Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об администрировании государственной пошлины


Об администрировании государственной пошлины*1     

     _____
     *1 См. об этом также: Ю.В. Чернова. О трансформации налога на операции с ценными бумагами в государственную пошлину // Налоговый вестник . - 2005. - N 8. - С. 91.
     
Ю.В. Чернова
     

1. Общие положения

     
     Анализ норм ст. 333.34 и 333.42 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), касающихся положений бюджетного законодательства, позволяет сделать вывод о необходимости нормативного правового урегулирования ряда вопросов, касающихся в том числе установления специальных механизмов взаимодействия ФСФР России и ФНС России как администратора поступлений в федеральный бюджет государственной пошлины, уплачиваемой за государственную регистрацию выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг (далее - государственная пошлина), и органа, осуществляющего контрольные функции при правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в территориальных органах ФСФР России.
     
     На текущий момент, несмотря на попытки в определенной мере нормативно регламентировать процедуру взимания и учета поступлений государственной пошлины, сохраняются нерешенные вопросы, а в ряде случаев возникают новые.
     
     Прежде всего рассмотрим отдельные положения нормативных документов ФСФР России - органа, законодательно наделенного полномочиями администратора поступлений в бюджет государственной пошлины, уплачиваемой при регистрации (дополнительной регистрации) выпуска ценных бумаг.
     

2. Функции ФСФР России в отношении выпуска и регистрации ценных бумаг

     
     Приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, зарегистрированным Минюстом России 20.04.2005, регистр. N 6531 (далее - Приказ ФСФР России), утверждены новые стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, которые регулируют эмиссию акций, опционов эмитента и облигаций юридических лиц, а также порядок регистрации проспектов вышеуказанных ценных бумаг. Данным документом устанавливается возможность регистрации одного проспекта ценных бумаг на несколько выпусков, если их государственная регистрация осуществляется одновременно, а также снимаются ограничения, запрещающие профессиональным участникам рынка ценных бумаг оказывать эмитентам услуги по подготовке проспекта ценных бумаг при наличии каких-либо гражданско-правовых обязательств между ними.
     
     Отдельные положения Приказа ФСФР России касаются перечня документов, представляемых эмитентом при процедуре эмиссии ценных  бумаг.
     
     Однако данный перечень был утвержден без учета полномочий, возлагаемых на ФСФР России как администратора поступлений по государственной пошлине, взимаемой при осуществлении эмитентом вышеназванной процедуры.
     
     Так, в подпунктах 2.4.4 п. 2.4, 2.6.4 п. 2.6 и в п. 11.2 Приказа ФСФР России в качестве обязательных к представлению в регистрирующий орган документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) и отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг указаны платежные поручения либо квитанции установленной формы в случае наличной уплаты, которыми подтверждается уплата эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за регистрацию проспекта ценных бумаг.
     
     Согласно подпункту 2.4.2 Приказа ФСФР России для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган в числе поименованных документов представляются:
     
     - платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, а в случае, если государственная регистрация выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией отчета об итогах выпуска ценных бумаг, - за рассмотрение заявления о государственной регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска ценных бумаг. Вышеуказанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности об уплате государственной пошлины;
     
     - платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг [за исключением государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) акций, размещаемых в целях увеличения уставного капитала на величину переоценки основных фондов, производимой по решению Правительства Российской Федерации].
     
     В соответствии с подпунктом 2.6.4 Приказа ФСФР России для государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган в числе поименованных документов представляются:
     
     - платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за рассмотрение заявления о государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг (за исключением случаев, если государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг);
     
     - платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг (за исключением случая, если государственная регистрация отчета об итогах выпуска ценных бумаг осуществляется одновременно с государственной регистрацией выпуска ценных бумаг). Вышеуказанный документ должен содержать отметку банка об исполнении эмитентом обязанности по уплате указанной государственной пошлины.
     
     Согласно п. 11.2 Приказа ФСФР России для регистрации проспекта ценных бумаг после государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг в регистрирующий орган в числе поименованных документов представляются:
     
     - платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах за рассмотрение заявления о регистрации проспекта ценных  бумаг;
     
     - платежное поручение (квитанция установленной формы в случае наличной формы уплаты), которым подтверждается факт уплаты эмитентом государственной пошлины, взимаемой в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, за регистрацию проспекта ценных бумаг.
     
     Положениями Федерального закона от 23.12.2004 N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", а именно в приложении 1, в качестве администратора доходов федерального бюджета от поступлений государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг, с 1 января 2005 года определена ФСФР России, которой как администратору присвоен код бюджетной классификации Российской Федерации за номером 521*1.
     _____
     *1 До 1 января 2005 года администратором поступлений в федеральный бюджет по налогу на операции с ценными бумагами, как и по другим налогам и сборам, являлось МНС России.
     
     Вышеуказанное положение, а также нормы ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. от 23.12.2004 N 174-ФЗ) о том, что администраторы поступлений в бюджеты Российской Федерации должны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, свидетельствуют о том, что именно ФСФР России обладает исчерпывающей информацией о поступивших суммах по данному виду государственной пошлины.
     
