суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц за период с 1 августа по 31 декабря 1998 года?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 283 НК РФ налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). При этом определение налоговой базы текущего налогового периода производится с учетом особенностей, предусмотренных данной  статьей, а также ст. 275.1, 280 и 304 НК РФ.
     
     Пунктом 3 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) установлено, что сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 года, уменьшавшая налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с действовавшим до 1 января 2002 года законодательством, после вступления в силу главы 25 НК РФ признавалась убытком в целях налогообложения и переносилась на будущее в порядке, установленном ст. 283 настоящего Кодекса.
     
     Убыток, определенный в соответствии с действовавшим в 2001 году законодательством по состоянию на 31 декабря 2001 года в сумме, не превышавшей сумму убытка, числившегося по состоянию на 1 июля 2001 года, признавался убытком в целях налогообложения и переносился на будущее в порядке, установленном ст. 283 НК РФ (п. 4 ст. 10 Закона N 110-ФЗ).
     
     Таким образом, при рассмотрении вопроса о возможности переноса на будущее убытка по курсовым разницам, образовавшегося в результате превышения суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц за период с 1 августа по 31 декабря 1998 года, необходимо руководствоваться положениями ст. 10 Закона N 110-ФЗ.
     
     При этом читателям журнала следует учитывать постановление Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 N 8043/00, согласно которому курсовые разницы, возникшие вследствие изменения курса рубля по отношению к иностранной валюте, исчисленные на конец отчетного периода по непогашенной дебиторской и кредиторской задолженности, курсовыми разницами по операциям в иностранной валюте не являются и для целей налогообложения учету не подлежат.
     
     Малое предприятие, осуществляющее деятельность по производству котлов отопительных, реализует их юридическим и физическим лицам, а также предпринимателям.
     
     Имеет ли малое предприятие право на льготу по налогу на прибыль, установленную п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", как предприятие, осуществляющее производство товаров народного потребления?
     
     Пунктом 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (утратил силу с 01.01.2002, за исключением отдельных положений; далее - Закон N 2116-1) установлена льгота по налогу на прибыль малым предприятиям, которая продолжает действовать в условиях применения главы 25 НК РФ.
     
     Согласно п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 в первые два года работы не уплачивали налог на прибыль малые предприятия, осуществлявшие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности превышала 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). При этом днем начала работы предприятия считается день его государственной регистрации.
     
     В третий и четвертый год работы указанные в абзаце первом п. 4 ст. 6 Закона N 2116-1 малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль при условии, что выручка от вышеуказанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Вышеуказанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     При прекращении малым предприятием деятельности, в связи с которой ему были предоставлены налоговые льготы, до истечения пятилетнего срока (начиная со дня его государственной регистрации) сумма налога на прибыль, исчисленная в полном размере за весь период его деятельности и увеличенная на сумму дополнительных платежей, определенных исходя из ставки рефинансирования Банка России за пользование банковским кредитом, действовавшей в соответствующих отчетных периодах, подлежит внесению в федеральный бюджет.
     
     При отнесении производимой малыми предприятиями продукции к товарам народного потребления следует руководствоваться Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, утвержденными письмом Минэкономики России N МЮ-636/14-151, Госкомстата России N 10-0-1/246 от 27.07.1993 (далее - Методические рекомендации).
     
     Как следует из вопроса, малое предприятие производит котлы отопительные, которые согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, относятся к подгруппе 49 3000 "Оборудование и приборы для отопления и горячего водоснабжения" класса 49 0000 "Оборудование санитарно-техническое (кроме оборудования для вентиляции и кондиционирования). Замочные и скобяные изделия". При этом вышеуказанная продукция реализуется юридическим и физическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям.
     
     Подпунктом "в" п. 12 Методических рекомендаций установлено, что к товарам народного потребления относятся, в частности, газовое, электрическое и другое оборудование, а также другая продукция, которая может быть использована населением в домашнем хозяйстве и для мелкотоварного производства, - в части поставки для продажи населению и для оказания платных услуг населению, а также реализованная непосредственно населению, включая своих работников, с расчетами через кассу предприятия.
     
