Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О международных налоговых отношениях


О международных налоговых отношениях


Т.Я. Кобзева,  
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

    

Представление иностранными гражданами сведений о полученных ими доходах в Российской Федерации

     
     Если в бухгалтерию российской организации за сведениями о полученных доходах обращаются работающие граждане, бухгалтерия выдает справку о доходах по форме 2-НДФЛ. По этой форме предоставляются сведения и иностранным гражданам о полученных ими доходах от российской организации.
     
     Достаточно справки по форме 2-НДФЛ для представления сведений, полученных иностранными гражданами в Российской Федерации, в иностранные налоговые органы по месту их постоянного жительства или же необходим еще какой-либо документ, полученный в российском налоговом органе?
     
     Положениями налогового законодательства многих стран предусмотрено декларирование всех доходов физического лица - резидента соответствующей страны, в том числе полученных в иностранных государствах; причем документ, подтверждающий суммы полученных доходов и уплаченных в иностранном государстве налогов, должен быть подтвержден налоговым органом иностранного государства.
     
     Законодательством Российской Федерации установлены единые требования для всех категорий налогоплательщиков, участвующих в налоговых правоотношениях, обеспечивающих равные права российским и иностранным гражданам.
     
     В этой связи читателям журнала следует иметь в виду, что сумма налога на доходы физических лиц, в том числе иностранных физических лиц, уплаченного в Российской Федерации и удержанного налоговыми агентами, отражается в справке о доходах физического лица за соответствующий год, представляемой по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом МНС России от 02.12.2002 N БГ-3-04/686. В соответствии с п. 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) справка о доходах физического лица представляется организацией - налоговым агентом в налоговые органы по месту постановки на учет.
     
     Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не содержит специальной нормы, предусматривающей дополнительное подтверждение данной справки налоговыми органами Российской Федерации.
     
     Вместе с тем иностранный гражданин может обратиться в налоговый орган по месту постановки на учет организации-работодателя, выплатившей доход, с целью получения подтверждения сведений о суммах и видах полученных доходов и фактически удержанной сумме налога. Подтверждение справки о доходах физического лица, предназначенной для представления в официальные органы иностранных государств, производится на основании письменного запроса иностранного гражданина (физического лица) и справки о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ).
     
     Так как различные виды доходов могут облагаться налогом по разным ставкам, а в форме 2-НДФЛ они указываются в кодированном виде, то при представлении информации в официальные органы иностранных государств необходимо расшифровывать данные о суммах конкретных видов доходов.
     
     При получении письменного заявления от иностранного гражданина налоговый орган сопоставляет сведения, указанные в справке о доходах физического лица, с информацией, имеющейся в налоговом органе, и в случае их идентичности справка о доходах физического лица, выданная организацией, выплатившей доход, заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа и оттиском гербовой печати налогового органа.
     
     В случае обращения налогоплательщика в налоговый орган по почте заверенная справка о доходах физического лица высылается в адрес отправителя налоговым органом, заверившим эту справку.
     
     Если налог на доходы физических лиц уплачивался в Российской Федерации ее нерезидентом на основании поданной декларации в соответствии с положениями ст. 227-229 НК РФ, то необходимые сведения могут быть взяты из копии такой декларации, имеющей отметку о ее принятии соответствующим налоговым органом, а также из оригинала квитанции банка об уплате исчисленной суммы налога.
     
     В рамках реализации межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения или о сотрудничестве и взаимной помощи по вопросам соблюдения налогового законодательства, заключенных Российской Федерацией с соответствующей страной, аналогичный порядок подтверждения сведений о доходах физических лиц - налоговых резидентов других стран применяется также при поступлении письменных запросов налоговых органов иностранных государств.
     

Налогообложение услуг по аренде помещений на территории Российской Федерации

     
     Представительство иностранной организации осуществляет деятельность на территории Российской Федерации с 1993 года. С момента первой аккредитации на территории Российской Федерации страна, резидентом которой является головная организация этого представительства, называлась Республикой Югославией. Начиная с 2000 года это представительство пользовалась льготой по НДС при оплате за услуги по аренде помещений на территории Российской Федерации.
     