     Таким образом, представляется обоснованным для подтверждения факта поступления на соответствующие бюджетные счета денежных средств по данному виду государственной пошлины и по конкретному эмитенту использовать в первую очередь сведения учетных регистров ФСФР России, а не возлагать ответственность на кредитные организации.
     

3. Функции банка по подтверждению исполнения эмитентом по уплате государственной пошлины

     
     В соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или в кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. При этом правила вышеназванной статьи НК РФ применяются также в отношении сборов (п. 5 ст. 45 Кодекса).
     
     В свою очередь положениями ст. 60 НК РФ на банки возложена публично-правовая обязанность обеспечить перечисление соответствующих платежей в бюджет; в случае же неисполнения вышеуказанной обязанности в установленный срок к банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога и соответствующих пеней.
     
     Кроме того, вопрос о моменте исполнения юридическим лицом обязанности по уплате налога (сбора) неоднократно рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации (см. определения от 25.07.2001 N 138-О, от 10.01.2002 N 4-О, от 14.05.2002 N 108-О). При изложении своей правовой позиции по данному вопросу Конституционный Суд Российской Федерации делает ссылку на постановление от 12.10.1998 N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года  “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”", в котором указанный вопрос был разрешен.
     
     Так, в соответствии с изложенной в нем правовой позицией, конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога.
     
     Следовательно, применительно к процедуре уплаты государственной пошлины при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг банк вправе делать отметку только о моменте исполнения платежного поручения эмитента, иными словами, о моменте списания банком с расчетного счета плательщика соответствующих сумм в уплату государственной пошлины, а не об исполнении эмитентом обязанности по уплате государственной пошлины.
     
     Какие-либо дополнительные указания на эту тему отсутствуют и в нормативных правовых документах, регулирующих банковскую деятельность. При этом указанием Банка России от 03.03.2003 N 1256-У в Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Банком России от 03.10.2002 N 2-П, введен специальный п. 3.8, устанавливающий следующее: при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле "Списано со сч. плат." проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), а в поле "Отметки банка" - штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
     
     Пунктом 3.9 вышеназванного положения Банка России также устанавливается, что банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
     
     Кроме того, Президиум ВАС РФ в информационном письме от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" проинформировал арбитражные суды о выработанных рекомендациях, и прежде всего о том, что согласно п. 3 ст. 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.
     
     В связи с этим (с учетом положений ст. 45 НК РФ) доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле "Списано со сч. плат." - дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате - дата последнего платежа), а в поле "Отметки банка" - штамп банка и  подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 части 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации).
     
     Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме должен быть подтвержден документами, перечисленными в абзаце третьем п. 3 ст. 333.18 НК РФ.
     
     Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что возлагаемая ФСФР России на банк функция подтверждения исполнения эмитентом обязанности по уплате государственной пошлины, по сути, изменяет обязанности участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также не основана на положениях действующего банковского законодательства и нормативных правовых актах Банка России, что характеризует ее как несвойственную для кредитных организаций.
     
     Обратим внимание читателей журнала на то, что в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (принята заявлением Правительства РФ N 983п-П13, Банка России N 01-01/1617 от 05.04.2005) именно отвлечение банками ресурсов на выполнение несвойственных им функций указывается в числе факторов, сдерживающих развитие банковской деятельности.
     
     Таким образом, по мнению автора, в Приказ ФСФР России должны быть внесены соответствующие изменения.
     

4. Взаимодействие ФСФР России  и ФНС России при контроле  за уплатой государственной пошлины

     
     В соответствии со ст. 133 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов банки несут ответственность в виде взыскания пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.
     
     Несмотря на то что ФСФР России, как отмечалось выше, отнесена бюджетным законодательством к числу администраторов поступлений по данному виду доходов, которые должны осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль в том числе за полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет, начисление, учет, пеней и штрафов по ним, ФСФР России не поименована в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах в числе органов, осуществляющих контроль за надлежащим исполнением обязанности по уплате налогов и сборов их плательщиками и исполнением поручений на перечисление налогов и сборов банками.
     
     В этой ситуации представляется необходимым установить четкую схему информационного взаимодействия между ФСФР России и ФНС России при участии Банка России.
     
     Предполагается, что в рамках установления такого взаимодействия ФСФР России (ее территориальные органы) в оперативном порядке сообщает ФНС России (территориальным налоговым органам) информацию о всех случаях нарушения сроков перечисления государственной пошлины в бюджет по конкретным плательщикам - эмитентам и банкам. Одновременно информация по банкам, допустившим нарушение сроков перечисления данного сбора на бюджетные счета, должна представляться в Банк России (в его территориальные органы) для осуществления предметного контроля со стороны надзорного органа.
     
     В свою очередь, налоговые органы на основании имеющейся оперативной информации о фактах задержки поступлений данного вида государственной пошлины на бюджетные счета осуществляют все предусмотренные законодательством о налогах и сборах действия и применяют к нарушителям соответствующие меры ответственности.
     
     В этих условиях представляется целесообразным сохранить процедуру ведения налоговыми органами карточек лицевого счета для учета сведений, поступающих в их адрес по расчетам эмитентов, которые они обязаны представить в налоговый орган в течение трех рабочих дней после дня уплаты государственной пошлины по основаниям п. 1 ст. 333.34 НК РФ, и от ФСФР России.
     