     Учитывая вышеизложенное, при расчете удельного веса выручки от производства товаров народного потребления в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), необходимого для определения права малого предприятия на льготу по налогу на прибыль, установленную Законом N 2116-1, в составе выручки от реализации товаров народного потребления может быть учтена выручка от реализации котлов отопительных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, если малое предприятие производит котлы для непосредственной продажи населению.
     

О налоге на добавленную стоимость

     
     Е.Н. Исакина,  
советник налоговой службы  Российской Федерации II ранга
     
     Автомобиль, являющийся объектом основных средств, был похищен у организации до истечения срока его полезного использования.
     
     Ранее сумма НДС, уплаченная продавцу автомобиля, была принята к вычету в соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, поскольку автомобиль предназначался для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС.
     
     Обязана ли организация восстановить ранее принятый к вычету НДС по недоамортизированной части похищенного автомобиля?
     
     Положения ст. 170 и 171 НК РФ не предусматривают обязанности по восстановлению НДС, ранее принятого к вычету, по недоамортизированной части похищенного автомобиля. Таким образом, похищение автомобиля не может быть приравнено к его использованию для осуществления операций, не подлежащих налогообложению. Следовательно, сумма "входного" НДС, приходящаяся на недоамортизированную часть утраченного основного средства, не восстанавливается.
     
     Отсутствие обязанности по восстановлению НДС в вышеуказанном случае также подтверждается постановлением ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2002 по делу N А13-6402/01-14.

Л.В. Чураянц,  
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Правомерно ли организация применяет при выполнении ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры подпункт 15 п. 2 ст. 149 НК РФ в случае, если данные объекты не включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации как на возмездной, так и на безвозмездной основе.
     
     Согласно подпункту 15 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС реализация на территории Российской Федерации ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за исключением археологических и земляных работ в зоне расположения памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; строительных работ по воссозданию полностью утраченных памятников истории и культуры или культовых зданий и сооружений; работ по производству реставрационных, консервационных конструкций и материалов; деятельности по контролю за качеством проводимых работ).
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях Закона N 73-ФЗ относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
     
     Статьей 15 Закона N 73-ФЗ определено, что в Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, содержащий сведения об объектах культурного наследия.
     
     Согласно п. 1 ст. 21 Закона N 73-ФЗ на объект культурного наследия, включенный в реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В вышеуказанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в реестре.
     
     Таким образом, если объект культурного наследия (памятники истории и культуры) не включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, то организация, выполняющая на этом объекте ремонтно-реставрационные работы, не вправе применить освобождение от налогообложения согласно подпункту 15 п. 2 ст. 149 НК РФ.
     
И.И. Белова
     
     По результатам камеральной проверки налоговой декларации по НДС за декабрь 2004 года индивидуальному предпринимателю начислен НДС в связи с неправомерным применением им налоговых вычетов, поскольку представленные счета-фактуры не соответствовали требованиям ст. 169 НК РФ. Индивидуальный предприниматель внес исправления в первоначально представленные счета-фактуры в феврале 2005 года, оформив их в соответствии с требованиями ст. 169 НК РФ, и просил принять их в проверенном налогом периоде (декабре). Правомерна ли просьба индивидуального предпринимателя?
     
     На основании п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса.
     
     Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
     
     При этом п. 2 ст. 169 НК РФ определено, что счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. 5 и 6 вышеуказанной статьи настоящего Кодекса, не могут служить основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
     
     Следовательно, в счете-фактуре должны быть указаны все сведения, поименованные в ст. 169 НК РФ.
     
     На основании п. 14 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914, счета-фактуры, не соответствующие установленным нормам их заполнения, не могут регистрироваться в книге покупок.
     
     Таким образом, одним из условий принятия НДС к вычету является наличие счета-фактуры, оформленного в соответствии с требованиями п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ.
     
     Следует отметить, что применение налоговых вычетов является правом налогоплательщика-покупателя, которым он может воспользоваться при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет в соответствии со ст. 173 НК РФ. При этом НК РФ не устанавливает ограничений в осуществлении контроля со стороны покупателя за правильностью оформления указанных в счете-фактуре показателей.
     
     В случае обнаружения нарушений в составленном счете-фактуре продавец вносит в него исправления в порядке, установленном п. 29 вышеуказанных Правил, которым определено, что счета-фактуры, имеющие подчистки и помарки, не подлежат регистрации в книге покупок и книге продаж. Исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.
     