     С мая 2005 года представительство обратилось за пролонгацией свидетельства об аккредитации, в котором страну инкорпорации оно указало как Сербия и Черногория. Когда представительство предъявило новый документ по аккредитации арендодателю, то тот предупредил его, что с этого времени он будет выставлять этому представительству счета на оплату с НДС.
     
     Вправе ли представительство пользоваться льготой по НДС при расчетах за услуги по аренде помещений после переименования Республики Югославия?
     
     Согласно п. 1 ст. 149 НК РФ предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации, не подлежит обложению НДС. Положения данного пункта ст. 149 НК РФ применяются в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.
     
     До 1 августа 2004 года данный перечень государств определялся МИД России совместно с МНС России и был утвержден их приказом от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386. Кроме того, письмом МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/62 налогоплательщикам рекомендовано использовать также перечень государств, установленный письмом Госналогслужбы России от 13.07.1994 N ЮУ-6-06/80н "Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации".
     
     С 1 августа 2004 года Федеральным законом от 29.06.2004 N 58-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления" полномочия по установлению вышеуказанного перечня предоставлены МИД России совместно с Минфином России.
     
     При этом нормами ст. 78 вышеуказанного Федерального закона установлено, что впредь до признания утратившими силу действуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые до вступления в силу данного Закона. В связи с этим перечень соответствующих иностранных государств, установленный приказом МИД России и МНС России, с учетом письма МНС России от 24.01.2001 N ВГ-6-06/62 действует до издания нового приказа МИД России совместно с Минфином России. Исходя из этого перечень государств, утвержденный приказом МИД России и МНС России от 13.11.2000 N 13747/БГ-3-06/386, признается действующим, и, следовательно, им надлежит руководствоваться на данный момент и впредь до издания нового приказа МИД России совместно с Минфином России.
     
     Таким образом, если иностранное государство значится в указанных нормативных правовых актах, то плата за услуги по аренде освобождается от обложения НДС с учетом действующих ограничений по категориям помещений или арендаторов, если таковые существуют.
     
     Обращаем внимание, что нотой от 5 февраля 2003 года N 121/2003 Посольство Союзной Республики Югославия сообщило МИД России, что с принятием и провозглашением Конституционной хартии Сербии и Черногории в Союзной Скупщине Союзной Республики Югославии 4 февраля 2003 года после ее принятия в Народной Скупщине Республики Сербии 27 января 2003 года и Скупщине Республики Черногории 29 января 2003 года название государства "Союзная Республика Югославия" изменено на "Сербия и Черногория".
     
     Учитывая, что Конвенция от 12.10.1995 между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество в настоящее время действует, и принимая во внимание ноту Посольства Союзной Республики Югославии, реализация услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений представительству иностранной организации, созданному по законодательству государства Югославия, правопреемником которого стало государство Сербия и Черногория, подлежит освобождению от обложения НДС.
     

Получение сведений из Единого государственного реестра юридических лиц

     
     Российская организация является кредитором иностранного коммерческого банка. По сведениям, которыми располагает иностранный банк, организация осуществляет деятельность на территории г. Москвы. Иностранный банк намерен получить информацию о том, содержится ли российская организация - кредитор в Едином государственном реестре юридических лиц.
     
     В каком порядке и какие документы необходимо представить иностранному коммерческому банку в ФНС России, чтобы получить сведения в отношении российской организации - кредитора?
     
     В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, ФНС России не обязана оказывать услуги юридическим и физическим лицам по предоставлению информации из Единого государственного реестра юридических лиц.
     
     Информация из Единого государственного реестра юридических лиц предоставляется соответствующими инспекциями и ИФНС России либо УФНС России по соответствующим субъектам Российской Федерации.
     
     Порядок предоставления содержащихся в государственных реестрах сведений и документов о конкретном юридическом лице регламентируется ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и подпунктом "б" п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (далее - Правила). При этом ст. 7 вышеназванного Федерального закона установлено, что предоставление содержащихся в государственном реестре сведений и документов осуществляется за плату.
     
