Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О государственной пошлине


О государственной пошлине*1
    

     _____
     *1 Текст главы 25.3 НК РФ, а также комментарии О.Н. Троицкой, В.Р. Захарьина, Л.Н. Крыкановой, Е.С. Вылковой и В.Н. Слатвинского cм.: НВ: комментарии... - 2005. - N 1. - С. 34-51; N 2. - С. 2-29; N 3. - С. 16-33.
     
А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
     
     Федеральным законом от 02.11.2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) дополнена главой 25.3 "Государственная пошлина", которая вступила в силу с 1 января 2005 года.
     
     Положения главы 25.3 НК РФ существенно отличаются от ранее действовавшего законодательства о государственной пошлине. Наиболее принципиальными из них являются следующие изменения и дополнения.
     
     Во-первых, по сравнению с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о государственной пошлине в главе 25.3 НК РФ значительно расширен перечень юридически значимых действий, за совершение которых должна уплачиваться государственная пошлина.
     
     Например, только в п. 1 ст. 333.33 НК РФ содержится 82 подпункта, где перечислено свыше 200 юридически значимых действий, за которые должна уплачиваться государственная пошлина.
     
     Во-вторых, значительно увеличено число органов, организаций и должностных лиц, уполномоченных осуществлять юридически значимые действия, за которые уплачивается государственная пошлина.
     
     Так, подпунктом 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ предусмотрена уплата государственной пошлины за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием, за исключением действий, связанных с лицензированием производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, с лицензированием деятельности в области оказания услуг связи, а также действий, приведенных в подпунктах 49, 55 и 72-74 данного пункта ст. 333.33 Кодекса.
     
     При этом более 40 министерств и ведомств уполномочены выдавать лицензии на отдельные виды деятельности в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.02.2002 N 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности".
     
     В-третьих, в главе 25.3 НК РФ размеры государственной пошлины установлены в основном в фиксированных суммах. В действовавшем до 1 января 2005 года Законе РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" многие ставки государственной пошлины были "увязаны" с минимальным размером оплаты труда. Необходимость в этом была обусловлена в основном высоким уровнем инфляции в 90-годы.
     
     В-четвертых, принципиально изменен порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты государственной пошлины. В соответствии с бюджетным законодательством основные источники доходов бюджетов Российской Федерации, в том числе и государственная пошлина, закреплены за главными распорядителями средств федерального бюджета - администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации.
     
     К администраторам поступлений в бюджеты Российской Федерации отнесены налоговые органы, иные органы государственной власти, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, юридические лица, уполномоченные указанными органами государственной власти, а также созданные этими органами государственные (муниципальные) учреждения.
     
     В рамках бюджетного процесса администраторы поступлений в бюджет должны осуществлять мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника и представлять прогнозы поступлений на очередной финансовый год в соответствующие финансовые органы.
     
     На администраторов поступлений в бюджет возложены функции контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним. Это в полной мере относится и к государственной пошлине.
     
     Следует отметить, что приказом Минфина России от 23.03.2005 N 47н внесены изменения в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом от 10.12.2004 N 114н, согласно которым ФНС России переданы функции администрирования государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами.
     
     Совершенно новым является и то, что в соответствии со ст. 333.42 НК РФ органы, организации и должностные лица, уполномоченные взимать государственную пошлину, обязаны представлять в налоговые органы информацию о совершенных юридически значимых действиях в порядке, установленном Минфином России. Проект такого порядка разработан и после его утверждения Минфином России будет доведен как до налоговых органов, так и до других администраторов государственной пошлины.
     
     Внесенные в законодательство Российской Федерации о государственной пошлине изменения и дополнения привели к увеличению поступлений в бюджет сумм государственной пошлины. По состоянию на 1 июня 2005 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило государственной пошлины на сумму 3,7 млрд. руб., в том числе государственной пошлины, администрируемой налоговыми органами (с учетом сбора за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц и государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами), - 2,5 млрд. руб.
     
     Практика применения положений главы 25.3 НК РФ свидетельствует о том, что некоторые нормы этой главы Кодекса сформулированы недостаточно четко, вызывают споры между плательщиками государственной пошлины и сотрудниками налоговых органов, а также становятся причиной возникновения вопросов у администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации, на которых возложены обязанности по администрированию государственной пошлины.
     
     Особенно много вопросов связано с возвратом из бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм государственной пошлины, взысканием государственной пошлины по исполнительным листам судов, с исчислением и уплатой государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство, государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и договоров отчуждения недвижимого имущества.
     
     В настоящее время Минфином России с участием ФНС России подготавливаются предложения о внесении изменений и дополнений в некоторые положения НК РФ, регулирующие порядок исчисления и уплаты государственной пошлины.
     

Ответ на вопрос

     
     В каких размерах уплачивается государственная пошлина за выдачу судами копий решений, определений, приговоров, судебных приказов и иных документов из дела?
     
     В соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 333.19 НК РФ при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов государственная пошлина уплачивается в размере 2 руб. за одну страницу документа, но не менее 20 руб.
     
     Таким образом, при выдаче копий вышеуказанных документов в пределах от 1 до 10 страниц государственная пошлина уплачивается в размере 20 руб., а при количестве копий, превышающем 10 страниц, - исходя из расчета 2 руб. за каждую страницу документа.
     
     Например, за выдачу судом копии решения, состоящего из 2 страниц, необходимо уплатить государственную пошлину в размере 20 руб., а копии решения на 15 страницах - в размере 30 руб.