     Таким образом, в случае внесения продавцом в счет-фактуру исправлений, соответствующих требованиям п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ, данный счет-фактура будет являться документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в том налоговом периоде, когда он будет оформлен надлежащим образом, то есть в приведенном в вопросе примере - в феврале 2005 года.
     

Об обложении НДС внешнеэкономической деятельности

     
     О.И. Шапошникова,
 консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики  Минфина России
     
     Иностранная организация, не зарегистрированная на территории Российской Федерации в качестве плательщика НДС, приобретает у российских перевозчиков услуги по транспортировке товаров с НДС. Имеет ли право иностранная организация на возмещение из российского бюджета уплаченных сумм НДС?
     
     Согласно ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса. При этом вышеуказанные нормы НК РФ распространяются на плательщиков НДС, зарегистрированных на территории Российской Федерации в качестве плательщиков этого налога, состоящих на учете в налоговых органах и осуществляющих на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность.
     
     Таким образом, иностранная организация, не зарегистрированная на территории Российской Федерации в качестве плательщика НДС, не имеет право на возмещение из российского бюджета сумм этого налога, уплаченных за приобретенные услуги по транспортировке товаров.
     
     Российская организация приобретает у немецкой компании товары для их последующей перепродажи болгарской фирме на основании договоров купли-продажи. Поставка вышеуказанных товаров болгарской фирме осуществляется с территории Германии. Облагаются ли НДС вышеуказанные операции на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС установлен положениями ст. 147 НК РФ, согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в  момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая, что товары в момент отгрузки находятся на территории Германии, то местом их реализации территория Российской Федерации признаваться не будет.
     
     В связи с этим для целей обложения НДС местом реализации товаров, приобретенных российской организацией по договору купли-продажи у немецкой компании и поставленных с территории Германии по договору купли-продажи болгарской фирме, территория Российской Федерации признаваться не будет.
     
     Таким образом, операции по приобретению и реализации товаров за пределами территории Российской Федерации, осуществляемые российской организацией, на территории Российской Федерации НДС не облагаются.
     
     Российская организация реализует греческой фирме по договору купли-продажи продукцию, приобретенную на территории Испании. Поставка продукции осуществляется с территории Испании. Облагаются ли НДС авансовые платежи, полученные российской организацией в счет будущей реализации продукции греческой фирме?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации товаров в целях применения НДС установлен нормами ст. 147 НК РФ, согласно которым местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории Российской Федерации.
     
     Учитывая, что в момент отгрузки товар будет находиться на территории Испании, то местом его реализации территория Российской Федерации признаваться не будет.
     
     Следовательно, для целей обложения НДС местом реализации продукции, приобретенной российской организацией на территории Испании и поставляемой с территории Испании по договору купли-продажи греческой фирме, территория Российской Федерации признаваться не будет. Таким образом, операция по реализации продукции за пределами территории Российской Федерации у российской организации на территории Российской Федерации облагаться НДС не будет.
     
     Учитывая вышеизложенное, авансовые платежи, полученные российской организацией от греческой фирмы в счет будущей реализации продукции с территории Испании, НДС не облагаются.
     
     Российская компания предоставляет иностранной организации в аренду морское судно с экипажем. Судно используется за пределами территории Российской Федерации. Каков порядок обложения НДС вышеуказанных услуг на территории Российской Федерации?
     
     В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
     
     Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения НДС регламентируется положениями ст. 148 НК РФ.
     
     Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации услуг по предоставлению в пользование судна (в том числе морского судна) с экипажем по договору аренды определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 данной статьи НК РФ установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей вышеуказанные услуги, не признается территория Российской Федерации, если деятельность, для которой используется арендованное судно, осуществляется между портами, находящимися за пределами территории Российской Федерации.
     
     Учитывая, что передача морского судна с экипажем во временное пользование и последующее использование этого судна осуществляются за пределами территории Российской Федерации, местом реализации услуг по передаче такого судна с экипажем во временное пользование на основании договора аренды территория Российской Федерации не признается. Соответственно вышеуказанные услуги на территории Российской Федерации не являются объектом обложения НДС. При этом налогоплательщик для обоснования освобождения данных услуг от обложения НДС должен иметь документы, подтверждающие место фактического использования морского судна с экипажем за пределами территории Российской Федерации в период его аренды по договору.
     