     Размер платы за предоставление информации, указанной в п. 20 Правил, установлен п. 24 тех же Правил и составляет 200 руб. за каждый предоставляемый документ, размер платы за срочное предоставление информации - 400 руб. за каждый документ.
     
     Документ об уплате направляется в регистрирующий (налоговый) орган (ИФНС России либо УФНС России по соответствующему субъекту Российской Федерации) одновременно с запросом.
     
     В соответствии с нормами п. 22 Правил установлен перечень лиц, которым информация из Единого государственного реестра юридических лиц предоставляется по запросу бесплатно.
     
     Поскольку в вышеуказанном перечне иностранные организации, в частности иностранные коммерческие банки, не поименованы, информация такого рода должна им предоставляться на платной основе.
     
     Таким образом, иностранный коммерческий банк для получения требуемых сведений должен направить запрос в УФНС России того субъекта Российской Федерации, в котором находится юридическое лицо. В данном случае для получения информации об указанном в ситуации юридическом лице запрос необходимо направлять в УФНС России по г. Москве, расположенное по адресу: 115191, г. Москва, ул. Б. Тульская, д. 15.
     
     Дополнительно сообщаем, что наименование регистрирующего органа, в котором находится регистрационное дело конкретного юридического лица, размещено на Web-сайте ФНС России www.nalog.ru в сведениях о государственной регистрации юридических лиц.
     
     Сведения о территориальных налоговых органах, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, размещены на Web-сайтах УФНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет, а также публикуются в средствах массовой информации.
     
     Вышеуказанные сведения содержат наименование регистрирующих органов, их почтовые адреса и адреса электронной почты, номера телефонов "горячей линии", наименования и коды территорий по ОКАТО, отнесенных к ответственности конкретного регистрирующего органа. Кроме того, в вышеуказанные сведения включена информация, необходимая для заполнения реквизитов платежных документов при внесении платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. Адреса Web-сайтов УФНС России по субъектам Российской Федерации размещены на сайте ФНС России www.nalog.ru в разделе "Территориальные налоговые органы".
     

Налогообложение компенсаций работникам, использующим мобильную связь

     
     Организация заключила корпоративный договор на обслуживание своих сотрудников мобильной связью. Размер компенсаций, ежемесячно выделяемых организацией на оплату данных услуг, фиксируется в трудовых договорах с каждым работником индивидуально. Необходимо ли с этих сумм удерживать налог на доходы физических лиц?
     
     Пунктом 3 ст. 217 НК РФ определено, что не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, определенных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей.
     
     Согласно ст. 188 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику.
     
     Из содержания вопроса следует, что организация заключила договор на обслуживание своих работников мобильной связью по корпоративному тарифу. В таком случае оплата услуг мобильной связи, предоставляемых в рамках корпоративного тарифного плана за счет средств организации, не регулируется положениями ст. 188 ТК РФ и ее нельзя рассматривать как компенсационные выплаты за использование личного имущества работника.
     
     Вместе с тем если сотрудник использует мобильную связь, оплачиваемую в рамках корпоративного тарифа, в служебных целях, что обусловлено производственной (управленческой) необходимостью организации, то для избежания включения услуг связи в налогооблагаемый доход сотрудника необходимо правильно оформить ее использование. Для этого производственный характер затрат на использование сотового телефона должен быть подтвержден служебными обязанностями работника, а также необходимостью постоянной и оперативной связи с руководством организации и деловыми партнерами.
     
     Документальным подтверждением затрат могут служить счета оператора связи, их детализация с указанием номеров абонентов. Подтверждением экономической оправданности телефонных переговоров могут служить внутренние отчеты работников организации, договоры, заключенные с деловыми партнерами, где в графе "Реквизиты" приведены номера их телефонов, и др.
     
     Кроме того, для внутреннего контроля руководитель организации может издать специальное положение об обеспечении сотрудников мобильной связью. Для осуществления внутреннего контроля можно также установить лимит переговоров. Разговоры сверх лимита считаются разговорами в личных целях.