     Кроме того, законодательно установленная для налоговых органов обязанность согласно подпункту 4 п. 1 ст. 333.40 НК РФ по частичному или полному возврату из бюджета уплаченной государственной пошлины в случае отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие, предполагает установление жесткого контроля за данной процедурой, в том числе с помощью ведения учетных регистров.
     
     Необходимость сохранения существующей системы учета при установлении межведомственного информационного обмена с администраторами поступлений в определенной степени подтверждается принимаемыми в последнее время ФНС России мерами.
     
     Так, письмом от 23.05.2005 N ММ-6-21/424@ ФНС России сообщило территориальным налоговым органам о приостановлении впредь до особых указаний действия абзацев 9 и 10 письма ФНС России от 09.02.2005 N ММ-6-21/97. Напомним, что именно в данных абзацах указанного письма ФНС России содержатся указания о закрытии и архивировании карточек лицевых счетов по состоянию на 1 января 2005 года по доходам, администрируемым начиная с 1 января 2005 года другими администраторами, а также о неиспользовании содержащейся в них информации при формировании статистической отчетности и передаче сведений о сальдо расчетов плательщиков с бюджетом по этим платежам администраторам поступлений в случае их обращения в налоговые органы.
     
     Сохранение имеющейся системы учета государственной пошлины было обусловлено также тем, что, как показала практика, не всеми администраторами поступлений по отдельным видам доходов были проведены соответствующие мероприятия в целях организации их правильного поступления в бюджет и учета.
     
     В соответствии с приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (далее - Приказ Минфина России N 114н) на вышеназванных администраторов возложены функции об информировании плательщиков налогов и сборов о платежных реквизитах, указываемых в расчетных документах.
     
     При этом в целях обеспечения поступления налогового платежа по назначению в соответствующий бюджет плательщик сбора должен в качестве обязательного реквизита указывать код бюджетной классификации (КБК) в качестве обязательного реквизита, что следует из правил оформления расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России N БГ-3-10/98, ГТК России N 197, Минфина России N 22н от 03.03.2003 (согласовано с Банком России и зарегистрировано в Минюсте России 19.03.2003, регистр. N 4289, действовал до 1 января 2005 года) и приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н (согласован с ФНС России, ФТС России и Банком России и зарегистрирован в Минюсте России 14.12.2004, регистр. N 6187, действует с 1 января 2005 года). Неверное указание КБК исключает возможность идентификации налогового платежа, что означает отсутствие оснований считать обязанность по уплате налога (сбора) исполненной.
     
     Кроме того, отдельными администраторами поступлений при информировании плательщиков сборов и кредитных организаций о двадцатизначном КБК была упущена информация о его четырнадцатом символе. Вместе с тем в соответствии с Приказом Минфина России N 114н именно на основании такой информации производится детализация платежа кредитными организациями при исполнении расчетного документа. При указании цифры "1" платеж относится к разряду налоговых платежей и по основаниям п. 2 ст. 60 НК РФ принимается банком без взимания платы. Цифра "2" означает пени и проценты по соответствующему платежу, а цифра "3" - суммы денежных взысканий (штрафов) по соответствующему платежу согласно законодательству Российской Федерации.
     
     Следовательно, отсутствие необходимой информации исключает возможность банка идентифицировать осуществляемые плательщиками платежи как налоговые, то есть перечисляемые без взимания платы.
     
     В случае же исполнения расчетного документа плательщика на перечисление пени и штрафов по платежным документам банк вправе взимать комиссионное вознаграждение, так как иное не установлено нормами НК РФ. Разъяснение Минфина России от 25.02.2005 N 03-02-07/2-19 по данному вопросу доведено до сведения налоговых органов письмом ФНС России от 24.03.2005 N ММ-6-10/226@.
     
     В свою очередь, положениями ст. 60 НК РФ на банки возложена обязанность по исполнению поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов. Обязанностей по обеспечению контроля за правильностью уплаты налогов (сборов), в том числе за надлежащим оформлением плательщиками налогов (сборов) документов, подтверждающих уплату налоговых платежей в бюджет, положениями НК РФ, а также Приказа Минфина России N 114н для банков не установлено.
     
     Вышеуказанные обстоятельства исключают возможность предъявления к банкам каких-либо претензий со стороны плательщиков и  контролирующих органов, что тем не менее нередко происходит на практике.
     
     В отношении ФСФР России следует отметить, что вышеуказанным ведомством своевременно и в исчерпывающем виде была доведена необходимая для эмитентов и кредитных организаций информация.
     
     Соответствующие указания были направлены ФСФР России письмами от 19.01.2005 N 05-ОВ-03-3/461 и от 06.04.2005 N 05-ОВ-03-3/5067 по вопросу порядка заполнения расчетных (платежных) документов по уплате государственной пошлины за совершение юридически значимых действий федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и других платежей. В данных письмах ФСФР России до участников рынка ценных бумаг доведена информация по заполнению соответствующих расчетных (платежных) документов с приложением образцов таких документов.