Е.Н. Исакина,  
советник налоговой службы  Российской Федерации II ранга
     
     Фотомодельное агентство передает на возмездной основе права на заключение контрактов со своими фотомоделями иностранным рекламным компаниям. Контрагентами агентства выступают чешская компания, ведущая деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, и кипрская компания, не имеющая статуса налогового резидента Российской Федерации. Каков порядок обложения НДС совершаемых сделок?
     
     Обложение сделок НДС зависит от статуса контрагентов в отношениях, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     
     В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 148 НК РФ местом осуществления деятельности чешской компании, имеющей представительство в Российской Федерации, признается территория Российской Федерации. Следовательно, передача чешской компании имущественных прав признается реализацией услуги на территории Российской Федерации и облагается НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).
     
     Передача имущественных прав кипрской компании признается оказанием услуги покупателю, находящемуся вне территории Российской Федерации, и НДС не облагается.
     

О налоге на доходы физических лиц

     
     И.Н. Ивер,  
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Предоставляется ли социальный налоговый вычет на лечение налогоплательщику, оплатившему лечение своей бабушки?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации  (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (согласно перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     По суммам, уплаченным за лечение бабушки, социальный налоговый вычет внуку НК РФ не предусмотрен.
     
     Налогоплательщик обучается в институте по очно-заочной форме обучения, оплатив стоимость обучения. Имеет ли он право на возврат суммы налога на доходы физических лиц?
     
     В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб.
     
     Вышеуказанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на обучение.
     
     Если физическое лицо оплачивает свое обучение в образовательном учреждении за счет своих денежных средств, ему предоставляется социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной в налоговом периоде за свое обучение в образовательном учреждении, в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 руб. независимо от формы обучения.
     
     Социальный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.
     
     Пенсионер оплатил услуги по своему лечению в медицинском учреждении Российской Федерации, входящие в перечень медицинских услуг, утвержденных Правительством РФ. Других доходов, кроме пенсии, пенсионер не имеет. Предоставляется ли ему социальный налоговый вычет на лечение?
     
     В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 219 НК РФ при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации  (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством РФ), а также в размере стоимости медикаментов (согласно перечню лекарственных средств, утверждаемому Правительством РФ), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
     
     Учитывая вышеизложенное, пенсионеру, не имеющему налогооблагаемого дохода, социальный налоговый вычет на лечение не предоставляется.
     
С.А. Колобов,
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Дивиденды начислены в 2004 году, но выплачиваются в 2005 году. Какую ставку налогообложения необходимо применять?
     
     Дивиденды начислены в 2004 году и депонированы. Выплата дивидендов производится в 2005 году. Надо ли производить перерасчет дивидендов по налоговой ставке 9 %?
     
     В соответствии с п. 4 ст. 224 НК РФ (в ред. от 29.07.2004 N 95-ФЗ) с 1 января 2005 года налоговая ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов, установлена в размере 9%.
     
     Согласно ст. 223 НК РФ дата фактического получения дохода при получении доходов в денежной форме определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц.
     
     При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
     
     Следовательно, в обоих случаях в вышеприведенной ситуации должна применяться ставка налогообложения дивидендов, действующая в 2005 году, - 9%.
     
     Должны ли налоговые агенты представлять сведения о доходах физических лиц в следующих случаях:
     
     - при выплате материальной помощи бывшим работникам - пенсионерам в сумме менее 2000 руб.;
     
     - при выдаче подарков стоимостью менее 2000 руб.?
     
     Налоговые агенты, являющиеся источником выплаты доходов, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, должны вести учет таких доходов независимо от их суммы и представлять сведения об этих доходах в налоговый орган по месту учета по форме N 2-НДФЛ. При заполнении вышеуказанной формы налоговой отчетности налоговые агенты приводят всю сумму таких доходов по каждому из оснований за налоговый период, а также указывают налоговый вычет в сумме, не превышающей 2000 руб. по каждому из оснований.
     
     Следует ли рассматривать суммы, выплачиваемые члену кредитного потребительского кооператива граждан в виде платы за использование его личных сбережений, в качестве доходов, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц (по ставке 13%), или, учитывая то обстоятельство, что плата за использование личных сбережений члена кооператива в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" названа компенсацией, она не будет подлежать налогообложению на основании п. 1 ст. 217 НК РФ как компенсация, выплачиваемая в соответствии с действующим законодательством?
     
     В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством. При этом к пособиям, не подлежащим налогообложению, относятся пособия по безработице, беременности и родам.
     
     Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 117-ФЗ "О кредитных потребительских кооперативах граждан" (далее - Закон N 117-ФЗ) члены кредитного потребительского кооператива граждан имеют право получать компенсацию за использование своих личных сбережений в целях осуществления финансовой взаимопомощи. Однако в данной статье Закона N 117-ФЗ не указаны порядок и условия выплаты вышеуказанной компенсации.
     
     Согласно ст. 15 Закона N 117-ФЗ договор о передаче кредитному потребительскому кооперативу личных сбережений граждан должен содержать условия о сумме предоставляемых личных сбережений, порядке их передачи, сроке и порядке их возврата кооперативом, размере и порядке платы за их использование. Плата кредитного потребительского кооператива граждан членам кооператива за использование их личных сбережений включается в сумму расходов кооператива.
     
     Таким образом, плата за использование личных сбережений члена кооператива (в том числе и в виде процентов за предоставленные денежные средства), выплачиваемая на основании соответствующего договора, не может быть приравнена к компенсационным выплатам. Сумма такой платы подлежит включению в налогооблагаемую базу физического лица.
     

О едином социальном налоге

     
     Л.А. Брандт,
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     Организация предоставляет своим работникам бесплатное питание, оплачивая стоимость питания за счет чистой прибыли. Возникает ли у организации обязанность по уплате единого социального налога с сумм таких выплат?
     
     Согласно п. 1 ст. 237 НК РФ налоговая база для организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 236 настоящего Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
     
     В соответствии с п. 4 ст. 237 НК РФ при расчете налоговой базы выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленная исходя из их рыночных цен (тарифов), а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) - исходя из государственных регулируемых розничных цен.
     
     Положениями п. 3 ст. 236 НК РФ предусмотрено, что указанные в п. 1 данной статьи Кодекса выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщика-организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.
     
     Поскольку организация не относит к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, стоимость предоставляемого работникам бесплатного питания, производя оплату за счет чистой прибыли, у нее не возникает обязанности по уплате единого социального налога с сумм таких выплат.
     
     Организация заключила со страховой компанией договор добровольного медицинского страхования в пользу своих работников. По условиям вышеуказанного договора страховая компания оплатила санаторно-курортные путевки застрахованным работникам организации в счет, как указала страховая компания, оплаты стоимости реабилитационного лечения после болезни по страховому событию. Подлежат ли включению в налоговую базу по единому социальному налогу суммы выплат на приобретение санаторно-курортных путевок?
     
     Положениями абзаца второго п. 1 ст. 237 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 настоящего Кодекса), вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности, полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в его интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).
     
     Согласно подпункту 7 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
     
     В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
     
     При отсутствии доказательств, подтверждающих наступление страхового случая, повлекшего потерю здоровья застрахованного лица в соответствии с медицинским заключением, положения подпункта 7 п. 1 ст. 238 НК РФ не применяются.
     
     Для обоснования произведенных выплат страховой компанией представлены страховые медицинские карточки и справки лечебных учреждений (поликлиник) о необходимости реабилитационного лечения, в то время как страховое событие означает случайность наступления страхового риска.
     
     В рассматриваемом случае застрахованным лицам выдавались санаторно-курортные путевки, что свидетельствует об отсутствии страхового риска, являющегося объектом добровольного медицинского страхования.
     
     Таким образом, суммы выплат на приобретение санаторно-курортных путевок подлежат включению в налоговую базу по единому социальному налогу по основаниям, предусмотренным п. 1 ст. 237 НК РФ.
     

О специальных налоговых режимах

     
     Е.В. Евсик,  
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Учитываются ли в величине дохода налогоплательщика, одновременно применяющего упрощенную систему налогообложения и систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, размер которого ограничен 15 млн. руб., фактически полученные доходы по видам деятельности, подлежащим обложению единым налогом на вмененный доход?
     
     Согласно п. 4 ст. 346.13 НК РФ если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 млн. руб., такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено это превышение.
     
     При этом в соответствии с п. 4 ст. 346.12 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 настоящего Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограничения по размеру дохода от реализации, численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные ст. 346.13 НК РФ, по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности.
     
     Таким образом, доходы, полученные налогоплательщиком от видов деятельности, подлежащих обложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности, включаются в сумму дохода, являющуюся критерием для возврата с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения.
     
Е.В. Холева,  
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Организация занимается розничной торговлей бытовыми товарами. Расчеты между покупателями и продавцом осуществляются на основании договора розничной купли-продажи. При этом покупатель приобретает товар с рассрочкой платежа: первоначальный взнос производится наличными денежными средствами в кассу организации при заключении договора купли-продажи. Оставшуюся часть оплаты за товар покупатель поручает получить представителю организации со своего банковского счета и внести вышеуказанные наличные денежные средства в кассу организации. Для исполнения поручения покупатель выдает соответствующую доверенность представителю организации. Подлежит ли данная деятельность организации обложению единым налогом на вмененный доход?
     
     Статьей 346.27 НК РФ определено понятие "розничная торговля", под которым подразумевается торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.
     
     В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) под наличным расчетом следует понимать расчет наличными деньгами (ст. 140, 861 ГК РФ), а под безналичным расчетом - расчет платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчет по инкассо, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (ст. 861, 862 ГК РФ).
     
     Согласно ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
     
     Статьей 500 ГК РФ установлено, что покупатель вправе оплатить товар в любое время в пределах установленного договором розничной купли-продажи периода рассрочки платежа.
     
     Таким образом, деятельность по продаже товаров покупателям на основе договоров розничной купли-продажи за наличный расчет с условием рассрочки платежа подпадает под обложение единым налогом на вмененный доход в соответствии с главой 26.3 НК РФ.
     

О ресурсных сборах  и платежах

     
     О.В. Семенова,
главный специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
     
     Кто является в 2005 году администратором платы за негативное воздействие на окружающую среду?
     
     Согласно Приложению 1 к Федеральному закону от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" администратором платы за негативное воздействие на окружающую природную среду является Ростехнадзор.
     
     Плата за негативное воздействие на окружающую среду полностью перечисляется в отделение Федерального казначейства по месту учета плательщика, отделение Федерального казначейства перечисляет указанную плату в бюджеты всех уровней по установленным нормативам на специальные счета (приказ Минфина России от 16.12.2004 N 116н "Об утверждении Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации").
     
     В соответствии с каким законом наше предприятие должно осуществлять плату, если оно осуществляет забор термальных вод?
     
     С 1 января 2005 года предприятие должно платить налог на добычу полезных ископаемых в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации" и главой 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ.
     

О земельном налоге

     
     Н.В. Голубева,  
советник налоговой службы  Российской Федерации III ранга
     
     По договору купли-продажи производственный центр приобрел в собственность здание и оформил свидетельство о государственной регистрации права в январе 2005 года. С целью оформления земельно-правовых отношений на земельный участок организация подала в комитет по земельным ресурсам и землеустройству заявление на покупку земельного участка под вышеуказанным зданием, однако договор купли-продажи на земельный участок не оформлен. Налоговые органы считают, что данная организация является плательщиком земельного налога и должна представлять налоговую декларацию по данному налогу. Должен ли производственный центр уплачивать земельный налог при отсутствии документа, удостоверяющего право собственности, владения или пользования земельным участком?
     
     Согласно ст. 1, 15 и 17 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом. Основанием для установления налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком. Земельный налог начисляется для уплаты юридическими лицами и гражданами начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка.
     
     Статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
     
     Согласно ст. 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
     
     Переход к покупателю права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости подлежит государственной регистрации (ст. 551 ГК РФ).
     
     Таким образом, если переход права собственности на недвижимое имущество по договору купли-продажи недвижимости зарегистрирован, то в соответствии со ст. 17 Закона РФ "О плате за землю" земельный налог должен исчисляться начиная с месяца, следующего за месяцем регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, независимо от времени получения документа, удостоверяющего право собственности на земельный участок.
     
     Данная позиция подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 09.01.2002 N 7486/01 и от 14.10.2003 N 7644/03, в соответствии с которыми отсутствие документа о праве пользования земельным участком, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого землепользователя, не может служить основанием для освобождения последнего от уплаты земельного налога.